Что составляет сущность гражданского общества

Сущность и структура гражданского общества

Что составляет сущность гражданского общества

Гражданское общество — это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке.

Это самостоятельное объединение людей, активно участвующих в общественной жизни. Оно является своеобразной промежуточной структурой между личностью и государством, выразителем общественного мнения.

В гражданском обществе главным действующим лицом, субъектом развития выступает человек с его системой интересов и потребностей.

Гражданское общество — историческое образование, возникающее после создания государства на определенной ступени развития общественных отношений.

Проблема гражданского общества, его взаимодействия с государством столь же древняя, как и политическая наука.

Так, например, Николо Макиавелли в трактате «Государь» писал: «В жизнь общества, в такие его сферы, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей Государь не должен вмешиваться».

В политической науке термин «гражданское общество» в том смысле, в котором это принято сегодня первым употребил Т.Гоббс. В новой и новейшей истории особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Г.

Гегелю, который сформулировал основополагающие подходы к сущности гражданского общества: гражданское общество представляет особую стадию в диалектическом движении человеческой цивилизации от семьи к государству; оно формируется на основе развитой социальной жизни, включающей рыночную экономику, социальные классы и институты, в задачу которых входит обеспечение жизнеспособности общества, удовлетворение интересов и потребностей его индивидов, реализация гражданских прав.

Структуру гражданского общества Г. Гегель рассматривал как определенную систему, состоящую из частных лиц, классов, групп и социальных институтов, взаимодействие которых регулируется политикой. Гражданское общество, подчеркивал он, представляет собой «…конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую связь».

Основополагающими принципами функционирования гражданского общества Гегель считал: частную собственность, личную свободу, публичность, всеобщую осведомленность, свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго соблюдаемые законы.

Гражданское общество и государство он рассматривал как самостоятельные политические феномены, одновременно полагая, что грань, разделяющая их, весьма условна.

Даже отделившись от государства, гражданское общество, подчеркивал философ, остается его органической частью.

Это связано с тем, что различные элементы данного общества могут абсолютизировать собственные интересы в ущерб другим его частям и, следовательно, нуждаются в государственном контроле.

В советской научной литературе термин «гражданское общество» появился в 60-х гг. ХХ в., однако специального анализа этого понятия не проводилось. И только в 80-х гг. ХХ века эта категория, с учётом выводов зарубежных исследователей, была введена в отечественный научный оборот.

В современной науке существует несколько подходов к сущности гражданского общества: либерально-демократический подход -связывает гражданское общество с рыночной экономикой, разнообразием форм частной собственности, развитием демократии (максимальная свобода и независимость индивидов и институтов этого общества являются высшим идеалом); социал-демократический подход — признает гражданское общество сердцевиной не только всей общественной, но и политической жизни, отмечая при этом, что общество может быть демократическим, если у него есть реальная возможность формировать структуры власти, которые, в свою очередь, определяют контуры гражданского общества; ортодоксальный (марксистский) подход — рассматривает разделение гражданского общества и государства негативно, полагая, что это затушевывает основополагающий вопрос о частной собственности и классовых противоречиях, что, естественно, не дает прояснения подлинного существа этой проблемы.

Основными причинами возникновения гражданского общества являются следующие:

  • появление частной собственности (именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым);
  • появление свободной рыночной экономики, в которой в одиночку выжить труднее;
  • обязанность государства максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан (они многочисленны и разнообразны, различные объединения и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы).

Генезис гражданского общества включает ряд этапов, на каждом из которых оно функционирует в различных конкретно-исторических формах. Его первой формой принято считать общину, которая на ранних стадиях человеческой цивилизации обеспечивала относительное удовлетворение потребностей и интересов людей, реализацию их возможностей.

На определенном историческом этапе общественного развития гражданское общество ограничивалось рамками таких социальных образований, как сословия, социальные группы, классы, создающих для защиты своих интересов такой институт, как государство.

Развитие рыночных отношений, дальнейшее углубление процесса разделения общественного труда, ликвидация внеэкономической зависимости от собственника, а также обострение социальных противоречий активизируют формирование гражданского общества, и оно расширяет свои границы до масштабов всей страны и выступает в форме сообщества граждан, проживающих на ее территории.

В то же время необходимо подчеркнуть, что развитое гражданское общество не может существовать без сильного демократического государства, создающего и поддерживающего, прежде всего, юридические, а также экономические, духовно-идеологические и другие основы его функционирования. Это положение подчёркивал ещё защитник принципа народного суверенитета Ж.-Ж.Руссо: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам». Государство и гражданское общество, таким образом, — неразрывные элементы единой общественной системы.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа структуры гражданского общества — личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор.

Государство служит ей. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов и наоборот. Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции — все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений.

Таким образом, идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества.

Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы:

  • всевозможные негосударственные предприятия, создаваемые по инициативе граждан (кооперативы, акционерные общества, арендные предприятия, частные фирмы, банки, товарищества и т.д.), которые способствуют развитию негосударственных социально-экономических отношений (собственность, труд, предпринимательство);
  • добровольно сформировавшиеся самоуправляющиеся общности людей, выступающие своеобразным посредником между государством и гражданами и создающиеся для борьбы за власть или для расширения позиций тех или иных социальных групп в системе власти (семья, частные школы и вузы, церковь, профессиональные и другие общественные объединения, союзы, клубы, ассоциации, политические партии и др.), которые не являются органами государственного управления и остаются вне сферы его влияния;
  • институты прямой демократии и система самоуправления, ограждённые законом от прямого вмешательства со стороны государственной власти (органы самоуправления, которые на основе правовых норм и принципов их функционирования становятся центром отношений всех граждан как с институтами гражданского общества, так и с органами государственного управления);
  • производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, национальные и религиозные воззрения, морально-этические нормы и ценности и т.д.;
  • негосударственные средства массовой информации, которые не только выступают рупором общественного негосударственного сознания, но и служат своеобразным связующим звеном всех структурных элементов гражданского общества, а также проводником общественного настроения (мнения) в систему государственного регулирования.

К современным принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:

  • обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики, возможности для каждого индивида самостоятельного выбора конкретной сферы своей хозяйственной деятельности;
  • обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, институтов и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую интегрирующую политику в интересах всего общества;
  • постоянная и всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, счастье, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
  • осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;
  • обязательное взаимодействие с государством, без наличия которого не может быть и самого гражданского общества.

Основными сферами функционирования гражданского общества являются: политико-правовая, экономическая, духовно-идеологическая и культурно-нравственная. В политической науке выделены определённые условия функционирования современного развитого гражданского общества в этих сферах.

В политико-правовой сфере:

  • функционирование правового государства, характеризующееся наличием широкой политической демократии, прав на всеобщие и равные выборы, парламентское представительство, стремлением к равноправию, равной для всех свободе, соучастию в принятии политических решений;
  • максимальное удовлетворение демократическим государством интересов и потребностей своих граждан, обеспечение прав и свобод человека во всех сферах социальной, экономической, политической, муниципальной и личной жизни;
  • развитость системы местного самоуправления;
  • наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий права на существование гражданского общества.

В экономической сфере:

  • владение каждым членом гражданского общества конкретной собственностью, наличие у него права использовать и распоряжаться ею;
  • функционирование свободной рыночной экономики, базирующейся на её многоукладности и способствующей развитию многообразия социальной структуры общества;
  • ведение государством сильной социальной политики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей.

В духовно-идеологической и культурно-нравственной сферах:

  • достаточно высокий интеллектуальный и нравственный уровень развития личности, её внутренняя свобода, основанная на цивилизованности общественных отношений;
  • приоритет таких социальных ценностей, как самостоятельность, ориентированность на созидание и т.п.;
  • свободно формирующееся общественное мнение и идеологический плюрализм, свобода совести;
  • всеобщая информированность и, прежде всего, реальное осуществление права человека на информацию и свободу слова.

На основании вышеизложенного можно дать следующее определение: гражданское общество — это совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для самореализации индивидов и коллективов.

Сущность и структура гражданского общества определяют следующие функции, выполняемые им в сложной системе общественных отношений:

  • обладая определёнными независимыми от государства средствами и санкциями, заставляет человека соблюдать общепринятые нормы, участвуя, таким образом, в социализации и воспитании граждан;
  • регулирует общественные отношения в системе: гражданин — институты гражданского общества — государство;
  • способствует интеграции общества, формируя его политическое и духовное единство в условиях развития цивилизованного политического, экономического и идеологического плюрализма;
  • являясь базой общественного и государственного строя, способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы;
  • обеспечивает саморазвитие граждан, социальных и этнических групп на основе лучших традиций прошлого и достижений современной цивилизации;
  • защищает интересы, права, свободы граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов.

Таким образом, в современном представлении политологов гражданское общество это:

  • совокупность негосударственных отношений людей — нравственных, религиозных, социально-экономических, семейных и социальных общностей (институтов), находящихся вне государственных структур, с помощью которых фиксируются и удовлетворяются интересы индивидов и их групп;
  • социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития (государственная регламентация действует только в порядке контроля за антисоциальными действиями);
  • высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, союзы, гильдии, клубы, фонды и т.д., исключая государственные и политические структуры.

Источник: https://psyera.ru/sushchnost-i-struktura-grazhdanskogo-obshchestva_8226.htm

ПОНЯТИЕ

Что составляет сущность гражданского общества
1

Гражданское общество считается инструментом политического, экономического и социального развития и поэтому данное понятие является одним из распространенных словосочетаний при обсуждении проблем современного общества

Судьба современного общества в мире определяется в конечном счете формированием зрелого гражданского общества. Это краеугольный камень фундамента демократических преобразований. Большое оживление интереса к понятию «гражданское общество» особо заметно в посткоммунистических странах Восточной Европы.

Современные представления о гражданском обществе сложились в итоге длительной эволюции, отражавшей эволюцию политических систем и социальных отношений. Следовательно, изучение истории формирования идеи гражданского общества является необходимой предпосылкой для понимания ее современного состояния.

Понятие «гражданское общество» восходит к античной мысли. У античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов: «polls» и «роlitea» у древних греков, «res publica» и «societas civilis» у древних римлян. Они охватывали важнейшие сферы жизни людей.

Для греческого полиса характерно слияние гражданского коллектива с государством. Гражданам полиса чужда идея неприкосновенности частной сферы. Приверженность духу гражданского коллективизма выражалась в том, что общие интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался первым.

Констатируя данный факт, Аристотель подчеркивал, что если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более полным представляется благо государства, его достижение и сохранение. Прекрасно и божественно благо народа и государства (по сравнению с благом одного человека) — таков главный тезис Аристотеля.

Человек, сколь бы значительным он ни был, всецело зависел от государства-полиса. Показательно, что однокоренное со словом politikon древнегреческое прилагательное переводится как гражданский, общественный.

Знаменитая формула Аристотеля «Zoon politikon» переводится на современные языки по-разному: «человек — существо политическое», «человек — существо общественное», «существо, живущее в полисе». Политический человек не мыслил себя вне экономической, социальной, религиозной сфер.

Основополагающие аспекты жизни человек античности и средневековья воспринимал в целостности, не делая различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Миросозерцание людей характеризовалось нерасчлененностью. Также оценивалось социальное окружение.

Это не говорит о гармоничности жизни, отсутствии в ней противоречий и конфликтов. Государство-полис отождествлялось с обществом как таковым, обеспечивающим жизнедеятельность людей во всех ее формах, проявлениях.

Корни понятия «гражданское общество» также исходят к трудам Цицерона. При этом, если античные мыслители под гражданским обществом имели в виду преимущественно само государство и общество как целостность, то в политико-правовом учении Цицерона сочетается развитие ряда новых положений в сторону его юридизации.

Государство (respublica) Цицерон определяет как, достояние народа (res populi). При этом подчеркивает, что народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.

Таким образом, Цицерон стоит у истоков юридизации понятия «гражданское общество», которая в последующем имела много приверженцев.

Современным эквивалентом понятия «полис» корректнее считать не «государство», а «страна», «сообщество» или какое-либо иное понятие, адекватно выражающее реальное содержание исторического феномена. Такой подход в почти неизменном виде сохранился вплоть до Нового времени. Еще во французской теории административной монархии XVII в.

общество слито с государством, воплощается в нем. Там отсутствуют понятия права, предшествующего политическому строю, стоящего выше него, и прав личности, ограничивающих государственную власть.

Конфликт между отдельным индивидом и государством еще не обнаруживается в то время именно потому, что мысль противопоставить их друг другу не получила признания.

Современное представление о гражданском обществе возникло в конце ХVIII в.

Такие теоретики, как Томас Пейн или Гегель рассматривали гражданское общество как близкую к государству (имея в ввиду правовое государство), но отделенную от него сферу, в которой граждане объединяются в соответствии с собственными желаниями и интересами.

Хотя в отношении данного подхода можно представить ряд возражений. Гражданское общество не олицетворяет общество в принципе. Оно формируется исторически, на определенном этапе развития человеческого общества.

Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. Вслед за Гегелем К.Маркс рассматривал гражданское общество как исторический феномен, результат исторического развития, а не как данное природой состояние.

Государство и гражданское общество составляют исторически детерминированные образования, характеризующиеся особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы и защищаемые соответствующими политико-правовыми механизмами.

Они имеют преходящий характер, поскольку порождают пролетариат — могильщика буржуазного общества.

Строя свой анализ главным образом на характеристиках производства, Маркс не уделил должного внимания таким элементам гражданского общества, как домохозяйства, добровольные ассоциации, средства массовой информации и т.д. Он игнорировал появление, начиная с XVIII в.

, профессиональных организаций инженеров, врачей, юристов, архитекторов и т.д. В марксистской теории государство выражает общий, а гражданское общество — частный интерес. Гражданское общество относится к материальной сфере, в то время как государство составляет надстройку, причем государство относится к гражданскому обществу спиритуалистически — как небо к земле в религии.

В.И.Ленин вообще не пользовался понятиями гражданского общества и правового государства.

Считалось, что освобождение человечества придет в результате уничтожения классовых различий и последующей ликвидации разделения между гражданским обществом и государством, а также достижения координации и объединения личного и коллективного существования.

В итоге в условиях реального социализма государство, которое рассматривалось как выразитель, гарант всеобщего интереса, по сути дела полностью подчинило, поглотило общество. Неудивительно, что из советского обществознания вообще исчезло понятие «гражданское общество».

Однако общественные и политические последствия промышленной революции ослабили внимание к понятию гражданского общества, привели к его временному забвению.

После второй мировой войны оно было возрождено со стороны Антонио Грамши, который рассматривал гражданское общество как базу для независимых политических действий против диктаторских режимов. Хотя А. Грамши был марксистом и занимался исследованием диктатур правого толка, его идеи оказывали влияние на диссидентов и правозащитников как в Восточной Европе, так и в Латинской Америке.

В основе современных понятий о гражданском обществе лежат три идеи: присутствие в мире некоторой имманентной разумности; присутствие в обществе некоторой имманентной солидарности; присутствие в человеке некоторой имманентной автономности. Идеи ни в коей мере не являются «научными».

Скорее, они являются предметом веры. Идея гражданского общества не основана лишь на идее личных прав и свобод. Без учета фактора групповых прав существование гражданского общества невозможно. Личностное самовыражение происходит через связи с другими.

Причем это касается не только высокоразвитых стран.

Гражданское общество является противоположностью обществу традиционному.

Традиционное общество основано на отождествлении властных отношений и отношений собственности, корпоративности и заранее определенного статуса членов общества.

Гражданское общество, являясь результатом европейско-американского развития, основано на так называемом плюрализме, в основе которого лежит принцип самоопределения личности.

Процесс создания объективных предпосылок гражданского общества в незападных ареалах можно отнести лишь к самым последним десятилетиям, когда туда пришли и закрепились элементы эгалитарного правосознания и правопорядка, рыночных экономических связей и некоторые понятия об универсальном характере человеческого достоинства.

Итак, гражданское общество — это социокультурное пространство, где формируется система негосударственных общественных институтов и отношений, создающих возможность и условия в рамках общепринятых правовых норм каждому человеку в качестве самостоятельного субъекта общественной жизни реализовать свои гражданские права, удовлетворять свои различные материальные и духовные потребности. Сущность гражданского общества определяется мерой индивидуальной свободы, самоценности и самоопределения отдельно взятой личности в обществе, а его содержание — взаимодействием и взаимоотношением относительно независимых друг от друга и от государства индивидов.

Библиографическая ссылка

Ганин О.Н. ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 2. – С. 93-94;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5768 (дата обращения: 29.11.2019).

Источник: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5768

Материалы

Что составляет сущность гражданского общества

Выяснение понятия «гражданское общество» необходимо не только в чисто познавательных целях. Сегодня в Российской Федерации довольно активно формируются институты гражданского общества.

В этих условиях и возникает потребность в осмыслении соотношения между государством и гражданским обществом, в выяснении самого понятия «гражданское общество».

Осмысливая это понятие, на наш взгляд, следует обратить внимание на следующие моменты:

I. Гражданское общество и общество вообще — это не одно и то же. Общество, как уже отмечалось, составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами. Гражданское же общество – это, прежде всего, часть общества за исключением государства как организации его политической власти.

Гражданское общество – это реальное государствоформирующее общество. Как та часть общества, которая занималась его воспроизводством, созданием материальной основы жизни, оно существовало всегда и выделялось по отношению к государству, которое в отличие от него специализировалось на управленческой сфере.

Довольно заметные черты гражданского общества можно было наблюдать еще в Древней Греции — в государствах-полисах. В Древнем Риме сильное развитие получили торговля, ремесло, а отсюда и гражданское право — как юридическая основа функционирования гражданского общества.

Достаточно вспомнить выражение: «Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил», чтобы убедиться в силе гражданского общества в древнеримском государстве. По существу, на идее гражданского общества построена теория общественного договора происхождения государства.

Конечно, в прошлом в их соотношении были периоды, когда государство полностью преобладало в организации общественной жизни, и дееспособность гражданского общества сводилась к нулю. Но это уже другой вопрос.

2. Гражданское общество, на наш взгляд, появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. В этой связи можно даже сказать, что нет государства — нет и гражданского общества.

Это утверждение с точностью, наоборот: без гражданского общества нет и современного государства. Гражданское общество, в современном мире, во многих странах выступает учредителем государства как организации политической власти общества.

Только в связке «учредитель» и учреждаемая «политическая власть» приобретает значение проблема соотношения гражданского общества и государства.

3. Несмотря на то, что понятие гражданское обществосоотносится с понятием государства, гражданское общество остается естественным продолжением общества, условием его жизнедеятельности, включая и государство. Это понятие необходимо для того, чтобы различать и показывать ту часть всего общества, которая формирует государство для обслуживания интересов этого же общества.

4. Гражданское общество и государство объективно «обречены» на постоянное взаимодействие.

В их взаимоотношениях при правильном общественном и государственном устройстве (то есть при светском, цивилизованном, демократическом правовом обществе и государстве) примат принадлежит гражданскому обществу.

Оно формирует государство для реализации своих интересов, определяет направления его деятельности, контролирует деятельность его органов.

5. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане.

Если государство отрывается от интересов гражданского общества, то оно деградирует, теряет свое естественноисторическое социальное назначение.

Такое государство исторически обречено и рано или поздно гражданское общество должно формировать контролируемое им государство.

6.

Чтобы верно понять гражданское общество, недостаточно видеть только разделенность общества на гражданское и политическое, но и само гражданское общество надо рассматривать как множество групповых интересов, а не как простую совокупность граждан. Это — общество граждан, имеющих различные групповые интересы. Отсюда и потребность в политической власти для оптимального юридического отлаживания противоречий, основанных на различных интересах.

Таким образом, гражданское общество — это форма жизни и деятельности свободных, равноправных, творчески активных людей, создающих для управления общими делами организацию политической власти (государство).

Гражданское общество идет на смену не только кровно-племенной организации людей, но и соборности, общинности и т.д.

Гражданское общество — это общество «незнакомых» людей, имеющих свои интересы и желающих их удовлетворить, в том числе и возможностями деятельности государства.

В соотношении гражданского общества и государства примат, безусловно, принадлежит первому. Однако всегда необходимо иметь в виду активную роль государства по отношению к обществу (гражданскому обществу).

Хотя государство им формируется и контролируется, но формируется по большому счету для управления общественным развитием. Оно управляет обществом, но эта функция передается ему самим обществоми им же контролируется.

Здесь можно провести аналогию с акционерным обществом, которое само учреждает органы своего управления.

Гражданское общество формирует государство с целью: защитить себя от внешних и внутренних противников; беречь моральные устои, нравственные ценности, на которые оно опирается; защищать жизнь, свободу, здоровье граждан; обеспечивать оптимальные условия функционирования экономических отношений в обществе; проводить в жизнь его идеологию, социальные программы, способные смягчать противоречия между различными социальными группами и людьми.

В условиях, когда гражданское общество не способно само сформировать государство, наблюдается хаос или появляется узурпированная (самовольно захваченная) нелегитимная власть, которая, как правило, устанавливает свое господство над ним. Появляются внеправовые государства: тоталитарное (подчиняет и контролирует все гражданское общество), корпоративное, этнократическое, фашистское и др.

В отличие от внеправовых государств, в демократических государствах главным действующим лицом государствообразующего общества выступает человек, который и составляет его основу (основной субъект). Именно человек (не подданный) является членом гражданского общества, и он с его интересами стоит в корреспондирующей связи с государством.

Человек как носитель неотъемлемых прав и свобод, а не безликий народ или нация, является главным и безусловным действующим лицом гражданского общества. Нет личности — нет и гражданского общества. Состоятельность, дееспособность гражданского общества в полной мере зависят от степени свободы личности.

Только состоятельные, дееспособные личности могут образовать, действенное по отношению к государству, гражданское общество.

Отсюда оно включает в себя систему установившихся моральных, экономических, политических, правовых отношений: свободу труда и предпринимательства, право собственности и гарантии ее защиты, деятельность общественных и политических организаций, сферу воспитания и образования, культуру, науку и средства массовой информации, а также все, что служит интересам удовлетворения потребностей людей. Основным институтом гражданского общества является объединение людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. Именно предпринимательская деятельность направлена на материальное обеспечение жизнедеятельности всего общества. Если гражданское общество не сумеет оптимально обеспечивать проблемы воспроизводства жизнедеятельности самого общества, то и не сумеет содержать нормальное государство.

В целом, на наш взгляд, можно дать следующее определение гражданского общества: гражданское общество — это дееспособная система политических, экономических, социальных и иных отношений, складывающихся в процессе самоорганизации жизнедеятельности общества, включая отношения по формированиюгосударства. Именно для оптимального управления делами гражданского общества, организации защиты прав и свобод членов этого общества учреждается государство — политическая власть этого общества.

Источник: http://www.pravgos.ru/knigi/teoriya-gosudarstva-i-prava-uchebnik-dlya-vuzov/1.3.-ponyatie-i-suschnost-grazhdanskogo-obschestva

Гражданское общество, его сущность и создание им: Обеспечение прав человека предполагает непосредственное и активное

Что составляет сущность гражданского общества

Обеспечение прав человека предполагает непосредственное и активное участие индивида в общественном развитии, в решении социальных проблем, касающихся его жизненных интересов. Чем более многообразным оно является, тем реальнее права и свободы личности. Важнейшим социальным механизмом, обеспечивающим такое участие, является гражданское общество.

В литературе существуют различные подходы к трактовке этого понятия. Одни рассматривают гражданское общество как совокупность общественных интересов и как сферу их реализации, которые находятся вне поля деятельности государства. Другие считают, что гражданское общество — это свободная и независимая от церкви и государства многогранная общественная жизнь.

Третьи под гражданским обществом понимают комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме, т.е. всё, что не есть государство.

Очевидно, полностью отделять государство от гражданского общества неправильно, ибо существует множество структурных связей, частично переплетающихся и с государством, и с гражданским обществом (например, партии). Гражданское общество выступает как промежуточная структура, связующее звено между гражданином и государством.

Основы гражданского общества — свободный, полноправный, ответственный за свои действия человек. Поэтому все организации, институты, группы, которые призваны способствовать реализации интересов, целей, устремлений отдельной личности, являются несущими конструкциями здания гражданского общества.

В развитом гражданском обществе свободно существуют и создаются различные партии, массовые общественные организации, движения, группы по интересам, убеждениям, различные ассоциации и т.д. В таком обществе все свободны, равноправны, активно участвуют в управлении.

Поэтому государство и общество — это две части единого целого, которые живут одной жизнью, дополняя друг друга. Гражданское общество выступает как система саморазвивающихся элементов и ценностей, как сфера общественной жизни людей, которая существует рядом с государством. Понятие «гражданское общество» возникло в глубокой древности.

Его корни восходят к идее философа Аристотеля, который определял государство как совокупность граждан или гражданское общество. Эти понятия не разделялись до XV-XVIII стст. По мнению Никколо Макиавелли, государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан и тем самым существовать независимо от гражданского общества.

Джон Локк отстаивает первенство гражданского общества, основой которого является собственность граждан. Более глубокую теоретическую разработку гражданскому обществу дал И.Кант. Он считал, что главным в формировании гражданского общества является соотношение свободы каждого со свободой другого.

По его мнению, гражданское общество основано на следующих трёх принципах: свобода члена общества как человека; равенство его с другими как подданного; самостоятельность общества как гражданина. Ф.Гегель под гражданским обществом понимал единство различных лиц, связанных между собой материальными интересами.

Он подчёркивал самостоятельность существования гражданского общества и государства.

Итак, гражданское общество представляет собой систему негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, через которые проявляются и осуществляются их личные интересы и которые создают совокупность неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.). Если государство представить вертикальной (иерархической) структурой, то гражданское общество будет являться горизонтальной структурой, находиться между личностью и государством.

Возникновение гражданского общества связано с невозможностью обеспечить полное и постоянное совпадение интересов государства и интересов граждан. Достижение оптимального состояния гражданского общества возможно через демократизацию всех сфер общественной жизни. 1) Экономической основой гражданского общества выступает многоукладная рыночная экономика, базой которой является частная собственность. В современных условиях различные формы собственности, находясь в равных условиях, конкурируя друг с другом, создают экономический фундамент гражданского общества. Негосударственные предприятия, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности — основа экономической сферы гражданского общества, которая гарантирует экономические права граждан. 2) Социальной основой гражданского общества является так называемый «средний слой», который в демократических странах составляет до 60% населения (в России этот слой составляет от 3,5 до 12%). К среднему слою относят научных и научно-технических работников, менеджеров, администраторов среднего уровня, интеллигенцию, фермеров, мелких владельцев, рабочих высокой квалификации, работников сферы услуг. Главные признаки среднего слоя — доход, образ жизни, общественный престиж. Они, как правило, работают по найму, владеют профессиональными знаниями, создают своим трудом прибавочную стоимость. 3) Политической основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и других групп населения по интересам, органы общественного самоуправления граждан. Важную роль играет также общественное мнение, негосударственные СМИ, семья, благотворительные фонды, творческие союзы, спортивные общества, религиозные объединения граждан и т.д. 4) Духовную основу гражданского общества составляет плюрализм в области идеологии, свобода совести, мысли, слова, реальные возможности публично высказать своё мнение.

5) Правовая основа определяет важнейшее требование гражданского общества государству — обеспечить правовыми методами социальную справедливость, защищённость каждого человека.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что гражданское общество функционирует в странах Западной Европы, США, где поощрялась активность самой личности, формировалось демократическое общество.

Элементы гражданского общества будут постепенно формироваться в странах СНГ и в Беларуси, но вполне естественно, что предстоит ещё длительный путь его развития и совершенствования. Гражданское общество может существовать лишь в условиях правового государства

Источник: https://textbooks.studio/uchebnik-teoriya-politiki/grajdanskoe-obschestvo-ego-suschnost-sozdanie.html

§ 3. Сущность и основные принципы гражданского общества

Что составляет сущность гражданского общества

Как уже отмечалось, Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело — проект, другое — его реальное воплощение в жизнь.

Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства.

В то же время антагонизма между ними не должно быть. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны.

К ним относятся: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Гражданское общество — не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев. Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача — «не мешать» нормальному течению экономической жизни. Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов. В то же время звание «гражданин» выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». — Н.А. Некрасов). Следует различать гражданство и гражданственность — это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Гражданское общество — открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, «очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться» . Иными словами, «раздельное» существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос — какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства. ———————————

Право и политика. 2000. N 8.
Именно в этом смысле гражданское общество противостоит политико-идеологическому, а тем более — авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах управления. Ключевую роль в нем играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым — сословие. Да и Маркс писал, что «в действительности семья, гражданское общество составляют необходимые предпосылки государства».

  1. Тема 9. Право в системе нормативного регулирования жизни общества. Сущность, содержание, цель, социальная ценность, эффективность, основные функции и принципы права
  2. Тема 9. Право в системе нормативного регулирования жизни общества. Сущность, содержание, цель, социальная ценность, эффективность, основные функции и принципы права
  3. 27. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие и основные признаки.
  4. § 2. Сущность и основные принципы правовой политики
  5. § 3. Основные принципы и тенденции развития гражданского и торгового права
  6. 1.3. Сущность и роль права в обществе
  7. §3. Основные современные учения о сущности права
  8. 2. Основные теории сущности юридического лица
  9. Понятие и сущность убеждения. Его основные формы.
  10. 1.1. Развитие принципа недопустимости обратного действия законодательства, его сущность и значение
  11. 2.4. Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства
  12. Вопрос_1. Гражданское право как отрасль права. Предмет гражданско-правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования. Принципы гражданского права.
  13. Статья 96. Основные положения об акционерном обществе
  14. Статья 95. Основные положения об обществах с дополнительной ответственностью
  15. Статья 87. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью
  16. Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах
  17. А. Основные классы феодального общества

Источник: https://jurisprudence.club/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/suschnost-osnovnyie-printsipyi-grajdanskogo.html

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий