Что такое специальные административные права

15. Специальные административно-правовые статусы граждан

Что такое специальные административные права

Отдельныекатегорий граждан, которые наделеныопределенной совокупностью специфическихадминистративных прав и обязанностейдлительное время влияющих на общийправовой статус, признаются гражданамисо специальным АПС.Признаки специального АПС1.

Наличие специального закона илиподзаконного акта, закрепляющегоспециальный статус2. Соответствующая категория гражданнаходится в постоянных административныхправоотношениях с публичной администрацией3.

В этих отношениях реализуютсядополнительные права, исполняютсядополнительные обязанности

1. Иностранныеграждане и лица без гражданства.иностранные граждане пользуются вРоссийской Федерации правами и несутобязанности наравне с гражданамиРоссийской Федерации, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральнымзаконом.

Естьспециальный орган – Федеральнаямиграционная служба (ФМС России) являетсяфедеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции повыработке и реализации государственнойполитики и нормативно-правовомурегулированию в сфере миграции,правоприменительные функции, функциипо федеральному государственномуконтролю (надзору) и предоставлению(исполнению) государственных услуг(функций) в сфере миграции.Специальныйрежим нахождения на территории РФ:Временноепребывние— срок временного пребывания иностранногогражданина в Российской Федерацииопределяется сроком действия выданнойему визы, за исключением случаев,предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом.Сроквременного пребывания иностранногогражданина, прибывшего в РоссийскуюФедерацию в порядке, не требующемполучения визы, не может превышатьдевяносто сутокСроквременного пребывания в РоссийскойФедерации иностранного гражданина,прибывшего в Российскую Федерацию впорядке, не требующем получения визы,и являющегося высококвалифицированнымспециалистом, и срок временного пребыванияв Российской Федерации членов его семьиопределяются сроком действия разрешенияна работу, выданного такомувысококвалифицированному специалисту.Срок действия разрешения на временноепроживание составляет тригода. Постоянноепроживание.В течение срока действия разрешения навременное проживание и при наличиизаконных оснований иностранномугражданину по его заявлению может бытьвыдан видна жительство.Заявление о выдаче вида на жительствоподается иностранным гражданином втерриториальный орган федеральногооргана исполнительной власти в сферемиграции не позднее чем за шесть месяцевдо истечения срока действия разрешенияна временное проживаниеТранзитныйпроезд.,Транзитный проезд через территориюРоссийской Федерации иностранныхграждан и лиц без гражданства в государствоназначения всеми видами транспортаразрешается по предъявлении российскойтранзитной визы, визы на въезд всопредельное с Российской Федерациейпо маршруту следования государстволибо визы государства назначения идействительных для выезда из РоссийскойФедерации проездных билетов илиподтвержденной гарантии их приобретенияв пункте пересадки на территорииРоссийской Федерации. Транзитная визаиностранному гражданину не требуетсяв случае транзитного проезда этогоиностранного гражданина через территориюРоссийской Федерации в безостановочномрежиме на участках транспортныхмагистралей в соответствии с перечнеми в порядке, которые установленыПравительством Российской Федерации.

Естьограничения. Например:

Иностранныеграждане в Российской Федерации неимеют права избирать и быть избраннымив федеральные органы государственнойвласти, органы государственной властисубъектов Российской Федерации, а такжеучаствовать в референдуме РоссийскойФедерации и референдумах субъектовРоссийской Федерации.

Временнопроживающий в Российской Федерациииностранный гражданин не вправе пособственному желанию изменять местосвоего проживания в пределах субъектаРоссийской Федерации, на территориикоторого ему разрешено временноепроживание, или избирать место своегопроживания вне пределов указанногосубъекта Российской Федерации.

Иностранныеграждане и являются субъектами такогонаказания как административное выдворение

2.

Беженцыи вынужденные переселенцыБеженец- это лицо, которое не является гражданиномРоссийской Федерации и которое в силувполне обоснованных опасений статьжертвой преследований по признаку расы,вероисповедания, гражданства,национальности, принадлежности копределенной социальной группе илиполитических убеждений находится внестраны своей гражданской принадлежностии не может пользоваться защитой этойстраны или не желает пользоваться такойзащитой вследствие таких опасений; или,не имея определенного гражданства инаходясь вне страны своего прежнегообычного местожительства в результатеподобных событий, не может или не желаетвернуться в нее вследствие такихопасений;1.Лицо, признанное беженцем, и прибывшиес ним члены его семьи имеют право на:

1)получение услуг переводчика и получениеинформации о своих правах и обязанностях,а также иной информации в соответствиис настоящей статьей;

2)получение содействия в оформлениидокументов для въезда на территориюРоссийской Федерации в случае, еслиданные лица находятся вне пределовтерритории Российской Федерации;

3)получение содействия в обеспечениипроезда и провоза багажа к меступребывания в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации;

4)получение питания и пользованиекоммунальными услугами в центревременного размещения в порядке,определяемом Правительством РоссийскойФедерации, до убытия к новому меступребывания;

5)охрану представителями территориальногооргана федерального органа исполнительнойвласти по внутренним делам в центревременного размещения в целях обеспечениябезопасности данных лиц;

Средиспецифических обязанностей:

2)своевременно прибыть в центр временногоразмещения или иное место пребывания,определенное федеральным органомисполнительной власти, уполномоченнымна осуществление функций по контролюи надзору в сфере миграции, либо еготерриториальным органом;

3)соблюдать установленный порядокпроживания и выполнять установленныетребования санитарно-гигиеническихнорм проживания в центре временногоразмещения;

4)сообщить в течение семи дней втерриториальный орган федеральногооргана исполнительной власти,уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сферемиграции, сведения об изменении фамилии,имени, состава семьи, семейного положения,о приобретении гражданства РоссийскойФедерации или гражданства другогоиностранного государства либо о полученииразрешения на постоянное проживаниена территории Российской Федерации;

5)сообщать о намерении переменить местопребывания на территории РоссийскойФедерации либо выехать на место жительстваза пределы территории РоссийскойФедерации;

Вынужденныйпереселенец— гражданин Российской Федерации,покинувший место жительства вследствиесовершенного в отношении его или членовего семьи насилия или преследования виных формах либо вследствие реальнойопасности подвергнуться преследованиюпо признаку расовой или национальнойпринадлежности, вероисповедания, языка,а также по признаку принадлежности копределенной социальной группе илиполитических убеждений, ставших поводамидля проведения враждебных кампаний вотношении конкретного лица или группылиц, массовых нарушений общественногопорядка.

1.Вынужденный переселенец имеет право:

1)самостоятельно выбрать место жительствана территории Российской Федерации, втом числе в одном из населенных пунктов,предлагаемых ему территориальныморганом федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сферемиграции. Вынужденный переселенец можетв соответствии с установленным порядкомпроживать у родственников или у иныхлиц при условии их согласия на совместноепроживание независимо от размеразанимаемой родственниками или инымилицами жилой площади;

2)при отсутствии возможности самостоятельногоопределения своего нового местажительства на территории РоссийскойФедерации получить у федеральногооргана исполнительной власти,уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сферемиграции, или его территориальногооргана в порядке, определяемомуполномоченным федеральным органомисполнительной власти, направление напроживание в центре временного размещениявынужденных переселенцев либо в жиломпомещении из фонда жилья для временногопоселения вынужденных переселенцев;

3)на получение содействия в обеспеченииих проезда и провоза багажа к новомуместу жительства или к месту пребывания.

При этом малообеспеченные лица (одинокийпенсионер, одинокий инвалид, семья,состоящая только из пенсионеров и (или)инвалидов, одинокий родитель (заменяющееего лицо) с ребенком или детьми в возрастедо восемнадцати лет, многодетная семьяс тремя и более детьми в возрасте довосемнадцати лет) имеют право накомпенсацию расходов на проезд и провозбагажа от места временного поселенияк новому месту жительства или к меступребывания на территории РоссийскойФедерации в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации.

2.

Вынужденный переселенец обязан:

1)соблюдать Конституцию РоссийскойФедерации и законы;2)соблюдать установленный порядокпроживания в центре временного размещениявынужденных переселенцев и жиломпомещении из фонда жилья для временногопоселения вынужденных переселенцев;3)при перемене места жительства передвыездом сняться с учета в территориальноморгане федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сферемиграции, и в течение одного месяцавстать на учет в территориальном органефедерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сферемиграции;

4)проходить ежегодный переучет в сроки,устанавливаемые территориальным органомфедерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сферемиграции.

Вынужденный переселенец утрачиваетправо на проживание в жилом помещениииз фонда жилья для временного поселениявынужденных переселенцев при получении(приобретении) другого жилья или призавершении строительства индивидуальногожилья, при утрате или при лишении статусавынужденного переселенца, а также вслучае, если он отсутствует безуважительных причин свыше шести месяцев.

Государственныеи муниципальные служащие.Лица,находящиеся под административнойопекой.Лица,находящиеся под административнымнадзором (освобожденные из тюрьмы).Административноарестованные и задержанные.Водители.Охотники. Студенты

Вподавляющем большинстве случае каждыйгражданин обладает одним или несколькимиспециальными статусами.

Источник: https://studfile.net/preview/6190163/page:9/

Субъекты административных правоотношений и особенности их правового статуса

Что такое специальные административные права


В статье раскрыта сущность дефиниции «субъекты административного права» с позиции науки административного права; выделены особенности субъектов административного права; определены виды субъектов административных правоотношений; раскрыта сущность административной правосубъектности, административной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности; рассмотрены особенности правового статуса различных субъектов административных правоотношений.

Ключевые слова: административное право, административные правоотношения, субъекты административных правоотношений, административная правосубъектность, административная дееспособность, административная правоспособность, частные субъекты административных правоотношений, публичные субъекты административных правоотношений.

The article reveals the essence of the definition “subjects of administrative law” from the standpoint of the science of administrative law; highlighted the features of subjects of administrative law; types of subjects of administrative legal relations are defined; the essence of administrative legal personality, administrative legal capacity, legal capacity and delictual capacity is disclosed; considered the features of the legal status of various subjects of administrative legal relations.

Keywords: administrative law, administrative legal relations, subjects of administrative legal relations, administrative legal personality, administrative capacity, administrative capacity, private subjects of administrative legal relations, public subjects of administrative legal relations.

Административное право отличается сложной системой субъектов административных правоотношений, состав и положение которых постоянно модернизируются под влиянием изменений, происходящих в обществе.

К примеру, в последние годы появились такие новые субъекты, как иностранные агенты, публично-правовые компании, саморегулируемые организации и пр. При этом изучение субъективного состава является основополагающим при исследовании любой отрасли права. В. М.

Манохина справедливо отметила, что эффективность отраслевых норм находится в прямой зависимости от качества знаний о субъекте правоотношений, регулируемых ими [10, с. 188].

Субъект является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект.

С позиции научной литературы под субъектами понимаются физические и юридические лица, а также государственные и муниципальные органы, которые в силу положений нормативных актов наделены способностью иметь и осуществлять права и обязанности (т. е. субъекты наделены правосубъектностью).

С. С. Алексеев выделяет два основных признака субъекта права [4, с. 320]:

1) субъект права — это лицо, выступающее участником общественных отношений, которое в силу своих особенностей может выступать носителем субъективных прав и обязанностей;

2) субъект права должен обладать реальной возможностью участвовать в правоотношениях.

В науке административного права понятие «субъект права» исследуется отдельно, при этом признаётся, что вопрос о сущности субъекта административных правоотношений является одним из важнейших. Система субъектов административных правоотношений более сложная в сравнении с другими отраслями [11, с. 189].

К субъектам административных правоотношений относятся:

1) лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений, а именно: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;

2) общественные (негосударственные) объединения; служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;

3) представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

В науке административного права субъекты административных правоотношений принято объединять в три группы [12, с. 175]:

1) Индивидуальные субъекты (физические лица);

2) Коллективные субъекты (юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления и пр.);

3) Специальные субъекты.

При этом существуют и иные взгляды на классификацию субъектов административных правоотношений. К примеру, А. Б.

Агапов выделяет индивидуальные и корпоративные субъекты (публично-правовые и частноправовые участники) [5, с. 186]. Т. Б.

Макаров говорит о необходимости классификации субъектов административных правоотношений, исходя из их правового положения в механизме государственного управления [8, с. 43].

Также в качестве основания классификации субъектов административного права рассматривают их правовое положение в системе публичного администрирования [7, с. 17]. Поэтому, по мнению А. М.

Волкова, разумнее говорить о субъектах, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектах, таковыми не наделенных, выделяя две основные группы субъектов административных правоотношений: публичные (властные) субъекты и частные (невластные) субъекты [6, с. 210].

Классификация субъектов административного права на публичные и частные не является бесспорной, так как серьёзного осмысления требует сама концепция публичной и частной правосубъектности участников административно-правовых отношений.

В этом направлении достаточно удачным считается разъяснение, данное применительно к субъектам налоговых правоотношений. Подвергая критике классификацию административной и налоговой правосубъектности на «активную» и «пассивную», Д. В. Винницкий [12, с.

175] предложил подразделять налоговую правосубъектность на частную (носителями которой выступают граждане, иностранцы, организации) и публичную (где носители — государственные и муниципальные органы, общественно-территориальные образования).

Соответственно, субъектов налогового права он считает необходимым подразделять на частных и публичных, используя в качестве основного критерия наличие (или отсутствие) публичной власти у субъекта.

Субъекты административных правоотношений становятся элементами административно-правовых отношений и приобретают административную правосубъектность в разное время. Так, российские граждане обладают им с рождения.

Иностранные граждане и лица без гражданства — с момента пересечения государственной границы Российской Федерации. Юридические лица приобретают административную правосубъектность после регистрации в установленном порядке.

Государственные и общественные (негосударственные) служащие — с момента назначения на должность.

В качестве частных лиц в аспекте административных правоотношений выступают субъекты, которые в публичных правоотношениях не обладают официальными властными полномочиями, не подчиняются публичной воле. Потому к категории частных лиц не относят должностных лиц.

Д. М. Овсянко видит главную особенность, характеризующую граждан как участников административно-правовых отношений, в том, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные права и обязанности в сфере исполнительной власти [12, с. 175].

Административно-правовое положение частных лиц зависит прежде всего от объема и характера их административной правосубъектности, которая включает три основных элемента: административную правоспособность и дееспособность, а также деликтоспособность.

Административная правоспособность представляет собой признаваемую законом возможность физического лица быть субъектом административного права, иметь права и обязанности в рамках административных правоотношений. Если речь идёт о гражданах Российской Федерации, то возникает правоспособность с момента рождения и прекращается смертью лица.

В научной литературе правосубъектность рассматривается как способность лица иметь и осуществлять предоставляемые ему права и обязанности. Г. И. Петров отмечал, что основанием правосубъектности является государственная воля, которая получила выражения в соответствующем акте государственной власти [9, с. 54]. К. К.

Лебедев понимает под административной правосубъектностью признание субъектов данного вида участниками общественных отношений, регламентируемых нормами административного права, и наделение их способностями к определенной, в данном случае административной, деятельности [8, с. 47].

Административная дееспособность предполагает способность личными действиями приобретать права и обязанности в рамках административных правоотношений, осуществлять их, а также нести личную ответственность за правонарушения.

Стоит отметить, что, если правосубъектность частных лиц характеризуется правоспособностью и дееспособностью, то в случае с публичными лицами она определяется компетенцией.

Под компетенцией при этом необходимо понимать объем государственно-властных полномочий, которым было наделено конкретное звено системы органов государственного управления.

Компетенция закрепляется в соответствующих положениях, утверждённых в установленном порядке.

Сущность общей административной правоспособности органа государственного управления заключается в его способности самостоятельно осуществлять соответствующий объем исполнительно-распорядительных функций [10, с. 190]. Для органа государственного управления со специальной административной правоспособностью присуще предоставление ему особых полномочий, соответствующих возлагаемым на него задачам.

Административная деликтоспособность представляет собой способность субъекта административно-правовых отношений лично нести юридическую ответственность за совершенное административное правонарушение.

Административная деликтоспособность физического лица зависит от двух факторов: вменяемости и возраста.

В то время как административная деликтоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется датой оформления нормативных документов и открытия права гражданина, являющегося ИП.

В зависимости от того, к какому из видов относится субъект различаются права и обязанности, которыми он наделяется. Так, права и обязанности граждан в сфере государственного управления закрепляются в Конституции РФ. В административной науке они подразделяются на две основные группы: статутные и адекватные.

Статутные определяют положение гражданина в социальной структуре и являются базовыми (право на жизнь, запрет на принудительный труд и пр.).

Адекватные права и обязанности взаимосвязаны с теми сферами, в которых данные права и обязанности возможно реализовать (личные права и обязанности, социально-экономические права и пр.).

При этом субъекты административно-процессуальных правоотношений наделены определенным общим административно-правовым статусом, т. е., вступая в отношения даже процессуального характера, они реализуют свои права, определенные нормами материального административного права.

А, к примеру, процессуальный статус субъектов административно-процессуальных правоотношений является производным от общего административно-правового статуса и предусматривает реализацию процессуальных прав и выполнение процессуальных обязанностей в ходе возникновения, изменения или прекращения административно-процессуальных правоотношений.

Таким образом, с позиции публично-правовых отношений, как правило, выделяют два вида участников: субъекты, которые представляют публичный интерес и субъекты, реализующие частный интерес. При этом стоит отметить, что понятие «частное лицо» практически не используется в российском административном праве, предпочтение отдаётся термину «физическое лицо».

Подводя итог, необходимо отметить, что главной особенностью субъектов административного права является их неравенство, которое находит выражение в том, что одна из сторон всегда обладает властными полномочиями, то есть, фактически, орган публичного управления является обязательным участником административных правоотношений. Сама сущность административно-правовых отношений предполагает отношения «власти-подчинения».

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/269/61893/

Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов

Что такое специальные административные права

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей, выделив специальные статусы:

Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов.

Так, гражданин РФ может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан РФ, иностранцев, апатридов).

Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

Понятие административный коллектив в юридической науке не применяется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве термин «трудовой коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации.

В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом.

Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом.

Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты — административный коллектив, в который уже в ином качестве (как носители служебных полномочий) входят администрация и преподаватели.

Вопрос о правосубъектности и видах административных коллективов еще ждет своего исследователя.

Сейчас же нужно отметить, что, став добровольно, по призыву членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника).

Речь идет о личных, а не служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта — организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции.

К его личным правам относятся закрепленные Законом РФ «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20) и др.

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий).

Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры определяются административно-правовыми нормами.

В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за дежурства в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление женщинам отпусков по беременности; выплата суточных в командировках и др.

) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права, и все чаще права обеспечиваются судебной защитой.

Применительно к членам административных коллективов различаются статусы: обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.); сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.); военнослужащих.

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

Одним из ярких проявлений социальной политики государства служит установление административной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи.

Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т. д.

Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат публичной исполнительной власти. И та часть государственной опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной.

Ее субъекты — безработные, «чернобыльцы», беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, «афганцы» и приравненные к ним лица, дети-сироты, многодетные родители, жертвы политических репрессий, лица, страдающие психическими заболеваниями, больные диабетом, туберкулезом и еще многие категории граждан.

Основаниями для приобретения такого специального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

Всех субъектов административной опеки условно можно поделить на две группы: слабые (дети, больные и др.) и жертвы экстремальных ситуаций.

В политике административной опеки высшие органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя органам субъектов Федерации и местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот. В системе административной опеки нужно различать правовую базу, содержание, экономико-организационную основу, порядок признания (беженцем, безработным и т. д.), реализацию и прекращение опеки.

Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты: выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой. Во втором случае социальное обеспечение зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Но и пенсионеры по возрасту, инвалидности и др. тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы.

К сожалению, невнимание административно-правовой науки к этим категориям граждан в прошлом не позволяет четко определить границы, содержание, виды, основания возникновения отношений административной опеки.

Законы о занятости, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, психиатрической помощи и ряд других актов социальной направленности ориентируют на серьезное и глубокое изучение проблем административной опеки.

В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет различные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на Крайнем Севере.

Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными.

Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, режим карантина и др.

Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует прежде всего назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), особо охраняемых природных территорий.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальные административно-правовые статусы жителей режимных территорий.

Он включает чаще всего особые правила въезда в зону и выезда из нее, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

Так, во исполнение Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» Правительство РФ утвердило положение об обеспечении режима ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ. В нем сказано, что особый режим включает:

а) установление запретной зоны (территория объекта) и контролируемой зоны (территория закрытого образования без территории объекта); б) ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования; в) ограничение на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;

г) ограничение на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающее из ограничения на въезд и (или) проживание.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=33776

Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов — Лекции по административному праву

Что такое специальные административные права

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей, выделив специальные статусы:

1. субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);

2.     жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;

3.     субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, допущенных к государственной тайне и др.);

4.     государственных и муниципальных служащих;

5.     индивидуальных предпринимателей;

6.     лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.

7.     членов административных коллективов;

Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов.

Так, гражданин РФ может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан РФ, иностранцев, апатридов).

Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты — административный коллектив, в который уже в ином качестве (как носители служебных полномочий) входят администрация и преподаватели.

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий).

Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры определяются административно-правовыми нормами.

В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за дежурства в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление женщинам отпусков по беременности; выплата суточных в командировках и др.

) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права, и все чаще права обеспечиваются судебной защитой.

Применительно к членам административных коллективов различаются статусы: обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.); сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.); военнослужащих.

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

Одним из ярких проявлений социальной политики государства служит установление административной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи.

Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т. д.

Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат публичной исполнительной власти. И та часть государственной опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной.

Ее субъекты — безработные, «чернобыльцы», беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, «афганцы» и приравненные к ним лица, дети-сироты, многодетные родители, жертвы политических репрессий, лица, страдающие психическими заболеваниями, больные диабетом, туберкулезом и еще многие категории граждан.

Основаниями для приобретения такого специального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты: выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой.

Во втором случае социальное обеспечение зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий. Но и пенсионеры по возрасту, инвалидности и проч.

тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы.

В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет различные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на Крайнем Севере.

Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными.

Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, режим карантина и др.

Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует прежде всего назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальные административно-правовые статусы жителей режимных территорий.

Он включает чаще всего особые правила въезда в зону и выезда из нее, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

Источник: https://students-library.com/library/read/66019-specialnye-administrativno-pravovye-statusy-individualnyh-subektov

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий