Внесение прокурором представлений об устранении нарушений законов
Представление является наиболее часто применяемым средством реагирования прокурора на нарушения закона.
Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление вносится на основе обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
В описательной части представления обычно перечисляются
- выявленные прокурором и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям;
- называются должностные и иные лица, виновные в их совершении или потворствующие этому.
Представление является универсальным актом прокурорского реагирования, позволяющим ставить самые различные вопросы, по преимуществу правового характера, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.
Требования к представлению об устранении нарушений закона:
- юридическая обоснованность;
- достоверность;
- грамотность;
- краткость;
- полнота изложения обстоятельств.
Все данные, приводимые в представлениях, должны быть тщательно проверенными.
Предложения, включаемые в представления, должны быть конкретными, предусматривать наиболее результативные мероприятия по устранению нарушений закона и их предупреждению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.
В случаях, если нарушения закона совершены впервые и не возникает необходимости привлечения руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то представление целесообразно внести в адрес руководителя этого органа.
Представление вносится в адрес вышестоящего органа, если:
- на подобные нарушения прокурор уже реагировал или
- нарушения представляют повышенную общественную опасность, либо
- необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица на выявленные нарушения в подведомственном органе.
На основе анализа практики исполнения законов и в особенности допускаемых нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы.
В этих представлениях обычно прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях.
В них может ставиться также вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/vnesenie-prokurorom-predstavleniy-ob-ustranenii-narusheniy-zakonov
Статья прокурора области С.В. Филипенко, опубликованная в правовом научно-практическом журнале «Законность» № 1 за 2018 год
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ОСНОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА
Представление об устранении нарушений закона (далее – представление) является наиболее часто применяемым из «общенадзорных» актов прокурорского реагирования.
За первое полугодие 2017 г. в России прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина внесено 463 723 представления, что составило 35 % от числа всех применённых актов в этих сферах[1]. В Саратовской области – 13 526 представлений, или 46 % от всех актов реагирования[2].
Это обусловлено тем, что использование представления – одно из главных средств достижения целей деятельности прокуратуры. Основными из них согласно ст.
1 Закона о прокуратуре, приказу Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г.
№ 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» являются укрепление законности, защита общественных и государственных интересов.
Указанные цели достигаются путём пресечения противоправных деяний и их профилактики.
Представление – универсальное средство для обеспечения устранения нарушений закона, так как применяется в связи с выявлением большинства противоправных деяний[3]. Иные меры реагирования пресекательного характера (внесение протеста, требования об изменении нормативного правового акта) могут применяться лишь в отношении действий, объективированных в виде правовых актов.
Кроме того, внесение представления создает для его адресата обязанность устранить не только допущенные нарушения, но и причины и условия, им способствующие. То есть указанный акт реагирования обеспечивает предотвращение неправомерного поведения.
Отмечено, что внесение представления допустимо, когда требуется только устранение причин нарушений закона, когда они очевидны и установлены, однако подобные представления нетипичны и встречаются редко[4].
Одной из распространённых причин нарушений законов в деятельности организаций является ненадлежащее исполнение обязанностей их сотрудниками.
Профилактике служебных проступков, помимо прочего, способствует применение дисциплинарных взысканий[5].
Не случайно прокуроры, внося представления, инициируют процесс применения дисциплинарных взысканий, указывая работодателям в актах реагирования на необходимость наказания виновных должностных лиц.
Так, в первом полугодии 2017 г. в России по результатам рассмотрения внесённых прокурорами 463 723 «общенадзорных» представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 349 635 работников[6]. В Саратовской области – 10 681 работник по 13 526 представлениям[7].
Следует отметить, что применение прокурором представления, как и других актов реагирования, предполагает соблюдение предусмотренного ст. 21, 22, 26 Закона о прокуратуре принципа невмешательства прокуратуры во внутреннюю деятельность поднадзорных субъектов.
Это правило подлежит применению при формулировании в представлении конкретных требований об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Это относится в том числе и к вопросу привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях закона.
Так, Верховный Суд РФ признал противоречащим положениям ст. 192 Трудового кодекса РФ изложенное в представлении прокурора требование о привлечении его адресатом к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения, с представлением копии приказа о наложенном взыскании, так как применение указанных мер является правом работодателя[8].
Вместе с тем есть случаи, когда суды признают правомерными подобные требования прокуроров.
Например, Санкт-Петербургский городской суд оценил как законное содержащееся в представлении природоохранного прокурора Санкт-Петербурга указание на необходимость привлечения генеральным директором ЗАО «М.» к дисциплинарной ответственности сотрудников организации, совершивших противоправные деяния[9].
Заслуживает внимания правовое обоснование этой позиции. Суд отметил, что согласно п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Таким образом, прокурор вправе ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, не подчинённых ему по службе.
При этом возникает закономерный вопрос; каким образом должно применяться указанное полномочие без нарушения в подобной ситуации положений ст. 192 ТК?
Для понимания содержащегося в п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре права прокурора требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности следует обратиться к нормам, регулирующим процедуры применения соответствующих санкций.
Так, дисциплинарное взыскание налагается лишь по результатам проведения работодателем проверки, в ходе которой у работника должно быть затребовано объяснение с соблюдением сроков привлечения к ответственности.
Привлечение к иным видам ответственности также является результатом осуществления определённых процедур.
Например, привлечение к уголовной ответственности возможно лишь в ходе осуществления органами предварительного расследования и судом определённого алгоритма процессуальных действий.
Указанные мероприятия прокурор инициирует путём вынесения в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ постановления об уголовном преследовании виновных лиц.
Это постановление содержит требование прокурора о проведении мероприятий, результатом которых может быть привлечение виновного лица к уголовной ответственности.
Что касается административной ответственности, то привлечение к ней также возможно лишь по итогам осуществления совокупности определённых процессуальных действий: возбуждения дела о выявленном прокурором правонарушении, его расследования (при наличии к тому законных оснований) и рассмотрения по существу.
В связи с изложенным положения п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре необходимо толковать следующим образом: указанное полномочие прокурор должен реализовывать, требуя начать процедуру, одним из результатов которой является привлечение виновных к ответственности в установленном законом порядке.
Так, Хабаровский краевой суд признал законным содержащееся в представлении прокурора диспозитивное предложение рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц без указания на безальтернативность применения этой меры[10].
Верховный Суд РФ отметил, что подобное предложение без указания на необходимость привлечения к ответственности соответствующего лица не свидетельствует о нарушении его прав, свобод и законных интересов[11].
Вместе с тем, разрешая другое дело, высшая судебная инстанция расценила в качестве императивного предложение о рассмотрении такого вопроса в совокупности с требованием о предоставлении приказов о наказании виновных лиц. По указанной причине соответствующий пункт представления прокурора признан незаконным.
То есть требование о привлечении к дисциплинарной ответственности не может содержать вывода о безусловной обязательности её применения, а также о виновности конкретных работников.
Так, в марте 2017 г. прокуратурой Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении, в ходе которой выявлены множественные нарушения при организации медицинского обслуживания населения.
Для их устранения в министерство здравоохранения области внесено представление. В акте реагирования, помимо прочего, содержалось требование рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности виновных работников.
На основании представления организована служебная проверка, по результатам которой наложены взыскания на 20 должностных лиц[12].
Таким образом, правильное формулирование резолютивной части представления способствует соблюдению закона при привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушения норм права, профилактике совершении повторных нарушений.
С. ФИЛИПЕНКО,
прокурор Саратовской области.
[1] Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. https://gen-proc.gov.ru/stat/data/1246872 [2] Номенклатурное дело статистического отчёта «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуратуры Саратовской области. [3] См.: Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд., переработ. и доп. М., 2005, с. 165. [4] См.: Ергашев Е.Р., Корешникова И.Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения закона. Екатеринбург, 2010, с. 92 [5] См.: Трудовое право России / Под ред. A.M. Куренного. 3-е изд., переработ. и доп. М., 2015, с. 418-420; Трудовое право России/ Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г Мышко. 4-е изд., переработ, и доп. М., 2012, с. 304-309. [6] Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, https://gen-proc.gov.ru/stal/data/1246872 [7] Номенклатурное дело статистического отчета «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуратуры Саратовской области. [8] Постановление Верховного Суда РФ от 3 марта 2016 г. № 46-АД16-2. [9] Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 апреля 2015 г. № 33-4661/2015. [10] Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 декабря 2016 г. № 33а-10456/2016. [11] Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июля 2016 г. № 88-КГ16-2. [12] Номенклатурное дело «Надзор за исполнением законодательства о здравоохранении» прокуратуры Саратовской области.Источник: http://www.sarprok.ru/speech/statya-prokurora-oblasti-sv-filipenko-opublikovannaya-v-pravovom-nauchno-prakticheskom
Представление Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений
бюджетного законодательства и
законодательства о противодействии коррупции
15.12.2011 Муниципальным советом муниципального образования пос. Шушары принято решение № 24 «Об утверждении бюджета Муниципального образования пос. Шушары на 2012 год» (далее – «Решение о бюджете»).
По результатам анализа указанного муниципального правового акта прокуратурой района выявлено следующее нарушение.
В соответствии со ст.
1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее –Закон), противодействие коррупции — деятельность органов местного самоуправления по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст.
7 Закона, к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Согласно ст.
6 Бюджетного кодекса РФ, публичными нормативными обязательствами являются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности.
Согласно ст.
9 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в том числе установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета, составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования и иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.
135 Бюджетного кодекса РФ, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий местным бюджетам, субвенций местным бюджетам, иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 184.1 БК РФ решением о бюджете должен устанавливаться общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
В нарушение нормы вышеуказанного законодательства, объем публично-нормативных обязательств утвержден без учета бюджетных ассигнований на выплату доплат к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, не установлен перечень главных администраторов источников финансирования дефициты бюджета.
Причинами и условиями выявленных нарушений является ненадлежащее осуществление контрольных функций должностных лиц представительного органа местного самоуправления при разработке и утверждении бюджета.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
- Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района.
- Принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, недопущению подобных нарушений впредь, решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
- О времени и дате рассмотрения представления, заранее уведомить прокуратуру района.
- О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить письменно в прокуратуру района в установленный законом месячный срок с момента внесения настоящего представления, направив протокол рассмотрения представления.
Прокурор района
советник юстиции А.Н. Колбас
Васильев Е. П. 451-97-05
Источник: http://xn--80axgjn3ab0a.xn--p1ai/?p=4535