Фз о торгах и аукционах

Повторяющиеся участники закупок будут привлечены к административной ответственности, если контролирующие органы докажут сговор между ними

Фз о торгах и аукционах

Несмотря на то, что термин «повторяющиеся участники закупок» законодательно не закреплен, на практике ФАС России проводит проверки в отношении организаций, которые из года в год становятся победителями закупок у одного заказчика или в определенной сфере.

Действующие правовые нормы направлены на предотвращение коррупции, а наличие повторяющихся участников может указывать на сговор между ними и вести к назначению наказания (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Закон № 44-ФЗ, ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее – Закон № 135-ФЗ).

Однако некоторые эксперты считают, что победа одних и тех организаций может быть обоснована в силу специфики закупок и отказа других участников от аукциона. Основываясь на практике ФАС России и арбитражных судов, а также мнениях экспертов, рассмотрим, в каких случаях организации могут быть привлечены к административной ответственности.

Нарушения со стороны «повторяющихся» участников закупок

Начальник управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра при Правительстве РФ Павел Тихомиров отметил, что необоснованное повторение участников в закупках может свидетельствовать о договоренности между ними.

Во-первых, их целью может быть назначение победителем аукциона одного из сговорившихся участников, а в последующих торгах присуждение победы следующему из них – так они будут выигрывать закупки по очереди.

Во-вторых, согласованность действий между поставщиком и организатором закупок необходима для передачи контракта определенным организациям.

Павел Тихомиров отметил, что в ходе проведения проверок в отношении «повторяющихся участников закупок» можно выявить следующие признаки нарушений:

  • «спрятанные закупки» – заказчик не выполнил обязанности по указанию предмета закупки в извещении о проведении торгов, фактически скрыл закупку от потенциальных участников торгов;
  • «заточенная» документация – попытка ограничить конкуренцию посредством подготовки документов под конкретного поставщика;
  • нереальные сроки исполнения контракта;
  • отклонение большого количества заявок без объяснения причин или по надуманным основаниям;
  • заниженная начальная цена контракта, по которой невозможно его качественное исполнение (например, на практике некоторые заказчики размещают закупки на сумму 100 руб.).

По итогам проверки ФАС России может привлечь «повторяющихся участников» к административной ответственности.

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности влекут наложение максимального штрафа для граждан и должностных лиц в размере до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, а для юрлиц – до 5 млн руб. (ч. 1-2, ч. 5, ч. 7 ст. 14.32 КоАП).

Практика ФАС России и арбитражных судов по привлечению к ответственности «повторяющихся участников закупок»

ФАС России часто возбуждает дела по результатам проверки действий поставщиков и заказчиков и раскрывает картельный сговор между ними.

Так, комиссия УФАС по Ленинградской области выявила сговор компаний при проведении открытых аукционов по поставке витаминно-минерального комплекса для нужд бюджетных учреждений здравоохранения в период с 2017 года по 2018 год (решение комиссии УФАС по Ленинградской области от 1 июля 2019 года по делу № 3-04-А/18). По результатам исследования состояния конкуренции при проведении открытых аукционов в электронной форме она установила:

  • хозяйствующие субъекты, участвовавшие в торгах, использовали единую инфраструктуру, включавшую одинаковые IP-адреса;
  • файлы, содержавшиеся в составе заявок организаций, схожи и созданы с небольшим временным интервалом;
  • между компаниями осуществлялись денежные транзакции, что свидетельствует о наличии деловых связей;
  • аукционы завершились с минимальным снижением цены контракта, что подтверждает отсутствие честной конкурентной борьбы.

Комиссия Ленинградского УФАС России отметила, что в аукционах, где участвовали только определенные компании, отсутствовала честная конкурентная борьба и их действия были направлены на поддержание цен на торгах.

В связи с этим она приняла решение передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 14.

32 КоАП РФ.

В ходе другой проверки комиссия ФАС России провела анализ состояния конкуренции на торгах по выполнению работ по строительству, ремонту, содержанию дорог и мостов в одной из республик России за период 2015-2018 годы.

Она установила, что одни и те же организации принимали участие в электронных аукционах на протяжении трех лет.

Кроме того, результаты проведенного анализа показали, что компании проводили торги при отсутствии конкурентной борьбы между ними, а общий их доход по результатам заключенных государственных контрактов составил более 7 млрд руб. (решение комиссии ФАС России от 23 ноября 2018 года по делу № 1-11-123/00-22-18).

В связи с этим ФАС России установила нарушение: факт заключения между организациями соглашения – сговора при проведении закупок (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 135-ФЗ). Одна из организаций, участвовавшая в сговоре, обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решение ФАС России.

Арбитражный суд города Москвы указал, что факт наличия антиконкурентного соглашения может быть подтвержден не только с помощью прямых доказательств, но и с использованием косвенных, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (п.

9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.).

Суд согласился с выводами ФАС России о наличии сговора между сторонами, так как были представлены следующие доказательства (решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июля 2019 года по делу № А40-46834/19-149-452):

  • все открытые аукционы, проводимые в электронной форме, завершились или с минимальным снижением начальной цены контракта или без такового;
  • документы участников сговора были обнаружены в помещениях, принадлежащих другим участникам;
  • организации использовали один и тот же IP-адрес при подаче заявок и внесения в них изменений на электронной торговой площадке, принадлежащей третьему лицу, с которым договоры на оказание услуг не заключались, а услуги не оказывались.

Кроме того, организация, обратившаяся в суд, не опровергла выдачу одной из компаний денежных займов. При этом, согласно объяснениям главного бухгалтера, указанные займы были получены для обеспечения заявок организации в аукционах.

Такие отношения между хозяйствующими субъектами, которые одновременно выходят на торги и являются конкурентами, исключены (п. 7 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Кроме этого ФАС России установила факты заключения договоров между участниками сговора в отношении имущества, необходимого для исполнения государственных контрактов.

На основании этого Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что между участниками было заключено устное картельное соглашение и отказал в удовлетворении требований организации.

К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Калужской области, отказывая организациям в удовлетворении требований о признании решения УФАС по Калужской области недействительным, на основании того, что в течение двух лет организации путем сговора определяли, кто из них будет победителем очередного аукциона по закупкам в строительной сфере (решение Арбитражного суда Калужской области от 28 июня 2019 года по делу № А23-8343/2018).

На основании представленной практики ФАС России и арбитражных судов можно сделать вывод, что организации будут привлечены к административной ответственности в связи с заключением между ними антиконкурентного соглашения в следующих случаях:

Завершение закупочных процедур минимальным снижением цены контракта или вообще без снижения из-за участия в аукционе единственной организации.

Объявление победителями закупок в определенные периоды времени одних и тех же организаций.

Наличие единой модели поведения организаций (например, подача одинаковых ценовых предложений или внесение изменений в заявки с небольшим интервалом времени).

Использование единой инфраструктуры, включающей одинаковые IP-адреса, телефоны, места фактического расположения.

Наличие устойчивых связей (родственных или финансовых, например, выдача займа для участия в аукционе).

Предоставление доверенности на заключение договоров одному и тому же лицу.

Мнения экспертов: «повторяющиеся» участники – польза или вред?

Эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ проанализировали компании, у которых были заключены более 50 контрактов в год, а также заказчиков, подающих более 100 заявок за тот же период времени. Данная выборка позволила обнаружить наиболее крупные контракты.

Павел Тихомиров отметил, что в первую очередь выявляли, есть ли у заказчика поставщики, которые постоянно или с периодичностью становились победителями аукционов. Для этого эксперты оценили процедуру проведения закупок, численность участников, контрактов и их цену, а также количество уникальных, не повторяющихся поставщиков по каждому заказчику.

После обнаружения повторяющихся участников они проанализировали работу самих организаций, условия заключения контрактов на предмет наличия сговора между ними и подготовили топ-рейтинг потенциально недобросовестных компаний. Так, например, у одной из организаций 85 из 115 контрактов были заключены всего с двумя компаниями.

По словам Павла Тихомирова, наличие единственного поставщика обосновано при заключении контракта на водоснабжение, энергоснабжение и другие коммунальные услуги. Но в данном случае выигравшие аукцион компании занимались поставкой фурнитуры для производства мебели и изделий из металла.

Павел Тихомиров считает, что результаты данного анализа говорят о возможном наличии сговора между участниками. По его мнению, в формуле выявления «повторяющихся» участников имеются недостатки и ее необходимо дорабатывать, после чего она может быть использована контрольными и правоохранительными органами для более детальных проверок.

Директор института управления закупками и продажами им А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ Наталья Маслова обратила внимание на то, что повторяющиеся заказчики – не всегда явный признак сговора.

По ее мнению, наличие постоянного поставщика оправдано, если дорогостоящие заказы могут быть выполнены только при участии уникальных НИОКР, например, в области судостроения и авиастроения. С ней согласна заместитель начальника отдела проектного управления Управления развития контрактной системы Центрального аппарата Федерального казначейства Алёна Ёлкина.

Она отметила, что из рейтинга недобросовестных участников необходимо убрать единственного поставщика там, где это обоснованно: поставка лекарственных препаратов, обслуживание тяжелой техники.

Наталья Маслова обратила также внимание на то, что необходимо проверять всех участников, вне зависимости от количества заявок в год. По ее словам, если участники в сговоре, то у них может быть пять закупок и все на большую сумму.

Она предложила проанализировать поставщиков, которые на постоянной основе выигрывают аукционы в разных областях. В качестве примера эксперт указала, что проверять следует небольшую компанию, которая выиграла поставки компьютеров, продуктов питания и книг в образовательное учреждение.

По ее словам, в этом случае тоже можно говорить о наличии сговора. «Но, если поставщик предлагает наиболее оптимальные условия для заказчика, то тогда он является наиболее эффективным участником закупок, в этом не будет ничего плохого», – подчеркнула Наталья Маслова.

По ее словам, из-за сложности доставки товаров, работ и услуг в небольшие города, которые, например, расположены на севере России, конкуренция на рынке поставщиков низкая, поэтому наличие одного участника в этой ситуации оправдано.

Кроме того, она считает, что к публикации рейтингов необходимо относиться очень осторожно, так как туда могут попасть компании, которые действовали добросовестно. По ее мнению, рейтинг стоит учитывать при проведении контрольных мероприятий, но публиковать его не стоит.

«Повторяющихся» участников нельзя однозначно назвать плохим или хорошим маркером, это может быть одним из свидетельств, подтверждающим наличие сговора», – отметила ведущий эксперт Департамента закупок ПАО «Россети» Светлана Бердникова.

По ее словам, необходимо смотреть весь комплекс: кто поставщик и заказчик, оценивать процесс проведения торгов и заключения контракта. По мнению эксперта, необходимо выявлять наличие картельного сговора не после завершения торгов, а в период их проведения.

Светлана Бердникова считает, что должны быть разработаны заградительные барьеры для недобросовестных поставщиков и предусмотрены возможности проверки предоставляемых ими документов.

***

Эксперты не пришли к единому мнению о том, являются ли «повторяющиеся» участники причиной сговора при проведении торгов или нет.

Однако они считают, что задачами выявления «повторяющихся участников закупок» являются: предотвращение нарушений законодательства, инициирование проверок предприятий и стимул надлежащего проведения закупок.

В связи с этим эксперты разработали механизм выявления «повторяющихся» участников, который представят Минфину России с целью дальнейшей доработки и внедрения путем публикации рейтингов потенциальных недобросовестных лиц.

По их мнению, необходимо предотвращать практику сговора между участниками при проведении закупок, и данные рейтинги могут быть использованы контрольными и правоохранительными органами для более детальной проверки организаций и процедуры проведения торгов.

Источник: https://www.garant.ru/article/1286621/

Законы о проведении торгов: 44-ФЗ и 223-ФЗ

Фз о торгах и аукционах

Более 30 триллионов рублей – на такую космическую сумму были поданы в 2016 году заявки от государственных структур и компаний с госучастием на закупки через электронные торги. По каким правилам играют госзаказчики и как сервис «СБИС Торги» может помочь попасть в пул их подрядчиков?

Законодательная хроника

С 2005 года в РФ действовал Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для выполнения государственных и муниципальных нужд», который регламентировал закупки государственных организаций. Для работы по №94-ФЗ Минэкономразвития РФ и ФАС РФ отобрали 6 федеральных электронных торговых площадок (ФЭТП): «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», ММВБ, ZakazRF, РАД Госзакупки.

С 1 января 2014 года ФЗ-94 сменил Федеральный закон о торгах 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон существенно расширил способы определения поставщика, поставил задачу создать единую информационную систему. Сейчас в стране действует «Единая информационная система в сфере закупок» (ЕИС). Закон 94-ФЗ распространялся на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Закон 44-ФЗ кроме того регулирует приобретение недвижимости, аренду и иные договоры, предполагающие оплату из бюджета.

18 июля 2011 года был принят Федеральный закон о проведении торгов 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В этом законе речь идет о предприятиях с госучастием: о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях.

Закупки по 223-ФЗ могут проводиться на любых электронных торговых площадках.

Этот закон намного мягче 44-ФЗ, однако, он также призван упорядочить проведение закупок, поэтому компании с госучастием должны описать порядок проведения закупок, использовать форму закупочных процедур и размещать информацию в «Единой информационной системе в сфере закупок».

Кто попал под действие законов?

По итогам 2016 г. в «Единой информационной системы в сфере закупок» (ЕИС) зарегистрированы 280 тысяч организаций-заказчиков, действующих на основе 44-ФЗ и 86 тысяч организаций, на которые распространяется действие Закона 223-ФЗ.

Закупки по 44-ФЗ. Кто проводит:

  • Государственные органы (в том числе ОГВ), уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ:
  • Муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения;
  • Государственные унитарные предприятия;
  • Муниципальные унитарные предприятия;
  • Организации, не перешедшие под действие 223-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ. Кто проводит:

  • Государственные корпорации и компании;
  • Субъекты естественных монополий;
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения и т.д.;
  • Автономные учреждения;
  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государства в совокупности более 50%;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % принадлежит указанным выше юридическим лицам;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Каковы шансы на победу?

По данным ЕИС, в 2016 году в среднем в тендерах участвовали по 3 компании. Средняя цена одной объявленной закупки по 44-ФЗ в 2016 году составила 2,1 млн.

рублей, это на 1,6% выше аналогичного показателя 2015 года. Цена одного заключенного контракта на федеральном уровне в среднем составила около 2,7 млн. рублей, на уровне субъекта РФ — более 1,4 млн.

рублей, на муниципальном уровне — 0,94 млн. рублей.

Статистика свидетельствует, что в последнее время растет интерес к торгам со стороны малого и среднего бизнеса. В 2016 году по прямым контрактам с торгов по 44-ФЗ малому бизнесу направлено около 611 млрд. рублей, это на 23,5% превышает аналогичный показатель 2015 года.

Семь шагов к победе на торгах

Увеличить шансы на победу призван сервис «СБИС Торги», который найдет для вас подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, оценит вашу вероятность победы. Сервис поможет вам во всех подробностях узнать своих конкурентов, оценить их рынки сбыта, ценовую политику, пул партнеров. Эта информация бесценна для принятия грамотных управленческих решений.

Сервис не требует установки дополнительного программного обеспечения, конкурентен по цене, имеет широкий перечень возможностей, в том числе дополнительных возможностей. Среди них услуга по разработке положения о закупках по нормам 223-ФЗ, индивидуальное обучение работе в системе электронных аукционов и др.

Обо всех подробностях участия в торгах вам расскажут наши специалисты. Не упускайте возможность участвовать в торгах, заявляйте о себе, расширяйте рынки сбыта, используйте «СБИС Торги» и побеждайте! 

Примите участие в семинаре «Электронные торги от А до Я. Участвуйте и побеждайте!» и получите практические навыки участия в торгах и тендерах.

Источник: https://www.abt.ru/info/articles/zakony-o-provedenii-torgov-44-fz-i-223-fz/

Сопровождение торгов по 44-ФЗ

Фз о торгах и аукционах

Аукцион в электронной форме

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • подготовка заявки на участие в аукционе в электронной форме (без подготовки описания объекта закупки «формы 2»);
  • подача запроса на разъяснение положений аукционной документации (удаленно);
  • подача заявки на участие в аукционе (удаленно);
  • участие в аукционе по заранее согласованным параметрам с выездом по г.Москва/в офисе исполнителя (сопровождение до 3-х часов аукциона, далее по согласованию);
  • отслеживание результатов аукциона;
  • сопровождение при подписании контракта по прошедшему аукциону:
    • консультирование при оформлении обеспечения об исполнении контракта
    • отслеживание сроков заключения контрактов;
    • сопровождение при подписании контракта (удаленно);
    • подготовка жалобы в контрольные органы в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

Аукцион в электронной форме

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • подготовка заявки на участие в аукционе в электронной форме, в том числе подготовка описания объекта закупки («формы 2»). Подбор материала осуществляется совместно с участником закупки (до 10 позиций в спецификации).
  • подача запроса на разъяснение положений аукционной документации (удаленно);
  • подача заявки на участие в аукционе (удаленно);
  • участие в аукционе по заранее согласованным параметрам с выездом по г.Москва/в офисе исполнителя (сопровождение до 3-х часов аукциона, далее по согласованию);
  • отслеживание результатов аукциона;
  • сопровождение при подписании контракта по прошедшему аукциону:
    • консультирование при оформлении обеспечения об исполнении контракта.
    • отслеживание сроков заключения контрактов;
    • сопровождение при подписании контракта (удаленно);
    • подготовка жалобы в контрольные органы в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

Открытый конкурс/конкурс с ограниченным участием (в том числе в электронной форме)

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • анализ документов участника закупки на соответствие требованиям конкурсной документации, в том числе; предоставляемых по критериям оценки;
  • подготовка заявки на участие в конкурсе; Подбор материалов и оборудования осуществляется совместно с участником закупки (до 10 позиций в спецификации);
  • подготовка запроса на разъяснение положений конкурсной документации;
  • подача заявки на участие в конкурсе в г.Москва;
  • отслеживание результатов конкурса;
  • сопровождение при подписании контракта:
    • консультирование при оформлении обеспечения об исполнении контракта.
    • отслеживание сроков заключения контрактов;
    • сопровождение при подписании контракта (удаленно);
    • подготовка жалобы в контрольные органы в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

*При сопровождении закупки в электронной форме:

  • подача заявки/запросов о разъяснении документации происходит удаленно.
  • подача окончательного предложения (переторжка) с выездом по г.Москва/в офисе исполнителя (иное по согласованию).

Двухэтапный конкурс (в том числе в электронной форме)

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • анализ документов участника закупки на соответствие требованиям конкурсной документации, в том числе предоставляемых по критериям оценки;
  • подготовка заявок на участие в первом и во втором этапах конкурса. Подбор материалов и оборудования осуществляется совместно с участником закупки (до 10 позиций в спецификации);
  • подача запроса на разъяснение положений конкурсной документации;
  • подача заявки на участие в конкурсе в г.Москва;
  • отслеживание результатов конкурса;
  • сопровождение при подписании контракта:
    • консультирование при оформлении обеспечения об исполнении контракта.
    • отслеживание сроков заключения контрактов;
    • сопровождение при подписании контракта (удаленно);
    • подготовка жалобы в контрольные органы в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

*При сопровождении закупки в электронной форме:

  • подача заявки/запросов о разъяснении документации происходит удаленно.
  • подача окончательного предложения (переторжка) с выездом по г.Москва/в офисе исполнителя (иное по согласованию).

Запрос котировок (в том числе в электронной форме)

Стоимость:

В стоимость включено:

  • изучение и анализ извещения о проведении запроса котировок;
  • подготовка заявки для участия в запросе котировок. Подбор материалов и оборудования осуществляется совместно с участником закупки (до 10 позиций в спецификации);
  • отслеживание результатов оценки и сопоставления котировочных заявок;
  • сопровождение при подписании контракта:
    • отслеживание сроков заключения контрактов;
    • сопровождение при подписании контракта (удаленно);
    • подготовка жалобы в контрольные органы в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

*При сопровождении закупки в электронной форме подача заявки происходит удаленно.

Запрос предложений (в том числе в электронной форме

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • анализ документов участника закупки на соответствие требованиям документации по запросу предложений, в том числе предоставляемых по критериям оценки;
  • подготовка заявки на участие в запросе предложений и окончательного предложения. Подбор материалов и оборудования осуществляется совместно с участником закупки (до 10 позиций в спецификации);
  • подача заявки на участие в запросе предложений и окончательного предложения в г. Москва;
  • отслеживание результатов запроса предложений;
  • сопровождение при подписании контракта:
    • консультирование при оформлении обеспечения об исполнении контракта.
    • отслеживание сроков заключения контрактов;
    • сопровождение при подписании контракта (удаленно);
    • подготовка жалобы в контрольные органы в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

*При сопровождении закупки в электронной форме:

  • подача заявки/запросов о разъяснении документации происходит удаленно.
  • подача окончательного предложения с выездом по г.Москва/в офисе исполнителя (иное по согласованию).

Отдельные услуги:

подготовка заявки для участия в электронном аукционе:

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • подготовка заявки на участие в аукционе в электронной форме (без подготовки описания объекта закупки «формы 2»);
  • подача запроса на разъяснение положений аукционной документации (удаленно);
  • подача заявки на участие в аукционе (удаленно);
  • подготовка жалобы в контрольный орган в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

подготовка заявки для участия в электронном аукционе:

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • подготовка заявки на участие в аукционе в электронной форме, в том числе подготовка описания объекта закупки («формы 2»). Подбор материала осуществляется совместно с участником закупки (до 10 позиций в спецификации);
  • подача запроса на разъяснение положений аукционной документации (удаленно);
  • подача заявки на участие в аукционе (удаленно);
  • подготовка жалобы в контрольный орган в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

подготовка заявки для участия в конкурсе (в том числе в электронной форме)

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • подача запроса на разъяснение положений документации (при необходимости, удаленно);
  • анализ документов участника закупки на соответствие требованиям конкурсной документации, в том числе предоставляемых по критериям оценки;
  • подготовка заявки на участие в конкурсе Подбор материалов и оборудования осуществляется совместно с участником закупки (до 10 позиций в спецификации);
  • подготовка жалобы в контрольные органы в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

*При подготовке заявки для закупки в электронной форме в стоимость включена электронная подача заявки (удаленно).

Подготовка заявки для участия в двухэтапном конкурсе (в том числе в электронной форме)

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • подача запроса на разъяснение положений документации (при необходимости, удаленно);
  • анализ документов участника закупки на соответствие требованиям конкурсной документации, в том числе предоставляемых по критериям оценки;
  • подготовка заявок на участие в первом и во втором этапах конкурса Подбор материалов и оборудования осуществляется совместно с участником закупки (до 10 позиций в спецификации);
  • подготовка жалобы в контрольные органы в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

*При подготовке заявки для закупки в электронной форме в стоимость включена электронная подача заявки (удаленно).

Подготовка заявки для участия в запросе предложений (в том числе в электронной форме)

Стоимость:

В стоимость включено:

  • анализ документации по закупке;
  • подача запроса на разъяснение положений документации (при необходимости, удаленно);
  • анализ документов участника закупки на соответствие требованиям документации по запросу предложений, в том числе предоставляемых по критериям оценки;
  • подготовка заявки на участие в запросе предложений и окончательного предложения Подбор материалов и оборудования осуществляется совместно с участником закупки (до 10 позиций в спецификации);
  • подготовка жалобы в контрольные органы в случае отклонения заявки (без выезда на заседание).

*При подготовке заявки для закупки в электронной форме в стоимость включена электронная подача заявки и окончательного предложения (удаленно).

Подготовка первой части заявки («формы 2») для участия в электронном аукционе.* * подбор материала осуществляется совместно с участником закупки.

Стоимость*:

  • от 6 000 рублей – до 10 позиций в спецификации
  • от 200 рублей – каждая следующая позиция

* Стоимость зависит от сложности технической части (описания объекта закупки) аукциона.

Подготовка запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации/документации об аукционе.

Стоимость:

Сопровождение торгов по 223-ФЗ

Сопровождение торгов по 44-ФЗ

Источник: https://elcode.ru/products/konsalting-v-sfere-reguliruemyh-zakupok/uchastnik-soprovozhdenie-torgov-po-44-fz

Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Фз о торгах и аукционах

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков.

Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт.

Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату.

При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках.

А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться 

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК.

А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение.

Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.  

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий