Как права человека связаны

Права человека

Как права человека связаны

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта.

Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений  и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие.

Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно.

С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты.

 Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны.

 В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий.

Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году; по состоянию на октябрь 2016 года участниками Пакта являются 164 государства. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

  • право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;
  • право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Гражданские и политические права

Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. По состоянию на конец 2010 года его участниками являлись 167 государств. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.

Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений  и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и выступления в пользу расовой или религиозной ненависти.

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека.

К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека.

Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах-членах ООН.

Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств.

УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека.

УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека являются сквозной темой всех программ и стратегий Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека.

В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Ресурсы:

Источник: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/human-rights/index.html

2. Права и обязанности граждан

Как права человека связаны
§ 2. Права и обязанности граждан

Вспомним.

О каких правах человека и гражданина ты уже знаешь?

Человек имеет право на жизнь, образование, заботу родителей, медицинское обслуживание, на участие в культурной жизни, право выбирать и быть избранным в органы государственной власти.

Обсудим вместе.

Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?
 

Основные права – это права, которые человек имеет от рождения. К ним относятся: право на жизнь, свободу, на достоинство и др.
Неотчуждаемыми эти права называют, потому что их нельзя отнять у человека.

Эти права закреплены в Конституции – основном, главном законе государства, таким образом, они гарантируются самым главным законом, это говорит об особой важности этих прав.

? Вспомни и назови эти права человека и гражданина. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих прав?

К числу личных прав относятся право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения. Личные права еще называют гражданскими.

Еще выделяют политические права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны.

К числу основных политических прав отнесены: право на объединение; право собираться мирно, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право на обращения, свобода печати и информации. 

Все эти права записаны в Конституции РФ.

? Какие уроки человечество может извлечь из решений Нюрнбергского процесса?

Все кто совершает преступления против человечества: убийство миллионов невинных людей, уничтожение военнопленных и гражданского населения, создание концлагерей должны быть наказаны. А все попытки таких преступлений должны пресекаться.

? Вспомни, кого закон считает ребёнком. В каком международном документе провозглашены права ребёнка? Назови основные права ребёнка

Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом национальные законодательства имеют приоритет в данном вопросе.

Конвенция о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.

Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка.

Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет. Основные права: на жизнь, на имя, на заботу родителей, на бесплатное образование, на отдых и досуг.

? Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нёс никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ

Наступила бы анархия (безвластие), жить в таком обществе невозможно, потому что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.

Проверим себя.

Вопрос 1. Как права человека связаны с его потребностями?
 

Естественные права направлены на удовлетворение естественных потребностей и являются неотчуждаемыми.

К таким правам относятся: право на жизнь, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, свободный труд, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.

Вопрос 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
 

  1. Гражданские (личные).
  2. Политические.
  3. Социальные.
  4. Экономические.
  5. культурные.

Вопрос 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
 

После победы над фашизмом руководители крупнейших государств мира объединили свои усилия для того, чтобы предотвратить возможность повторения преступлений против человечества. Они начали договариваться о тех правилах и принципах, которые помогут защитить человеческую жизнь.

Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, определившую круг основных прав и свобод человека.

Во-первых, утверждалось, что права человека не могут быть лишь вопросом внутренней политики отдельных государств, что предотвратить новую мировую катастрофу возможно только совместными усилиями.

Во-вторых, был признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.
 

Вопрос 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ?
 

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Для защиты прав ребенка существует должность Уполномоченного по защите прав ребенка, кроме того такие же должности имеет каждый субъект Российской Федерации.  

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

К основным направлениям деятельности государства в области защиты прав детей относят: поддержку семьи; утверждение здорового образа жизни; поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи; организацию досуга детей; профилактику детской инвалидности; реабилитацию детей-инвалидов и т. п.

Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей.
 

Вопрос 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы люди не только имели права, но и исполняли обязанности?

Обязанности без прав также невозможны. Свобода становится настоящей только тогда, когда она способствует установлению порядка. Права и обязанности определяют допустимое и должное в поведении человека, давая простор любым законным его действиям.

Так, забота о детях и их воспитание рассматриваются в Конституции как право и как обязанность родителей. В свою очередь трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Обязанности всегда подразумевают то, что подлежит безусловному выполнению.

В классе и дома.

Вопрос 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению

Право на жизнь, право на свободу личности, право на свободу слова.

Вопрос 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытывал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чём их основная причина?

«Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого», т.е. мы можем делать лишь то, что не вредит другим гражданам и не нарушает их прав. Закон защищает права человека и требует от него уважать права и достоинство каждого человека в обществе.

Например, Мара Багдасарян (дочь олигарха), используя свое право на отдых, участие в культурной жизни и свободу передвижения днем и ночью ездила по улицам Москвы, нарушая правила дорожного движения на папином “Гелендвагене”.

Реализуя свои права она сбивала прохожих, лишая их права на личную неприкосновенность и даже на жизнь. Шум мотора автомобиля лишал москвичей и гостей столицы права на отдых.

Полицейским. преследовавшим ее, она показывала неприличные жесты (факи) и называла мусорами, лишая их права на достоинство. И, наконец, когда она врезалась в припаркованный к зданию прокуратуры “Запорожец”, она лишила его владельца права на собственность.

Источник: https://regobraz.ru/prava-obyazannosti-grazhdan

Права человека и уважение культур

Как права человека связаны

Как увязать соблюдение личных прав с уважением культурных особенностей различных человеческих общностей? По мнению американского антрополога Мелвилла Д.

Херсковица (1895-1963), в этом заключается основная сложность, связанная с разработкой всемирной декларации прав человека.

Он рассматривает этот непростой вопрос в своем эссе Statement on Human Rights («Положение о правах человека»), которое он отправил ЮНЕСКО в 1947 году в ответ на опрос, посвященный философским основам прав человека. Выдержки.

Мелвилл Джин Херсковиц

Проблема, стоящая перед Комиссией ООН по правам человека, которой предстоит разработать всеобщую декларацию прав человека, должна быть рассмотрена с двух точек зрения.

Первый аспект проблемы, который обычно принимается в расчет при разработке такого рода деклараций, касается уважения человека как личности и его права на полноценное становление в качестве члена своего общества.

В то же время в мировом масштабе не менее важно уважать культуру различных человеческих сообществ.

Все это две стороны одной и той же проблемы, ведь общеизвестно, что сообщества состоят из индивидуумов и что люди не функционируют вне группы, частью которой они являются.

Трудность, таким образом, заключается в том, чтобы отразить в декларации нечто большее, чем просто уважение человека как личности.

Человек должен рассматриваться в ней и как член социальной группы, к которой он принадлежит, чей сложившийся образ жизни определяет его поведение и с чьей судьбой неразрывно связана его собственная судьба.

Из-за того, что в современном мире многие общества сосуществуют в тесном контакте, а также из-за разнообразия их жизненных укладов, при разработке всеобщей декларации прав человека в первую очередь необходимо, по сути, найти ответ на следующий вопрос: как сделать так, чтобы предлагаемая декларация подходила всем людям сразу и не основывалась исключительно на ценностях, свойственных странам Западной Европы и Америки? […]

Уничтожение прав человека

В течение последних пятидесяти лет многочисленные способы, к которым человек прибегал для решения проблем выживания, общественной жизни, политического регулирования совместного существования, гармоничного единения с миром и удовлетворения своих эстетических потребностей, были подробно описаны антропологами, изучавшими народы всего мира. Все народы добиваются реализации этих целей, но не найти и двух таких, которые делали бы это одинаково. Меры, которые принимают те или иные народы, зачастую кардинально отличаются друг от друга.

И, тем не менее, перед нами встает дилемма. Ввиду социальной организации образовательного процесса человек не может не считать, что его образ жизни самый целесообразный.

В то же время, несмотря на происходящие в его культуре эндогенные и экзогенные изменения, необходимость приспособления к которым он признает, в целом ему кажется очевидным, что любой другой образ жизни, отличный от его собственного и привычного ему, является менее целесообразным. В результате выстраиваются оценки, подтверждаемые принятыми убеждениями.

Степень перехода этих оценок в действия зависит от фундаментальных установок в мышлении народа. Как правило, люди готовы не вмешиваться в чужую жизнь, проявляя толерантность по отношению к поведению представителей других групп.

Особенно это касается тех групп, между которыми не существует противостояния, связанного с жизнеобеспечением. В истории Западной Европы и Америки, однако, экономическая экспансия, контроль над вооружением и евангельская религиозная традиция преобразовали признание культурных отличий в призыв к действию.

Философские системы лишь усилили эту тенденцию, подчеркнув абсолютную безусловность ценностей и целей. Таким образом, определение свободы, понятие сущности прав человека и иные аналогичные идеи были четко оговорены.

Любой шаг в сторону подвергался критике или попросту подавлялся там, где над неевропейскими народами был установлен контроль. Большинство сходных элементов между культурами систематически упускалось из виду.

Последствия такого мировоззрения были губительны для человечества. Доктрины «бремени белого человека» использовались для экономической эксплуатации миллионов народов мира и отрицания их права на управление собственной жизнью. В некоторых случаях экспансия Европы и Америки повлекла за собой и вовсе полное истребление целых народностей.

Якобы низкий уровень культуры этих народов и идеи об отставании в развитии их «примитивной ментальности», оправдывающие взятие их под свое покровительство, служили логическим обоснованием на протяжении всей истории экспансии западного мира, которая сопровождалась моральным разложением личности и уничтожением прав человека у народов, над которыми была установлена гегемония. […]

Декларация планетарного масштаба

Разработка декларации прав человека в XVIII веке не создавала особых проблем, поскольку речь шла не о правах человека вообще, а о правах людей в рамках одного конкретного общества.

При этом такие благородные документы, как Декларация независимости США или Билль о правах, были составлены людьми, которые сами являлись рабовладельцами, в стране, где массовое рабство являлось частью установленного социального порядка.

Революционный характер девиза «Свобода, равенство, братство» никогда не был так осязаем, как в ходе борьбы за его внедрение на французских рабовладельческих территориях.

В наши дни ситуация осложняется тем, что декларация должна быть применима во всем мире. Она должна охватить множество различных жизненных укладов и признать их право на существование.

Она не будет убедительной для индонезийца, африканца, индийца или китайца, если останется на том же уровне, что аналогичные документы предыдущей эпохи. Права человека в XX веке не могут быть ограничены нормами какой-то одной культуры или быть продиктованы устремлениями какого-то одного народа.

Такой документ скорее будет препятствовать, а не содействовать становлению личности большого числа человек.

Те люди, что живут согласно ценностям, не учтенным такой ограниченной декларацией, окажутся лишенными свободы полноправно следовать единственно приемлемому для них образу жизни, общественным институтам, утверждениям и задачам, составляющим культуру их конкретного общества.

Даже в тех политических системах, которые отрицают право граждан на участие в их управлении или которые стремятся покорить более слабые народы, можно прибегнуть к базовым культурным ценностям, чтобы дать понять народам этих государств, какие последствия влекут за собой действия их правителей, и остановить таким образом дискриминацию и покорение. Ведь политическая система народа является лишь малой частью культуры в ее глобальном понимании.

Фундаментальными должны считаться мировые нормы свободы и правосудия, основанные на принципе, по которому человек является свободным только тогда, когда его свобода соответствует определению этого термина, принятому в его обществе, и когда его права признаются им как права члена его общества. В то же время, мировой порядок будет эффективным лишь в том случае, если он обеспечит свободное проявление личности всех членов своих социальных единиц, а все многообразие личностей станет источником его богатства и силы.

Всеобщее мировое одобрение, выраженное Атлантической хартии до того, как было объявлено об ограничении сфер ее применения, является фактическим доказательством того, что свобода понятна и нужна народам абсолютно разных культур.

Только после того, как в предлагаемой декларации будет учтено право людей жить согласно их собственным традициям, станет возможно перейти к следующему этапу и определить, основываясь на прочном фундаменте современного научного знания о человеке, права и обязанности человеческих сообществ по отношению друг к другу.

Иллюстрация: Алессандро Гатто

Источник: https://ru.unesco.org/courier/2018-4/prava-cheloveka-i-uvazhenie-kultur

Конституционные права человека: Что изменить, чтобы их защитить?

Как права человека связаны

Утвержденная в 1996 году Конституция независимой Украины является одной из самых молодых и, соответственно, самых современных Конституций.

Авторы пытались по максимуму заложить в нее принятые в то время в демократическом мировом сообществе основополагающие права и свободы гражданина.

Но почему же до сих пор права человека в Украине нарушаются? Мир стремительно меняется и основной закон уже не соответствует современным реалиям?

Возможно, улучшить ситуацию с правами человека помогут очередные изменения в законах, а возможно, нужно менять что-то другое. Об этом Центр информации о правах человека говорил с правозащитниками и экспертами. Мысли оказались очень разными.

КОНСТИТУЦИЯ ХОРОШАЯ, НО ЕЕ СТАТЬИ НАРУШАЮТСЯ

Мы просили правозащитников назвать самые ценные для них статьи Конституции, закрепляющие права человека.

Так, юристка благотворительного фонда “Восток SOS” Алена Лунева считает Конституцию прогрессивной и как важную и необходимую сегодня называет статью 24 о том, что все граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Статья запрещает дискриминацию по любому признаку – признаку расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковому и тому подобное.

“Авторам Конституции нужно отдать должное, они сделали все для того, чтобы Украина состоялась как демократическое государство, в котором гражданам обеспечена защита прав и свобод”, – говорит в свою очередь журналистка и общественный деятель в сфере свободы слова и доступа к информации Аксинья Курина.

Наиболее ценными она называет статьи 3 и 15 первого раздела, которые должны гарантировать соблюдение прав и свобод. А также статью 49 второй главы, в которой гарантируется право на бесплатную медицинскую помощь.

Но Курина с грустью констатирует, что именно эти статьи часто нарушаются в Украине.

О нарушении действующих статей Конституции говорят и другие правозащитники.

Так, председатель ОО “Черкасский правозащитный центр” Тарас Щербатюк, опираясь на свой опыт, рассказал, что на местном уровне часто дискриминируются люди с инвалидностью, что является нарушением статьи 24 Конституции. Это происходит из-за отсутствия архитектурной доступности к зданиям, транспорту, отсутствия информации об имеющихся правах, бездействия со стороны органов власти в решении проблем людей с инвалидностью.

Также, по его словам, подвергаются дискриминации и испытывают нарушения прав внутренне перемещенные лица. В частности, речь идет о праве избирать и быть избранным в органы власти, закрепленном в 38 статье Конституции.

“Больше всего нарушается статья 21 Конституции Украины. О ней мало кто говорит, все забыли, но, хотя она и утопическая, но однозначно больше всего нарушается.

Там написано, что права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы.

И вот с “нерушимостью” совсем все плохо”, – высказывает мнение руководитель секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Богдан Крикливенко.

Правозащитник, член правления Института “Республика” Владимир Чемерис считает наиболее нарушаемыми на сегодня в Украине права на свободу слова, свободу выражения взглядов, свободу собраний и свободу ассоциаций.

“В Конституции написано, что СМИ можно закрывать только по решению суда. Но у нас закрываются интернет-издания без решения суда. Была информация, что более 30 человек получили наказание за сообщения в социальных сетях”, – говорит Чемерис.

В этом контексте он также упоминает тюремное заключение для блоггера Руслана Коцабы и арест главного редактора издания “Страна.юа” Игоря Гужвы.

В качестве примера нарушения свободы собраний Чемерис приводит систематические нападения ультраправых на мирные собрания при полном бездействии правоохранителей.

“Был проведен Марш Равенства с защитой полиции. Раз в год одна категория людей может проводить огромное собрание с участием огромной охраны со стороны полиции.

Все другие собрания подвергаются грубым нападениям, как это было, например, в случае с митингом против переименования проспекта Ватутина. На протестующих нападали и жестоко избивали.

Реакции полиции на это не было”, – говорит Чемерис.

Он также обращает внимание, что в нарушение права на свободу ассоциаций в Украине запрещаются политические партии, чего никогда не было ни при президентстве Виктора Януковича, ни при Леониде Кучме.

Профессор кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, доктор юридических наук Ольга Буткевич говорит, что, учитывая огромное количество жалоб от Украины в Европейский суд по правам человека, у нас системно нарушается право на справедливый суд, и связанные с ним статьи 55 и 59 Конституции.

В то же время наиболее нарушаемым Ольга Буткевич считает право на уважение достоинства человека, которое гарантируют статьи Конституции 3 и 28.

“Следует вспомнить, какое право человека сопровождает реализацию и защиту всех его прав. Это то право, которое нарушается автоматически при нарушении любого конституционного права человека.

И это – право на уважение достоинства человека, которое гарантирует ст. 3 и ст. 28 Конституции. Ведь и лишение жизни, и пытки, и незаконное лишение собственности, и нарушение права на образование, труд и т.д.

– это все является проявлением неуважения к достоинству человека”, – говорит юристка.

На нарушении права на справедливый суд акцентирует и юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека Максим Щербатюк.

“У нас решения судов не выполняются, что катастрофически влияет на правовую определенность. Есть также вопрос о независимости судебного разбирательства. Есть определенное влияние органов власти на судебные инстанции.

Часто решения судебных инстанций координируются определенными органами власти.

Возможно, в результате реформ высших судов это изменится, но вопрос независимости и объективности судебного разбирательства стоит, в том числе, в контексте решения ЕСПЧ относительно Украины”, – отмечает Щербатюк.

Он также обеспокоен тем, что в последнее время в Украине все чаще нарушаются права на частность. Речь идет о блокировании соцсетей и перехвата коммуникаций, которые сейчас пытаются закрепить на законодательном уровне, мотивируя мерами борьбы с терроризмом.

“Еще есть право на свободу и личную неприкосновенность, связанные с тем, что реформы полиции и прокуратуры по факту не состоялись. Эти структуры, которые есть сейчас, во многом не справляются со своими функциями. Часто нет ощущения безопасности.

Соответственно происходят различные вещи связанные с деятельностью других правоохранительных органов. Так же в том же СБУ, – если это ведомство начинает расследовать дело, то у человека возникают проблемы с защитой его прав”, – говорит Щербатюк.

“Больше всего нарушается фундаментальное право собственности и в этом контексте – право доступа граждан к экономическим активам страны, предусмотренное статьями 13, 142, 143 Конституции Украины”, – говорит председатель правления Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Николай Козырев.

В то же время правозащитник, председатель правления Правозащитного фонда “Развитие” Олег Григорьев считает, что одним из важнейших конституционных прав, которое чаще других нарушается в Украине, является реализация права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

“На сегодня мы видим систематическое злоупотребление этим правом государственными органами и госслужащими.

С одной стороны, законом четко установлен запрет отказа в принятии и рассмотрении обращения граждан, с другой стороны, должностные и служебные лица часто игнорируют это требование и просто не присылают ответ заявителю.

И часто доказать факт отправки ответа заявителю очень трудно, ведь почтовый реестр отправленных писем, как правило, не ведется. Все письма отправляются простой почтовой корреспонденцией. А это приводит к нарушению конституционного права на обращение и недопустимо в правовом государстве”, – говорит Григорьев.

КОЕ-ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ

Опрошенные нами эксперты также ответили на вопрос о том, какие изменения лично они внесли бы в Конституцию с целью улучшения соблюдения прав человека.

Алена Лунева

Юристка Алена Лунева высказалась за включение в систему судов Украины Международного уголовного суда, который наказывает за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Она также считает, что нужно сделать выборными должности судей и прокуроров.

Аксинья Курина убеждена, что к нарушению прав человека приводит, в частности, концентрация власти в одних руках, которая соответствует президентской форме правления. По ее мнению, в случае парламентской республики многих угроз демократии можно было бы избежать.

По словам Куриной, также очень важно в ближайшее время учредить независимый институт Омбудсмена по доступу к публичной информации и защите персональных данных, для этого необходимо внести изменения в Конституцию.

Кроме того, Курина выступает за предоставление официального статуса русскому языку.

“При всей сложности, даже скандальности, вопрос официального статуса русского языка в Украине, на мой взгляд, он необходим. Прежде всего для противодействия дискриминации, а также для того, чтобы прекратить политические спекуляции, которые создают опасность для общества и государства”, – говорит эксперт.

Координатор проектов Центра информации по правам человека Людмила Янкина считает, что нужно внести изменения в статью 51 Конституции.

В частности, слова “брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины” нужно заменить словами “брак основывается на добровольном согласии двух людей”.

“По Конституции, именно человек является высшей социальной ценностью в Украине, а не определение мужчины и женщины”, – отмечает Янкина.

КОНСТИТУЦИЯ УСТАРЕЛА – НУЖНА ПОЛНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА

Председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров убежден, что Украине пора писать абсолютно новую Конституцию, поскольку существующая устарела.

“У нас уже очень устарела Конституция. Она, с одной стороны, уже давно не выполняется. С другой – ее уже нельзя писать частями. Нужно писать полностью новую Конституцию”, – говорит Захаров.

По его словам, в сегодняшней Конституции, в частности, нет права на справедливый суд в полном объеме, как это записано в Конвенции о правах человека и основных свобод.

Также не упоминается, что вмешательство государства должно быть необходимым в демократическом обществе. В Конституции вообще нет необходимого принципа пропорциональности. А именно через этот принцип нужно оценивать адекватность вмешательства государства.

Захаров также считает некоторые существующие конституционные гарантии недееспособными.

Ведь, по его словам, Конституция гарантирует экономически социальные и культурные права, но в случае нарушений этих прав нормы Конституции не являются нормами прямого действия. Суды не защищают эти права. А это, в свою очередь, “подвешивает” соблюдение прав первого поколения – гражданские и политические.

Кроме того, перспектива вхождения Украины в Европейский Союз также требует соответствующих изменений в Конституции.

“Были приняты некоторые протоколы к Конвенции по защите прав человека и основных свобод. И Хартия основных прав Европейского Союза. Нас еще не приняли в ЕС, но эта Хартия является обязательным для стран ЕС. Те права, которые там есть, их нет в нашей Конституции.

Вот, например, там невозможен запрет свободы слова для науки и творчества. Есть такая вещь как академическая свобода, которая в украинском законодательстве не упоминается. Есть права пожилых людей и права молодежи.

Это необходимо вводить в Конституцию, если мы думаем о европейском векторе Украины”, – отмечает Захаров.

При этом он объясняет, что нельзя изменить второй раздел Конституции без изменения первого. Поскольку “там очень много вещей, которые являются лицемерием”. В частности, статья 3 о том, что жизнь и здоровье людей – высшая социальная ценность. Но при этом Украина возглавляет первое место в Европе по уровню смертности.

“Если эту норму понимать буквально, а нормы Конституции так и надо понимать, то все средства надо направлять на операции для больных детей. Но этого не делается”, – констатирует правозащитник.

Однако, по его словам, многое нужно было бы оставить в первой главе Конституции, при этом конституционный строй и изменения в первый раздел должны утверждаться на референдуме. Но если так, то надо всю Конституцию переписать.

Он считает, что противоречивость существующей Конституции возникла из-за того, что ее “порождали два центра исполнительной власти”.

“Так же и сейчас ничего хорошего не получилось из сотрудничества Порошенко и Яценюка, или сотрудничества Порошенко и Гройсмана. Возникают конфликты из-за полномочий. Так нельзя. Это приводит к постоянной борьбе, которая тормозит прогресс и превращает народных депутатов на обычных кнопкодавов”, – заключает Захаров.

ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ

Основные проблемы с конституционными правами человека связаны не с текстом ее статей и даже не с нарушением этих статей, а с общим отношением к этому документу как со стороны политиков, так и со стороны граждан.

Источник: https://zmina.info/ru/articles-ru/konstitucijni_prava_ljiudini_shho_zminiti_abi_jih_otrimati/

Тест

Как права человека связаны

1. Права человека — это:

а) исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других;

б) узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности;

в) отсутствие каких-либо ограничений.

2. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?

А) от национальности, расы;

Б) пола;

В) религии;

Г) от богатства;

Д) политических убеждений;

Е) ни от чего, (все должны обладать равными правами).

3. Герои известной серии «Бременские музыканты» поют:«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…»

Почему люди ценят свободу выше богатства?

А) её ценят те, кто не был богат;

Б) так считают только романтики;

В) это неотъемлемое право человека.

4. В каких международных документах закреплены права ребенка?

А) «Декларация прав ребенка» (1959г.);

Б) «Всеобщая декларация прав человека» (1948г.);

В) «Конвенция о правах ребенка» (1989г.)

5. Ребенком считается любое лицо:

А) не достигшее 18 лет;

Б) не достигшее 16 лет;

В) не достигшее 14 лет.

6. Права человека связаны с:

А) гражданством;

Б) фактом рождения;

В) общей правоспособностью.

7. Укажите универсальные международные документы в области прав человека.

А) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

Б) Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах;

В) Конституция РФ.

8. Право избирать и быть избранным в федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления относится к системе:

А) гражданских;

Б) политических;

В) социальных;

Г) экономических;

Д) культурных.

9. Субъектом социально-экономических прав является:

А) человек;

Б) гражданин;

В) иностранец;

Г) лицо с двойным гражданством.

10. Экономические права, опосредующие активность человека-это права:

А) в сфере власти отношений;

Б) производственно- хозяйственной сфере общества;

В) духовно-культурной сфере.

11. Социально-экономические права предусмотрены:

А) Гражданским кодексом;

Б) Законом о предпринимательской деятельности;

В) Трудовым кодексом;

Г) Уголовным кодексом.

12. Высшей ценностью в России согласно ее Конституции является:

А) Российское государство;

Б) ее территория;

В) человек, его права и свободы.

13. Конституция РФ закрепляет:

А) право на труд;

Б) обязанность трудиться;

В) свободу труда;

Г) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

14. Гражданство Российской Федерации:

А) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей.

15. Конституционные обязанности человека и гражданина:

А) платить налоги;

Б) трудиться;

В) нести воинскую службу.

Вариант II

1. К специфическим правам ребёнка относится (ятся)

А) Право на жизнь

Б) Право жить в семье

В) Право собственности

Г) Избирательные права

2. Верны ли следующие суждения о конституции?

1. Коституция обладает высшей юридической силой.

2. Конституция является сводом всех законов государства.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верно и 1 , и 2

Г) оба суждения неверны.

3.Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

      А) административное                                 В) гражданское

    Б) конституционное                                  Г) уголовное

4. Какое право человека относится к экономическим правам?

      А) право на отдых                                     В) право на жилище

     Б) право собственности                            Г) право на жизнь

5. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

     А) гражданское право                              В) семейное право

      Б) трудовое право                                     Г) административное право

6.  Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?

1. Права ребёнка защищаются особой конвенцией.

2. Право жить и воспитываться в семье- одно из главных прав ребёнка.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верно и1 , и 2

Г) оба суждения неверны.

7.  К политическим правам (свободам) человека относятся

 А) Право собственности                         В) избирательные права

Б) свобода вероисповедания                   Г) свобода передвижения

8. Право в отличие от морали

     А) является видом социальных норм

     Б) регулирует поведение людей

     В) поддерживается силой государства

    Г) обращено ко всему обществу

9. Гражданка приобретает загородный дом в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?

     А) административное право                     В) гражданское право                              

     Б) трудовое право                                      Г) налоговое право

10. Что относится к социальным правам человека?

А)  право на труд                                       В) Избирательные права

    Б) право на жизнь                                      Г) право собственности                            

11. Что подразумевает свобода вероисповедания?

    А) право распространять как религиозные, так и нерелигиозные взгляды

    Б) право вести только религиозную пропаганду

   В) право преимущественно атеистической пропаганды

12. К какому виду прав относится право на жилище, охрану здоровья, на благополучную окружающую среду, социальное обеспечение и т. п.?

    А) гражданским

    Б) экономическим

    В) социальным

13. В каких международных документах находят свое закрепление гражданские (личные) права (укажите не менее 2-х):

А) Всеобщая декларация прав человека 1948;

Б) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966;

В) Международный пакт о социально-экономических и культурных правах 1966;

Г) Европейская культурная конвенция.

14. Право на жизнь предполагает:

А) невозможность смертной казни;

Б) запрет самоубийства;

В) запрет эвтаназии;

Г) смертная казнь устанавливается федеральным законом за особо тяжкие преступления против государства;

Д) смертная казнь устанавливается федеральным законом за особо тяжкие преступления против жизни.

15. Гражданство Российской Федерации:

А) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Ответы к тестам

Вариант I

Вариант II

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

Б

1

Б

2

Е

2

В

3

В

3

Б

4

В

4

Б

5

А

5

В

6

А

6

В

7

Б

7

В

8

Б

8

В

9

А

9

В

10

Б

10

А

11

В

11

А

12

В

12

В

13

А

13

А,В

14

А

14

В

15

А

15

А

Источник: https://infourok.ru/test-socialnie-prava-cheloveka-i-grazhdanina-klass-459453.html

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий