Народы и нации как субъект международного права

8. СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА И НАРОДЫ (НАЦИИ) КАК СУБЪЕКТЫ

Народы и нации как субъект международного права

Государства — основные субъекты международного 1

права и соответственно основные участники международных отношений. Все полномочия международных организаций, псевдогосударственных образований в конечном счете производны от полномочий государств, все остальные субъекты международного права по отношению к государству вторичны.

Государство— это политическая организация власти. Иногда под государством понимают и население, которому принадлежит определенная территория.

Признаки государства:

0 наличие территории;

0 государственный аппарат;

0 суверенитет; 0

правовая система.

Характерно, что государство выступает в качестве субъекта международного права не всегда, а лишь тогда, когда принимает участие в международных отношениях или реализует какие-либо внутренние функции, связанные с международными отношениями.

Юридически с точки зрения международного права все государства обладают равным статусом независимо от экономического, географического положения и иных факторов. Главное, чтобы государство было суверенным.

Отношения между государствами строятся на основе принципа суверенного равенства.

Суверенитет означает независимость государства при осуществлении внутренней и внешней политики. Не обладающими суверенитетом признаются «территории под опекой» или территории, на которые распространяется в соответствии с международным правом международная система опеки ООН.

Государственный суверенитет служит основой многих принципов международного права, в том числе принципов ненарушимости государственных границ, невмешательства во внутренние дела государства, свободы заключения международных договоров.

Суверенитет государства может быть ограничен в связи со вступлением государства в международную организацию, если уставом этой организации предусмотрено, что государство передает органам этой организации часть своих функций.

По поводу границ государственного суверенитета в науке международного права единого мнения нет. Одни ученые полагают, что государственный суверенитет носит абсолютный характер и потому не может быть ограничен помимо воли государства. Другие полагают, что в современном мире за государством не может быть признан абсолютный суверенитет.

Среди государств как субъектов международного права выделяют постоянно нейтральные государства. Специфика их правосубъектности заключается в том, что данные государства не участвуют в войнах ни непосредственно, ни через оказание помощи в войнах третьим государствам. К постоянно нейтральным государствам относятся Швейцария и Австрия.

Народы (нации) — самостоятельные субъекты международного права. Международно-правовой статус за народами (нациями) был закреплен лишь после Второй мировой войны.

Народ (нация) представляет собой определенную национальную общность, объединенную культурными, этническими, религиозными факторами и обшей исторической судьбой и не имеющую собственного национального государства.

Самостоятельный статус народов (наций) в качестве субъектов международного права вытекает из принципа самоопределения народов (наций) международного права. Этот принцип получил отражение в документах ООН.

Ему специально посвящена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., утвержденная Резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН.

Эта Декларация устанавливает, что:

|мг подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

|»г' все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

|!г недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

|-*г~ любые военные действия или репрессивные меры, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость;

§3″ в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;

|ЙГ всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН;

1йг все государства должны строго и добросовестно соблюдать положения Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека и Декларации на основе равенства, невмешательства во внутренние дела всех государств, уважения суверенных прав всех народов и территориальной целостности их государств.

В то же время правосубъектность народов (наций) по сравнению с государствами существенно ограничена.

Кроме того, право на самоопределение зачастую носит лишь номинальный характер, поскольку ограничено принципом неприкосновенности и нерушимости государственных границ. В международном праве различаются сепаратизм и право на самоопределение, между тем как зачастую эти явления составляют две стороны одной медали.

Установление правового статуса народов (наций) в первую очередь направлено против колониализма.

В настоящее время колониализм как таковой либо перестал существовать, либо приобрел совершенно новые формы, для борьбы с которыми необходимы качественно новые средства.

Государства — самостоятельные субъекты международного права, однако свою деятельность они осуществляют не в изоляции, а совместно с другими суверенными государствами.

Для упорядочения международных отношений, связанных с возникновением новых государств, в международном праве существует институт признания государств. Правовое регулирование соответствующих отношений осуществляется с помощью обычных норм международного права.

Признание государства означает признание другими государствами как субъектами международного права между- народно-правового статуса нового государства. Признание позволяет государствам эффективно взаимодействовать, вступать в международные организации, заключать международные договоры, осуществлять внешние сношения и т.п.

От признания государств следует отличать признание правительств, хотя оно имеетсхожие последствия.

Признание государства осуществляется в связи с образованием нового государства, признание правительства — в связи со сменой власти в государстве и формированием новых органов власти.

Разумеется, речь идет не о том, что с каждой сменой правительства возникает потребность в его международном признании, преимущественно о правительствах, пришедших к власти революционным путем.

По большому счету во многом признание является юридической оценкой легитимности нового государства с точки зрения иных государств.

В то же время институт признания не раз подвергался критике по тем основаниям, что институт признания фактически ограничивает государственный суверенитет вновь образованного государства и ставит его в зависимое положение от других государств.

В теории международного права различают признание де-юре и де-факто.

Признание де-юре означает полное юридическое признание государства. Оно, как правило, выражается в

дипломатических контактах, определенной международной реакции в виде издания специального акта о признании и т.п.

Признание де-факто означает наличие неофициальных контактов с новым государством.

В настоящее время существует ряд непризнанных самопровозглашенных государств. Долгое время в международном праве вопрос о признании новых государств решался с помощью признания де-факто, но не де-юре. В связи с последними событиями в бывшей Югославии, Абхазии, некоторых других государствах этот вопрос получил широкий общественный резонанс.

Разумеется, наличие непризнанных государств не упрощает международные отношения, а наоборот, существенно осложняет и даже обостряет их.

Необходимо отметить важность института признания государств в международной политике, однако не стоит его абсолютизировать.

Источник: https://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/suverennyie-gosudarstva-narodyi-natsii-kak.html

Нации и народы, борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права

Народы и нации как субъект международного права

Нации и народы, борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права

Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств.

Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др. [23, с.209.]

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нациями.

В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст.

76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г.

В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории.

Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права.

Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и народам:

1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

4) любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;

5) в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженными ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;

6) всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

Нормативный характер этого единогласно принятого документа четко выражен в ее п. 7, содержащем прямое указание на обязанность государств «строго и добросовестно соблюдать положения… настоящей Декларации».

Данный принцип конкретизирован также в Декларации о принципах международного права 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Совещания в Хельсинки 1975 г. и во многих других источниках международного права.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН. [26, с.98.] Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов.

Способами осуществления народом права на самоопределение являются создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Территория колонии или другая несамоуправляющая территория имеет статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею. Такой отдельный и отличный статус может существовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит свое право на самоопределение в соответствии с Уставом ООН, особенно с его целями и принципами.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. призывает государства уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Следует отметить, что Заключительный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нарушения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами.

Все государства -участники Пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право. [24, с.138]

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (например, Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_207962_natsii-i-narodi-boryushchiesya-za-samoopredelenie-kak-sub-ekti-mezhdunarodnogo-prava.html

§ 11. Международная правосубъектность народов (наций)

Народы и нации как субъект международного права

Юриспруденция
Раздел: Экономика

Современное международное право содержит нормы, за­крепляющие право народов и наций на самоопределение. Од­ной из целей Устава ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа рав­ноправия и самоопределения народов».

Устав ООН и многие другие международные акты рассматривают категории «народ» и «нация» как идентичные понятия.

Принцип самоопределения сыграл выдающуюся роль в достижении после второй мировой войны колониальными народами независимости, в создании са­мостоятельных национальных государств.

Согласно Декларации о предоставлении независимости ко­лониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамб­леей ООН 14 декабря 1960 г.

, «все народы имеют право на само­определение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрыва­ется через его национальный суверенитет, означающий, что ка­ждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития.

Если народы (нации) обладают правом на самоопределе­ние, то на всех государствах лежит обязанность это право ува­жать.

Данная обязанность охватывает признание и тех между­народных правоотношений, в которых субъектом выступает народ (нация).

Таким образом, неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение, связанное с его национальным суве­ренитетом, является основанием его международной правосубъектности.

Исторически данная правосубъектность народа (нации) ярко проявилась в период крушения колониализма после окончания второй мировой войны.

В современный период, когда абсолют­ное большинство бывших колониальных народов добилось не­зависимости*, значение принципа самоопределения подчерки­вается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический ста­тус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмот­рению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

* Сохранилось около двух десятков колониальных владений, управляемых шестью государствами: в их числе Виргинские острова, Бермудские остро­ва, Новая Каледония, Токелау, Гибралтар. ООН по-прежнему констатиру­ет колониальный статус Восточного Тимора — бывшего владения Португа­лии, не признавая присоединения этой территории в 1976 г. к Индонезии.

Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен ре­шаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаи­мосвязанных друг с другом основных принципов международ­ного права.

Реализация самоопределения одним народом в рам­ках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. В связи с этим в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 1992 г.

было сказано: «Не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного во­леизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориаль­ной целостности и принципа соблюдения прав человека».

Следовательно, необходимо различать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государст­венности.

Если в первом случае национальный суверенитет на­рода еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства — самостоятельного субъекта междуна­родного права. Самоопределение народа внутри многонациональ­ного государства вовсе не предполагает обязательности отделе­ния и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства.

Субъектами международного права, как правило, являют­ся народы (нации), находящиеся в колониальной зависимости от метрополии, но борющиеся за независимость и создание су­веренного государства путем реализации права на самоопреде­ление.

Такой народ (нация) обладает как способностью иметь ме­ждународные права и обязанности, так и способностью само­стоятельно осуществлять их. Но эти органически связанные друг с другом способности, составляющие правосубъектность наро­да (нации), имеют специфику, отличающую международную правосубъектность нации от международной правосубъектности государства.

Народ (нация) в процессе борьбы за создание независимого государства способен участвовать в международ­ных отношениях лишь по «вопросам, касающимся реализации права на самоопределение.

В связи с этим народ (нация) имеет основные права, в том числе право заключать с государствами, международными организациями, с другими реализующими свой национальный суверенитет народами международные догово­ры, присоединяться к многосторонним международным согла­шениям.

От имени народа при заключении международных до­говоров или при присоединении к ним выступают представ­ляющие народ органы, сложившиеся в ходе борьбы за незави­симость: фронт национального освобождения, временное пра­вительство, руководство политической партии, пользующиеся поддержкой большинства населения.

Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявле­ние в любой форме с целью получения независимости от мет­рополии, включая права на установление с суверенными 'госу­дарствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.

Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.

Международное право

  Понятие и источники международного права окружающей среды …

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения… bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/179.htm

  Международное право. Основной источник международного права. Нормы …

Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников… www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/53.htm

  ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Международное публичное и …

оказывающих постоянное влияние на формирование и развитие международного менеджмента, является международное право. … www.bibliotekar.ru/biznes-40/16.htm

  Правовые отрасли. Общая характеристика отраслей Российского права.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. … www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/68.htm

Последние добавления:

Земельное право России  Коммерческое право России  

К содержанию книги:  Международное право

Источник: http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-2/26.htm

2.3. Нация и народ как субъекты международного права

Народы и нации как субъект международного права

Нация– исторически сложившаяся общностьлюдей, характеризующаяся общностьютерритории, экономической жизни,психологического склада, языка икультуры.

Термин«народ» применяетсяв различных формах национальной иэтнической общности. Обычно подразумеваетсявсе население государства, образующееединую социально-экономическую иполитическую общность независимо отего деления на какие-либо национальныеобщности

Правона самоопределениеправонаций (народов) определять форму своегогосударственного существования всоставе другого государства или в видеотдельного государства

Способыосуществленияправа наций и народа на самоопределение:

  • создание суверенного независимого государства
  • свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним
  • установление любого другого политического статуса

(Декларацияо принципах 1970 г., Заключительный актСБСЕ 1975 г. и др.)

Условияпризнания нации (народа)субъектоммеждународного права: — организацияквазигосударственной власти (органывласти и управления, народный фронтосвобождения и т.п.)- лидер, способныйвступать от имени нации в международныеотношения- контроль определеннойтерритории ( исторически компактноепроживание населения, желающегосамоопределиться)

Правона отделение и создание собственногогосударства(либоприсоединение к другому) признается:

  • за народами и нациями несамоуправляемых территорий
  • за народами, имеющими право на выход согласно Конституции государства
  • за народами, проживающими в государстве, которое ограничивает в правах или лишает права на самоопределение определенные нации и народы

Принциптерриториальной целостности не применимк государствам, не обеспечивающимравноправие проживающих в нем народови не допускающим свободное самоопределениетаких народов (практика ООН)

2.4. Международная организация как субъект международного права

Международнаяорганизация–это объединение, созданное государствамина основе международного договора для выполнения каких-либо функций или достижения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов,обладающее международной правосубъектностью. Правосубъектностьмеждународной организации – производная(вторичная) и специальная.

Основныепризнаки международной организации:

  • Учреждается на основе договора
  • Имеет соответствующую организационную структуру
  • Обладает автономной волей в рамках делегированных ей государствами-учредителями полномочий
  • Наличие обособленных прав и обязанностей
  • Участие в создании норм международного права
  • Обладание дипломатическими привилегиями и иммунитетом
  • Международно-правовая ответственность

2.4. Признание

Непосредственнос международной правосубъектностьюгосударств связан вопрос об их признании.

В данном случае признание – этоодносторонний акт государства, которымоно подтверждает (признает) фактвозникновения нового субъектамеждународного права и выражает намерениеустановить с ним правоотношения, характери объем которых зависят от вида и формыпризнания.

Здесь важно отметить, что вмеждународном праве не существуетобязанности признания. Это всегда актполитического решения, волеизъявлениясо стороны конкретного государства.

Вопросо признании возникает каждый раз, когдана мировой арене появляется новоегосударство, которое может быть образованов результате:

социальнойреволюции (РСФСР, 1917 г.);

достижениянезависимости колонией (страны Африки,60-е годы ХХ века);

объединениядвух или нескольких государств в одно(СССР, 1922 г.);

разделениегосударства (КНДР и Южная Корея, Судана);

выделенияодного государства из другого (из Грузии- Южная Осетия).

Возникающиена основе акта признания правоотношениясуществуют независимо от установлениямежду признающим и признаваемым субъектомдипломатических, консульских или иныхотношений, так как они вытекают из разныхнорм международного права.

Правовойинститут признания до сих пор некодифицирован и базируется в основномна нормах обычного международногоправа, хотя Комиссия международногоправа ООН еще в 1949 г. включила этот вопросв список тем, подлежащих первоочереднойкодификации.

Причина этого заключаетсяв противоречивости практики признания,которое довольно часто производитьсяне на основе норм права, а по соображениямполитического характера.

Противоречивостьпрактики признания выражается также ив том, что существуют две противоположныепо содержанию теории признания:декларативная и конститутивная.

Всоответствии с декларативнойтеорией признания международнаяправосубъектность государства возникаетс момента его возникновения и не зависитот желания других государств. Признающиегосударства лишь декларируют (подтверждают)фактическое положение вещей. Другимисловами, непризнание не может лишитьновое государство его правосубъектностии «ликвидировать» факт его существования.

Конститутивнаятеория базируется на противоположномпостулате. В соответствии с нейвозникновение государства не равнозначнопоявлению нового субъекта международногоправа. Для этого необходимо получениепризнания такого государства со стороныдругих стран.

Признающее государство,таким образом, способно по своемуусмотрению конституировать (учреждать)соответствующий правовой статус икомпетенцию другого государства.

Напрактике это означает, что правовойвопрос о правосубъектности решаетсяне правовыми средствами и ставится взависимость от политического решения.

Именно это обстоятельство позволяетмногим юристам-международникам говоритьо несоответствии конститутивной теориисовременному международному праву и,в частности, его принципам суверенногоравенства и невмешательства во внутренниедела государств.

Темне менее, несмотря на то, что от признанияне зависит возникновение правосубъектностигосударства, оно является актом большогополитического и юридического значения,так как позволяет признанному государствуне на словах, а на деле реализовыватьсвою правосубъектность. Ведь не секрет,что непризнание новых государств состороны ведущих государств мира способносегодня значительно подорвать ихэффективное функционирование в качествесубъектов международного права.

Впрактике государств признаниеосуществляется в различных объемах.В зависимости от этого различают двеосновные формы признания: полное ичастичное.

Признаниеdejure–полное и окончательное официальноепризнание. Оно представляет собойвыражение готовности государстварассматривать новое образование каксамостоятельное, независимое и суверенноегосударство и развивать с ним отношения.

Признание, de jure, по общему правилу,сопровождается установлениемдипломатических отношений и заключениеммежду признающим и признаваемымгосударством различных Международно-правовыхсоглашений. Признание de facto – частичноепризнание, также представляет собойразновидность официального признания.

Однако оно носит неполный характер. Ипоэтому, хотя между признающим ипризнаваемым государством в этом случаемогут заключаться различного родамеждународные договоры, отношения междуними не достигают уровня обменаофициальными представительствами.

Признание de facto выбирается в случаях,когда признающие страны не уверены впрочности и жизнеспособности новогосубъекта международного права и ожидаютдальнейшего развития событий.

Фактическоепризнание является неофициальным.

Оноосуществляется в форме эпизодическихили разовых (ad hoc – для данного случая)контактов по различным вопросам междувластями признающего и признаваемогогосударств при официальном непризнаниипервым второго (рабочие отношения междучленами международной организации илиучастниками международной конференции;культурные, спортивные связи; защитаинтересов граждан и т.п.).

Взависимости от способавыражения государством своего желанияпризнать новое образование на международнойарене различают явновыраженное и молчаливое (подразумеваемое)признание.

Первое осуществляется при помощипринятия компетентным органом признающегогосударства нормативного (указа) илииного официального документа (ноты,заявления), которыми оформляетсясоответствующее намерение и указываетсяобъем признания.

Молчаливое признаниевыражается в совершении определенныхдействий, свидетельствующих о намеренииодного государства признать другое. Ких числу, в частности, можно отнестиустановление дипломатических отношений,заключение двустороннего договора илипродолжение отношений с новымправительством, пришедшим к властинеконституционным путем.

Вместе с темо молчаливом признании не говорят самипо себе, в частности, факты участия непризнающих друг друга субъектовмеждународного права в одном и том жемногостороннем договоре, в международнойорганизации или на международнойконференции.

Признаниегосударства как субъекта международногоправа одновременно означает и признаниеего правительства. Вместе с тем вмеждународной практике может возникнутьвопрос о признании нового правительствав уже существующем государстве. Обычноэто происходит в том случае, когдаправительство приходит к властинеконституционным путем.

Признаниенового правительства уже признанногогосударства – свободный акт, посредствомкоторого признающие страны констатируют,что данное лицо или группа лиц в состоянииуправлять государством и заявляют освоем желании поддерживать с ними илис ними официальные отношения.

При этом,как показывает практика, при принятиирешения о признании важное значениеимеет наличие следующих обстоятельств:1) деятельность нового правительстваподдерживается народом и соответствуетего воле; 2) правительство осуществляетэффективную власть на территориигосударства; 3) правительством установлендемократический политический режим,гарантирующий соблюдение основных прави свобод человека; 4) смена властипроизошла без помощи пришедшему к властиправительству извне.

Помимогосударств и правительств, проблемапризнания может возникнуть также вотношении:органов национально-освободительныхдвижений (Организация освобожденияПалестины); воюющей стороны или органасопротивления.

Признание указанныхсубъектов распространяет на них действиенорм и принципов международного праваи, в частности, такой его отрасли, какмеждународное гуманитарное право, атакже облегчает процесс получения имипомощи от государств и международныхорганизаций.

Источник: https://studfile.net/preview/5792605/page:9/

21.2. Субъекты международного права: Субъект международного права — это носитель международных прав и

Народы и нации как субъект международного права

Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов.

Условно различаются первичные и производные субъекты международного права.

К первичным относятся, прежде всего, государства и в некоторых случаях народы и нации. Их появление — объективная реальность, результат естественно-исторического процесса. Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от воли и намерения их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государственно-подобные образования типа вольных городов. К категории особых субъектов международного права следует относить индивидов. Так как международное право создается, прежде всего, государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения (в широком смысле — международные отношения), то государства выступают как основные субъекты международного права. Исторически известно несколько способов образования новых государств как субъектов международного права: смена государств одного исторического типа другим; возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого. Современное международное право исходит из того, что новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание имеет декларативное значение. Правопреемством государств принято называть переход определенных прав и обязанностей от одного государства к другому с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве. Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях: — при территориальных изменениях — распаде государства на два и более государств; слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого; — при социальных революциях; — при образовании новых независимых государств. Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Международная жизнь богата примерами объединения и распада государств. Например, в соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 1991 года прекратил свое существование СССР как субъект международного права, и в результате на его территории возникли новые независимые государства.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику.

Конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов.

Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам.

Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. Так, например, МИД России 13 января 1992 года заявил, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Россию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. В рамках СНГ разработаны и подписаны ее участниками более 20 международных договоров о правопреемстве государств. Определенный интерес представляют вопросы международной правосубъектности наций и народов. Хотя право на самоопределение признается международным сообществом за всеми нациями и народами, не каждая нация или народ могут рассматриваться как субъект международного права. Лишь нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права. Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования, которые относятся к категории производных субъектов международного права. Они представляют собой особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус. В настоящее время государственно-подобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира. Международные межправительственные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Любая межправительственная (межгосударственная) организация является субъектом международного права прежде всего потому, что государства согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и полностью соответствуют основным принципам международного права. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам. Межправительственные организации являются субъектами международного права и потому, что их учредительные акты регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, т.е. межгосударственные по своему характеру отношения. Эти учредительные акты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных договоров и другие вопросы. Объем международной правосубъектности межправительственной организации в каждом конкретном случае устанавливается ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъектами международного права. В современный период наиболее известными международными организациями являются ООН, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения и др. К числу международных организаций регионального сотрудничества относятся: Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация африканского единства (ОАЕ) и др. Проблема признания индивида субъектом международного права является дискуссионной и во многом спорной. В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного права. В целом же заслуживает внимания и одобрения концепция признания самостоятельного международно-правового статуса личности, свидетельствующая о его специфической международной правосубъектности. Нынешнее состояние международного права позволяет констатировать прямое включение в договоры норм, ориентированных на индивида. Они касаются как устанавливаемых договорами основных прав и свобод человека, так и его обязанностей и ответственности. Первичными были как раз нормы об ответственности; конкретно речь шла о международной уголовной ответственности определенных лиц за военные преступления, за преступления против мира и человечности. Так, например, Устав Международного военного трибунала 1945 года признает индивида субъектом международно-правовой ответственности.

С другой стороны, оценивая роль международных договоров в непосредственной регламентации индивидуальных прав и свобод, можно констатировать неуклонное расширение круга международно-правовых норм, предоставляющих индивидам юридические возможности их обеспечения и защиты (право на правовую защиту).

Право на обращение отдельных лиц в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека сегодня признается как международно-правовыми актами (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 11 протоколов к ней и ряд других), так и Конституцией РФ. По этому вопросу председатель Европейского суда по правам человека Р. Рисдаль справедливо заметил, что поскольку частные лица могут инициировать разбирательство в Европейском суде, «им предоставлен статус субъектов международного права» . ———————————

М.Л. Энтин. Международные гарантии прав человека — опыт Совета Европы. М., 1997. С. 6. Очевидно, что индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права.

Источник: М.И. Абдулаев. Теория государства и права. Учебник. 2004

Источник: https://jurisprudence.club/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/212-subyektyi-mejdunarodnogo.html

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий