Организация кодификации законодательства в суде

Кодификация законодательства

Организация кодификации законодательства в суде

Особым видом систематизации является кодификация. Процесс кодификации длителен и сложен[1].

Он требует отбора материала, его качественную переработку, в результате чего создается новый по сути документ, включающий в себя либо весь круг вопросов регулирования определенной сферы общественных отношений (ТК РФ, СК РФ УК РФ и др.), либо ее основную базовую часть (ГК РФ).

Не случайно, имея в виду, например, уголовный кодекс, мы как синоним употребляем термин «уголовный закон» и т.д. При других видах систематизации качественно нового документа не возникает.

Таким образом, под кодификацией законодательства следует понимать создание обобщающего нормативного правового акта путем систематизации и качественной переработки действующих правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Хотя путь кодификации требует много сил и времени, он оправдывает себя, поскольку приводит законодательство в стройную систему, ликвидирует повторы, двусмысленности, всякого рода противоречия и т.д. При работе над кодексом не только систематизируются имеющиеся материалы, но и создаются новые нормы, вносятся изменения и дополнения в уже существующие.

Динамизм современного мира требует постоянного правового мониторинга и своевременной корректировки законодательства. Кодификация как нельзя лучше способствует этому. В связи с этим представляется вполне справедливой точка зрения А. С. Пиголкина, считавшего кодификацию формой правотворчества[2]. Такого же мнения придерживаются и многие другие исследователи.

Кодификацию в современном ее понимании по сложности и по значимости можно со всем основанием рассматривать как вершину правотворческой деятельности, которой присущи определенные черты. Во-первых, кодекс сводит воедино и строго упорядочивает дотоле разрозненный правовой массив, в котором было легко затеряться.

Во-вторых, он распространяет свое действие на строго определенную сферу общественных отношений, что позволяет своевременно обнаружить неурегулированные либо вновь возникшие тенденции в данной сфере, требующие нормативного оформления.

В-третьих, кодекс содержит либо исчерпывающий набор правовых норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений, либо наиболее важные нормы, имеющие принципиальное значение для данной отрасли и обладающие достаточной стабильностью. Другие нормативные акты данной отрасли носят в основном вспомогательный характер, развивая и дополняя кодифицированный акт.

Особенно наглядно это проявляется в гражданском праве, где помимо кодекса существует масса законов, регулирующих отдельные специфические сферы (акционерную деятельность, защиту прав потребителей, банкротство и др.).

В-четвертых, кодекс – достаточно крупный по объему и сложный по составу логически стройный документ, который строится с учетом предмета отрасли, метода регулирования общественных отношений, принципов отрасли. В-пятых, кодификация осуществляется только компетентным органом, имеет официальный характер, а кодифицированный правовой акт обязателен к исполнению.

В мировой практике существуют различные подходы к систематизации правовых актов вообще и к кодификации в частности. В России кодексы являются федеральными законами. По некоторым вопросам (избирательного права, земельного, административного) принимаются кодексы субъектов Федерации.

Каких-либо официальных преимуществ перед другими федеральными (и соответственно региональными) законами они не имеют. Мнения ученых на этот счет расходятся. Некоторые считают, что кодексам следует отдавать предпочтение перед другими законами.

Однако, по общему правилу, специальный закон имеет преимущество перед законом общим, и изданный специальный, более детальный закон будет иметь в этом смысле преимущество перед кодексом как законом общим.

Кодексы могут быть отраслевыми и комплексными. Отраслевая кодификация присуща «старым» отраслям права, в которых накоплен многолетний массив правовых норм. Это гражданское, уголовное, трудовое, семейное право, процессуальные отрасли.

В последнее время все больше появляется так называемых комплексных отраслей, которые, регулируя какую-либо специфическую сферу, используют нормы других отраслей. В случае, например, муниципального права достаточно одного специального федерального закона, в котором охвачен весь комплекс регулятивных мер в сфере местного самоуправления.

В других случаях возникла необходимость в принятии специальных межотраслевых кодексов, например Водного кодекса, Воздушного кодекса, Таможенного кодекса и др.

Некоторые ученые рассматривают кодификацию в более широком аспекте. В частности, такой крупный специалист в области юридической техники, как А. С. Пиголкин, относил к кодифицированным формам Основы законодательства, Уставы, Положения, Правила. Основы законодательства – весьма удобная форма для федеративного государства.

В этом федеральном акте собраны наиболее общие, имеющие принципиальное значение нормы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Опираясь на этот документ, правотворческие органы субъектов Федерации принимают региональные акты, в которых положения федерального акта конкретизируются в соответствии с местными условиями.

Примером могут служить Основы законодательства Российской Федерации о культуре, а также ранее существовавшие Основы лесного законодательства, Основы законодательства об охране здоровья граждан, на базе которых были приняты соответствующие кодексы.

Широкое применение Основы законодательства имели в СССР (16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик регулировали сферы труда, имущественных, семейных, жилищных отношений, борьбу с преступностью и др.).

К числу кодифицированных актов относятся Уставы, регулирующие правовой статус и деятельность различных органов и организаций, например Устав Центробанка России, Устав Союза ветеранов (инвалидов) войны и военной службы Республики Татарстан, Устав общероссийской общественной организации «Всероссийский студенческий союз», устав образовательного учреждения. Это могут быть и комплексные нормативные акты, регулирующие определенную сферу государственной, хозяйственной, военной и иной деятельности. Например, Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта, Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы вооруженных сил и др.

Что касается различных правил, положений, инструкций министерств, например Правил дорожного движения, Правил пожарной безопасности, то их едва ли следует считать формами кодификации.

В технико-юридическом плане работа над кодексом идентична работе над любым законом. Отличие заключается в объеме работы, количестве задействованных специалистов, материальных затратах.

Немалого труда стоит отбор и систематизация материала, анализ состояния экономики, политики, социальной и духовной жизни и др. Необходимо изучение общественного мнения по вопросам будущего регулирования. Большую сложность представляет работа над текстом.

Здесь имеет место не только новое изложение различных положений, по и сведение воедино текстов, подготовленных разными рабочими группами[3].

Особый вид систематизации, позволяющий оптимизировать нарастающий поток правовой информации, представляет собой консолидация законодательства.

Суть ее заключается в том, что вместо многочисленных нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу законодателем создается единый акт, который не отменяет и не изменяет положения прошлых актов, составивших его основу, а только упорядочивает и исключает повторы, противоречия, разночтения и т.д. Как полагает Т. Н.

Радько, консолидированный акт «не дотягивает» до объема и уровня кодекса, хотя и тяготеет к нему[4]. Когда работу по консолидации проводят уполномоченные на то органы, она носит официальный характер.

Консолидацию можно создать в виде сборника и для повседневных нужд в частном порядке. Тогда она будет неофициальной и будет служить хорошим подспорьем в работе. Например, можно сделать подборку решений Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда РФ по определенным вопросам. Но это будут документы индивидуального пользования, на которые нельзя ссылаться как на источник.

Консолидация как своеобразный вид правотворчества широко применяется как в континентальной (романо-германской) правовой системе, так и в системе общего права. В конце XIX в. в Великобритании был принят специальный закон о консолидации статутного права. В Германии действует Социальный кодекс, представляющий собой консолидированный акт.

Надо полагать, что нарастающий динамизм социальных процессов, увеличение численности нормативных правовых актов, недостаточная координация деятельности субъектов нормотворчества будет способствовать развитию консолидации законодательства.

Перед законом равны все. Незнание закона не извиняет. К этой формуле римского права можно добавить, что не извиняет и его неправильное понимание.

Поэтому и законодателю, и правоприменителю, и всем людям необходимо четкое и единообразное понимание закона.

Надо заметить, что правовые нормы, которыми люди пользуются постоянно, изложены вполне доступным языком. И, тем не менее, интерпретация в праве остается актуальной.

Понятие толкования правовых норм и его вилы

Толкование правовых норм – это специфическая деятельность официально уполномоченных на то органов и лиц, а также специалистов в области нрава, направленная на уяснение точного смысла правовой нормы, адекватного воле законодателя.

Можно спорить о соответствии или несоответствии той или иной правовой нормы принципам справедливости, с правовым законом мы имеем дело или нет, – этот спор лежит в иной плоскости. Общество и государство заинтересованы в том, чтобы законы исполнялись.

При этом следование закону является достаточно надежной гарантией стабильного положения личности. Правовой нигилизм часто связан с неправильным пониманием смысла правовой нормы. Народная мудрость гласит, что «суд не на осуд, а на рассуд». Рассудить, т.е.

решить дело по рассудку (разуму) при наличии нормы – значит истолковать норму, гибко применить ее, сообразуясь со многими жизненными обстоятельствами.

Поэтому судью нельзя заменить даже самой современной вычислительной машиной, которая не ошибется в пределах заданных параметров, но не сможет истолковать норму применительно к конкретным жизненным обстоятельствам. То же можно сказать и о деятельности других правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов, различных организаций при реализации ими юридически значимых действий.

Толкование правовой нормы имеет большую общекультурную значимость.

Нельзя понять историю страны, особенно в периоды драматических изменений и крупных политических трансформаций без глубокого анализа сущности правовой системы, состояния правовой культуры общества данного исторического периода. Правильное понимание права, правильное его толкование, безусловно, является важнейшим показателем правовой культуры общества.

Объектом толкования выступает текст документа. Говорят, что «два юриста – три мнения». Не будем спорить: хорошо это или плохо. Однако жизнь у человека одна, и ошибка в применении правовой нормы может дорого ему стоить.

Субъектом толкования могут быть официальные органы, осуществляющие разъяснение смысла правовых норм и порядок их применения по запросам организаций и частных лиц, а также заинтересованные частные лица. Об этом речь пойдет ниже.

Причины, вызывающие необходимость толкования, могут носить объективный и субъективный характер.

Объективность их заключается в том, что законодатель не всегда четко формулирует свою позицию, и тогда понятная па первый взгляд абстрактная формула при ее конкретном применении вызывает массу противоречий.

Примером может служить положение Конституции РФ о праве Президента РФ распустить Государственную Думу в случае трехкратного отклонения кандидатуры на пост главы Правительства РФ.

Возник вопрос: можно ли предлагать одну и ту же кандидатуру трижды или кандидатуры должны быть разными? Противоречие между Парламентом и Президентом приняли столь острый характер, что потребовалось разъяснение Конституционного Суда РФ, который и поставил точку в споре, поскольку его решение в данном случае является истиной в последней инстанции. Или другой пример. Конституция РФ содержит положение о том, что субъекты РФ равны в их отношениях с федеральным центром, а стало быть имеют равный конституционно-правовой статус. Причем это положение зафиксировано в ч. 4 ст. 5, находящейся в «неприкасаемой» гл. 1 Конституции РФ, которой должны соответствовать все остальные положения российского законодательства. Но сразу возник вопрос, как быть с так называемыми сложнопостроенными субъектами, а именно, автономными округами, входящими в состав края или области. Поскольку дать исчерпывающее толкование этой абсолютно нелогичной политико-правовой ситуации оказалось невозможным, законодатель пошел по пути объединения этих субъектов и образования таким образом нового субъекта РФ (Забайкальский край, Камчатский край и др.).

Можно привести множество примеров из области трудовых отношений, когда принципиальные изменения в трудовом законодательстве и в характере трудовых отношений вошли в противоречие и с ментальностью нашего населения и с реальным положением дел. В 1990-е гг.

возникли противоречия между работниками и работодателями на частных предприятиях в связи с тем, что последние не считали себя связанными положениями КЗоТ РСФСР, касающимися государственных предприятий и учреждений.

Потребовалось разъяснение Верховного Суда РФ, который разрешил данную проблему в пользу наемных работников, а затем это положение было учтено в ТК РФ.

Источник: https://studme.org/73837/pravo/kodifikatsiya_zakonodatelstva

Организация и осуществление кодификации законодательства в суде — pdf free download

Организация кодификации законодательства в суде

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный университет правосудия А. С. Мамыкин Н. А. Латышева Архивное дело в суде Учебное пособие

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия Организация судебной деятельности Учебник Под редакцией профессора

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия А. С. Мамыкин Н. А. Латышева Организационнотехническое обеспечение

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ Учебник Под редакцией

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ А. В. Вишневский ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССЫ (В СХЕМАХ С КОММЕНТАРИЯМИ)

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ М. А. Кауфман ТЕОРИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Учебное пособие Москва

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Е. Н. Федик ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Ю. Е. Пудовочкин Д. А. Дорогин УЧЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ И О СОСТАВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия А. Е. Кирпичев В. А. Кондратьев Предпринимательское право Курс лекций

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ А.И. Стахов АДМИНИСТРАТИВНОЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Учебное

Подробнее

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный университет правосудия Ю. Г. Носков И. Ю. Носков Основы судейской этики Учебное пособие Москва

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» Ю. В. Морозова, Н. К. Петровский НАКАЗАНИЕ: НАЗНАЧЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ В.В. Кулаков ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО Учебное пособие Москва 2016 УДК

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ А. В. Бриллиантов, Е. Ю. Четвертакова ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ПО УГОЛОВНОМУ

Подробнее

БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОГО СУДЬИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Ермошин Г. Т. СТАТУС СУДЬИ В РОССИЙСКОЙ

Подробнее

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Актуальные проблемы совершенствования законодательства об административной

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Д. А. Дорогин ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ НОРМЫ ПРАВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Монография Москва 2014

Подробнее

БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОГО СУДЬИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия А. С. Мамыкин ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Учебник Москва 2017 УДК

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ А.В. Краснов А.В. Скоробогатов ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Учебное

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ М. А. Простосердов ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ Учебное пособие

Подробнее

БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОГО СУДЬИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ ПРАКТИКА МИРОВОГО СУДЬИ: ПРИМЕНЕНИЕ УГОЛОВНОГО

Подробнее

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Гражданско-правовое регулирование муниципальных закупок и муниципальных

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия Москва 2016 Д. Ю. Гладышев Ю. А. Гладышев УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ Общая

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Учебник Под редакцией доктора

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия Основы уголовного судопроизводства Учебник Под редакцией заместителя

Подробнее

БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОГО СУДЬИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия В. В. Николюк Привод, задержание и заключение

Подробнее

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического института Томского государственного университета. В пособии учтены

Подробнее

Л.А. Новоселова Публичные торги в рамках исполнительного производства УДК 347.9 ББК 67.410 Н 76 Новоселова Л.А. Н 76 Публичные торги в рамках исполнительного производства. М.: Статут, 2006. 253 с. ISBN

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия И. Н. Андрюшечкина СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА Учебное пособие Москва 2016

Подробнее

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Проблемы оптимизации судебной юрисдикции и судебной нагрузки на судебную

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Е. М. Офман РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ Рабочая тетрадь Москва

Подробнее

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАТУТ Ю.Г. БОГАТИНА ОГОВОРКА О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ÌÎÑÊÂÀ 2010 УДК 341.9 ББК 67.412.2 Б 73 Богатина Ю.Г. Б 73 оговорка

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Еременко В.Д., Остапенко В.С. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ А.В. ВИШНЕВСКИЙ СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ И СУДЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ

Подробнее

Министерство образования и науки РФ Алтайский государственный университет Л.Ю. Кирюшина ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Учебное пособие — 1 — УДК 33:15(075.8) ББК 65.291.21я73+88.573я73 К 438 Рецензенты доктор юридических

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия 1 2 3 4 Арбитражный процесс Учебник Под редакцией профессора С. В.

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ А. В. Делятицкая МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Подробнее

ПРОГРАММА курса «Правоохранительные органы» Тема 1. Правоохранительная деятельность в Российской Федерации: понятие, принципы, основные направления. Понятие правоохранительной деятельности и ее место в

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия Майлис Н. П. Трасология и трасологическая экспертиза Курс лекций Москва

Подробнее

Б А К А Л А В Р И А Т Институт государства и права Российской академии наук Саратовский филиал ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УЧЕБНИК Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор А.В. Малько Допущено

Подробнее

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный университет правосудия methodice Н.В. Михалкин МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Подробнее

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Правоохранительные органы Методические указания для студентов

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Е. В. Терехова ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА Учебное

Подробнее

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 00.0298.01.03 Т.Э. ЗУЛЬФУГАРЗАДЕ Модуль 3 КОМПЕТЕНЦИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МОСКВА 2008 РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 00.0298.01.03 Рабочий учебник

Подробнее

БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОГО СУДЬИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Цуканова В. И. РАЗРЕШЕНИЕ ДЕЛ О ЛИШЕНИИ

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия Л. А. Карапетян ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Учебное

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В.

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/71875614-Organizaciya-i-osushchestvlenie-kodifikacii-zakonodatelstva-v-sude.html

§ 5. Кодификация законодательства

Организация кодификации законодательства в суде

1.

Кодификация законодательства — этоформа коренной переработки действующихнормативных актов в определенной сфереотношений, способ качественногоупорядочения законодательства,обеспечения его согласованности икомпактности, а также расчисткинормативного массива, освобождения отустаревших, не оправдавших себя норм.В процессе кодификации составительстремится объединить и систематизироватьоправдавшие себя действующие нормы, атакже переработать их содержание,изложить нормативные предписаниястройно и внутренне согласованно,обеспечить максимальную полнотурегулирования соответствующей сферыотношений. Кодификация направлена нато, чтобы критически переосмыслитьдействующие нормы, устранить противоречияи несогласованности между ними,ликвидировать повторения, устаревшиеположения, пробелы, дублирование норм.

Кодификация- это форма правотворчества. Будучиобобщением действующего регулирования,она в то же время направлена на установлениеновых норм, отражающих назревшиепотребности общественной практики,восполняющих пробелы правовогорегулирования, на замену неудачных,устаревших правовых предписаний новыми.

Кодификация — это форма совершенствованиязаконодательства по существу, и еерезультатом является новый сводныйзаконодательный акт стабильногосодержания (кодекс, положение, устав ит.д.), заменяющий ранее действовавшиенормативные акты по данному вопросу.

Сочетание упорядочения и обновлениязаконодательства как свойства кодификациипозволяет рассматривать ее как наиболеесовершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификацияобладает рядом характерных черт:

1)в кодификационном акте обычно формулируютсянормы, регулирующие наиболее важные,принципиальные вопросы общественнойжизни, определяющие нормативные основытой или иной отрасли (института)законодательства. Он является основнымсреди актов, действующих в определеннойсфере общественной жизни, содержитобщие принципы, определяющие характери содержание всех норм соответствующейотрасли или института права;

2)такой акт регулирует значительную идостаточно обширную сферу отношений(имущественные, трудовые, брачно-семейныеотношения, борьба с преступностью ит.д.);

3)будучи итогом совершенствованиязаконодательства, кодификационный актпредставляет собой сводный акт,упорядоченную совокупность взаимозависимыхпредписаний. Он является единым, внутреннесвязанным документом, включающим в себякак проверенные жизнью, общественнойпрактикой действующие нормы, так и новыеправила, обусловленные динамикойсоциальной жизни, назревшими потребностямиразвития общества;

4)кодификация рассчитана на созданиеболее устойчивых, стабильных норм,рассчитанных на длительный период ихдействия. Эффективность кодификационногоакта во многом зависит от того, сможетли законодатель учесть объективныетенденции развития отношений, являющихсяпредметом регулирования такого акта,их динамику;

5)предмет кодификации обычно определяетсяв зависимости от деления системызаконодательства на отрасли и институты.Кодификация укрепляет системностьнормативных актов, их юридическоеединство и согласованность. Кодификационныйакт обычно возглавляет системувзаимосвязанных нормативных актов,образующих определенную отрасль,подотрасль или отдельный институтзаконодательства;

6)акт кодификации всегда имеет значительносложную структуру (части, разделы, главыи другие подразделения). Это своеобразныйукрупненный блок законодательства,обеспечивающий более четкое построениесистемы нормативных предписаний, атакже удобства их использования.

Обычнов юридической литературе и практикеразличают несколько видов кодификации.

Первый вид — это всеобщая кодификация,под которой понимается принятие целойсерии кодификационных актов по всемосновным отраслям законодательства, иследующий этап создание объединенной,внутренне согласованной системы такихактов типа «кодекса кодексов».

Другой вид — это отраслевая кодификация,охватывающая законодательство той илииной отрасли (Гражданский, Трудовой,Уголовный кодексы и т.д.). Наконец,специальная (комплексная) кодификация- это издание актов, регулирующих тотили иной правовой институт (Налоговый,Лесной, Таможенный кодексы и т.д.).

2.Кодификационные акты могут внешневыражаться в различных формах. Одна изних — это Основы законодательства,которые активно используются вкодификационной деятельности нашегофедеративного государства.

Это актфедерального законодательства, содержащийпринципиальные, наиболее общие нормыпо предмету совместного ведения Федерациии ее субъектов, которые должны развиватьсяи конкретизироваться в первую очередьв нормативных актах, принимаемыхсубъектами Федерации, а также и в актахфедеральных правотворческих органов.

Основызаконодательства обычно стоят во главетех или иных отраслей либо институтовправа, обеспечивают взаимоувязанностьи согласованность всех норм соответствующихотраслей и институтов.

Обычно они делятсяна крупные, обособленные подразделения(разделы, главы).

В них определяютсяединые для всех субъектов Федерациипринципы регулирования, даются определенияважнейших понятий, используемых всоответствующей сфере.

ВСоюзе ССР действовало 16 Основзаконодательства Союза ССР и союзныхреспублик, регулирующих такие важныесферы, как труд, имущественные, жилищныеотношения, брак и семья, борьба спреступностью и т.д. Ныне в РоссийскойФедерации приняты и действуют такиеакты, как Основы лесного законодательства,Основы законодательства о культуре,Основы законодательства об охранездоровья граждан и др.

Основызаконодательства, определяющие цели ипринципы регулирования той или инойсферы общественных отношений, — весьмаэффективный инструмент упорядоченияи унификации законодательства в условияхфедеративного государства.

Чащевсего используемый вид кодификационногоакта — это кодекс. Это значительный пообъему сводный акт, представляющийсобой систематизированное изложениенорм той или иной отрасли законодательствалибо правового института, детально иконкретно регулирующий определеннуюсферу отношений и подлежащийнепосредственному применению.

Он либополностью поглощает все нормысоответствующей отрасли (Уголовныйкодекс), либо содержит основную пообъему, самую важную часть таких норм(Гражданский кодекс, Кодекс законов отруде).

Наряду с нормами-принципами инормами-дефинициями в кодексахформулируются также нормы непосредственногорегулирования, конкретные вариантыповедения, которые составляют основноеих содержание.

Вряде случаев, установленныхзаконодательством, кодекс, будучизаконодательным актом, приобретаетболее высокую юридическую силу, чемобыкновенный закон. Так, в ч. 2 ст. 3Гражданского кодекса РФ установлено,что нормы гражданского права, содержащиесяв других законах, должны соответствоватьнастоящему Кодексу.

Кодекс- оптимальный вариант обобщения исистематизации законодательства поопределенной теме, действенное средстволиквидации множественности актов поодному и тому же вопросу.

Ныне во главебольшинства отраслей российскогофедерального законодательства стояткодексы, многие из которых подвергаютсясущественной переработке. Кроме того,в современных условиях кодексы принимаютсятакже и субъектами Российской Федерации.Так, в Башкортостане действует 16 кодексов.

Среди них Жилищный, Трудовой, Экологическийкодексы, Кодексы о браке и семье, онедрах, о средствах массовой информациии др.

Похарактеру охвата регулируемых кодексамиобщественных отношений они бываютотраслевыми либо комплексными(межотраслевыми). Первые регулируютконкретную сферу общественных отношений,определяющую деление права на отраслии институты. Это Уголовный,Уголовно-процессуальный, Гражданскийкодексы, Кодекс законов о труде и др.

Комплексный кодекс систематизируетнормы, которые собраны вместе не поотраслям права, а по иным основаниям(сфера государственной деятельности,отрасль хозяйства или социально-культурногостроительства) и объединены концепцией,общими принципами регулированиязначительной области отношений (Воздушныйкодекс, Таможенный кодекс, Кодексторгового мореплавания и др.).

Интересысоздания единой, логически согласованнойсистемы законодательства требуют, чтобыв законодательной деятельностипредпочтение отдавалось в первую очередьотраслевым кодексам как актам,непосредственно отражающим и цементирующимнаучно обоснованное распределениенормативного материала по предмету иметоду правового регулирования. Чтокасается принятия комплексных кодексов,то оно призвано быть дополнительнымнаправлением кодификационных работ.

Вправовой системе могут существовать ииные виды кодификационных актов: уставы,положения, правила и т.д.

Уставы- это комплексные нормативные акты,регулирующие правовое положениеопределенных органов и организаций(например, Устав Центробанка РФ), либоту или иную сферу государственной впервую очередь хозяйственной деятельности(Устав железных дорог, Устав внутреннеговодного транспорта). В форме уставовопределяется также порядок деятельностиразличного рода воинских формирований(устав караульной службы, дисциплинарныйустав и др.).

Нынев форме устава также формулируютсяосновные нормы, определяющие правовойстатус субъектов Российской Федерации(исключая республики в составе РФ,которые принимают конституции), структуру,полномочия и организацию деятельностиих государственных органов.

Положениярегламентируют правовое положение,задачи и компетенцию определенногооргана, учреждения или группы однородныхорганов, учреждений, организаций(Положение о Верховном Суде РФ, Положениео службе в органах внутренних дел РФ идр.).

Правиласодержат процедурные нормы, определяющиепорядок организации какого-либо родадеятельности (например, Правила возмещенияработодателями вреда, причиненногоработникам увечьем, профессиональнымзаболеванием либо иным повреждениемздоровья, связанным с исполнениемтрудовых обязанностей).

Вряде случаев кодификационный акт можетприниматься в форме закона бездополнительного наименования (например,Закон о государственных пенсиях, Законоб образовании, Закон об основахгосударственной службы и т.д.).

Отнесениетого или иного закона к разрядукодификационных определяется взависимости от его содержания, объемаи сферы регулирования им общественныхотношений, направленности на объединениедействующих норм и одновременноевнесение нормативных новелл.

3.Правовая система России с самого началадолжна создаваться не как совокупностьразрозненных актов по узким вопросам,а как научно обоснованная и взаимоувязаннаясистема кодификационных актов, которыедолжны быть базой, основой системызаконодательства страны.

Кодификацияспособствует усилению стабильностизаконодательства, созданию четкой,базирующейся на научном фундаментесистемы нормативных актов, обеспечиваетоптимальную скоординированность междудействующими нормами, создание взаконодательстве укрупненных нормативныхблоков.

Она позволяет решить двевзаимосвязанные задачи — совершенствоватьсодержание и форму законодательства.

Вперспективе кодификационные актыпризваны быть основой правотворческойи в первую очередь законодательнойдеятельности.

Множественность ифрагментарность законов, их узкаятематика — это существенный недостатокзаконодательства, и он будет становитьсявсе более очевидным по мере развития иусложнения правовой системы, углубленияправового регулирования.

Правда,необходимость быстро, оперативнозаполнять пустоты, пробелы в действующемрегулировании, потребность законодательногообеспечения рыночных реформ, дальнейшейдемократизации общественной жизни,динамика социальных преобразованийобъективно побуждают законодателяпринимать отдельные акты по сравнительноузким темам, частным вопросам. В результатенормативный массив интенсивно растет,а кроме этого, возникает большевозможностей для создания пробелов,несогласованностей и противоречий вдействующем регулировании.

Вперспективе издание кодификационныхактов должно превратиться в основнуюформу законотворчества. Не следуетрастаскивать наше законодательноехозяйство по отдельным кускам, мельчитьнормативные акты.

Основной путьпреодоления множественности нормативныхактов, их мелкотемья, а также пробелови противоречивости регулирования — этоповышение внимания к кодификациизаконодательства, принятие законов поукрупненным блокам регулирования.

Следует сочетать отраслевую и комплекснуюкодификацию, отдавая предпочтениепервой.

Генеральнойлинией совершенствования российскогозаконодательства в будущем следовалобы избрать курс на постепенноеосуществление его всеобщей кодификации.

К такой кодификации следует стремитьсяуже сейчас, постепенно обновляя иукрупняя наше законодательство, создаваякрупные кодификационные «блоки»,которые не только бы отвечали задачамтекущего упорядочения законодательства,но и были рассчитаны на включение вкачестве составных частей в будущийкодификационный свод.

Текущие актыуместно составлять так, чтобы их, повозможности, не расчленяя на части,можно было бы включать в более крупныекодификационные подразделения — вкодексы, единые тома свода.

Подготовкаи издание так называемого «Кодексазаконов» Российской Федерации (или»кодекса кодексов») — создаваемогона базе Свода законов единогосистематизированного законодательногоакта, имеющего многоуровневую структуруи объединяющего все действующеезаконодательное регулирование — этозадача совершенствования законодательстваРоссии на длительную перспективу.

Вопросыдля повторения.

1.Что такое систематизация законодательстваи каковы ее формы?

2.Каковы виды учета законодательства?

3.Проблемы автоматизации справочно-информационнойслужбы по законодательству в РоссийскойФедерации.

4.История создания собраний законодательствав России.

5.Каковы виды инкорпорации?

6.Понятие и назначение консолидациизаконодательства.

7.Каковы основные признаки кодификациизаконодательства?

8.Основные виды кодификационных актов.

-Понятие, принципы и способы правотворчества

-Стадии правотворческого процесса

-Приемы и методы, используемые вправотворческом процессе

Источник: https://studfile.net/preview/2974426/page:23/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий