Характеристика видов бюджетных нарушений состав

Дискуссионные вопросы бюджетной ответственности

Характеристика видов бюджетных нарушений состав


Статья посвящена вопросу выявления признаков такого вида юридической ответственности, как бюджетная ответственность; проанализированы положения Бюджетного кодекса РФ на предмет наличия у бюджетной ответственности самостоятельного основания, индивидуальных субъектов правонарушения и санкций.

Ключевые слова: бюджетная ответственность, бюджетное правонарушение, состав правонарушения, меры бюджетной ответственности

В настоящее время в юридической литературе большое внимание уделяется вопросам юридической ответственности за бюджетные правонарушения. Это обуславливается неоднозначностью правовых позиций, касающихся самого понятия ответственности, видов и мер ответственности, соотношения правовых санкций.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о бюджетной ответственности.

С одной стороны, споры вызывает уже сам факт наличия такой ответственности, с другой стороны, сложности определения природы бюджетных санкций, порядка их применения и состава бюджетного правонарушения.

Затрагивая вопрос о наличии бюджетной ответственности как таковой, существует множество взглядов ученых-правоведов.

Так, например, А. З. Арсланбекова, приходит к выводу о том, что за правонарушения, предусмотренные БК РФ, могут наступать одновременно два вида ответственности: административная и финансовая.

Следовательно, такие правонарушения являются сложными, т. е. административно-финансовыми, имеющими сложный объект 1.

Мы считаем указанное мнение спорным, поскольку привлечение к двум альтернативным видам ответственности за один и тот же деликт недопустимо с позиции теории процессуального права.

К. А. Пономарева в своих работах указывает, что бюджетно-правовая ответственность соотносится с финансово-правовой ответственностью как частное с общим, а от других видов финансово-правовой ответственности отличается по субъекту, объекту, составу контролирующих органов и контролируемых лиц, целями, задачами, содержанием 2.

Д. Л.

Комягин в своих работах последовательно отрицает самостоятельный характер данного вида ответственности, мотивируя это тем, что состав видов юридической ответственности качественно не расширяется с появлением новых отраслей права и развития, соответствующего им законодательства 3. По его мнению, так или иначе, юридическая ответственность выражается в уголовно-правовой, административной санкции либо гражданско-правовой ответственности.

Проанализировав научные труды специалистов в сфере финансового права и действующее законодательство представляется возможным разделить одну из представленных точек зрения, согласно которой бюджетная ответственность все же является самостоятельным видом юридической ответственности.

Юридическую ответственность можно охарактеризовать как применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

Виды юридической ответственности напрямую связаны с тем, какого характера правонарушение совершено виновным лицом.

В юридической науке, согласно традиционной точки зрения, классификация видов юридической ответственности проводится по отраслевому принципу, при котором выделяют гражданско-правовую, административную, дисциплинарную, уголовную ответственность. Бюджетную же ответственность в качестве самостоятельного вида не выделяют.

Однако считаем, что данный вид ответственности носит самостоятельный характер, поскольку содержит в себе все элементы, присущие юридической ответственности и обладает специфическими чертами, отличающими ее от иных видов юридической ответственности.

Так, нормативное правовое регулирование юридической ответственности является ее основополагающим элементом. Оно означает, что любой вид юридической ответственности обязательно должен быть закреплен в нормативном правовом акте.

В случае с бюджетной ответственностью источником ее закрепления выступает БК РФ.

В частности, глава 29 и 30 БК РФ закрепляет понятие «бюджетное нарушение», определяет бюджетные меры принуждения, и, самое главное, виды бюджетных нарушений.

Следующим немаловажным элементом выступает фактическое основание юридической ответственности, то есть совершенное правонарушение. Позиция о том, что основанием ответственности выступает именно правонарушение, является традиционным в теории права.

С общетеоретических позиций, бюджетное правонарушение предстает как частный случай правонарушения вообще. В подтверждении этой позиции, понятие бюджетного нарушения содержится в статье 306.1 БК РФ.

Некоторыми учеными указывается, что понятие бюджетное нарушение не тождественно понятию бюджетного правонарушения. Считаем возможным с ними не согласиться.

Представляется, что данное расхождение понятий является ничем иным как недостатком юридической техники, поскольку нарушения, указанные в БК РФ, отвечают признакам правонарушения, выработанным теорией права. БК РФ выделяет пять составов бюджетных нарушений, которые закреплены в главе 29 БК РФ.

Субъект правонарушений выступает в качестве третьего обязательного элемента юридической ответственности. Н. А. Саттарова считает, что субъектами правонарушения могут быть только юридические лица, причем в основном это органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ) и органы местного самоуправления 4.

Следовательно, субъектами бюджетных правонарушений являются как юридические так и физические лица, ответственные за исполнение бюджетов, и лица, их возглавляющие. Список участников бюджетного процесса закреплен в ст. 152 БК РФ. Действительно, физические лица не вошли в этот список.

Но этот перечень законодателем не закрыт, поскольку есть оговорка, что участниками бюджетного процесса также являются другие получатели бюджетных средств.

В сфере бюджетной деятельности государство стремится получить возмещение ущерба, причиненного ему бюджетным правонарушением и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере бюджетно-правового регулирования, т. е. в денежной форме.

Еще одним немаловажным элементом является процессуальный порядок привлечения к ответственности. В общих чертах этот порядок предусмотрен статьями 306.2 и 306.3 БК РФ. Он не является детально регламентированным, и это, несомненно, является пробелом в праве, подлежащем доработке.

Однако, в то же время, кодекс не предусматривает отсылки к иным нормативным правовым актам в части вопросов регламентации процессуального порядка привлечения к ответственности.

Таким образом, можно говорить о том, что кодексом сформирован особый порядок привлечения виновных лиц к бюджетной ответственности.

Следующим базовым критерием выделения бюджетно-правовой ответственности являются наличие бюджетно-правовых санкций. Дефиниции бюджетная ответственность и санкции тесно взаимозависимы, но не тождественны.

Взаимообусловленность указанных терминов проявляется в применении бюджетно-правовых мер, поскольку одной из стадий привлечения нарушителя к бюджетной ответственности является наложение санкций.

В бюджетном законодательстве нашей страны отсутствует институт полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния и т. д.

Таким образом, бюджетная ответственность содержит в себе все элементы, позволяющие выявить ее самостоятельность. Но также необходимо отметить, что она обладает специфическими чертами, позволяющими разграничить ее с другими, устоявшимися в науке, видами юридической ответственности.

Так, в рамках бюджетной ответственности имеется особый, не похожий на другие процессуальный порядок привлечения к ответственности. В отличие от других видов юридической ответственности бюджетная ответственность выполняет не только штрафную функцию, но и правовосстановительную (компенсационную).

Правовосстановительные меры направлены на восстановление нормального состояния правоотношений путем побуждения субъектов права к исполнению обязанностей 5.

Приведём пример из судебной практики. Так, Олонецким районным судом Республики Карелия был удовлетворен иск администрации Олонецкого национального муниципального района к администрации Мегрегского сельского поселения Республики Карелия о взыскании субвенции.

Между сторонами было заключено соглашение о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания населения Мегрегского сельского поселения, согласно которому ответчик передал истцу полномочия по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселения.

Осуществление библиотечного обслуживания было возложено на МКУ «Олонецкая центральная библиотечная система».

Сторонами был согласован размер субвенции, представляемой из бюджета Мегрегского сельского поселения в бюджет Олонецкого муниципального района в сумме «Сумма» соглашения на основании решения Совета Мегрегского сельского поселения, определены сроки и порядок перечисления субвенции из бюджета поселения в бюджет района ежемесячно, не позднее «х» числа каждого месяца, в размере «х» от объема субвенций 6.

В понятие ответственность за нарушение бюджетного законодательства входят несколько основных понятий. Первый — о том, что она является, как и любой вид юридической ответственности разновидностью мер государственного принуждения.

Исследуемая категория проявляется в реакции государства на противоправное поведение субъектов бюджетного процесса. Следующее проявляется в определенных лишениях личного, имущественного или организационного характера, которые претерпевает нарушитель. Проявляется в наличии процессуальной формы.

Таким образом, существует строго определённый порядок применения мер ответственности к нарушителям. Указанный порядок проявляется в установлении всех обстоятельств правонарушения, а также изучение всех новых обстоятельств, которые имеют значение для выбора мер юридической ответственности и ее размера.

Понятие юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает наличие оснований, т. е. наличие правового нарушения.

Таким образом, с теоретической точки зрения можно сделать вывод о том, что бюджетная ответственность носит самостоятельный, обособленный характер.

Что же касается позиции законодателя относительно ее самостоятельности, можно отметить, что, анализ не только действующей редакции БК РФ, но и редакции кодекса прошлых лет показывает, что значительное влияние на развитие института бюджетной ответственности оказала именно четвертая часть кодекса, которая ранее носила название «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в Российской Федерации». Таким образом, данная часть целиком регулировала ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Литература:

  1. Арсланбекова А. З. Характеристика санкций, применяемых за нарушение бюджетного законодательства // Юрист. 2006. № 3. С. 99-100.
  2. Пономарева К. А. Бюджетно-правовая ответственность в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / К. А. Пономарева. – Москва, 2013. – 28 с.
  3. Комягин Д. Л. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства / Л. Д. Комягин // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2014. – № 6. – С. 10-19.
  4. Саттарова Н. А. Некоторые функции государственных органов в бюджетных правоотношениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. №23. С. 78.
  5. Кондрат Е. Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности. Монография. М.: ЮрИнфоР, 2014. С. 77-80.
  6. Решение Олонецкого районного суда Республики Карелия по иску администрации Олонецкого национального муниципального района к администрации Мегрегского сельского поселения Республики Карелия о взыскании субвенции // [Электронный ресурс]. URL: https:// rospravosudie.com/court-oloneckij-rajonnyj-sud-respublika-kareliya-s/act-32226/ (дата обращения 11.02.2017).

Основные термины(генерируются автоматически): юридическая ответственность, бюджетная ответственность, БК РФ, бюджетное правонарушение, бюджетное законодательство, ответственность, бюджетный процесс, процессуальный порядок привлечения, сельское поселение, вид ответственности.

Источник: https://moluch.ru/archive/157/44256/

Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности

Характеристика видов бюджетных нарушений состав

Для применения бюджетно-правовой ответственности необходимы основания.

Бюджетно-правовая ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетно-правовой ответственности является бюджетное правонарушение.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Данное определение содержит следующие наиболее важные признаки бюджетного правонарушения:

  • o противоправность, которая выражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу;
  • o виновность, означающая, что бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Глава 28 БК не указывает на необходимость установления вины правонарушителя при применении в отношении него мер принуждения. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации вводит бюджетную ответственность субъекта, напрямую не виновного в совершении бюджетного правонарушения. Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения) утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению. Таким образом, мы можем говорить в определенных случаях об объективном вменении при применении финансовых санкций в рамках бюджетного права;
  • o наказуемость деяния, предполагающая, что совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций.

Для привлечения субъектов бюджетных отношений к бюджетно-правовой ответственности необходимо наличие состава бюджетного правонарушения как частного случая финансового правонарушения.

Бюджетное правонарушение является юридическим фактом, который влечет возникновение охранительных правоотношений. По своей структуре бюджетное правонарушение представляет сложное образование. Состав бюджетного правонарушения как правовая категория и раскрывает эту сложную структуру.

Напомним, что полный состав финансового правонарушения конструируется по схеме «объект — объективная сторона — субъективная сторона — субъект».

К элементам же состава бюджетного правонарушения, совокупность которых позволяет привлечь правонарушителя к ответственности, относятся объект, объективная сторона и субъект.

Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.

К объективной стороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом.

Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК, а также в иных его нормах и федеральных законах.

Как правило, отдельные указания на противоправные деяния в бюджетной сфере содержатся в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете.

Субъектами бюджетных правонарушений являются территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена в КоАП и УК, на что имеются соответствующие ссылки в БК.

Субъективная сторона бюджетных правонарушений характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. В бюджетном праве имеет место как виновная, так и «безвиновная» (на основании объективного вменения) ответственность.

Как выше отмечалось, бюджетное законодательство не содержит прямых указаний на виновность правонарушителя. Бюджетно-правовая ответственность может иметь место при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного правонарушения.

В этих случаях перед нами, условно выражаясь, «ограниченный состав», который иногда оказывается достаточным основанием бюджетно-правовой ответственности. В этом случае нет «полноценного» состава правонарушения, однако бюджетно-правовая ответственность все же наступает.

В подобных ситуациях правильнее говорить не об ответственности, а об обязанности возместить вред.

В БК содержится порядка 40 составов бюджетных правонарушений.

Статья 283 «Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» БК содержит 22 абзаца, в которых перечислены следующие виды бюджетных правонарушений: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК; 30) открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (данное основание применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства уточнено согласно Постановлению № 12-П); несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Минфин России информации о рассмотрении дела в судах, установленного п. 2 ст. 242.2 БК; несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ. В этой же статье указано на возможность иных оснований в соответствии с БК и федеральными законами.

Кроме названных в БК содержится еще ряд составов бюджетных правонарушений: нарушение принципа адресности (ст.

39); отсутствие по истечении двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете оформленных договоров о выделении бюджетных инвестиций, предусматривающих одновременное участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций (п. 3 ст.

80); несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии (п. 2 ст. 115); заключение соглашений между Российской Федерацией и ее субъектами, нарушающих принцип равенства субъектов РФ, т.е.

содержащих нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ (ч. 2 ст. 132); блокировка или отмена блокировки расходов без разрешительной подписи министра финансов (ст. 166); несоответствие проекта закона о федеральном бюджете требованиям ст. 192 БК (п. 3 ст.

194); необеспечение возврата средств, размещенных на банковских депозитах, в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (п. 3 ст. 236); блокировка расходов бюджета, финансирование которых не было связано определенными условиями (при отсутствии фактов нецелевого использования бюджетных средств) (п. 4 ст. 231 БК).

Классификация бюджетных правонарушений осуществляется по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы:

  • o к бюджетным правонарушениям, совершенным на стадии составления проектов бюджетов, относится несвоевременное представление проектов бюджетов;
  • o на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов совершается такое бюджетное правонарушение, как несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК;
  • o на стадии исполнения бюджета, более всех остальных подверженной бюджетным посягательствам, совершаются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств их получателям; неполное перечисление бюджетных средств их получателям; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета их получателей; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств; несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;
  • o на стадии подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов бюджетным правонарушением будет несвоевременное представление отчетов об исполнении бюджетов.

Во-вторых, в зависимости от объекта посягательств бюджетные правонарушения можно классифицировать на следующие шесть групп:

  • o нарушение порядка функционирования бюджетной системы (неисполнение закона (решения) о бюджете);
  • o нарушение законных прав и интересов получателей бюджетных средств (неперечисление, неполное, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей, несвоевременное доведение до получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств);
  • o нарушение доходной части бюджетов (несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов);
  • o нарушение расходной части бюджетов (финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга; нецелевое использование бюджетных средств);
  • o нарушение гарантий выполнения бюджетных обязательств (отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам);
  • o нарушение порядка составления проектов бюджетов, бюджетных росписей, ведения бюджетной отчетности и счетов (несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете, уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России).

Источник: https://studme.org/1205081112503/pravo/byudzhetnye_pravonarusheniya_kak_osnovaniya_byudzhetno-pravovoy_otvetstvennosti

Составы бюджетных правонарушений: виды и характеристика

Характеристика видов бюджетных нарушений состав

Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав.

Состав бюджетного правонарушения представляет собой совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами бюджетного правонарушения являются:

1) субъект правонарушения;

2) объект правонарушения;

3) субъективная сторона правонарушения;

4) объективная сторона правонарушения.

Субъект бюджетного правонарушения — лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности.

Объектом бюджетного правонарушения является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

Применительно к конкретным видам бюджетных правонарушений объектом может выступать: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением и т. д.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения — это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Соответственно, бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. «Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может.

Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.

Объективная сторона бюджетного правонарушения — признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Каждый из вышеперечисленных элементов бюджетного правонарушения является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) — это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав. Состав бюджетного правонарушения – это совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами бюджетное правонарушения являются: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) субъективная сторона правонарушения; 4) объективная сторона правонарушения[11].

Субъект бюджетного правонарушения – лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности .

Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

В более конкретном виде (то есть применительно к конкретным видам бюджетных правонарушений) объектом бюджетного правонарушения, например, выступают: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением и т. д.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности, о чем уже было сказано выше при рассмотрении признаков этого правонарушения. «Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может.

Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.[10]

Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Источник: https://studopedia.su/16_105027_sostavi-byudzhetnih-pravonarusheniy-vidi-i-harakteristika.html

Глава viii

Характеристика видов бюджетных нарушений состав

Глава 8. Субъекты Российской Федерации и ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

§1. Понятие бюджетного правонарушения, его признаки и состав

Бюджетный кодекс Российской Федерации  устанавливает, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения (ст. 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации  к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетный кодекс Российской Федерации  устанавливает и основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

К числу таких оснований относится:

неисполнение закона (решения) о бюджете;

нецелевое использование бюджетных средств;

неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом;

несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом;

открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;

иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

По поводу указанных основаниях применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства, отметим следующее. Во-первых, не всякое неисполнение или ненадлежащее исполнение бюджетного законодательства формирует собой бюджетное правонарушение.

Во-вторых, не всякая мера государственного принуждения выражает собой юридическую ответственность, хотя, в-третьих, любой юридической ответственности свойствен признак государственного принуждения. Как правильно, на наш взгляд, указывал, говоря о соотношении государственного принуждения и юридической ответственности, Н. С.

Малеин, государственное принуждение необходимый, но не единственный признак юридической ответственности, поскольку не каждый случай применения государственного принуждения может быть квалифицирован как ответственность.

Всякая норма права обеспечивается государственным принуждением, однако отсюда не следует, что все нормы права представляют собой институт ответственности. В противном случае произошло бы отождествление правового регулирования в целом и ответственности как одного из его институтов.

В-четвертых, непременным признаком правонарушения выступает установление юридической ответственности за совершение деяния, выражающего это правонарушение.

Если государством не установлена юридическая ответственность за совершение того или иного деяния (даже если оно и выражает неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства), данное деяние может рассматриваться в качестве правонарушения. И наоборот, основанием для применения мер юридической ответственности выступает факт правонарушения. Нет правонарушения, не может быть и привлечения к юридической ответственности. Поэтому говорить об ответственности за нарушения бюджетного законодательства можно лишь в контексте с деяниями, признаваемыми бюджетными правонарушениями.

В свете сказанного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, положение, предусмотренное статьей 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нельзя рассматривать, как это иногда делается в литературе, в качестве определения бюджетного правонарушения, поскольку в данной статье говорится о применении мер принуждения.

Между тем мера принуждения – это еще мера юридической ответственности, наличие которой является непременным атрибутом правонарушения.

Поэтому не всякое неисполнение или ненадлежащее исполнение бюджетного законодательства, выражая собой бюджетное правонарушение, влечет за собой применение мер юридической ответственности.

Во-вторых, перечень мер, предусмотренный статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации не есть перечень мер юридической ответственности, хотя каждая из перечисленных мер представляет собой меру государственного принуждения.

В-третьих, приведенные выше основания применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства, предусмотренные статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации , не есть перечень бюджетных правонарушений, поскольку представляет собой перечень оснований, лежащих в основе применения мер принуждения.

Прежде чем рассмотреть понятие бюджетного правонарушения, отметим, что это понятие является родовым и объединяет различные виды правонарушений.

Некоторые из них предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации и носят характер уголовного преступления, другие – Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и носят характер административных правонарушений, третьи зафиксированы непосредственно в Бюджетном кодексе Российской Федерации и соответственно носят характер финансовых или собственно бюджетных правонарушений. В качестве бюджетных их, собственно, и квалифицирует сам Бюджетный кодекс Российской Федерации, не только сам устанавливающий ответственность за их совершение, но и отсылающий в ряде случаев к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях или к Уголовному кодексу Российской Федерации. В целом такое деление видов правонарушений в бюджетной сфере возражений не вызывает. Не вызывает сомнения и то обстоятельство, что ответственность за бюджетные правонарушения, носящие характер уголовных преступлений, носит уголовно-правовой характер, а ответственность за бюджетные правонарушения, носящие характер административных правонарушений, носит административно-правовой характер.

Таким образом, существует три вида бюджетных правонарушений: уголовно-правовое, административно-правовое и финансово-правовое. Каждому виду правонарушений соответствует свой вид юридической ответственности: уголовно-правовая, административно-правовая и финансово-правовая.

Для нас в рамках настоящей работы наибольший интерес представляют те виды бюджетных правонарушений, которые установлены непосредственно Бюджетных кодексом Российской Федерации и которые мы квалифицируем в качестве бюджетных правонарушений.

Данные правонарушения можно определить следующим образом.

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Бюджетные правонарушение имеет свой состав и характеризуется определенными признаками.

Первым признаком бюджетного правонарушения является его противоправность – правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их.

Вторым признаком бюджетного правонарушения выступает виновность, что отражает психическое отношение правонарушителя к своему деянию. При этом данное отношение порицается и осуждается государством.

Вина может иметь форму умысла или неосторожности. В свою очередь умысел может быть прямым м косвенным.

Бюджетное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления.

Бюджетное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Бюджетное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Третьим признаком бюджетного правонарушения выступает вред, причиненный данным деянием.

Бюджетные правонарушения нарушают интересы, обусловленные правом и охраняемые им. При этом в зависимости от характера правонарушения могут пострадать интересы государства и субъекта Российской  Федерации (например, в случае нецелевого использования бюджетных ассигнований), либо интересы лиц, финансируемых из бюджета (например, в случае недофинансирования из бюджета).

Четвертым признаком бюджетного правонарушения выступает наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим в результате его вредными последствиями.

Пятым признаком бюджетного правонарушения выступает наличие юридической ответственности за его совершение (иначе говоря, наказуемость деяния, составляющего содержание правонарушения).

Следует иметь в виду, что не все нарушения норм бюджетного законодательства формируют собой состав бюджетного правонарушения – некоторые такие нарушения не обеспечены возможностью примененияфинансово-правовой ответственности.

Исполнение предписаний бюджетного законодательства, не подкрепленных мерами юридической ответственности, государство обеспечивает другими методами (например, мерами государственного принуждения, не являющимися мерами юридической ответственности).

Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав.

Состав бюджетного правонарушения – это совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами бюджетное правонарушения являются: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) субъективная сторона правонарушения; 4) объективная сторона правонарушения.

Субъект бюджетного правонарушения – лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности.

Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности, о чем уже было сказано выше при рассмотрении признаков этого правонарушения.

«Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может. Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.

Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям)

Каждый элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.

5. Субъект бюджетного правонарушения.

6. Объект бюджетного правонарушения.

7. Субъективная сторона бюджетного правонарушения.

8. Объективная сторона бюджетного правонарушения.

Источник: http://openbudget.karelia.ru/tutorials/book1/HTML/gl8_1.htm

Понятие и виды бюджетных нарушений

Характеристика видов бюджетных нарушений состав

Основанием применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает совершение правонарушения, т.е. нарушение требований норм бюджетного права.

Основанием применения бюджетных мер принуждения на основании БК РФ является совершение бюджетного нарушения.

Совершение бюджетного нарушения служит юридическим фактом возникновения охранительных бюджетных правоотношений.

Согласно п. 1 ст. 306.

1 БК РФ бюджетное нарушение — это нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого БК РФ (а именно гл. 30) предусмотрено применение мер принуждения.

Бюджетное нарушение отвечает сложившимся в теории права признакам правонарушений: противоправность деяния; наказуемость деяния; антиобщественный характер деяния.

Противоправность бюджетного нарушения означает, что действия (бездействие) участника бюджетного правоотношения признаются правонарушением лишь в том случае, если нарушаются нормы бюджетного права — нормы, закрепленные в бюджетном законодательстве, нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения.

Наказуемость бюджетного нарушения подразумевает применение установленных законом мер юридической ответственности (санкций) к нарушителю. Бюджетный кодекс РФ предусматривает применение к нарушителям бюджетных мер принуждения (ст. 306.2).

Антиобщественный характер деяния проявляется в том, что совершение бюджетных нарушений создает сбои в финансовой дисциплине в государстве в целом. Об можно судить, исходя из фактов причинения вреда бюджетной деятельности государству и муниципальным образованиям.

Охарактеризовать бюджетное нарушение можно путем определения особенностей элементов его состава. В состав бюджетного нарушения традиционно входят: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Заметим, что элементы состава бюджетных нарушений не конкретизированы БК РФ. Выделить элементы состава бюджетных нарушений возможно с помощью анализа особенностей и содержания бюджетных правоотношений, анализа бюджетно-правовых норм, закрепленных бюджетным законодательством.

Объектом бюджетных нарушений являются бюджетные отношения, подчиняющиеся бюджетно-правовому регулированию. Виды отношений, регулируемых бюджетным законодательством, установлены ст. 1 БК РФ.

Непосредственным объектом бюджетных нарушений выступают те бюджетные правоотношения, нормативные установления, на которые посягает противоправное деяние.

В качестве примера можно привести бюджетные правоотношения по использованию бюджетных средств, правоотношения по бюджетному кредитованию, межбюджетные отношения и др. (по анализу гл. 30 БК РФ).

Под объективной стороной бюджетных нарушений понимается само противоправное деяние — действие или бездействие, так как нарушения в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований совершаются как в форме действия, так и в форме бездействия.

В первом случае субъект совершает действие, запрещенное бюджетным законодательством. Во втором — субъект не выполняет обязательных предписаний.

Так, неправомерными действиями являются: нецелевое использование бюджетных средств, нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов и др.

К бездействиям в рамках бюджетных правоотношений относятся: невозврат бюджетного кредита, неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом (по анализу гл. 30 БК РФ).

Конкретные действия и бездействия в рамках объективной стороны правонарушения обусловлены пределами компетенции самого нарушителя.

Субъектами бюджетных нарушений являются нарушившие нормативные предписания участники бюджетных правоотношений — а именно участники бюджетного процесса.

Участники бюджетного процесса являются субъекты, деятельность которых так или иначе связана с осуществлением бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, непосредственно — функционированием бюджетов бюджетной системы, в том числе: главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета и др. (по анализу ст. 152, 306.1 БК РФ). Субъекты правонарушения, точнее их бюджетная компетенция как участников бюджетного процесса, как отмечалось, обусловливают содержание объективной стороны конкретного бюджетного нарушения.

Субъективная сторона бюджетных нарушений — характеристика виновности субъекта, нарушившего норму права, его психологическое отношение к противоправному деянию и его последствиям.

Санкции за нарушение норм бюджетного права применяются независимо от вины правонарушителя. Вина субъекта правонарушения предполагается.

Это объясняется тем, что в качестве участников бюджетного правоотношения не могут выступать случайные субъекты: состав субъектов бюджетного права как более широкой категории представлен органами власти, учреждениями, должностными лицами, обладающими известной степенью профессионализма, обусловливающего содержание их бюджетной компетенции и объективную потребность в ее должной реализации в рамках бюджетного процесса. Поэтому вина лица в случае совершения им бюджетного нарушения в рамках бюджетного правоотношения в любом случае предполагается.

Виды бюджетных нарушений предусмотрены ст. 306.4—306.8 БК РФ:

  • — нецелевое использование бюджетных средств;
  • — невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;
  • — неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;
  • — нарушение условий предоставления бюджетного кредита;
  • — нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Охарактеризуем виды бюджетных нарушений подробнее.

1. Нецелевое использование бюджетных средств — одно из наиболее часто совершаемых правонарушений в сфере функционирования бюджетной системы государства1.

Формы и порядок использования (расходования) сосредоточенных в бюджетном фонде денежных средств является актуальнейшим вопросом бюджетно-правового регулирования и правоприменительной практики.

Законодательство устанавливает требования к использованию средств бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (например, ст. 30, 34, 38, 38.1, гл. 10, 11 БК РФ).

Непосредственное расходование средств бюджета должно осуществляться с учетом принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленного ст. 38 БК РФ. Несоблюдение этого принципа приводит к совершению правонарушения, квалифицируемого ст. 306.4 БК РФ в качестве «бюджетного нарушения».

Согласно ст. 306.4 Б К РФ нецелевое использование бюджетных средств

представляет собой направление средств бюджета и оплата денежных

обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично

Источник: https://studref.com/579095/pravo/ponyatie_vidy_byudzhetnyh_narusheniy

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий