Коллективное письменное обращение к властям это

Как правильно жаловаться: инструкция по составлению обращений в госорганы

Коллективное письменное обращение к властям это

Как правильно оформить обращение в госорганы, чтобы быть услышанным и добиться реакции? Можно ли написать письмо президенту? Об особенностях электронных, устных и письменных обращений рассказывает портал Interfax.by.

Что такое обращение?

Любое обращение, кроме анонимного, обязаны принять и зарегистрировать. Не все граждане знают, что если обращение составлено неправильно, то никакой реакции не последует: говоря юридическим языком, его не будут «рассматривать по существу». Чтобы такого не случилось, нужно играть по правилам. Главный документ, который вам понадобится, – «Закон об обращениях граждан и юридических лиц».

Под словом «обращение» следует понимать индивидуальные или коллективные заявления, предложения, жалобы, изложенные в письменной, электронной или устной форме.

Все белорусы и иностранные граждане имеют право обращаться в любые организации. С индивидуальными предпринимателями разговор другой – к ним можно официально обратиться путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Обращаем внимание, что, согласно требованиям Указа президента Республики Беларусь от 15 октября  2007 г.

№ 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», обращения граждан первоначально подлежат рассмотрению в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы.

То есть сначала в вопросе должны разобраться местные власти (администрация района, организации), а уж если они не помогли, то следует жаловаться выше. При этом обязательно собирайте и предъявляйте копии предыдущих ответов.

Темы обращений могут быть самыми разными. Очень важно, чтобы ваше замечание было направлено по адресу, иначе его перенаправят в другую организацию. Об этом вас должны уведомить в пятидневный срок.

Статистика показывает, что в Мингорисполком чаще всего пишут и звонят по вопросам строительства, жилищной политики и ЖКХ (более половины от всех обращений). 

Форумы

Некоторые госорганы имеют свои форумы. Такие форумы создаются для обсуждения актуальных вопросов, общения и изучения общественного мнения. Мнения учитываются, но стоит помнить, что сообщение на форуме не является официальным обращением.

Письменные обращения и «жалобная книга»

Письменные обращения подаются нарочным (курьером) по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Любые обращения (письменные, устные, электронные) подразделяются на  заявления, предложения и жалобы. В зависимости от того, к какой категории они относятся, варьируются сроки подачи обращений.

Так, заявления и предложения сроком не ограничиваются. А вот жалобы могут быть поданы заявителями в течение трех лет со дня, когда «они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов». Если срок пропущен по уважительной причине (и этому имеются документальные доказательства), то жалобу примут на рассмотрение.

Обращения излагаются на белорусском или русском языке.

Что нужно обязательно указывать в обращении, чтобы его рассмотрели:

1. Наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение.

2. Фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы).

3. Изложение сути обращения.

4. Личную подпись гражданина (граждан).

Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Организация должна принять любое обращение, но имеет право оставить его без рассмотрения, если оно не соответствует требованиям, изложенным выше. Есть еще ряд случаев, когда организация может не рассматривать обращение (о них можно прочесть в ст. 15 п. 1 закона об обращениях граждан).

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. Отсчет времени начинается не со дня отправления письма, а с момента регистрации в организации.

Письменное обращение в книгу замечаний и предложений вносится в соответствии с формой книги замечаний и предложений, установленной Совмином. Поэтому внимательно и разборчиво заполняйте все графы в книге.

Организация или ИП направляют ответ заявителю и вносят сведения о результатах рассмотрения обращения в саму книгу замечаний и предложений. Копия ответа заявителю хранится вместе с книгой.

Книга удобна тем, что в нее можно вписать замечание или предложение «не отходя от кассы». Именно так и следует поступать. Данная запись будет являться официальным подтверждением вашей претензии к организации.

Электронное обращение

Узнать электронный адрес организации можно на ее официальном сайте. Если организация относится к Мингорисполкому, то поиск адреса становится еще проще: на сайте столичных властей есть специальная форма для обращения граждан и список организаций.

Электронные письма принимаются на русском или белорусском языках.

Обращение физического лица должно содержать:

  • фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина;
  • адрес места жительства (места пребывания) гражданина;
  • изложение сути обращения;
  • адрес электронной почты гражданина.

Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней со дня регистрации, а требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 1 месяца. Они обладают той же силой, что и письма. И причины отказа в рассмотрении у них точно такие же.

Ответ придет на тот адрес электронной почты, который вы указали в обращении, либо в письменном виде на адрес места жительства (места пребывания) гражданина.

Если поступающие электронные обращения на одну и ту же тему приобретают массовый характер (более 10 обращений от разных заявителей), ответы на такие обращения могут размещаться на официальном сайте госоргана или организации без направления ответов (уведомлений) заявителям (указ президента «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» от 15 октября 2007 г. № 498).

Горячая линия и прямая телефонная линия

Следует отличать «прямые» и «горячие» линии. На «горячую линию» можно обращаться с вопросами консультационно-справочного характера, связанными с деятельностью конкретных организаций. На их сайтах можно найти телефоны и время работы «горячих линий».

«Горячая линия» проводится специалистами организации в рабочее время в рабочие дни. При этом руководителем организации могут быть установлены дополнительные дни и время ее проведения. Обращения, поступившие в ходе «горячей линии», не подлежат регистрации.

«Прямые телефонные линии» проводятся, как правило, по определенной теме. Граждане не могут задавать вопросы, выходящие за ее границы. График проведения прямых линий составляется заранее. О возможности пообщаться с руководителем по телефону сообщается за несколько дней в СМИ, на сайте конкретной организации, на информационных стендах.

Если в ходе «прямой телефонной линии» гражданин не получает мгновенный ответ на вопрос, то его могут взять на дальнейшее рассмотрение (при условии, что вопрос был в пределах компетенции организации).

О результатах должны сообщить в 15-дневный срок со дня регистрации обращений в организации. При необходимости дополнительного изучения вопроса срок рассмотрения может быть продлен до одного месяца.

Как поступают со злостными жалобщиками?

Обращаться по поводу одной и той же проблемы несколько раз нельзя. Это можно делать, только если вы укажете на новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу. Иначе ваше письмо оставят без рассмотрения, а вам в письменном виде сообщат, что повторное обращение необоснованно и переписка с вами по этому вопросу прекращается.

В дальнейшем организации могут не рассматривать обращения  граждан из «черного списка» и даже не уведомлять их об этом. Пробиваться на личный прием с повторным вопросом также бессмысленно – его не рассмотрят.

Помните, что вы несете ответственность за свои слова.

 Расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке.

За клевету или оскорбления, либо иные противоправные деяния при подаче обращений придется отвечать по закону.

Личный прием

Устные обращения принимаются в ходе личного приема. Каждая организация составляет свой график общения руководителей с гражданами. Но есть общее правило: руководители и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.

Информацию о времени и месте проведения личного приема можно найти на стендах в организации, на сайте или уточнить по телефонам приемной.

Соберетесь на личный прием, не забудьте паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность. Имейте в виду, что ваш разговор во время личного приема может записываться (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем вас должны уведомить до начала приема.

Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если заявитель не предоставил документы, удостоверяющие личность, задает вопросы, не относящиеся к компетенции организации, ругается матом или допускает оскорбительные выражения. Не рассматриваются также устные обращения с теми, кому уже был дан исчерпывающий ответ в ходе личного приема, либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.

Как обратиться к президенту?

На официальном сайте главы государства сообщается, что в резиденции президента в порядке живой очереди ведется прием граждан и юридических лиц  с 8.00 до 17.00 (кроме субботы и воскресенья) по адресу: г. Минск, ул. Кирова, д. 43.

Прием ведут должностные лица приемной резиденции президента Республики Беларусь. Имейте в виду, что в данной приемной рассматриваются только вопросы, относящиеся к компетенции администрации президента.

При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца). Рекомендуется также иметь ответы на предыдущие обращения в другие организации и иные необходимые для рассмотрения вопроса документы.

В соответствии с нормами ст.ст.12, 13 закона «О ветеранах» инвалиды и участники Великой Отечественной войны принимаются в первую очередь.

Существует возможность написать электронное обращение самому президенту. Оно оформляется точно так же, как и письмо в любую другую организацию, то есть в соответствии с требованиями закона «Об обращениях граждан и юридических лиц».

В указе президента от 15 октября 2007 г.

№ 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» говорится, что обращения, поступившие на имя президента, в том числе по вопросам обжалования решений государственных органов, иных организаций, подчиненных (подотчетных) непосредственно президенту Беларуси, могут рассматриваться от имени президента администрацией президента Беларуси.

На всякий случай еще раз напомним, что по любым вопросам сначала следует обращаться в органы местной власти и только потом идти выше и выше.

Источник: https://interfax.by/news/obshchestvo/sotszashchita/1254080/

Петиции в защиту общественных интересов и прав человека: реальное или виртуальное правовое действие? | Lawtrend — Центр правовой трансформации

Коллективное письменное обращение к властям это

За последние несколько лет  значительно увеличилось количество петиций, особенно электронных, связанных с проблемами и защитой прав человека в Республике Беларусь по самой разнообразной тематике: начиная от отмены смертной казни, вопросов соблюдения прав заключенных, связанных с проблематикой избирательного, экологического права, и заканчивая решением более локальных вопросов в области топонимики, открытия и развития различных учреждений и инициатив.

Пропорционально росту количества петиций и обращений с просьбой присоединиться и поддержать их в публичном пространстве возникли и встречные вопросы: – а работают ли вообще такие методы, каковы их цели и достижимы ли они?

В этой статье мы постараемся разобраться насколько верно популярное мнение, что  Тhe average e-petition isn’t ultimately worth the pixels it took to create it  – среднестатистическая онлайн-петиция не стоит даже пикселей, необходимых для ее создания.

Для рассмотрения вопроса эффективности электронных петиций в качестве инструмента, направленного на защиту и восстановление нарушенных прав человека стоит кратко обратиться к правовой природе и существующему регулированию этого явления Конституционное право государств Европы: учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Л. Л. Алексеева, Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов и др. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 309 с.

Петиция (с лат. ходатайство, обращение, прошение) — это индивидуальное или коллективное обращение, которое подается в орган государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде.
Право петиций известно с ХIII в.

– определенные сословия обладали правом обращения к британскому монарху с просьбой решить какую-либо проблему. Иногда такого рода петиции были первоисточниками принимаемых Биллей. Однако впервые на всех граждан это право было распространено Декретом Учредительного собрания Французской республики в 1791 г.

Декрет наделил всех граждан личным правом на подачу петиций. На основе развития этих правоотношений на протяжении XIX-XX в.в.

юридическая наука и международные стандарты стали выделять “право петиций” в отдельное право – одно из конституционных политических прав граждан на обращение к властям с письменным требованием, жалобой, на которое власти в установленном порядке обязаны реагировать.

Ряд конституций зарубежных стран ограничивают это право в отношении определенных категорий граждан (военнослужащие, работники органов государственной безопасности), в других странах, наоборот, это право распространено не только на граждан, но и на любых лиц, независимо от их гражданства. Также отличается регулирование личного и коллективного права на обращение к государственной власти.

Исторически петиции действительно имели влияние на диалог между властью и гражданами. Среди наиболее известных – петиция женщин-суфражисток в Австралии в 1891 г., результатом которой стало наделение женщин активным и пассивным избирательным правами. Кстати, эта кампания также являет собой пример одной из первых в истории кампаний “от двери к двери”.

В той же Австралии в 1963 г. народность аборигенов Yirrkalа подала петицию, в результате распространения которой и влияния на власть получила ряд гражданских, культурных и автономных прав. Стоит подчеркнуть, что большинство известных и действенных петиций создавались, создаются и реализуются в странах англо-саксонской правовой системы.

Красноречивый негативный пример – широко известная петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга о народных требованиях для подачи царю Николаю II, составленная попом Георгием Гапоном. Попытка вручения обращения царю вылилась в печально известное “кровавое воскресение”, положившее начало первой русской революции.

Времена меняются, и на сегодняшний день самой распространенной формой подачи петиции является электронная форма. Для удобства общественных активистов даже созданы специальные интернет-порталы, интерфейс которых предназначен для написания и распространения собственных петиций. Среди наиболее известных порталов отметим change.org, ipetitions.com, petitiononline.com.

В праве Республики Беларусь понятие “петиция” отсутствует, однако само явление закреплено в системе права от Конституции до профильного закона и подзаконных актов.

Согласно статье 40 Конституции Республики Беларусь, “Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным”.

Детально регулирует эти правоотношения Закон “Об обращениях граждан и юридических лиц” от 18.07.2011 №300-З.

Закон выделяет разные формы реализации конституционного права на обращение: обращение, заявление, жалоба, предложение, которые могут направляться устно, письменно, в электронной форме, индивидуально или коллективно. В процессуальном праве право петиций реализуется в форме заявления ходатайств участниками уголовного, гражданского либо хозяйственного процесса.

Для выполнения требований беларусского законодательства все данные и подписи под электронной петицией должны быть направлены на электронный адрес соответствующего государственного органа в закрепленной законом форме, а государственный орган обязан дать мотивированный ответ каждому подписанту. К сожалению, по сравнению с нормами права других стран (например, Великобритании, где закреплено, что государственный орган  обязан дать ответ на электронную петицию, подписанную двумястами и более лицами ), подобных норм в праве Республики Беларусь нет.

Один из важных плюсов электронных петиций – доступность. Каждый человек имеет и право, и возможность создать петицию и распространять ее любыми доступными способами – через специальный сайт, адресной рассылкой, рассылкой через сайт, с помощью социальных сетей и медиа.

Действия подписанта тоже просты: необходимо несколько кликов мышкой, заполнение короткой формы с личными данными, – и человек присоединяется к правовому действию в защиту общественных интересов, поддерживает важную инициативу, передает сообщение далее по цепочке.

Электронные петиции являются хорошим информационным поводом и источником распространения информации, к их функциям также можно отнести в определенной степени и правовое образование населения, влияние на общественное сознание, показательность настроений общества и его запросов к власти.

 “The beauty of online petitions is that sometimes, the media picks up on these issues and runs a story. Sometimes, the media runs a story that leads to the petition. Often, if the issue affects enough people, these events run simultaneously.

”  – Красота онлайн-петиций в том, что иногда СМИ затрагивают некие вопросы и создают “историю”, а иногда случается и наоборот – средства массовой информации находят историю, которая становится источником петиции.

Часто эти вопросы затрагивают очень много людей, и тогда эти действия происходят одновременно.

Петиции не являются механизмами прямого действия, их задача поднять какой-либо вопрос и распространить фактическую актуальную информацию, обратить на нее внимание общества, в том числе оказать влияние на политиков и государственных служащих.

Даже в странах с авторитарными чертами политического режима публичные персоны заботятся о своем публичном статусе и широкое общественное давление может иметь положительное влияние на ситуацию.

Однако в таких странах, как правило, власти избегают реагирования на прямые запросы общества, особенно связанные с политической сферой, реализацией гражданами своих политических и гражданских прав.

В Беларуси, например, одной из немногих успешных интернет-кампаний в виде онлайн-петиции стал кейс по привлечению к ответственности лиц, покалечивших птенцов бакланов . В этом случае прецедент был в экологической сфере правоотношений.

Все обстоятельства этого дела (в том числе причастность к этому беларусских государственных рыбхозов) в ходе расследования и судебного разбирательства изучены не были. Общественная кампания хоть и имела большой резонанс в СМИ, но несмотря на решение взыскать с нарушителей прииненный ущерб, он до сих пор не погашен правонарушителем.

В 5 раз больше подписантов – 105 000 (это рекордный для Беларуси показатель) набрала интернет-кампания за отмену смертной казни в Беларуси , инициированная матерью осужденного к смертной казни Любовью Ковалевой.

Но эта кампания не добилась никакой обратной связи от власти.

Несмотря на широкое публичное обсуждение и остроту поднятой темы мораторий не введен, а смертные приговоры и сегодня приводятся в исполнение в соответствии с законодательством, которое нарушает и права близких осужденных к смертной казни.

Анализ последствий, а скорее их отсутствия, от распространения петиций, связанных с защитой общественных интересов в Республике Беларусь, свидетельствует о их низкой эффективности. О том, что онлайн-петиции не часто выполняют возложенную на них функцию, говорят еще несколько фактов.

Насколько известно из личного опыта автора и опроса подписантов петиций, связанных с беларусскими кейсами, несмотря на то, что подписанты оставляли свои домашние и электронные адреса, беларусские государственные органы никогда не направляли ответы всем подписантам петиции лично.

Отрицательным фактором можно считать и возрастающее количество петиций. Увеличение количества в условиях Беларуси снижает медийный, образовательный, общественный эффект, так как в определенной ситуации подписание петиции может стать автоматическим действием, которое можно сравнить с принятием правил и условий пользования сайтами и приложениями.

Бытует мнение, что с помощью сайтов с онлайн-петициями и при передаче подписей в госорганы спецслужбам очень легко собирать и отслеживать информацию об активной части населения.

Учитывая отсутствие в Беларуси нормативного регулирования вопросов охраны персональных данных, а также частые случаи наблюдения и давления на гражданских активистов, этот фактор важно учитывать.

Однако каковы реальные угрозы подписантам в связи с получением их персональных данных и существуют ли они – не всегда возможно предусмотреть.

Главный же минус онлайн-петиций – это снижение мотивации граждан к реальной, невирутальной деятельности, к принятию участия в материальном отстаивании общественных интересов и защите прав .

Реальные действия (например, коллективные общественные действия, политические действия, стратегические тяжбы, общественные кампании и пр.) заменяются на виртуальный клик мышкой и оставляют у подписанта ложное ощущение, что он совершил полезное и результативное действие.

Такое явление даже получило несколько наименований в английском языке.

Это так называемый slacktivism (термин состоит из слов slacker (лентяй) и activism (активизм)  – унизительный термин, который описывает действия, требующие минимального личного участия для выполнения действий, которые не имеют никакого практического эффекта и общественных последствий, однако помогают субъекту почувствовать себя социально значимым и совершившим важный поступок. Эти действия являются не дополняющими, а именно подменяющими реальную результативную деятельность.

В качестве примера приводится именно подписание интернет-петиций, присоединение к определенным сообществам в социальных сетях, смена аватаров пользователей на аватары с социальными и политическими месиджами.

Другой термин – clicktivism, который используется для описания активистов, которые организуют протесты через социальные медиа, не прикладывая никаких усилий, не организовывая общественные действия вне интернета.

Негативная оценка эффективности интернет-петиций не имеет целью призвать создателей приостановить подобную активность в самом популярном сегменте общественной дискуссии – интернете. Но имеет смысл реально оценивать эффективность этого инструмента и как следствие – признать, что роль петиций в современном обществе претерпела изменения.

Подытоживая, обратим внимание на то, что качественная результативная интернет-петиция должна быть составлена профессиональными юристами или правозащитниками, содержать определенную конкретную цель и требования, адресата, указывать на конкретных лиц, которые ее создали и будут заниматься ее промоцией и распространением, а также должна быть подана в соответствующие органы с соблюдением всех требований и в форме, определенной законодательством. И, пожалуй, самое главное: это действие должно быть лишь частью общей стратегии действий, направленных на защиту общественных интересов, защиту прав человека на примере конкретных кейсов.

Такая деятельность имеет в первую очередь медийный и образовательный эффект, далеко не всегда является механизмом по реальному воздействию на власть и возможностью изменить ситуацию и должна быть подкреплена и другими, реализуемыми на практике инструментами и действиями, направленными на достижение целей по защите и восстановлению нарушенных прав.

Дарья Катковская, юрист 

Источник: https://www.lawtrend.org/freedom-of-association/petitsii-v-zashhitu-obshhestvennyh-interesov-i-prav-cheloveka-realnoe-ili-virtualnoe-pravovoe-dejstvie

Госорганы не обязаны рассматривать петиции — МИР РК

Коллективное письменное обращение к властям это

Иллюстрация с сайта business.ua

Понятие «петиция» не может трактоваться как коллективное письменное обращение, а «онлайн-петиция» как коллективное обращение, направленное к государственным органам в электронной форме.

 Поэтому информация, размещаемая на интернет-ресурсах, не позволяющих должным образом проводить процедуру подтверждения личностей (их верификации) пользователей, подписывающих ту или иную петицию, не может быть рассмотрена как поступившая в адрес государственных органов.

Такую позицию Министерство по инвестициям и развитию РК выразило в ответе на официальный запрос Tengrinews.kz.

Как известно, онлайн-петиции продолжают набирать популярность в казахстанском сегменте интернета, при этом их авторы рассчитывают на реакцию госорганов. В свою очередь, в Министерстве по инвестициям разъясняют, что сейчас в действующем законодательстве РК отсутствуют понятия «петиция» или «онлайн-петиция».

«Согласно толковым словарям Ожегова «петиция» — коллективная просьба в письменной форме, обращенная к власти» и Кузнецовой «петиция» — (латинский petitio) официальная коллективная просьба в письменной форме к высшим органам власти, к главе правительства, коллективное ходатайство», — поясняют в ведомстве.

Отмечается, что согласно пункту 2 статьи 20 Конституции РК каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.

При этом, согласно подпункту 4) статьи 1 закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», обращением является направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, видеоконференцсвязи, видеообращения, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик. «Таким образом, в данном определении представлен исчерпывающий перечень видов обращения, и порядок его рассмотрения регламентирован законом», — сообщают в МИР.

В обращении физлица, согласно закону, указывается его фамилия, имя, а также, по желанию, отчество, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес, юридического лица — его наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер. Обращение должно быть подписано физическим лицом или представителем юридического лица.

 При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.

Согласно этому закону, обращения физических и юридических лиц, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законом.

Субъекты и должностные лица обязаны сообщать физическим и юридическим лицам о принятых решениях в письменной форме либо в форме электронного документа. «Таким образом, понятия «петиция» не могут трактоваться как коллективное письменное обращение, а «онлайн-петиция» как коллективное обращение, направленное к государственным органам в электронной форме.

 В этой связи информация, размещаемая на интернет-ресурсах, не позволяющих должным образом проводить процедуру подтверждения личностей (их верификации) пользователей, подписывающих ту или иную петицию, не может быть рассмотрена как поступившая в адрес государственных органов», — заявляют в МИР.

При этом в ведомстве отметили, что государство на постоянной основе проводит работу по построению диалоговых площадок между обществом и органами государственной власти.

Была создана основополагающая законодательная база для реализации проекта «Открытое правительство», который состоит из компонентов: «Открытые данные», «Открытые НПА», «Открытые бюджеты», «Открытый диалог» и «Оценка эффективности деятельности государственных органов».

«На сегодняшний день запущены 4 компонента, кроме портала «Оценка эффективности деятельности государственных органов». Запуск данного портала запланирован до конца 2016 года», — сообщили в МИР РК.

Эти проекты предусматривают участие граждан в рассмотрении законов, общественном контроле за расходованием бюджетных средств, обсуждении деятельности госорганов, а также позволяют получать различные данные. «Наряду с этим, функционирует официальная блог-платформа руководителей государственных органов Республики Казахстан. На сегодняшний день на нем опубликовано 309 573 обращений», — резюмировали в ведомстве.

Источник: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/gosorganyi-ne-obyazanyi-rassmatrivat-petitsii-mir-rk-298279/

Петиция

Коллективное письменное обращение к властям это

Wise 23 апреля 2015 16:38

Петиция – коллективное обращение (ходатайство, прошение).

Документ составляется в письменной форме или электронном виде и подается гражданами в высшие органы местного самоуправления или государственной исполнительной власти (иногда президенту).

Петиция может подаваться лично (конкретным человеком) или группой лиц. В ряде стран выделяются категории лиц, не имеющих права подачи петиций.

Право на петицию

В Российском законодательстве и ряде других стран гражданин (иногда иностранец) имеет право на петицию.

Термин «петиция» включает в себя все формы взаимодействия гражданина и представителей власти – жалоба, требование, ходатайство, заявление и обращение. Основная цель – обратить внимание официальных структур или общества на существующие проблемы в самых различных сферах экономики, политики, общественной жизни, здравоохранения, животного мира и так далее.

В некоторых странах Европы, к примеру, в Австрии и Германии, петиции представлены в форме непосредственного участия граждан в делах страны. При этом коллективы или индивидуальные лица получают право влиять на принятие отдельных правовых или политических решений.

В ряде случаев понятия «обращение» и «петиция» разделяются. Так, во Франции оформить петицию может каждый желающий, в вот составить обращение к властям страны – только гражданин. В Германии ситуация обстоит по-другому. Там право «обращения» дается не только гражданам, но и апатридам или иностранцам.

Петиция, которая собрала достаточное количество подписей (обычно от 50 тысяч) направляется в государственный орган страны. По закону многих стран обращение должно быть принято и обработано. Через подачу петиций каждый гражданин не только принимает участие в жизни общества, но и защищает свои права и свободы.

Право на петицию закрепляется в документах различного уровня – парламентских регламентах, законах страны, конституции и так далее.

В каждой стране рассмотрение петиции происходит по-разному:

— в Германии прошение направляется в петиционную комиссию, где заслушивается инициатор, опрашиваются свидетели, вызываются эксперты.

При необходимости запрашивается информация о рассматриваемом деле (событии), собираются законодательные акты. Решение об отказе или принятии петиции берет на себя контрольная инстанция Германии.

При этом Комитет (петиционная комиссия) каждый месяц передает парламенту доклады о рассмотренных петициях;

— в Австрии есть несколько форм петиций. Парламентские петиции обрабатываются персонально и передаются в соответствующие структуры. Обсуждение таких прошений осуществляется только при наличии соответствующего запроса от парламентариев. Индивидуальные жалобы направляются омбудсмену. Если петиция коллективная, то она перенаправляется в компетентные структуры;

— во Франции петиции формируются в общий список, после чего они передаются Председателю национального собрания.

Последний направляет прошение (жалобу) в парламентскую комиссию, которая занимается конституционными вопросами и общим управлением. После этого назначается докладчик, который выступает перед комиссией с описанием проблемы петиции.

Далее документ может быть передан выше – в Национальное Собрание. Там петиция обсуждается и принимается решение о ее реализации.

Сайты петиций

Первоначально петиции подавались в бумажном виде. Сегодня все более популярны онлайн версии петиций, которые можно подать на специализированных сайтах в сети:

1. Петиции в Великобритании

Сайт epetitions.direct.gov.uk позволяет жителям Великобритании обратиться к своему парламенту с новыми инициативами, касающимися сферы здравоохранения, экономики, общественно-политической жизни.

Из наиболее обсуждаемых вопросов – появление в школьной программе истории афроамериканцев, решение финансирования различных оздоровительных программ и так далее.

На сегодняшний день в связи с будущими выборами в мае 2015 года новые петиции не принимаются. Перерыв объявлен до 30 марта.

Минимальное количество подписей – 100 тысяч. В качестве голосующих могут выступать подданные Великобритании. Личность каждого участника петиции может идентифицироваться через интернет. Сбор подписей осуществляется в течение 12 месяцев.

2. Петиции в США

Сайт petitions.whitehouse.gov/petitions принимает петиции-обращения к президенту США. На сегодня обсуждаются следующие вопросы – увольнение директора ФБР Джеймса Комея, официальное признание геноцида армян, введение запрета на любое ядерное вооружение и так далее.

Чтобы петиция дошла до Президента США и была им рассмотрена, должно быть набрано от 100 тысяч подписей в течение двух месяцев с момента размещения. В Соединенных Штатах петиция может быть подана только Президенту. В отличие от ряда других стран, ставить подпись под петицией может любой желающий. Основное условие – зарегистрироваться на сайте.

3. Петиции в Шотландии

Сайт scottish.parliament.uk/gettinginvolved/petitions/ было образован в 1999 году. На тот период он был одним из первых ресурсов, объединяющих обычный народ и правительство страны.

Сегодня на нем рассматриваются предложения о пожизненном заключении для насильников, различные проекты по охране окружающей среды. Одна из самых нашумевших петиций была организована в прошлом году за пересчет по референдуму в Шотландии.

За это было собрано более 140 тысяч подписей шотландцев. Многие и до сих пор считают, что результаты проведенного референдума были сфальсифицированы.

4. Петиции в Германии

Сайт epetitionen.bundestag.de/epet/startseite.html предназначен для подачи петиций  правительству гражданами Германии.

Тематика петиций на ресурсе самая различная – начиная от обычных прошений и заканчивая серьезными политическими (экономическими) предложениями.

На страничке можно встретить петиции о запрете зоопарков или, к примеру, упрощение выдачи разрешения на длительное пребывание в стране цыганам. Ежегодно на сайте фиксируется около 15-20 тысяч различных петиций.

Право на такое обращение закреплено в конституции страны, дается каждому гражданину Германии и иностранцу. Перед рассмотрением в парламенте петиция попадает в петиционную комиссию. Там принимается решение, отправлять дальше документ или нет. Для рассмотрения обращения оно должно набрать не менее 50 тысяч подписей.

На заседание петиционной комиссии присутствуют и организаторы сбора подписей. В дальнейшем комиссия может лишь дать рекомендации бундерстагу на рассмотрении тех или иных вопросов. Но вероятность рассмотрения закона и его принятия является крайне низкой. Здесь все зависит от числа подписей. Если их более 100 тысяч, то парламентарии не смогут оставить обращение без внимания.

5. Петиции в СНГ

change.org — один из самых популярных сайтов петиций для стран СНГ. Его особенность – доступность для каждого желающего. Все, что требуется — создать петицию и привлечь к ней внимание как можно большего числа людей. Чем больше , тем больше шанс вынести проблему на рассмотрение. Из главных побед – спасение Шуховской башни на прежнем месте, сохранение болот под Минском и так далее.

Сегодня здесь собираются подписи по созданию независимой группы для расследования трансплантации органов у граждан Китая, освобождения Надежды Савченко и так далее. Также оставляются петиции для разрешение менее глобальных, но очень важных вопросов помощи детям-инвалидам, сборов средств на лечение, помощь многодетным семьям.

6. Петиции в Украине

onlinepetition.in.ua – популярный в Украине сайт петиций, где ведется сбор подписей по самым различным вопросам политики, экономики, культуры, здравоохранения. На сегодня собираются подписи под петицией обращения граждан Украины к В.В. Путину, обращение по возврату Юлии Плаксиной в Х-Фактор и так далее. Многие петиции уже устарели и не актуальны.

В начале марта в Украине подан законопроект, позволяющий гражданам обращаться к Президенту, Правительству страны, Кабинету министров, органам самоуправления и так далее. Время, которое отводится на сбор подписей, составляет 20 дней. Минимальное число – 25 тысяч. Сам процесс рассмотрения петиций еще не отработан, поэтому говорить о результатах еще рано.

6. Петиции в мире

— сайт avaaz.org является универсальным инструментом для всех людей, которым не безразлично происходящее на планете. Эта система работает на пятнадцати языках мира и позволяет быстро создавать петиции всем желающим. При этом обращения не привязываются к какому-то отдельно взятому парламенту или стране.

Из наиболее популярных проектов можно выделить начало работ по спасению исчезающих разновидностей китов, признание Палестины, как отдельного государства, прекращение массовых казней на территории Египта, предотвращение конца свободной глобальной сети и так далее;

— сайт care2.com посвящен исключительно проблемам экологии, правам человека в обществе, защите животных и так далее. В разные времена на сайте обсуждались вопросы защиты медведей Гризли и снижение квот на их охоту, полного запрета на продажу мяса китов и так далее.

Онлайн петиции в РФ

С 4 марта 2013 года в России действует закон, в котором четко регламентирована структура и форма подачи интернет-петиций в России.

Для этого специально разработан ресурс roi.ru, где каждый гражданин РФ имеет право подписаться под чьим-либо обращением или создать свое. Главные требования – регистрация на сайте и возраст от 18 лет. После создания петиция проверяется специальной комиссией, и (в случае одобрения) размещается для дальнейшего сбора подписей.

Онлайн петиция должна собрать более 100 тысяч подписей или 5% от населения того региона, для которого была создана. Одним из первых прошений был запрет чиновникам покупать автомобили стоимостью выше полутора миллионов рублей. В качестве инициатора выступил Алексей Навальный. 

Вообще поднимаются такие темы, как экономика России, политическая сфера, финансирование, общественная деятельность, охрана природы, законы и так далее.

Сегодня из наиболее популярных инициатив можно выделить:

— повышение минимальных командировочных работников всех структур до уровня 300 рублей в сутки,

— размещение результатов достижений в научной сфере (при условии финансирования государством) в общественном доступе);

— включение МРТ в качестве обязательной процедуры при диспансеризации взрослых граждан;

— создание всероссийской аптечной сети с минимальными ценами.

В качестве альтернативы можно оставить свое предложение на сайте onlinepetition.ru, где также рассматриваются различные вопросы политической, экономической и социальной сферы.

Из наиболее популярных петиций можно выделить прошение об устранении детского порно из сети «В контакте», обращение на имя Михалева А.Д., мэра Читы, прошение к Путину В.В. об ужесточении наказаний за преступления над детьми и так далее.

Главный итог петиций – передача в СМИ и общественный резонанс.

Как подать петицию?

Подать петицию можно на одном из сайтов, о которых мы упоминали выше. Среди россиян наибольшей популярностью пользуются ресурсы roi.ru, onlinepetition.ru, avaaz.org, change.org и прочие.

На большинстве сайтов структура создания петиции может различаться. К примеру, на change.org процесс разбивается на несколько этапов:

1. Прохождение процедуры регистрации;2. Ответ на ряд вопросов типа:- «Кому направляется петиция?»;- «Чего вы хотите от организации (человека), которому направляется петиция?»;

— «В чем важность проблемы?».

3. Распространение ссылки на свою петицию в сети и сбор подписей.

На остальных сайтах структура подачи петиции приблизительно схожа.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/7421-peticiya

Власти стал не важен каждый голос

Коллективное письменное обращение к властям это

Сразу после наступления нового года всех казахстанцев озадачили «нововведением» под названием «регистрация по месту временного пребывания или проживания».

Граждане решили выразить своё отношение к новшеству онлайн-петицией, в которой выступили за то, чтобы «временная регистрация» была отменена. Петиция была размещена на сайте Avaaz.

org, за 4 дня собрала 7,5 тысяч подписей, а затем сайт в Казахстане был благополучно заблокирован.

Петиция – это коллективное обращение, требование, заявление в письменном виде, подаваемое в органы государственной власти или органы местного самоуправления. цель, которую преследует процедура подачи петиции – обратить внимание властных структур на существующие проблемы в экономике, политике, общественной жизни, здравоохранении, экологии и так далее.

Во многих странах мира петиции являются очень действенным инструментом, который к тому же дает гражданам чувство сопричастности в управлении государством.

Некоторые петиции подаются не только гражданином страны, в которой есть проблема, и могут подписываться любым человеком со всего мира. Обычно это практикуется при создании петиций в защиту животных и экологии; такие тексты преследуют больше цель активировать гражданскую позицию людей по тому или иному вопросу.

Во многих странах мира петиции являются очень действенным инструментом, который к тому же дает гражданам чувство сопричастности в управлении государством. В некоторых странах посредством подписи под петицией граждане получают право влиять на принятие решений по тем или иным вопросам общественной и политической жизни.

Через подачу петиций каждый гражданин не только принимает участие в жизни общества, но и защищает свои права и свободы.

В разных странах требования к петициям, которые обязано рассмотреть государство, разные. В некоторых странах введено понятие «право на петицию», которое закреплено в документах различного уровня вплоть до Конституции страны.

В России законодательно рассматривать петиции начали в 2013 году. Для рассмотрения петиции в Госдуме нужно собрать 100 тысяч подписей граждан, авторизованных через поддерживаемую государством систему идентификации граждан.

Так как инициатива предварительно рассматривается экспертными рабочими группами, за три года была продемонстрирована низкая эффективность такой модели – дополнительные барьеры как-никак. Из 8,5 тысяч петиций, опубликованных на сайте, до детального разбора добрались лишь 25.

Поэтому можно сказать, что в России «право на петицию» не соблюдается.

В США также есть официальный сайт, где петицию можно сразу адресовать хоть президенту страны, и она может им быть рассмотрена лично, если в течении двух месяцев после размещения будет собрано те же 100 тысяч подписей.В отличие от России ставить подпись под петицией может любой желающий. Основное условие – зарегистрироваться на сайте петиции.

Петиция, подписанная более чем 50 тысячами граждан, попадает в петиционную комиссию, на которой имеют право присутствовать и инициаторы сбора подписей.

Петицию в Германии также можно подать через сайт петиций правительству. Тематика петиций самая разнообразная, начиная от личных обращений и заканчивая политическими требованиями.

Петиция, подписанная более чем 50 тысячами граждан, попадает в петиционную комиссию, на которой имеют право присутствовать и инициаторы сбора подписей.

Чем больше подписей – тем больше вероятность того, что петиция будет передана бундестагу, и парламентарии не смогут оставить обращение без внимания.

В Казахстане «права на петицию» фактически нет. Граждане страны могут воспользоваться своим правом физических и юридических лиц писать коллективные письма, подписи к которому собираются не на интернет-ресурсе, а лично.

Такие «петиции» отправляются адресатам с использованием электронного портала правительства. С появлением сайтов avaaz.org, change.org и других казахстанцы тоже пытаются реализовать своё «право на петицию».

Но пока безуспешно, так как петиции не имеют шанса дойти до адресата – и не потому, что не могут собрать принятый в качестве минимального порог в 50 тысяч подписей, а просто из-за того, что правительством петиции блокируются.

В Казахстане правительство, судя по всему, не заинтересовано в диалоге с обществом, им куда легче чувствовать, что граждане не могут влиять на принятие общественно-значимых решений. Так спокойнее. И от отсутствия диалога проигрывают все: и власть, и общество.

В блогах на сайте Азаттык авторы высказывают свое мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://rus.azattyq.org/a/blogistan-toregozhina-vlasti-stal-ne-vajhen-kajdiy-golos/28223030.html

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий