Форма систематизации направленная на коренную переработку действующего законодательства называется

Формы систематизации – инкорпорация, консолидация и кодификация, учет

Форма систематизации направленная на коренную переработку действующего законодательства называется

Инкорпорация – это форма систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке – алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции.

Консолидация – это форма систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Кодификация – это такая форма систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Учетомнормативно-правовых актов называется сбор действующихнормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан. Выделяют два вида учета:

журнальный или картотечный – это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;

автоматизированный – это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

83. Кодификация как форма систематизации законодательства.

Кодификация — способ систематизации, при котором имеет местокак внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др. В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс.

Кодекс – это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет из себя совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

84. Инкорпорация как форма систематизации законодательства.
Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборникибез изменения их содержанияи с сохранением самостоятельности.

При таком способе систематизации законодательные акты объединяютсяпо определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта.

Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.
Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется.

Именно это свойство инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативного регулирования – отличает ее от кодификации и консолидации.
Цель – внешняя обработка действующего законода тельства.

Это значит: что а) нормативно-правовые акты располагаются в алфавитном, хронологическом и предметном порядке, то есть, дости гается их внешняя упорядоченность. б) содержание нормативно-право вых актов, включаемых в сборники, не изменяется. В них не включаются те нормы, которые отменены в законном порядке.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, Министерство юстиции) не имеющий полномочий отменять, изменять или ус танавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изме нения, которые уже сделал правотворческий орган.
Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.


Официальная инкорпорация –упорядочение правовых норм путем издания компетентны ми органами сборников и собраний действующих нормативно-правовых ак тов. Издаваемые этими органами сборники имеют официальный характер. Они не являются источниками права, но на них можно ссылаться в про цессе правотворчества и правоприменения.

Акт официальной инкорпорации по своей юридической природе – это форма опубликования действующих нормативно-правовых актов в обрабо танном и упорядоченном виде. Отличие инкорпорации от кодификации состоит в уровне системати зации норм права.

Кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, а ин корпорация – не изменяет содержания правового регулирования, она приводит в систему нормативно-правовые акты созданные в процессе кодификации правотворческими органами.

Официальная инкорпорация делится на два вида:

1. Хронологическая. 2. Предметная.

Хронологическая инкорпорация – это форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

В хронологическом порядке создаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, собрание актов Президента и Правительства РФ, бюллетени нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти).

При хронологи ческой инкорпорации каждый нормативно-правовой акт имеет порядковый номер, указывается его наименование и год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это облегчает поиск необходимого нормативного акта, создает возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Предметная (систематическая) инкорпорация – упорядочивание действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отрас лям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства ма териал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию). Предметная инкорпорация позволяет быстро и оперативно использо вать интересующие нормы права. Свод законов является вершиной предметной инкорпорации и пред ставляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты.

Неофициальная инкорпорация – внешняя обработка законодательства, проводимая организациями или отдельными гражданами (учебными, ведомствами, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.

Неофициальная инкорпорация обслуживает потребности учреждений, организаций, предприятий, отдельных категорий специалистов в нормативном материале. Это сборни ки трудового и жилищного законодательства, справочники по законода тельству для военнослужащих, учителей, работников правоохрани тельных органов.

Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и пра воприменения.

Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов. Так, в 1994 г.

издательством «Юридическая литература» был выпущен сборник под названием «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации», куда были включены нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, втом числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

85. Консолидация как форма систематизации.
Консолидация – это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.

Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г.

«О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

«Госуда́рь» ( итал. Il Principe; встречается перевод «Князь») — трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.

Первоначально книга носила название De Principatibus (О княжествах). Трактат был написан около 1513 года, но опубликован лишь в 1532 году, через пять лет после смерти Макиавелли. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и управлении им.

Смотри полный текст на Wikipedia

Источник: https://opnsc.ru/formy-sistematizacii-inkorporaciia-konsolidaciia-i-kodifikaciia-ychet.html

Кодификация. Виды кодификационных актов

Форма систематизации направленная на коренную переработку действующего законодательства называется

Отмеченный недостаток консолидации – ее неспособность менять содержание правового регулирования – в правотворчестве успешно преодолевается с помощью кодификации,то есть деятельности, направленной на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.).Кодификация (лат. соdex – собрание законов) — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Она может осуществляться только правотворческими органами государства и является разновидностью правотворчества.

Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:

1. кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий;

  1. в результате кодификации создаётся новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действо­вавших;
  2. кодификационный акт является сводным актом, так как в нём сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область в общественных отношениях;
  3. кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определённой сфере общественной жизни;
  4. нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений.

Подобно другим способам систематизации, кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утративших силу и недействующих нормативных правовых актов.

В процессе кодификации происходит поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами сводного характера. Тем самым решается проблема «расчистки» законодательства от устаревших и малоэффективных актов.

Например, в связи с принятием Кодекса об административных правонарушениях были признаны утратившими силу полностью или частично около тысячи ранее принятых нормативных актов.

Традиция кодификации ведет свое начало с Кодекса Юстиниана (VI век н.э.), в который было кодифицировано римское право – великое юридическое достижение человечества.

Будучи подведением известных «итогов» правового регулирования, кодификация вместе с тем направлена на установление норм, имеющих целью удовлетворение новых потребностей общественной практики в правовом регулировании общественных отношений.

Иными словами кодификация – это не только закрепление определенных, действующих норм и их систематизация, но и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу.

Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее в качестве одного из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.

Творческая роль кодификации выражается в укреплении системности законодательства, усилении его юридического единства и согласованности.

Кодификация способствует формированию в системе законодательства своеобразных укрупненных блоков, образуемых кодификационными и группирующимися вокруг них консолидированными актами. Такого рода блоки усиливают в законодательстве элемент устойчивости, обеспечивают более четкое построение его системы.

Кодификация традиционно связывается с систематизацией и совершенствованием, главным образом, законодательных актов. Поэтому ее результаты выражаются в форме основного, обладающего наибольшей юридической силой кодификационного акта, который характеризуется совокупностью специфических, только ему присущих черт.

Виды кодификации:

1. Общая – кодификационной обработке подвергается все законодательство

2. Отраслевая – систематизация законодательства одной отрасли.

3. Специальная – упорядочивается вид правовых норм, охватывающий правовые институты.

Кодификационный акт регулирует важную, значительную и достаточно обширную область общественных отношений, юридически оформляет и закрепляет наиболее существенные и устойчивые отношения в обществе.

Из этого следует, что кодификационный акт должен содержать стабильные нормы, рассчитанные на достаточно продолжительный период времени (на определенную перспективу).

Эффективность действия кодификационного акта во многом будет зависеть от того, насколько точно законодатель учтет тенденции развития данных общественных отношений, их динамику.

Более подвижные области общественных отношений регулируются нормативными актами, создаваемыми в процессе текущего правотворчества.

Кодификационным считается нормативный правовой акт сводного характера. Он объединяет в единую юридическую конструкцию действующие и не утратившие своего значения нормативные предписания по определенной теме.

Будучи включенными в кодификационный акт, такие предписания могут приобретать новые для себя «оттенки», поскольку начинают подчиняться логике внутреннего строения этого акта (его структуре, стилю, содержанию и характеру других его предписаний и т.д.).

Без такого объединения действующих нормативных предписаний в новом сводном акте не была бы обеспечена необходимая преемственность в правовом регулировании тех или иных общественных отношений.

Кодификационный акт, как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы. Например, Уголовный кодекс:

Кодификационный акт, объединяя в стройную систему относительно однородные нормативные предписания, как правило, существенно обновляет регулирование определенной сферы общественных отношений.

Он содержит в себе обязательный элемент новизны, поскольку при кодификации вносятся новые элементы в правовое регулирование определенного круга общественных отношений, восполняются пробелы в законодательстве.

Этим, в частности, кодификационный акт отличается от укрупненного (консолидированного) акта.

Таким образом, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений.

Это юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала.

Т.о, можно выделить черты акта, возникшего в результате кодификации:

охватывает обширную сферу однородных отношений;

имеет важное значение для всего общества;

стабилен и действует длительное время;

значителен по объему;

имеет сложную структуру;

является единым и внутренне логичным документом.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на следующие виды: основы законодательства, кодекс, устав, положение, правила.

По своей природе основы законодательства – это обычно нормы-принципы, нормы-дефиниции. Традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта – кодекс.

Кодекс– традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта. Кодекс представляет собой крупный сводный акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений.

Нормы кодекса, как правило, исчерпывающе регулируют соответствующие отношения и не нуждаются в конкретизирующих эти нормы актах.

Отсюда – определенная специфика кодексов, выражающаяся в меньшей, по сравнению с основами, степени абстрактности правовых предписаний, а также в том, что наряду с нормами-принципами, нормами-дефинициями в них содержится больше конкретных норм.

Кодекс дает возможность обобщать и систематизировать многочисленные нормы действующего законодательства по определенной теме. Создание кодексов – один их эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.

Кодификационные акты могут приниматься в форме уставов, положений, правил.

Устав– это нормативный правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта и т.д.).

Устав (Положение) — нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организации, учрежде­ний, а также порядок деятельности государственных слу­жащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Уставы регулируют деятельность определенных органов, организаций и учреждений, их права и обязанности, основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. Дисциплинарный устав ОВД.

Под положениемобычно понимается нормативный правовой акт, достаточно детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, организации, учреждения). Положение о министерстве.

Правила– нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.

2) Регламент— нормативный правовой акт, принятый (изданный) главой государства, органами законодатель­ной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятель­ности соответствующих органов.

3) Правила — кодифицированный нормативный право­вой акт, конкретизирующий нормы более общего характе­ра с целью регулирования поведения субъектов обществен­ных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам. ПДД

Кодификационные акты, принимаемые правотворческими органами РБ, составляют основу действующего законодательства, но не устраняют практики подготовки и принятия самого широкого круга текущих, незначительных по объему законов и иных нормативных правовых актов. И это состояние действующего законодательства не в полной мере удовлетворяет ученых-юристов и практических работников. Их идеал законодательства видится в существовании кодифицированных актов, сведенных в единый свод законов как «кодекс кодексов».

Однако этот оптимальный вариант законодательства в современных условиях, когда Россия встала на путь реформирования всех сторон жизни и деятельности общества, пока можно рассматривать лишь как перспективный.

И поэтому по-прежнему является актуальной проблема творческого использования всех способов систематизации нормативных правовых актов в процессе правотворческой, правоприменительной деятельности государственных органов и реализации действующих норм в конкретных правоотношениях.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое систематизация нормативных правовых актов?

2. Какова цель систематизации?

3. Назовите виды систематизации нормативных правовых актов.

4. Дайте определение учета нормативных актов.

5. Что такое инкорпорация, ее виды?

6. Дайте определение кодификации.

7. Назовите признаки кодификации, ее основные виды.

8. Чем инкорпорация отличается от кодификации?

9. Что такое консолидация, ее виды?

10. Сравните инкорпорацию и кодификацию. Какой из данных видов систематизации наиболее эффективен в процессе совершенствования законодательства?

Гумилович Л. Указ. Соч. С. 221.

Источник: https://studopedia.su/1_50624_kodifikatsiya-vidi-kodifikatsionnih-aktov.html

Система законодательства: понятие, ее отличия от системы права. Формы систематизации законодательства

Форма систематизации направленная на коренную переработку действующего законодательства называется

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.

Система законодательства — это совокупность законов и подзаконных актов, являющихся формой отражения юридических норм.

Систему права и систему законодательства следует различать по следующим основаниям:

2. если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный акт;

3. если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства — в качестве формы;

4. если система права складывается объективно в соответствии существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, либо зависит от законодателя;

5. если система права имеет первичный характер, то система законодательства — производный;

6. если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);

7.

система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство с одной стороны не охватывает всего разнообразия нормативности (кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах и в иных источниках); а, с другой стороны, включает а себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов глав, статей и т. п.

Система законодательства совершенствуется при помощи систематизации, то есть проводимой органами государства деятельности по упорядочению законодательства, приведению его в определенную систему.

Существуют следующие формы систематизации:

Учет нормативных правовых актов – это деятельность государственных органов и юридических лиц по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации.

Инкорпорация как внешняя форма систематизации, то есть объединение в сборники и собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.

Ее результаты могут выражаться в виде сборника тех или иных актов, собрания законодательства, свода законов.

Сборниками называются инкорпорированные издания нормативных правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания актов.

Собраниями называют инкорпорированные издание нормативных актов высших органов государственной власти и управления страны.

В зависимости от субъекта инкорпорации выделяют три вида собраний: официальные (когда правотворческий орган сам подготовил, издал или утвердил собрание, подготовленное иным органом – Свод законов Российской империи от1833 года); официозные (готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без утверждения – Собрание действующего законодательства СССР от 1977 года); неофициальные (проводятся научными учреждениями, издательствами, отдельными лицами по собственной инициативе, без поручения и контроля правотворческого органа).

3. Консолидация представляет собой сведение множественности нормативных актов в один укрупненный акт. Новый акт полностью заменяет вошедшие в него акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер акта и подпись должностного лица.

4. Кодификация — это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового нормативного правового акта. Кодификация осуществляется в форме издания: основ законодательства РФ и субъектов федерации; кодексов, уставов, положений и т.п.

Кодификация — наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

Формы кодификационных актов:

8. основы законодательства – это юридически цельные, внутренне согласованные правовые акты, характеризующиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные максимально урегулировать определенный круг отношений;

9. кодексы отраслевые – сводные акты, позволяющие полно урегулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений;

10. кодексы комплексные (межотраслевые);

11. уставы – это комплексные нормативные правовые акты, ту или иную сферу государственной деятельности;

12. положения – это сводные акты, детально регламентирующие либо правовой статус, либо организацию деятельности определенных субъектов права;

13. правила – это акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

Источник: https://studopedia.org/9-175761.html

Систематизация законодательства: понятие и виды

Форма систематизации направленная на коренную переработку действующего законодательства называется

Ежегодно в процессе реализации правотворческой функции различными органами государства принимается большое число нормативных правовых актов по разным вопросам. Для эффективного применения этих актов, свободной ориентации в столь пестром нормативном материале необходимо упорядочивать, группировать, систематизировать действующие акты.

Целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведению действующих актов в определенную систему путем составления единых нормативных актов или их сборников называется систематизацией законодательства.

Систематизация законодательства направлена на совершенствование действующих нормативных актов, придание им свойств системности, непротиворечивости, ликвидацию пробелов, устранение коллизий, замену устаревших норм, обеспечение удобства в пользовании нормативными актами.

В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению законодательства: на совершенствование содержания новых нормативных актов (внутренняя систематизация) или совершенствование формы изложения норм без изменения содержания (внешняя систематизация) — выделяют следующие виды {формы) систематизаций: инкорпорация, кодификация, консолидация (рис. 19.3).

Инкорпорация. Наиболее простой формой совершенствования законодательства является инкорпорация — форма систематизации, при которой действующие нормативные акты объединяются в сборники или собрания в определенном порядке без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Инкорпорация представляет собой внешнюю систематизацию нормативного материала, при которой текстуальное содержание норм не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание сборников или собраний, в которых действующие нормативные акты объединяются по определенным критериям.

По субъектам, осуществляющим инкорпорацию, и ее правовым последствиям различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Рис. 19.3.Систематизация законодательства

Официальная инкорпорация — утверждение унифицированных сборников и собраний инкорпорированных нормативных правовых актов государственными органами, издавшими эти акты.

Примером официальной инкорпорации может быть Собрание законодательства Российской Федерации, где публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, Указы и распоряжения Президента РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам толкования Конституции РФ и соответствия ей законов и нормативных актов высших органов государственной власти РФ.

Неофициальная инкорпорация — создание и издание унифицированных сборников организациями и частными лицами но своей инициативе и без санкции уполномоченных на то государственных органов. Обычно это делается для удовлетворения потребностей практики, например правоприменительными органами или в научных целях.

По способу упорядочения нормативных актов выделяют хронологическую и предметную (систематическую) инкорпорации:

  • хронологическая инкорпорация предполагает объединение в сборники нормативных актов, регулирующих однородную сферу общественных отношений;
  • предметная инкорпорация весьма удобна для правоприменительных органов, поскольку позволяет достаточно легко отыскать нужный нормативный акт. Примером предметной инкорпорации может служить Свод законов Российской империи 1832 г., состоявший из 16 томов.

Кодификация. Наиболее сложная форма систематизации, при которой осуществляется изменение и внутреннего содержания и внешней формы, — кодификация. Кодификация — форма систематизации, при которой происходит коренная переработка действующего законодательства путем создания и принятия нового кодифицированного акта.

Кодификация всегда осуществляется уполномоченными на то органами и является официальной.

Ее назначение состоит в радикальном совершенствовании действующего законодательства путем трансформации его содержания (исключения устаревшего нормативного материала, восполнения пробелов, устранения противоречий и повторов, изменения направленности и характера акта), обеспечении внутренней согласованности и достижении полноты правового регулирования соответствующих общественных отношений. В результате кодификации создаются принципиально новые нормативные акты: кодекс, основы, устав, положение, регламент и т.д. Следовательно, по содержанию кодификация является особым видом правотворческого процесса.

В зависимости от цели и назначения выделяют:

  • всеобщую кодификацию (создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства);
  • комплексную кодификацию (объединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однородных общественных отношений);
  • отраслевую кодификацию (систематизацию актов отдельных отраслей права);
  • специальную кодификацию (объединение норм определенного правового института либо нескольких правовых институтов).

Консолидация. Переходной формой от инкорпорации к кодификации является консолидация. Консолидация — форма систематизации, при которой происходит объединение множества мелких нормативных актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в единый укрупненный акт.

Консолидация не имеет самостоятельного значения, поскольку выполняет вспомогательную роль: устраняет множественность нормативных актов, их чрезмерную раздробленность, дублирование. Особую актуальность консолидация имеет в сфере систематизации актов (приказов, инструкций) министерств и ведомств.

Динамичные процессы, происходящие в различных сферах жизни российского общества, обусловливают необходимость обновления законодательства. Невысокая эффективность правового регулирования связана с противоречивым влиянием на законодательство разных социальных факторов.

С одной стороны, нарастает интенсификация законодательства, его специализация и, как следствие, — увеличение массива нормативных правовых актов.

С другой стороны, специализация и дифференциация законодательства порождают противоречия и конкуренцию нормативных правовых актов.

Происходит становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между центром и субъектами в составе РФ. Однако этот процесс протекает достаточно болезненно и противоречиво.

Одна из самых актуальных проблем совершенствования российского законодательства — приведение всего массива нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ.

Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, оптимизацию соотношения федерального и регионального законодательства.

К сожалению, в Российской Федерации пока не соблюдается принцип иерархичности законодательства в соответствии с установленным Конституцией РФ юридическим статусом составляющих его нормативных правовых актов.

По-нрежиему не урегулированы вопросы о соотношении законов и указов, о праве Президента РФ восполнять пробелы, имеющиеся, по его мнению, в законодательстве. В целях упорядочсния этого соотношения следует принять закон о нормативных правовых актах РФ, в котором законодательно закрепить перечень вопросов, которые регулируются только законом.

Не менее остры противоречия между федеральным и региональным законодательством.

Отсутствие большинства федеральных конституционных законов, предусмотренных Конституцией РФ, отказ от такой формы федеральных конституционных законов но вопросам совместного ведения Федерации и регионов, как Основы законодательства, способствуют произвольному толкованию субъектами РФ важнейших конституционных положений, что размывает единое правовое пространство. Необходимо законодательно урегулировать вопрос о правовой природе соглашений между органами исполнительной власти РФ и ее субъектами по вопросам разграничения компетенции: могут ли они иметь приоритет перед федеральными законами? Скорее всего нет, и эти соглашения являются исключительной прерогативой законодательных (представительных) органов, а не исполнительных.

Следовательно, отсутствие строгой иерархии в системе нормативных актов, противоречивость, параллелизм и пробелы в законодательстве, отсутствие эффективного механизма реализации принятых нормативных актов и ответственности за их исполнение, неконституционность нормативных актов субъектов РФ порождают необходимость унификации законодательства и создания единого правового пространства.

Среди тенденций в развитии отраслевой структуры законодательства следует отметить противоречивое взаимодействие процессов дифференциации и интеграции. С одной стороны, сформировались такие новые отрасли законодательства, как избирательное, законодательство об образовании, об охране здоровья и т.д.

С другой стороны, происходит формирование новых комплексных отраслей: законодательство о банках и банковской деятельности, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и т.д.

Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные проблемы.

Оценка функциональных задач законодательства должна осуществляться независимо от его ориентации на отрасль права.

Такая оценка поможет решить задачу создания слаженного, системно связанного законодательства во всех сферах общественных отношений.

Существующие проблемы не могут быть решены только с учетом какой-то одной из них (пусть и кардинальной), например безопасности: экономической, государственной, экологической, технической, информационной.

К этой проблеме примыкает ряд других: развитие методов восстановления нарушенного права; создание системы контроля за применением права и состоянием правонарушений; адекватность законодательства в системе органов государственной власти, особенно в системе исполнительной власти, где пока могут работать люди, совмещая эту работу с коммерческой деятельностью, принципом законности, профессионализма и этики государственных служащих и т.д.

Не менее актуальным представляется внедрение в законодательство компьютерного мониторинга, чтобы сделать всю систему законодательства доступной и понятной для пользователя, в том числе и для государства.

Несмотря на указы о правовой информатизации, законодательство по-прежиему формируется по принципу латания дыр.

Поэтому необходимы классификаторы актов и норм законодательства по отраслям права, классификаторы актов и норм по предметным областям регулируемых отношений, а также классификаторы различных видов деятельности с распределением их по предметам ведения, компетенции субъектов власти.

Действующий общеправовой классификатор отраслей законодательства страдает рядом известных недостатков. В нем отсутствует организующая основа, не позволяющая однозначно определить, по каким отраслям составляется классификатор — по отраслям регулирования или по отраслям права.

Например, разд. I Конституции РФ «Основы конституционного строя» — это не отрасль права, а правовой институт, и в классификаторе нс нашлось места законодательству о правах граждан и их защите; отсутствует рубрика по проблемам собственности, государственной политики, стратегии управления и регулирования формами собственности, по проблемам приватизации, инвестиций и т.д.

Данная проблема не носит умозрительного теоретического характера. Для доказательства актуальности практического значения поставленной проблемы достаточно обратиться к негативному опыту первоначального накопления капитала и прогрессу приватизации в России 90-х гг. XX в.

Если бы правящая элита в лице парламента и правительства была заинтересована в принятии всего комплекса законов, регулирующих способы приобретения собственности, формы их защиты, а также определила ответственность недобросовестного продавца и покупателя, вероятно, не возникал бы постоянно в обществе вопрос о легитимности всех приватизационных сделок и нажитых капиталах узкой группой лиц.

По этой причине российское законодательство нуждается в серьезной систематизации, гармонизации с международным правом в области стандартов, в первую очередь в гуманитарной сфере, т.е. прав человека.

  • 1. Дайте определение понятию «правообразование», перечислите его разновидности.
  • 2. Как соотносятся правотворчество и законотворчество?
  • 3. К какой форме правообразования относится референдум?
  • 4. Какова типология правотворчества?
  • 5. Раскройте преимущества и недостатки законодательного процесса в различных странах.
  • 6. На какой стадии законодательного процесса в Российской Федерации не вносятся поправки по существу?
  • 7. Что подразумевается под понятием «юридическая техника», каково его назначение?
  • 8. Как устроена система законодательства, какова его структура?
  • 9. Какие существуют формы систематизации законодательства, в чем их недостатки и преимущества?
  • 10. Каковы тенденции в развитии российского законодательства?

Источник: https://studme.org/254809/pravo/sistematizatsiya_zakonodatelstva_ponyatie_vidy

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий