Истечение срока давности административного правонарушения

Что такое давность привлечения к административной ответственности? | Народный вопрос.РФ

Истечение срока давности административного правонарушения
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

Что такое давность привлечения к административной ответственности?

Привлечение к административной ответственности состоит в назначении лицу, совершившему административное правонарушение, наказания, предусмотренного соответствующим законом.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев (а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении 3-х месяцев). При этом ч. 1 ст. 4.

5 КоАП РФ содержит перечень административных правонарушений, срок исковой давности по которым составляет 2 месяца. Исключения из правила установления сроков для привлечения к административной ответственности предусмотрены ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ.

Эти исключения касаются длящихся правонарушений.

Срок давности привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности означает невозможность применения к правонарушителю наказания как меры административной ответственности. При этом причины пропуска срока давности не имеют правового значения.

Согласно положениям ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

Кроме того, исходя из положений ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Исходя из ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что длящееся правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), сопряженное с последующим длительным невыполнением лицом возложенных на него обязанностей.

Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления.

Данная особенность обусловливает иной порядок исчисления срока давности, поскольку затруднительно определить момент совершения длящегося правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Поскольку длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, то такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния).

Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Правонарушение независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.

Иными словами, к длящимся противоправным действиям (бездействию) относятся такие, которые после их начала не прекращаются, а непрерывно совершаются на протяжении длительного времени и прекращаются непосредственно обнаружением административного органа.

Совершение противоправного деяния в конкретное время характеризует объективную сторону правонарушения и позволяет определить время прекращения совершения противоправных действий.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока.

Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу ч. 5 ст. 4.

5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.

По смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.

7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (п.

14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/3060

информационный портал, освещающий основные вопросы на тему административного и гражданского права

Истечение срока давности административного правонарушения

Понятие срока давности может фигурировать в уголовном, гражданском и административном праве. В Кодексе об АП есть статьи, рассказывающие о сроках давности совершенных проступков.

Если истекает установленный законом период времени, то правоохранительные органы не смогут привлечь нарушителя к ответственности. Стоит отметить, что срок давности административного правонарушения, в отличие от других видов нарушений, имеет гораздо меньшую длительность. Это обусловлено минимальной или слабой степенью общественного вреда административных правонарушений.

  1. Общие сроки давности исполнения административного наказания.
  2. Специальные сроки.
  3. Отсрочка административного наказания и рассрочка административного штрафа.
  4. Длящиеся правонарушения.
  5. Давностный срок штрафов ГИБДД.

Сроки могут регулироваться (повышаться) в связи с большим количеством дополнительных нюансов. Они связаны со специфичностью нарушения и тем, относится ли нарушение к одной из сфер, предполагающей повышенный срок, или нет.

Общий срок давности административного правонарушения

Законодательный акт, используемый при рассмотрении административных дел и регулирующий порядок определения сроков давности – КоАП РФ, а конкретно положения статьи 4.5. Здесь изложены вопросы применения СД в административном делопроизводстве.

Если рассматривать сроки давности исполнения административного наказания согласно положениям вышеупомянутой статьи в общем виде, то исчисление будет выглядеть так: 

1.

2 месяца – срок привлечения к ответственности (3 месяца с учетом судебного рассмотрения, когда решение принимает судья).

 

2. 2 года – положенное наказание приводится в исполнение.

Специальные сроки

Общие и специальные сроки назначения административных наказаний различаются. Мы разобрались с первыми. Специальные сроки также регламентированы законодательством.

Законность увеличения срока наказания указана в статье 4.

5 КоАП. Причем существует достаточно длинный список того, что является исключением. В целом, большинство этих исключений имеет срок длительностью 12 месяцев со дня нарушения.

Среди них те, которые так или иначе касаются следующих сфер:

     
  • Гео-, карто- графические и другие схожие ошибки или незаконные действия с соответствующими реестрами;
  • Иммиграционные незаконные действия;
  • Защита прав потребителей;
  • Законодательство о страховании;
  • Выборная процедура, порядок референдумов;
  • Инвестиционная деятельность и работа других фондов, некоммерческие партнерства;
  • Продажа акцизной продукции;
  • Соблюдение норм безопасности;
  • Организация массовых мероприятий (митинги).

В пункте 1-ом также установлены сроки давности длительностью 1 год в случае угрозы здоровью населения, посягательства на авторские права, нарушения экспортных условий.

Такая же длительность предусмотрена в отношении дел, касающихся экологии, предпринимательства, налогообложения, деятельности лотерей и азартных игр.
В сфере финансов – это 2 года.

Нарушения Таможенного кодекса РФ, операций с валютой, бухгалтерские ошибки, уклонение от выплаты алиментов, а также причинение побоев физическому лицу. По делу коррупции, терроризма и содействия терроризму – 6 лет.

Отсчет начинается с даты совершения проступка. Если виновное в проступке лицо понесло наказание (приняло и исполнило), то оно считается «белым», как будто не было привлечения к ответственности вообще.

Если говорить по-другому, то гражданин может считаться, привлеченным к административной ответственности, после вынесенного постановления + время, выделенное на исполнение ответственности + 12 месяцев спустя с момента факта «расплаты». Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию начинается после этого периода.

 Привлечение к ответственности после окончания срока считается незаконным. При инициировании такого дела процедуру немедленно завершают. Это прописано в статье 24.5 пункте 1.6. 

Постановление утрачивает свою силу спустя 2 года с момента вынесения. Его нереализованность в течение этого срока приравнивается к аннулированию.

По данному правонарушению привлечь лицо уже не получится (статья 4.1 пункт 5).

Отсрочка административного наказания и рассрочка административного штрафа

Отсрочка административного наказания предусмотрена в случае, когда имеются обстоятельства, по которым выполнение постановления невозможно в рамках указанного периода. Тогда тот, кто вынес постановление вправе отсрочить выполнение не более чем на 1 месяц.

Рассрочка административного штрафа назначается в связи с материальным положением наказуемого. Выдается также либо судьей, либо должностным лицом продолжительностью до 3-х месяцев.

Все это не предусмотрено для не резидентов РФ, которым помимо штрафа назначено выдворение из страны. Резиденты РФ, совершившие нарушение по статьям 11.26, 29; 12.9, 6 также не могут рассчитывать на рассрочку или отсрочку.

Длящиеся правонарушения

Длящимся правонарушением является нарушение, которое совершается на протяжении большого срока и не кончается, пока уполномоченное лицо не обратит на него внимание. (Постановление Пленума Верховного Суда №5 пункт 14).То есть, законодательные нормы конкретно определяют сроки обязанности.

Если исполнения не последует, то с завершения данного времени начинает свой счет давностный срок по административному правонарушению.

Итак, период давности при длящемся административном правонарушении начинает считаться с момента обнаружения, а не фактического совершения проступка.

Момент обнаружения – день, когда был составлен и подписан протокол.

Давностный срок штрафов ГИБДД

Наиболее частые штрафы – за нарушение ПДД. Как и большинство административных, оплачиваются до истечения 2-х месяцев. Оплата штрафа в первые 20 дней уменьшает сумму на половину. (Кодекс о АП статья 32.2). Спустя 10 дней после того, как постановление выдано начинается счет дней.

Если штраф не был заблаговременно уплачен, судебный пристав возбуждает исполнительское производство. Чтобы в добровольном порядке выплатить долг уклонисту выделяется 5 дней. С этого момента пристав следит за всеми доходами и всем имуществом должника.

Если сумма долга равна 10 000 рублей и больше, приставом накладывается временный запрет на выезд нарушителя за пределы страны.

Итак, срок давности – 2 месяца, при участии суда – 3 месяца, а при обычном нарушении, взыскании средств с нарушителя, – лимит составляет 2 года с дня постановления об административном взыскании. Длительность обжалования разнится в зависимости от органов:

     
  • 10 суток у начальника ГИБДД;
  • 60 суток в суде.

Инспектор обязан выписать штраф сразу же, потому что через 2, и конечно же 3 месяца привлекать нарушителя к ответственности будет бесполезно.

Пример. 14 февраля 2016 год. Инспектор увидел превышение скорости. Он остановил мужчину и оштрафовал. Актуальным штраф стал 14 января (обжалования не было). С 25 февраля пошли дни срока давности, который перестал действовать ровно через 2 года – 25 февраля 2018.

Никто за это период не пытался взыскать с него деньги и принудительно привлечь к ответственности. Инспектор совершил неправомерное действие, потребовав уплату после пройденного срока давности. Мужчина никак не уходил от ответственности, потому что его даже не искали.

А постановление уже не имело силы.

Сроки давности по штрафованию с камер видео наблюдения не имеют каких-либо коренных отличий от традиционного штрафования. Одна особенность – нет законной возможности посадить злостного должника на 15 суток под арест.

 

Нарушив законодательство, человек обязан понести ответственность, которую установят уполномоченные лица. Давность предъявления можно обжаловать до 60 дней, а давность исполнения постановления – 2 года. Иногда срок давности позволяет избежать заслуженного наказания.

Это происходит исключительно по вине правоохранительных органов.

Не стоит надеяться на такие случаи и тем более целенаправленно пытаться уходить от ответственности, «пережидать» и скрываться на протяжении 2 лет – в таком случае наказание для уклониста может быть еще суровее.

Источник: https://lawonline24.ru/publications/srok-davnosti-administrativnogo-pravonarusheniya/

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Истечение срока давности административного правонарушения

Новая редакция Ст. 4.5 КоАП РФ

1.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса)об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3.

Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.

1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.

2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Источник: http://koapkodeksrf.ru/rzd-1/gl-4/st-4-5-koap-rf

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий