Об избирательных правах граждан рф

Тема 1. Законодательство о выборах в Российской Федерации

Об избирательных правах граждан рф

     Избирательное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов РФ и законодательство о выборах органов местного самоуправления. Источниками избирательного права являются Конституция РФ, федеральные и областные законодательные акты (перечень законодательных актов, регулирующих выборы и референдумы, приведен ниже).

Принципы избирательного права – обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными; закрепляются на конституционном уровне.

Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах.

Активное избирательное право право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активным избирательным правом обладает гражданин, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Кроме того, право проать на выборах в органы местного самоуправления может предоставляться иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. Но лишь в том случае, если это предусмотрено международным договором. 

Пассивное избирательное право (право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления) ограничивается рядом дополнительных условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами субъектов Федерации: Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет; при выборах в депутаты Государственной Думы и главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата, установленный Федеральным законом, – 21 год и др.; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объеме.

Равное избирательное право: каждый избиратель имеет один голос, и все голоса имеют равный вес.

Прямое избирательное право:  избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Тайное ание: обязательное условие демократической системы выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением.

Добровольность заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека.

     Гарантии избирательных прав граждан – это условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления.

     Политические гарантии заключаются в идеологическом многообразии, равенстве общественных объединений перед законом, равноправии избирателей на выборах, свободе предвыборной агитации, участии наблюдателей и контроле за ходом выборов.

     Организационные гарантии характеризуются запретом на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты, несовместимости депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействии избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов.

     Материальные гарантии: расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета, соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);

     Правовые гарантии: позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами.

Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суде результаты выборов.

Законодательство о выборах и референдумах

Федеральные законы

     «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ;

     «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ;

     «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 19-ФЗ;

     «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ

     «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 3 ноября 2015 года № 300-ФЗ

     «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ

     Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»  от 10 января 2003 года № 20-ФЗ

     «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ

     «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» от 12 мая 2009 года N 95-ФЗ

Законы Иркутской области

     Устав Иркутской области от 15 апреля 2009 года № 9/5-ЗС

     «Об Избирательной комиссии Иркутской области» от 18 июля 2008 года № 51-оз

     «О территориальных избирательных комиссиях Иркутской области» от 11 июля 2008 года № 41-оз

      «О референдуме Иркутской области» от 26 октября 2005 года № 66-оз

     «О выборах Губернатора Иркутской области» «О выборах Губернатора Иркутской области» от 25 июня 2012 года № 54-ОЗ

    «Об отзыве Губернатора Иркутской области» от 28 декабря 2012 года № 156-ОЗ

    «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ

     «Об утверждении схемы частей территории Иркутской области, которым должны соответствовать региональные группы кандидатов областных списков кандидатов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 28 декабря 2012 года № 152-ОЗ

     «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» от 28 декабря 2012 года № 163-ОЗ

     «О местных референдумах в Иркутской области» от 6 мая 2006 года № 25-оз

     «О муниципальных выборах в Иркутской области»   от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ

     «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Иркутской области» от 11 июля 2008 года № 39-оз 

     «Об областном опросе» от 18 июня 2010 года № 44-оз

     «О народной правотворческой инициативе» от 18 июня 2010 года № 45-оз

     «Об областном народном обсуждении» от 19 июля 2010 года № 78-ОЗ

     «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Иркутской области, при освещении их деятельности региональным телеканалом» от 12 июля 2010 года № 59-ОЗ

     «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Иркутской области, при освещении их деятельности региональным радиоканалом» от 13 декабря 2010 года № 124-ОЗ 

     «О распространении действия закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации – Иркутской области и признании утратившими силу отдельных законов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» от 11 июня 2008 года № 24-оз

     «О формировании органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Иркутской области в 2005 году»  от 25 марта 2005 г. № 7-оз

Источник: https://ikio.irk.ru/tema-1-zakonodatelstvo-o-vyborakh-v-ros/

Открытый конкурс

Об избирательных правах граждан рф

Назначенные на 18 марта 2018 года выборы Президента Российской Федерации являются важным событием в политической жизни страны.Право отдать свой голос за достойного кандидата и возможность самому оказаться на его месте представляет собой одну из основ демократического общества.

Не слепое подчинение обстоятельствам и воле текущей власти, а активное избирательное право делает человека гражданином. Право избирать и быть избранным провозглашено в Конституции Российской Федерации и регламентируется федеральными законами.       Избирательное право разделяется на активное и пассивное.

Активное означает, что все граждане Российской Федерации по наступлении совершеннолетия могут участвовать в ании на выборах и референдуме. Пассивное же значит, что гражданин РФ может быть избран в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для этого установлено иное возрастное требование: стать кандидатом в депутаты можно, достигнув 21 года, а в Президенты в 35 лет.Основные гарантии реализации гражданами России конституционного права на участие в выборах и референдуме,  проводимых на территории Российской Федерации определены Федеральным Законом от 12.06.

2002 N 67-ФЗ   «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».Положениями ст. 4  данного  Закона определено всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме,  которое  предполагает участие в выборах  и референдуме граждан  Российской Федерации, достигших на день ания возраста 18 лет.

Любое  право лишь тогда проявляет себя как ценность, когда оно реализуется, то есть располагает определенной системой гарантий, которые выступают средством реального осуществления избирательных прав, а в необходимых случаях — эффективной защитой от возможных нарушений.

Основными  гарантиями реализации гражданами   права избирать и быть избранными  являются принципы  проведения в Российской Федерации выборов и референдумов.

Так ание за кандидатов в Президенты осуществляется по следующим принципам:   —  прямые выборы – избиратели отдают свой голос непосредственно за одного из кандидатов;   — свободные выборы —  участие  в выборах и референдуме  является свободным и добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлении;   — тайные – волеизъявление граждан не подлежит контролю и влиянию, равное право ать имеют все граждане РФ, которые достигли возраста 18-ти лет (и не были лишены этой возможности судебным порядком);   —  всеобщие – подразумевается участие всех или подавляющего числа зарегистрированных по стране избирателей во всех регионах;

   —  открытость и гласность  деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов, референдумов, подсчете , установлении итогов ания, определении результатов выборов, референдума;

—    выборы и референдумы организуют и проводят комиссии.Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.Пост президента может занять дееспособный гражданин страны, который достиг возраста 35-ти лет. Избирательное право требует, чтобы заявитель (кандидат) не менее десяти лет жил в России, а перед подачей документов в ЦИК обязательно закрыл счета в зарубежных банках и отказался от использования каких-либо зарубежных финансовых инструментов.Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также ряд иных категорий граждан, установленные законом.Следует отметить, что законодательством установлены гарантии избирательных прав граждан, такие как:-   участие в выборах и референдуме на равных основаниях;-  ание на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина;

срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— обязательность проведения выборов;

назначение выборов;

— права граждан на назначение референдума;

Также законодательством определены  гарантии   прав граждан  при регистрации избирателей и составлении списков избирателей, при выдвижении и регистрации кандидатов, гарантии на получение и распространение информации о выборах, гарантии прав граждан при организации осуществлении ания, установлении  итогов ания, определении результатов выборов, их опубликование.

Источник: http://www.kaltan.net/node/2616

Совет Федерации принял Заявление в связи с нарушением властями Украины избирательных прав граждан РФ

Об избирательных правах граждан рф

Председатель СФВ. Матвиенко предложила дать поручение Комитету СФ по международным делам о подготовке Белой книги нарушений в Украине международного права, прав человека,свободы слова.

Сенаторы принялиЗаявление Совета Федерации в связи с нарушением властями Украины избирательныхправ граждан Российской Федерации. По этому вопросу на заседании СФ выступил первыйзаместитель председателя Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров. Оногласил текст Заявления.

В документе отмечается,что Совет Федерации глубоко возмущен действиями украинских властей, не обеспечивших гражданам РФ доступ на избирательные участки на выборах ПрезидентаРФ, открытые на территориях дипломатического представительства и консульскихучреждений Российской Федерации на Украине.

«Такие действиявластей Украины являются грубейшим нарушением Киевом своих обязательств по Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, Консульской конвенции между РоссийскойФедерацией и Украиной 1993 года, а также попранием избирательных прав гражданРоссийской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права,закрепленных в том числе в Уставе Организации Объединенных Наций, а также Конвенциио защите прав человека и основных свобод 1950 года», — говорится в Заявлении СФ.

Совет Федерации с сожалением констатирует, что на Украине после государственного переворота 2014 г. начался процесс деградации ее политической системы, который находит своеотражение во все более одиозных решениях и заявлениях властей страны.

Ранееукраинские власти фактически поощряли радикальные националистическиегруппировки, совершавшие хулиганские действия против оппозиционных политиков и русскоязычных граждан Украины, акты вандализма в отношении православных храмов,зданий, где расположены официальные представительства РФ, другие российскиеорганизации и компании.

«Воспрепятствовав18 марта 2018 года дипломатическому представительству и консульским учреждениямРоссийской Федерации выполнить свои функции по обеспечению доступа гражданРоссийской Федерации на открытые на их территориях избирательные участки,украинские власти уже сами стали инициаторами и исполнителями противоправныхактов в отношении граждан и официальных представительств другого суверенногогосударства», — отмечается в Заявлении СФ.

В нем такжеподчеркивается, что власти Украины в угоду своим гипертрофированнымполитическим амбициям стремятся поставить под сомнение легитимность выборовПрезидента РФ на территориях субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. От официального Киева поступаютугрозы в адрес жителей Республики и города Севастополя и граждан других стран,посетивших эти субъекты РФ, а также даются указания властям этих стран, как имреагировать на такие посещения.

«Совет Федерацииубежден, что такое посягательство антидемократического киевского режима на избирательные права граждан РФ не должно остаться без внимания и соответствующей оценки международного сообщества.

Палата ожидает, чтомеждународные миссии по наблюдению за выборами Президента Российской Федерации,готовящие оценки прошедших 18 марта 2018 года выборов, учтут и отметятфактический срыв по вине украинских властей их проведения на территорияхдипломатического представительства и консульских учреждений РоссийскойФедерации на Украине», — говорится в Заявлении.

Совет Федерации призвалОрганизацию Объединенных Наций, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Парламентскуюассамблею ОБСЕ, парламенты государств-участников ОБСЕ, Парламентскую ассамблеюСовета Европы и Европейский парламент осудить действия Украины, нарушающиеизбирательные права граждан РФ и общепризнанные нормы и принципы международногоправа.

В ходеобсуждения Заявления СФ высказался ряд сенаторов. Заместитель председателяКомитета СФ по обороне и безопасности АлексейКондратьев выразил возмущение преследованием и подавлением политическихправ россиян на Украине. «Необходимо более активно обращаться к международныминститутам с просьбой осудить подобные действия властей Украины».

Первыйзаместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Боковасчитает, что несостоявшееся ание россиян на Украине – грубейшеенарушение норм международного права, которое не имеет прецедентов в современнойистории.

Член Комитета СФпо конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Пушков заметил, что зачастую международныепарламентские организации и западные страны занимают пассивную позицию по этомувопросу, таким образом предоставляя Украине алиби от любых нарушений международногоправа.

Член Комитета СФпо обороне и безопасности Ольга Ковитидиполагает, что Украина стала государством, которое потворствует терроризму и является очагом опасности не только для России, но для всех европейских стран.

 Первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричукподдержал выступления коллег, подчеркнув актуальность принятия Заявления СФ.

По мнению заместителяпредседателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельностиСергея Мамедова, произошло беспрецедентноенарушение властями Украины основополагающих международных прав.

 Заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева считает, что действияУкраины носят характер откровенного государственного бандитизма и нарушают всемеждународные обязательства.

Подводя итогдискуссии, Председатель Совета Федерации ВалентинаМатвиенко предложила дать поручение Комитету СФ по международным делам о подготовке Белой книги нарушений в Украине международного права, прав журналистов,свободы слова, прав человека. «Надо подготовить основательное обращение во всемеждународные структуры с демонстрацией вопиющих фактов нарушения всех мыслимыхи немыслимых международных норм и правил. Мириться с этим нельзя».

После обсуждениясенаторы приняли соответствующее Постановление Совета Федерации.

Отвечая на вопросыжурналистов, Валентина Матвиенко заявила о недопустимости применениядвойных стандартов по отношению к разным странам. «Давайте жить по общимправилам».

Председатель СоветаФедерации отметила опасность такого явления как «вынужденная евросолидарность»,которая мешает разобраться в объективности той или иной ситуации. В связи с нарушением избирательных прав российских граждан на Украине, она выразиланадежду, что международные институты отреагируют на Заявление СФ, поймут, что такие случаи замалчивать нельзя.

Источник: http://council.gov.ru/events/news/90617/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий