Обычай прецедент закон что их объединяет

Правовой обычай

Обычай прецедент закон что их объединяет

Обычай – правило, которое передается из поколения в поколение, укоренившееся во времени.

Правовой обычай – это правило поведения, юридическая практика, санкционированная государством. Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю (ст. 58 СК). В ст.

5 ГК РФ сама норма не сформулирована, но идет отсылка: можно применять обычай, если он не противоречит ГК и нет соответствующей нормы гражданского права.

Правовой обычай, по мнению Габриэля Феликсовича Шершеневича обладает признаками:

1. Содержит нормы, которые основаны на правовом убеждении ее необходимости и проявляется в более или менее частном применении.

2. Не противоречит разумности

3. Не нарушает добрых нравов

4. Не имеет в своем основании заблуждения

Английский правовед Салмонд пишет, что правовой обычай:

1. Разумный

2. Не противоречит статутному праву

3. Установлен без использования силовых средств

Правовой обычай не навязывается сверху. Государство только

соглашается с нормой. Обычай, как правило, носит устный характер (передается от стариков детям). При этом его соблюдают и он очень гибкий.

4. Должен иметь характер старинного обычая («с незапамятных времен»).

В романо-германской правовой семье обычай имеет не первое

место, возможно третье). В Англо – Американской правовые обычаи есть, но на третьем месте. Классическим примером доминирования обычного права можно назвать Африканские государства.

Быстрый обычай – сложившийся в течение короткого времени. В 1961 г. при освобождении Африки от колониальной зависимости создается «движение неприсоединения». За три года туда вошло около 101 государства. Движение существует до сих пор. В 1959 г. Советский Союз запустил спутник.

Это искусственное тело пролетало на определенной высоте над суверенными государствами, но ни одно государство не возразило. Это означало «молчаливое признание». До сих пор это «признание» существует. Б.Е.

Чиркин пишет, что в Англии министры – это слуги королевы; все строения – собственность королевы; пенсии и другие жалования даются милостью ее величества. Это конституционный обычай. Английское право было бы абсурдным, если бы там не было конституционных обычаев, но эти обычаи играют все-таки второстепенную роль.

В Индии срок конституционного обычая – 30 лет. Обычаи регулируют права личного статуса. Обычай применяется наиболее широко местными судами.

Царьгородская в своей работе «Структура правового обычая» указывает, что глоссаторы и их последователи определяли срок для возникновения обычая 10 – 20 лет. Для возникновения обычая необходимо два случая повторения действия.

Для этатистов правовой обычай обязательно санкционирован государством (ссылка в законодательстве) или посредством судебного решения. Антиэтатисты с этим не согласны. Аргументируют это тем, что таким образом обычая не было в догосударственный период. А это не так.

Традиционное обычное право – древнее, архаичное право, но до сих пор действующее в правовой системе.

2. Правовой прецедент:(с лат. Praecedentis – предшествующий)

— судебное или административное решение, которое становится нормой для всех других аналогичных дел, возникающих в будущем. Англо – Американская система права (США, Англия, Австралийский союз) довольно широко используют прецедент.

Прецедент является источником европейского права (Совет Европы использует его на втором плане, после конвенций). Во Франции, Бельгии правовой прецедент – это дополнительный источник для восполнения пробелов в законе.

На его основе вносятся дополнения в законы.

Чем выше ранг суда, тем выше убеждающий характер решения. Т.е. если нижестоящий суд принял решение и оно понравилось высшему, то ему придается более высокий статус. В Англии высший суд – юридический комитет Палаты Лордов (до 1944 г.

все Английские суды были связаны своими собственными решениями. С 1944 г. Апелляционный суд не связан прецедентами, а с 1966 г и юридический комитет Палаты Люрдов не связан своими прецедентами.

В настоящее время суды могут ссылаться на те прецеденты, которые известны общественности.

Ученые отмечают, что для английской доктрины прецедента характерно:

1. Уважение к отдельно взятому решению одного из судов.

2. Признание того, что решение данного суда является убеждающим для судов стоящих выше его по иерархии

3. Отдельное решение рассматривается как обязательный прецедент для нижестоящих судов.

Положительной стороной прецедента является то, что его можно быстро создать, быстрее чем федеральный закон. Прецеденты гибкие, их много: в 1995 г – их было около 800 тыс. В год их прибавляется по 2 тысячи, значит сейчас их около 825 тыс. прецедентов. Однако здесь есть минус в том, что их много и порой сложно найти нужный прецедент.

В США суды не были связаны своими собственными решениями (было принято «20 поворотных решений»).

Важно понимать, что статут может отменить прецедент, но прецедент не может отменить статут. В США Конституция имеет высшую юридическую силу. Прецеденты создаются в основном в штатах.

Существуют две теории прецедентов:

1. Созидательная (Дж. Остин): Судьи – творцы права.

2. Декларативная теория – (Блекстен): судьи – уста закона, т.е. они не творят нормы права, они юридически оформляют то, что на практике уже сложилось.

Ситуация в России:

Существуют две позиции по вопросу существования прецедента в нашей правовой системе:

1. Судьи – это правоприменители. Законодатели – парламент. Судьи могут давать разъяснения и толкования. Толкование может быть неофициальным и официальным. Официальное толкование может быть авторским (дано законодателями), судебным (дано судьями). Судьи – правотворцы. Конституционный суд – законотворец.

Идея «живой конституции». Представители: А.В. Наумов и С.В. Поленина (пеналисты), Казанцев и В. Зорькин (судьи конституционного суда). Если норма неконституционна, то она исчезает из правового поля. УИК РФ предусматривал наказание для тех кто нарушал режим в виде штрафного изолятора и лишения всех благ.

Конституционный суд отменил эту норму.

2. Конституционный суд занимает правовую позицию. Однажды приняв позицию, он будет указывать на нее, ссылаясь в случае аналогичности решений. В конце концов она отменяется.

Но, говоря о несоответствии, конституционный суд формулирует новую норму, которую законодатель должен принять.

Этатитсты категорически с этим не согласны, мотивируя это тем, что в данном случае понижается роль законодателя.

3. Источником является судебная практика высших судов (Лукашевич, Комарова – процессуалисты). Конституционный суд реально является правотворцем, хотя в конституции не заложены эти функции.

3. Нормативно-правовой акт:

— это акт, принятый управомоченными органами, регулирующий определенную сферу общественных отношений, имеющих нормы права. НПА делят на законы (приняты органами законодательной власти или на референдуме и регулируюшие наиболее важные общественные отношения и имеющие большую юридическую силу по сравнению с подзаконными актами) и подзаконные акты.

Признаки законов:

1. Законы принимаются законодателями (народом на референдуме).

2. Имеет высшую юридическую силу по сравнению с другими актами.

3. Регулируют наиболее важные типичные общественные отношения.

4. Содержат первичные нормы (по отношению к подзаконным актам в первую очередь).

5. Принимаются в особом порядке.

6. Законы всегда нормативные и расчитаны на многократное применение.

7. Закон отличается четкой структурированностью.

8. Подлежат опубликованию (в демократическом государстве). Неопубликованные законы не действуют. Публикование происходит в официальных источниках.

Подзаконные акты, которые затрагивают конституционные права и свободы граждан обязательно должны быть опубликованы.

В Советском Союзе (с 38 – 88 гг.) было принято в СССР всего 80 законов, не считая законов об утверждении указов, а вот за первое полугодие 93 г. – 90 законов, с мая 1990 – 1998 г. – 900 законов.

«Несчастен тот народ, кто имеет много законов». Но, если это важная сторона жизни, то пусть уж лучше регулирует ее законодатель.

«Указное право» (Лучин) – звучит негативно, т.е указ имеет силу закона, но как только парламент принимает закон, то указ утрачивает юридическую силу.

Законы делят на:

Ø Конституционные (конституции и основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства, например ФКЗ в РФ)

Ø Обыкновенные (текущее законодательство)

Кутафин: «Конституция – основной закон государства и общества, закон законов». Конституция имеет высшую юридическую силу, является учредительным документом, устанавливает ФГУ, ФП и т.д.

Первая писанная конституция – Конституция США 1787 года, первая Европейская писанная конституция – Конституция Польши и Франции 1791 г.

Конституция:

1. Имеет основополагающий характер

2. Основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права, база для текущего законодательства.

3. Высшая юридическая сила

4. Конституция характеризуется стабильностью, т.к. она закрепляет устои общественного и государственного строя.

В США в 1787 году приняли Конституцию и с тех пор ее не меняли,

внесли только 26 поправок. В России не было конституционной стабильности. Современная Конституция стабильна, т.к.

предусматривает, что 1, 2 и 9 главы не могут быть пересмотрены парламентом (при имеющихся предложениях и наличии поддержки 3/5 депутатов Совета Федерации и Государственной Думы, то созывается конституционное собрание для разработки нового проекта Конституции).

Новый проект может быть принят 2/3 депутатов СФ и ГД или простым большинством на референдуме. Для изменения 3-8 главы предусмотрена особая процедура. Конституция согласно ст 15 Конституции имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории РФ. ФКЗ на сегодняшний день насчитывается около 14 (Н.В.

Исаева говорит, что больше): ФКЗ «О Конституционном суде»; ФКЗ «О судебной системе» и т.д. Для принятия ФКЗ предусмотрена особая процедура: для его принятия необходимо квалифицированное большинство; президент не может наложить вето на ФКЗ; ФКЗ не может быть принят автоматом сразу в трех чтениях.

Кодекс – закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную группу стабильных общественных отношений. Есть кодексы материального права (ГК, УК), процессуальные (ГПК, УПК). Романо – германская правовая система – кодифицированная.

Модельные законы – содержащие рекомендации нормативного характера, а также возможные правовые решения тех или иных вопросов. (в США в 1980 г. модельный закон о предпринимательских объединениях). Для России это явление не свойственное (можно лишь приводить примеры модельных законов в рамках СНГ).

Чрезвычайно – исключительные законы носят временный характер.

Законы можно классифицировать по юридической силе; по отраслям права; по структурной форме; по способу подготовки, рассмотрению и принятию законов; по территориальному масштабу действия.

4. Подзаконные акты:

Подзаконные акты принимаются во имя исполнения

конституционных актов. Подзаконные акты делят на:

1. Нормативные указы, распоряжения президента

2. Постановления правительства

3. Постановления министерств, государственных комитетов, федеральных агентств.

4. Нормативные подзаконные акты глав субъектов РФ

5. Постановления правительства субъектов

6. Акты глав местного самоуправления

7. Локальные правила, уставы, должностные инструкции

Л.И. Спиридонов: Нормы издаются частными организациями

(типовые договоры, правила эксплуатации сложной техники, юридическая сила которых в ряде случаев признается судами – формулярное право. Эти нормы играют упорядочивательную роль в гражданском обороте).

По состоянию на 1997 год насчитывалось около 100 000 незаконных нормативных актов.

V. Свод законов РФ – 06.02.95 г. издан указан президента «О подготовке к изданию свода законов РФ», т.е. полного собрания НПА. Вот уже прошло 12 лет, а свод законов так и не принят, т.к. существует много вопросов по поводу:

1. Что включать: только законы или и подзаконные акты?

2. Законы федеральные или и субъектов федерации?

3. ГД принимает не только законы, но и постановления: об амнистии, например. Вносить ли и их в свод? А постановления высших судов?

Поленина и Колдаева сторонники включения решений судов о толковании Конституции.

Баранов считает, что КС – не правотворческий орган де-юре, а де-факто его решения можно считать источником права, судебной практикой.

Источник: https://studopedia.su/1_44522_pravovoy-obichay.html

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Обычай прецедент закон что их объединяет

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Первые две части можно прочитать здесь — «Что такое право?» и «Правоотношения, юридические факты и правосубъектность».

 Напоминаю, что «Правоведение для чайников» – познавательные статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи.

Жду ваших откликов и комментариев – что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования.

То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать!»В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?».

Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое.

Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении.Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права:нормативные правовые акты;нормы международного права;обычаи;судебные прецеденты;акты высших судов;договоры нормативного содержания;научные труды (доктрина);религиозные нормы;принципы права.Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения.

Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.
Нормативный правовой актНормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы.

Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.

Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г.

N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы

а) Конституция РФб) федеральные конституционные законы (ФКЗ)в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФб) постановления правительства РФв) приказы министерств и ведомствЧем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше.

Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.

Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много.

Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ».Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет.

Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу.

Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»).

В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://hitch-hiker.livejournal.com/186929.html

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию для 10-11 класса

Обычай прецедент закон что их объединяет

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015. Школьный тур.

Время выполнения 60 минут

10-11 класс

Фамилия, имя ______________________________________________________________

Класс, школа _____________________________________________________________

Задание № 1 (6 баллов)

По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Обычай, прецедент, закон.

Ответ: ________________________________

2. Эпос, былины, предания, сказки.

Ответ: ________________________________

3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

Ответ: ________________________________

Задание № 2 (4 балла)

1. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

Ответ: _________________________________

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Ответ: __________________________________

Задание № 3 (7 баллов)

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

  1. Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.

  2. Крупнейшим представителем даосизма был мыслитель Лао-Цзы.

  3. Учение о «Божьем Граде и Граде Земном» было создано Фомой Аквинским.

  4. Исследованием сущности человека занимается особая отрасль знания – социальная философия.

  5. Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго-Восточной Азии, М. много времени посвятил изучению синтоизма, в надежде на месте лучше познакомиться с многочисленными памятниками этой религии. Его надежды будут оправданы.

  6. К скрытой безработице можно отнести наличие таких рабочих мест в экономике, труд на которых в течение полного рабочего дня не обеспечивает работнику даже прожиточного минимума.

  7. Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

Задание № 4 (6 баллов)

Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

Ответ: ____________________________

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

Ответ: ____________________________

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).

Ответ: _____________________________

Задание №5 Вставьте пропущенные слова (7 баллов)

Задание №6 Из приведенных слов составьте и запишите определение понятия. Запишите само понятие, о котором идет речь (8 баллов)

1. «правильного» и «надлежащего», действия, для социального, и выражающее, общим, ожидания, поведения, предписание, служащее, социальные, указанием

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. в данном, ему, индивидом, образцов, обществе, поведения, позволяющих, процесс, социальных норм и ценностей, усвоения, успешно, функционировать

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7 По характерным признакам определите понятие и запишите его в виде одного или нескольких слов: (4 балла)

1. Одна из фундаментальных категорий марксистской трактовки общества и его истории:

а) обозначающая общество на определенной стадии его развития

б) характеризующаяся определенными экономическими отношениями

в) характеризующаяся определяющим воздействием базиса на надстройку

г) характеризующаяся определенными производительными силами

Ответ:_______________________________________________________________

2. Вид познания, определяемый следующими особенностями:

а) объект познания — продукт сознательной деятельности людей

б) в качестве фактов для изучения выступают: поступки личности, групп, мнения, суждения, оценки людей

в) возможности наблюдения и эксперимента ограничены

г) в значительной мере проявляет субъективные интересы

Ответ________________________________________________________________

Задание № 8 Поставьте соответствия между рынком и доминирующим на нем видом конкуренции (6 баллов)

А) Электроника в Японии

Б) Клубника в Ленинградской области в июле

В) Автомобили в Италии

Запишите к каждой цифре, относящиеся в ней буквы вариантов ответов:

Задание № 9 Кому принадлежит мысль? (3 балла)

1. «Знание- сила»:

а) И.В. Гете б) Ф. Бэкон в) И. Ньютон г) Р. Декарт

2. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету»:

а) Ф. Бэкон б) Р. Декарт в) И. Коперник г) Г. Галилей

3. «Свобода есть познанная необходимость»:

а) К. Маркс б) Ф. Энгельс в) Г. Гегель г) В.О. Ключевский

Задание № 10

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова из предложенного списка.

Запишите выбранные вами слова в тексте (10 баллов)

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин « (1)». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием « (2) ». При этом учитываются (3) его характеристики.

Понятием « (4) » определяют систему (5) характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь (6) как продолжающийся (7) процесс усвоения культурных норм и социальных (8) .

Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение (9) ; подростку необходимо мнение (10) .

роль

родители

личность

группа сверстников

биологические и социальные

индивид

на протяжении жизни

социальная регуляция

только биологические

социально значимые

в детские годы

индивидуальность

статус

адаптация

Задание №11 (4 балла)

1. Перед вами рисунки, иллюстрирующие одно из основных социологических понятий. Запишите какое.

1.

2. Каким социологическим понятием можно объединить изображенные социальные институты в рамках данного процесса?

Источник: https://infourok.ru/zadaniya-shkolnogo-tura-olimpiadi-po-obschestvoznaniyu-dlya-klassa-1075888.html

3. Источники американского права: Одним из ключевых вопросов в понимании сущности функционирования

Обычай прецедент закон что их объединяет

Одним из ключевых вопросов в понимании сущности функционирования правовой системы США являются эволюция источников права Соединенных Штатов и их отношения между собой. К источникам права относятся: судебный прецедент, законодательство, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, обычай и право справедливости.
Судебный прецедент.

Американская правовая система своими корнями уходит в английскую систему общего (прецедентного) права. Основополагающим его принципом является принцип следования судебному прецеденту (Stare Decisis), суть которого сводится к тому, что суды при рассмотрении дел обязаны следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам.

В Соединенных Штатах принцип следования прецеденту имеет свои особенности. В частности, судебная практика характеризуется гибким применением этого принципа, приспособлением его к политическим и социально-экономическим условиям на каждом историческом этапе развития страны.

Прецедентное право создало определенную преемственность в конституционном развитии США. Оно позволяет развивать Конституцию, поскольку в конституционной области больше, чем в какой-либо другой, судьи не стремятся связывать себя своими предшествующими решениями.

Если верно суждение, что Конституция – центр правовой системы, а ее основу составляют судебные прецеденты, те из этого можно сделать вывод, что судебный прецедент – основа правовой системы США. Деятельность Верховного суда США сосредоточивается прежде всего вокруг толкования Конституции.

Интерпретируя ее, Верховный суд США разработал многие понятия: «полицейская власть», «распределение полномочий федерации и штатов» и др. Законодательство. Вторым важным источником и компонентом американского права является статутное право, которое охватывает правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами.

На протяжении всей истории существования американского государства конгресс США и законодательные органы штатов играли активную роль в создании правовых норм, регулирующих различные аспекты жизни общества. Это значительно дополняло свод норм, создаваемых судебными прецедентами. Среди федеральных законов центральное место занимает Конституция США.

Это не такой закон, как все другие. Закон обычно рассматривается в странах общего права как нечто чуждое общему праву, способное только вносить в право некоторые дополнения и уточнения. Конституцию США нельзя рассматривать под таким углом зрения.

Она – Основной закон, и можно считать, что само общее право черпает в ней свою силу в соответствии с идеями школы естественного права, господствовавшими в 1787 г. Конституция США – выражение общественного договора, который объединяет граждан, и легитимации власти. Она – Основной закон, определяющий сами устои общества.

Нельзя рассматривать ее на том же уровне, что и другие законы, которые направлены на до- полнение или уточнение права судебной практики и формируют некоторые частные нормы. Конституция США, господствующая над корпусом общего права, – закон романского типа, который не преследует непосредственную цель рассмотрения споров, а устанавливает нормы общего характера об организации и поведении администрации.

Конституция – это верховный закон страны.

Она является высшим авторитетом. Ни один человек, ни одна ветвь власти – ни Президент, ни конгресс, ни полицейский на перекрестке – не имеют права игнорировать Конституцию; ее текст и ее правила – закон. Суды являются проводниками Конституции. Они обладают правом подвергать проверке неконституционные действия с целью объявить их недействительными и не имеющими силы. Однако толкование законов и практики их применения определялось нормами общего права. То есть верховенство судебного прецедента было и остается одним из основополагающих принципов американской правовой системы. В период после Второй мировой войны роль и масштабы законодательного правотворчества существенно возросли. Нормативные акты конгресса США и законодательных органов штатов охватывают очень широкий круг политических и социально-экономических проблем. Систематизация и кодификация законодательства проводятся как в штатах, так и на федеральном уровне. Имеются три официальных издания федеральных законов. Полностью тексты законов публикуются только в двух из них. Первое издание выходит периодически в виде сборника. В нем в хронологическом порядке публикуются тексты законов, принятых конгрессом США, международных соглашений и договоров, ратифицированных Соединенными Штатами, а также некоторые наиболее важные нормативные акты органов исполнительной власти. Во втором издании содержатся несброшюрованные оттиски законов, которые нумеруются и публикуются по мере их принятия в конгрессе США. И наконец, третьим изданием федеральных законодательных актов является Свод законов США (United States Code Annotated), в котором положения одного и того же нормативного акта изложены в различных главах и разделах в зависимости от предмета правового регулирования. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти представляют собой третий и постоянно возрастающий по своему значению источник американского права. Основой такого направления деятельности федерального аппарата управления являются полномочия, делегируемые органам исполнительной власти законодательными органами. На практике административные акты (приказы, правила, директивы, инструкции), принимаемые с целью конкретизации и детализации законов, во многих случаях их подменяют. Это новое право (Administrative Law) носит полуадминистративный-полусудебный характер, как и прежнее право справедливости, но оно выработано и применяется органами, функционирующими под контролем традиционных судов. Обычай. Наряду с приведены ми выше источниками существует четвертый источник американского права – обычай (Custom). Eго значение весьма второстепенно и не идет в сравнение с основными источниками американского права. Американское право не является правом обычным. Хотя такое мнение возникло у многих европейских юристов потому, что они придерживались альтернативы: право может быть либо писаным, основанным на кодексах, либо неписаным и, следовательно, обычным, американское право никогда нe было обычным: это право судебной практики. Вместе с тем обычай сыграл большую роль в становлении и эволюции правовой системы США. И сейчас его значение велико в области функционирования институтов государственной власти. Многие из них сложились и функционируют в силу традиций политической практики, а не на базе прецедентного или статутного права. Например, такие институты, как постоянные комитеты палат конгресса США, кабинет, политические партии, регламентируются обычаями, а не законами или Конституцией, которая вообще не предусматривает их существование. Право справедливости. Определенное место среди источников американского права занимает ряд институтов права справедливости (Law of Equity). Оно возникло и существовало в Великобритании параллельно с общим правом и было своеобразным дополнением к нему. Впрочем, чтобы избежать двусмысленного толкования, в Англии ныне употребляют понятие «equity» в понимании справедливости, распространенном на Европейском континенте. В этом последнем случае используют понятия «justice», «fairness», «good conscience». До 1875 г. право справедливости отличалось от общего права пятью фундаментальными параметрами. Его нормы, созданные канцлерским судом, имели иное историческое происхождение, чем нормы общего права, созданные вестминстерскими судами. Нормы права справедливости мог применять только канцлер, судам общего права это не дозволялось. Процедура права справедливости в отличие, от общего права никогда не знала института присяжных. В канцлерском суде можно было просить такие решения, которых не знало общее право. Наконец, приказ, выдававшийся канцлером в итоге рассмотрения дел, имел дискреционный характер. Развитие отношений между общим правом и правом справедливости после судебных реформ 1873–1875 гг. шло по пути, который сделал возможной определенную рационализацию английского права. Однако этот процесс не вышел за традиционные рамки и не привел, в частности, к отказу от таких прочно укоренившихся в сознании юристов категорий, как общее право и право справедливости. В тех случаях, когда нормы общего права не могли разрешить тот или иной спор, стороны вынуждены были обращаться в суды справедливости, которые формулировали свои решения в виде приказов. Особенности развития и совершенствования американской правовой системы привели к тому, что постепенно право справедливости утратило свое самостоятельное значение. Однако в практику деятельности американских судов прочно вошли судебные приказы, которые запрещают или предписывают какое-либо действие.

Из-за отсутствия в США специальных судов, применяющих каноническое право, суды справедливости включили в сферу своей деятельности те вопросы, которые в Англии относились к церковной юрисдикции. .Компетенция судов справедливости, по мнению американцев, необходима в тех случаях, когда право не предоставляет никаких средств для решения вопроса.

Например, поскольку мужа и жену рассматривали как одно лицо, право не давало им возможности предъявлять иск друг к другу. Поэтому концепция права справедливости получила в Америке рас-пространение, которое вызывает удивление английских юристов.

В частности, дела о признании недействительности брака рассматривались именно подобным образом, пока не появился на свет соответствующий закон.

Источник: https://jurisprudence.club/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/istochniki-amerikanskogo-prava.html

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий