Отличие правосудия от иных форм государственной деятельности

Основы управления в судебных органах

Отличие правосудия от иных форм государственной деятельности

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие и признаки правосудия;
  • • отличие правосудия от других форм государственной деятельности;
  • • характеристику судебной системы РФ;
  • • особенности управления в органах судебной власти;

уметь

  • • обобщать и систематизировать правовые нормы, регулирующие основы управления судебными органами;
  • • использовать полученные знания об основах управления в судебных органах на практике;
  • • ориентироваться в полномочиях судебных органов;

владеть навыками

  • • работы с учебной и научной литературой об основах управления судебными органами;
  • • поиска и анализа информации, касающейся основ управления судебными органами.

Понятие и признаки правосудия, его отличие от других форм государственной деятельности

Главным содержанием судебной власти является отправление правосудия. Оно имеет ряд характерных признаков:

  • 1) осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Осуществление правосудия является видом государственной, правоохранительной деятельности, которая составляет исключительную компетенцию суда;
  • 2) осуществление правосудия лишь по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, конституционным (уставным) судам субъектов РФ;
  • 3) рассмотрение дел в определенном процессуальном порядке в соответствии с УПК, ГПК, КоАП РФ и Законом о Конституционном Суде РФ;
  • 4) рассмотрение дел в форме судебных заседаний, которые проводятся непрерывно, устно, открыто (в установленных законом случаях — закрыто). В судебном заседании участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Ведущее место принадлежит суду. При разрешении дела суд применяет норму материального права к конкретному делу. Осуществляют правосудие судьи, присяжные и арбитражные заседатели. Они независимы и подчиняются только закону. Завершается судебное заседание вынесением судебного решения (приговора, решения, постановления, определения). Оно должно быть законным и обоснованным, в противном случае может быть отменено судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Деятельность этих судебных инстанций тоже является правосудием.

Таким образом, правосудие — это урегулированная законом (уголовно- процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, административным процессуальным законодательством или Законом о Конституционном Суде РФ и др.

) деятельность по рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел и дел, подсудных Конституционному Суду РФ, конституционным (уставным) судам субъектов РФ, и принятию по ним судебных актов (решений, приговоров, постановлений, определений).

Правосудие осуществляется лишь Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями. Никакие другие органы и лица не вправе реализовывать функцию правосудия.

Суды общей юрисдикции осуществляют не только уголовно-процессуальную и гражданскую процессуальную деятельность, но и рассматривают дела об административных правонарушениях.

Районные суды, к примеру, разрешают вопросы, связанные с исполнением приговора. При этом они освобождают условно-досрочно от наказания, заменяют неотбытую часть наказания более мягким, направляют осужденного из воспитательной колонии в места лишения свободы.

Так как согласно законодательству правосудие по уголовным делам должно быть направлено на разрешение вопроса о виновности подсудимого, применение установленных законом мер наказания к лицу, виновному в совершении преступления, либо на оправдание невиновного, а при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, этого не происходит, названный вид уголовно-процессуальной деятельности суда правосудием не является.

Согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства прекратить уголовное дело по нереабилитирующим основаниям может следователь, а по подследственным ему преступлениям — и орган дознания. В ходе проведенного до этого предварительного расследования они признают лицо виновным (выдвигают обвинение) в совершении преступления.

Между тем только исходящее от суда признание и провозглашение от имени государства гражданина виновным в совершении преступления (назначение ему наказания) признается правосудием. Какую бы деятельность следователь или орган дознания ни осуществляли, правосудием она признана быть не может уже потому, что согласно ч. 1 ст.

118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Таким образом, отличие судебных органов от законодательных и исполнительных органов власти состоит в том, что они рассматривают и разрешают гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях, дела, подсудные Конституционному Суду РФ, а законодательные органы принимают нормативные правовые акты, которыми руководствуются суды при осуществлении правосудия, органы же исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по реа- лизации принятых законов, указов Президента РФ.

Источник: https://studme.org/256631/pravo/osnovy_upravleniya_sudebnyh_organah

4.1. Правосудие: 4.1.1 Понятие правосудия Согласно ст. 4 Закона РСФСР «О

Отличие правосудия от иных форм государственной деятельности

4.1.1 Понятие правосудия

Согласно ст. 4 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» правосудие осуществляется путем: —

рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций; —

рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопросов о виновности подсудимых, применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

данной статьи позволяло некоторым авторам не включать в перечень осуществляемых в Российской Федерации форм правосудия разрешение судом дел об административных правонарушениях и конституционное судопроизводство. Между тем такая позиция не соответствует части 2 ст.

1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»25, в которой говорится об осуществлении правосудия по делам об административных правонарушениях, и части 4 пункта 3 постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г.

, где конституционное судопроизводство именуется особой формой правосудия26.

Мы не можем игнорировать положения федерального закона и мнение одного из высших органов судебной власти Российской Федерации.

Поэтому определять содержание и объем судебной деятельности, именуемой правосудием, показывать соотношение правосудия со смежными понятиями (деятельностью суда, не разрешившего дело по существу; с деятельностью следователя, прекращающего дело по не реабилитирующим основаниям) считаем необходимым, исходя не только из содержания ст.

4 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», но и с учетом ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», а также ч. 4 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации».

Поэтому предлагается различать правосудие в обычных и особых формах.

Правосудие, осуществляемое в обычных формах — это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешения дела по существу.

Особых форм правосудия две.

Во-первых, это деятельность суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, направленная на установление виновности лица в совершении правонарушения, наложение административного взыскания либо на прекращение дела производством.

Во-вторых, — осуществляемая в пределах предоставленных полномочий деятельность Конституционного Суда РФ, конституционный (уставных) судов субъектов Российской Федерации, заключающаяся в разрешении по существу подсудных им дел.

Особыми данные формы правосудия именуются не только потому, что одну из них так назвал Конституционный Суд РФ. Особыми они являются прежде всего потому, что рассматриваемые в юридической литературе признаки и принципы правосудия в большей степени касаются обычны форм осуществления правосудия.

4.1.2 Признаки правосудия

Признаки правосудия содержатся в самом определении этого явления. 1.

Правосудие — это урегулированная законом (уголовно- процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, административным или Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации») деятельность. 2.

Правосудие осуществляется лишь по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации. 3.

Рассмотрение уголовных дел отнесено к компетенции судов общей юрисдикции. Гражданские дела и дела об административных правонарушениях могут быть разрешены как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Поэтому правосудие — это деятельность суда общей юрисдикции, арбитражного суда, Конституционного Суда РФ или конституционного (уставного) суда субъектов Российской Федерации. 4.

Правосудие может осуществляться только в рамках одного из предусмотренных законом порядка (инстанции): —

рассмотрение дела по первой инстанции; —

рассмотрение дел в апелляционной инстанции; —

рассмотрение дела кассационной инстанцией; —

рассмотрение дела надзорной инстанцией; —

рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств); —

рассмотрение дел об административных правонарушениях; —

рассмотрение с последующим разрешением дела, подсудного Конституционному Суду РФ; —

рассмотрение с последующим разрешением дела, подсудного конституционному (уставному) суду субъекта Российской Федерации. 5.

Правосудие по уголовным делам завершается разрешением вопросов о виновности подсудимых, применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

По делам об административных правонарушениях — наложением административного взыскания либо прекращением дела производством.

По гражданскому делу, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, конституционному (уставному) суду субъекта Российской Федерации правосудие имеет место только в связи с разрешением дела по существу.

Конституционным Судом РФ вычленяются, кроме того, четыре специфических признака особой формы правосудия — конституционного судопроизводства, а именно: —

круг предметов проверки, —

перечень инициаторов рассмотрения дел, —

виды процедур конституционного судопроизводства,

47 —

юридические последствия принимаемых решений .

4.1.3 Отличие правосудия от других форм государственной деятельности

Правосудие осуществляется лишь судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституци- онными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Правосудие по своему содержанию близко таких понятий как уголовный процесс, гражданский процесс и арбитражный процесс. Однако, правосудие шире уголовного процесса на величину правосудия по гражданским делам. Уголовный процесс шире правосудия на величину досудебного производства и не являющейся правосудием определенной части судебного уголовно- процессуального производства.

В свою очередь правосудие шире гражданского процесса на величину правосудия по уголовным и арбитражным делам.

Гражданский процесс шире правосудия на величину не являющейся правосудием определенной части гражданского судебного производства (к примеру, оставление заявления без рассмотрения).

Аналогично тому, как правосудие соотносится с гражданским процессом, оно сопоставимо и с арбитражным процессом.

Суды общей юрисдикции осуществляют не только уголовно- процессуальную и гражданскую процессуальную деятельность, рассматривают дела об административных правонарушениях. Районные суды, к примеру, разрешают вопросы, связанные с исполнением приговора.

При этом они освобождают условно-досрочно от наказания, заменяют не отбытую часть наказания более мягким, направляют осужденного из специального воспитательного учреждения в места лишения свободы.

Так как согласно закону правосудие по уголовным делам должно быть направлено на разрешение вопроса о виновности подсудимого, применение установленных законом мер наказания к лицу, виновному в совершении преступления, либо на оправдание невиновного, а при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, этого не происходит, названный вид уголовно-процессуальной деятельности суда правосудием не является.

Согласно требованиям уголовно-процессуального закона прекратить уголовное дело по не реабилитирующим основаниям может следователь, прокурор, а по подследственным ему преступлениям и орган дознания.

Они в ходе проведенного до этого предварительного расследования признают лицо виновным в совершении преступления. Между тем только исходящее от суда признание и провозглашение от имени государства гражданина виновным в совершении преступления (назначение ему наказания) признается правосудием.

Какую бы деятельность следователь, прокурор или орган дознания не осуществляли, правосудием она признана быть не может.

Источник: https://bookucheba.com/pravoohranitelnyie-organyi/pravosudie-5111.html

Тема IV. Правосудие и его демократические основы (принципы)

Отличие правосудия от иных форм государственной деятельности

Учебные пособия
Правоохранительные органыРаздел: Экономика

Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности.

Демократические основы (принципы) правосудия. Их общее понятие, истоки и значение. Законность. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия. Осуществ­ление правосудия только судом. Обеспечение законного, компетен­тного и беспристрастного состава суда. Самостоятельность судов, независимость судей, народных, присяжных и арбитражных засе­дателей.

Осуществление правосудия на началах равенства всех пе­ред законом и судом. Обеспечение права граждан на судебную за­щиту. Состязательность и равноправие сторон. Обеспечение обвиня­емому, подозреваемому и подсудимому права на защиту. Презумпция невиновности. Открытое разбирательство дел во всех судах. Обеспечение возможности пользования в суде родным языком.

Уча­стие граждан в отправлении правосудия.

К содержанию книги:   Правоохранительные органы

Правоохранительные органы  Налоговая полиция

Обращения в правоохранительные органыОбращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, www.bibliotekar.ruwww.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-1/55.htm
Международные договоры Российской Федерации как правовая Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, bibliotekar.rubibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-2/77.htm
Общегосударственный контроль. Правовое регулирование 2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль www.bibliotekar.ruwww.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-5/15.htm
ТАМОЖНЯ. Обжалование постановления таможенного органав сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении bibliotekar.rubibliotekar.ru/kodex-tamozhnya/49.htm
Правовая охрана особо охраняемых природных территорий задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; bibliotekar.rubibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-2/102.htm
Налоговая полиция призвана выявлять, предупреждать и пресе 2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, www.bibliotekar.ruwww.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-6/252.htm
УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ, БЮДЖЕТНЫЕК бюджетным назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. bibliotekar.rubibliotekar.ru/kodex-11-22/186.htm
7.1. Счетная палата Российской ФедерацииСчетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица bibliotekar.rubibliotekar.ru/finansovoe-pravo/9.htm
Органы государственной власти Российской Федерации Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, bibliotekar.rubibliotekar.ru/osnovy-prava-1/107.htm
Функции Российского государства. Под функциями государства г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен

Источник: http://www.bibliotekar.ru/pravoohranitelnye-organy/167.htm

Понятие и признаки правосудия, его отличия от других форм государственной деятельности

Отличие правосудия от иных форм государственной деятельности

Правосудие — одно из направлений государственной деятельности, именуемой право­охранительной. Оно также относится к числу важнейших пол­номочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятель­ности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает цент­ральное место.

Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Правосудие – осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Такие его роль и значение обусловлены рядом факторов:

  • отправление пра­восудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государ­ственных и иных организаций;
  • судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам от­правления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые актами правосудия, в соответствии с законодательством на­деляются особыми свойствами;
  • по закону этот вид государственной деятельности может осуществлять­ся только конкретными способами, а не произвольно, по усмотре­нию каких-то должностных лиц или органов;
  • оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Отправление пра­восудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государ­ственных и иных организаций.

Именно правосудию принадлежит ре­шающее слово при признании конкретного лица виновным в совер­шении преступления или иного правонарушения и назначении ему меры наказания либо другой определенной в законе меры воздействия.

Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических по­следствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, се­мейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имуществен­ных или неимущественных прав граждан.

Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государ­ственными и негосударственными организациями, лицами, занимаю­щимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам от­правления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической ли­тературе актами правосудия, в соответствии с законодательством на­деляются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность.

Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приго­вор, определение или постановление, вынесенные судом в результате рассмотрения уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей тер­ритории Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступле­ния в законную силу они, как правило, не исполняются автоматичес­ки.

Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия.

Но если, к приме­ру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении су­дебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование испол­нению может повлечь применение различного рода санкций в отно­шении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст.

315 УК злостное неисполнение государственным, иным служащим реше­ния, приговора или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, на­чиная от штрафа в размере до 200 тыс. руб.

либо даже лишением сво­боды на срок до двух лет.

К числу других специфических призна­ков следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществлять­ся только конкретными способами, а не произвольно, по усмотре­нию каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фик­сирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве гово­рит, что правосудие должно осуществляться путем:

  • рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданс­ких дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, пред­приятий, учреждений и организаций;
  • рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и примене­ния установленных законом мер наказания к лицам, виновным в со­вершении преступления, либо оправдания невиновных.

Данное положение означает, что правосудие — это разбиратель­ство двух категорий дел: гражданских и уголовных.
В последние годы в юридической литературе наметилась тенден­ция несколько более широкого истолкования этого аспекта понятия правосудия.

В него довольно часто стали включать также рассмотре­ние дел (материалов) об административных правонарушениях, отне­сенных законом к ведению судов. Такая тенденция начинает постепенно признаваться законодателем. Об этом свидетельствует, например, со­держание ст.

3 принятого сравнительно недавно Закона о военных су­дах, где сказано: “Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства” (курсив мой. — К. Г.).

Другими словами, данный закон предлага­ет смотреть на понятие правосудия шире, чем это делалось в течение многих десятилетий, и включать в него еще одну (третью) категорию дел — подведомственные судам дела об административных правона­рушениях.

Первая из названных категорий судебных дел (гражданские дела) охватывает широкий и многообразный круг споров или право­нарушений, касающихся имущественных и некоторых неимуществен­ных прав и законных интересов частных лиц (российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства), предприятий, учреждений и орга­низаций.

Среди дел этой категории можно найти дела, возникшие в связи с неуплатой кем-то долга, невыполнением обязательств по зак­люченному договору (скажем, о производстве или поставке каких-то изделий, о выполнении услуг), незаконным увольнением с работы, выселением с занимаемой жилплощади, опубликованием в печати или иных средствах массовой информации порочащих сведений, ненадле­жащим исполнением родительских обязанностей и т. д.
Вторая категория дел (уголовные дела) касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, т. е. виновно совершенными обществен­но опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом РФ (да­лее — УК) под угрозой наказания. Разбирательство дел этой катего­рии является деятельностью в высшей степени ответственной, посколь­ку речь идет о признании или непризнании конкретного человека пре­ступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания (например, штрафа, исправительных работ, лишения сво­боды).
Третья категория дел, рассматриваемых и разрешаемых в про­цессе осуществления деятельности, именуемой правосудием, — это дела об административных правонарушениях, т.е. правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным зако­нодательством, состоящим прежде всего из Кодекса Российской Фе­дерации об административных правонарушениях (КоАП), а также за­конов субъектов РФ, соответствующих этому Кодексу.

Меры наказания, которые могут быть назначены лицу, виновному в таком правонарушении, обычно менее строги, чем те, которые при­меняются в отношении преступников (распространенными мерами административного наказания являются, например, предупреждение в письменном виде, штраф, возмездное изъятие или конфискация ору­дия, с помощью которого совершалось правонарушение, лишение пра­ва управлять автомобилем или права заниматься охотой, администра­тивный арест сроком, как правило, до 15 суток, а иногда — и до 30 суток, выдворение за пределы Российской Федерации иностранца либо лица без гражданства, дисквалификация — лишение права занимать руководящие должности в государственных организациях либо долж­ности, связанные с управлением, скажем, коммерческой организа­цией).
Наказания такого рода могут быть применены в отношении ви­новных широким кругом государственных органов, их руководителей и уполномоченных ими должностных лиц. Чаще всего администра­тивные наказания налагаются начальниками органов внутренних дел (милиции) или их заместителями, комиссиями по делам несовершен­нолетних и защите их прав, должностными лицами налоговых орга­нов, учреждений железнодорожного и других видов транспорта, сани­тарного надзора, охраны природы, государственных инспекций по тор­говле, качеству товаров и защите прав потребителей, по контролю за ценами, по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и др. Всего в гл. 23 КоАП названо 60 государственных органов и учреждений, наделенных полномочиями по применению административных наказаний. Наделены такими полномочиями также суды и судьи — арбитраж­ные суды, судьи районных и военных гарнизонных судов, мировые судьи. В соответствии со ст. 23.1 КоАП им предписано рассматривать в обязательном порядке дела о более чем 160 категориях (видах) ад­министративных правонарушений (перечень таких правонарушений дан в ч. 1 названной статьи КоАП). На их рассмотрение могут быть переданы также дела о ряде других правонарушений (всего их около 60 видов), если названный выше несудебный орган или соответству­ющее должностное лицо придет к выводу, что решение по конкретно­му делу должен вынести суд. И в таком случае судья обязан принять дело к своему производству и постановить решение по существу.

Реализуя полномочия по разбирательству дел об административ­ных правонарушениях, суды (судьи) вправе применять наиболее стро­гие меры административного наказания из числа тех наказаний, кото­рые предусмотрены в КоАП и других законах об ответственности за административные правонарушения (например, административный арест, возмездное изъятие или конфискация орудий либо предметов правонарушения, дисквалификация, высылка за пределы Российской Федерации).

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществлять­ся с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчерки­вает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях.

А это значит, что разби­рательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приго­вора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил граждан­ского, арбитражного, административного или уголовного судопроиз­водства, предусмотренного соответствующим законодательством.

Правила эти регулируют прак­тически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок форми­рования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последо­вательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.

). Все они в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обо­снованного и справедливого решения по существу.
К отличительным признакам правосудия относится, наконец, так­же то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Специфика полномочий судебной власти требует того, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность дей­ствовать так, как этого требуют интересы законности и справедливос­ти. Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотно­шений с государственными учреждениями, реализующими другие вет­ви власти — законодательную и исполнительную.

Отсюда также стрем­ление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельнос­ти, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

Таким образом, правосудие —  это осуществляемая судом правоохра­нительную деятельность по рассмотрению и разрешению граж­данских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установлен­ного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-priznaki-pravosudiya-ego-otlichiya-ot-drugich-form-gosudarstvennoy-deyatelnosti

7. Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности

Отличие правосудия от иных форм государственной деятельности

Правосудие– это деятельность суда по рассмотрениюи разрешению гражданских, уголовных иподведомственных им административныхдел, завершающихся принятиемсоответствующего судебного решения(приговора, определения, постановления).

СогласноКонституции РФ (ч.1 ст.118) правосудие вРФ осуществляется только судом. Никакойдругой орган или должностное лицо вгосударстве не вправе осуществлять этудеятельность и принимать такие решения.

Даже акты амнистии или помилования,которыми лицо полностью или частичноосвобождается от назначенного судомнаказания, не считаются актом правосудия,поскольку приговор суда ими не отменяетсяи не изменяется – он остается законными обоснованным.

Отменить или изменитьприговор может только суд в лицевышестоящих судебных инстанций.

Правосудиеможет осуществляться только в определеннойпроцессуальной форме, с соблюдениемустановленной процедуры. Процессуальныйпорядок судебного разбирательствадетально регламентирован соответствующимпроцессуальным законодательством –ГПК РФ, АПК РФ, УПК РА и КоАП РФ.

8. Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство»

Отобщего к частному.

Судебнаявласть – это реализуемые посредствомсудопроизводства особые государственно-властныеотношения суда и субъектов процесса,возникающие в процессе рассмотрения иразрешения судом правовых конфликтовили иных вопросов, отнесенных к егокомпетенции, с целью защиты и восстановлениясудом нарушенного права, определениямер ответственности виновного илиограждения от ответственности невиновного,обеспечивающие самоограничениегосударства правом.

Правосудие– это деятельность суда по рассмотрениюи разрешению гражданских, уголовных иподведомственных им административныхдел, завершающихся принятиемсоответствующего судебного решения(приговора, определения, постановления).

Судопроизводство- форма реализации судебной власти. Подсудопроизводством понимают порядокрассмотрения дел судами. В соответствиисо ст. 118 Конституции РФ судебная властьосуществляется посредством конституционного,гражданского, административного иуголовного судопроизводства.Судопроизводство осуществляется наоснове состязательности и равноправиясторон.

В случаях, предусмотренныхфедеральным законом, осуществляется сучастием присяжных заседателей.Процессуальные правила судопроизводстваопределяются соответствующимипроцессуальными кодексами — ГПК РФ, УПКРФ, АПК РФ.

Правила административногосудопроизводства установленысоответствующими нормами КоАП РФ,конституционного — ФКЗ «О КонституционномСуде Российской Федерации».

9. Понятие и система принципов правосудия

Принципыправосудия – основополагающие ируководящие правовые положения, в своейсовокупности объективно определяющиенаиболее общую характеристику правосудияв государстве в данный историческийпериод, раскрывающие социальноеназначение правосудия и показывающиеуровень его демократичности.

Всепринципы правосудия образуют целостнуюи взаимосвязанную систему.

Системныйхарактер принципов правосудия позволяетсгруппировать их по источникам закрепленияи по содержанию.

Поисточникузакреплениявыделяют 3 группы принципов:

  1. закрепленные в актах международного права, являющиеся общепризнанными принципами и нормами;

  2. закрепленные в Конституции РФ;

  3. закрепленные в специальных законодательных актах о судоустройстве и судопроизводстве.

Такаясистематизация принципов правосудияпозволяет оценить степень преемственностиправового регулирования на разныхуровнях, показывает соответствиеположений Конституции РФ общепризнаннымпринципам и нормам международного праваи соответствие федеральных законовнормам Конституции РФ и международногоправа.

Взависимостиот содержанияпринципов выделяют следующие основныегруппы:

  1. характеризующие судебную власть и осуществление правосудия:

  • положения, характеризующие организацию и осуществление судебной власти:, законность (ст.15), осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.118), публичность, открытое разбирательство дел во всех судах (ч.1 ст.123) осуществление судопроизводства на основе равноправия и состязательности сторон (ч.3 ст.123), язык судопроизводства, гласность;

  • положения, характеризующие статус судей: независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и ФЗ (ч.1 ст.120), несменяемость судей (ч.1 ст.121), неприкосновенность судей (ч.1 ст.122), единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах;

  1. характеризующие правовое положение личности при осуществлении правосудия: равенство всех перед законом и судом (ст.19); право на жизнь (ст.20); охрана государством достоинства личности (ч.1 ст.

    21); право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений (ч.2 ст.23), неприкосновенность жилища (ст.

    25), право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст.32).

Применительнок принципам правосудия наиболее значимытакие международные акты, как Всеобщаядекларация прав человека, Международныйпакт о гражданских и политическихправах, Европейская конвекция о защитеправ человека и основных свобод.

Источник: https://studfile.net/preview/6705051/page:3/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий