Приказ и распоряжение в чем разница

Распорядительные документы

Приказ и распоряжение в чем разница

Распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности организации.

С помощью распорядительных документов осуществляется общая функция управления, в которой особо выделяется более частная функция регулирования, позволяющая органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, согласованность в работе всех звеньев производства.

Различаются несколько видов распорядительных документов, а именно:

— приказ

— постановление

— решение

— распоряжение

— указание

Наиболее часто используемыми в управленческой практике являются два вида документа: приказ и распоряжение. Эти документы создаются в организациях, действующих на основе единоначалия, т.е.

в них вся полнота исполнительной власти принадлежит одному лицу.

Различия между приказом и распоряжением нередко оказываются стертыми, в организациях в одних и тех же случаях могут издаваться и приказы, и распоряжения.

Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем, действующим на основе единоличного принятия решений, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией. Этот документ может оформляться на специальном бланке – бланке приказа или бланке с угловым или продольным расположением реквизитов.

По содержанию и способам оформления приказы делятся на:

— приказы по организационным вопросам;

— приказы по основной деятельности;

— административно-хозяйственным вопросам;

— личному составу.

Приказы по организационным вопросам издаются в случаях создания, реорганизации или ликвидации учреждения, при утверждении организационной структуры и штатного расписания организации, в целях утверждения и введения в действие различных организационно-методических, плановых и отчетных документов.

Приказы по основной деятельности издаются во исполнение нормативных правовых актов вышестоящих органов власти и управления, а также в целях осуществления собственной исполнительно-распорядительной деятельности, вытекающей из функций и задач, стоящих перед организацией.

Основные группы приказов по основной деятельности предприятия:

— установление режима работы и внесение изменений в него;

— финансирование деятельности;

— материально-техническое обеспечение;

— информационное и документационное обеспечение;

— другие приказы в зависимости от специфики деятельности организации.

Основные группы приказов по административно-хозяйственным вопросам:

— соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;

— эксплуатация зданий, помещений;

— транспортное обслуживание, внутренняя связь;

— охрана.

Приказы о кадровых перемещениях в организации являются приказами по личному составу. Основные группы приказов по личному составу:

— оформление приема на работу работника;

— перевода на другую работу работника;

— увольнение работника;

— оформление поощрений работников;

— наложение взысканий на работников;

— установление надбавок к окладам;

— предоставление отпусков без сохранения заработной платы;

— предоставление отпусков по уходу за ребенком;

— изменение фамилии, имени, отчества;

— проведение аттестации персонала;

— повышение классности (разряда) работника;

— расследование несчастных случаев с работниками;

— направление в загранкомандировки;

— направление в длительные командировки (свыше месяца) внутри страны;

— прохождение практики студентов (если в этот период студентам выплачивается заработная плата и ими уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации).

Такие приказы состоят из пунктов, каждый из которых касается отдельного работника. Приказ по личному составу доводится до сведения сотрудника под расписку с проставлением его подписи и даты ознакомления.

Процедура издания приказов включает:

— инициирование решения (обоснование необходимости принятия решения);

— сбор и анализ информации по вопросу;

— подготовка проекта распорядительного документа;

— согласование проекта документа;

— внесение проекта распорядительного документа на рассмотрение;

— подписание документа;

— доведение распорядительного документа до исполнителей.

Вначале создается проект документа.

Он готовится по поручению руководителя организации, по инициативе руководителей структурных подразделений, а также отдельных специалистов (в последних двух случаях вопрос об издании приказа предварительно обсуждается с руководителем организации). Созданию проекта приказа предшествует большая подготовительная работа, заключающаяся в тщательном и всестороннем изучении вопросов, требующих разрешения.

Прежде всего необходимо изучить законодательные акты и решения правительства, ведомственные нормативные акты, предшествующие распорядительные документы по данному вопросу, чтобы содержащиеся в приказах поручения соответствовали действующему законодательству. Также предполагаемые действия по осуществлению решений приказа должны обеспечиваться достаточными материально-техническими и финансовыми средствами.

Если проект приказа должен быть согласован с ведущими специалистами, он оформляется на стандартном листе бумаги с проставлением в верхнем правом углу слова «Проект».

Текст проекта документа должен составляется как окончательный документ и содержать следующие реквизиты: «наименование организации», «наименование вида документа», «дата», «регистрационный номер документа», «место издания», «заголовок к тексту», «текст», «подпись», «визы согласования».

Текст приказа должен иметь заголовок. Заголовок начинается с предлога «о» («об») и формулируется при помощи существительных, называющих основную тему документа (о назначении…, об утверждении…, об итогах…, о мерах…; например: о создании аттестационной комиссии).

Основной текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. Констатирующая часть вводит в существо рассматриваемого вопроса, в ней объясняется необходимость создания приказа. Разновидности констатирующей части выделяются в зависимости от того, что служит обоснованием распорядительной части документа.

В качестве обоснования могут выступать:

— ссылка на нормативный правовой акт вышестоящего органа или собственный ранее изданный документ с указанием названия документа, автора, даты, номера заголовка к тексту;

— формулировка целей и задач, стоящих перед организацией, описание фактов или событий, послуживших причиной издания приказа, их оценка.

Наиболее употребительные слова и словосочетания в этой части документа: в соответствии с постановлением, решением и т.д.; во исполнение постановления, решения, приказа, распоряжения и т.д.; в связи с возможностью, необходимостью, началом, отказом и т.д.; в целях улучшения, экономии, ограничения, увеличения и т.д.

В случае, если поручаемые действия не требуют особого пояснения и являются очевидными, констатирующая часть в приказ не включается.

Распорядительная часть приказа начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами без разрядки с новой строки от абзаца, в конце слова ставится двоеточие. Если в распорядительной части указываются различные по характеру действия и несколько исполнителей, она делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами, и каждый из них начинается с красной строки.

Пункты распорядительной части могут содержать конкретные поручения или положения организационного характера, включая следующую информацию:

— Наименование должностей, фамилию, инициалы исполнителя(ей) в дательном падеже. Исполнителя можно указывать и обобщенно, например: директорам заводов, руководителям архивов.

— Поручение, которое выражается глаголом в неопределенной форме (осуществить, обеспечить, подготовить, отгрузить и т.д.).

— Срок выполнения поручения, приводящийся либо в каждом пункте, либо отдельным пунктом для всех предписываемых действий.

Таким образом, общая структурная схема пунктов распорядительно части выглядит следующим образом: кому? что сделать? к какому сроку? (например: Руководителю первого отдела А.А. Иванову разработать должностные инструкции к 25.05.2015).

При наличии промежуточных сроков выполнения поручения или при разбивке предписываемого действия на отдельные задания каждое из них формулируется отдельным подпунктом. Каждый пункт распорядительной части проекта приказа содержит только одно задание с одним сроком исполнения, например:

Источник: https://studopedia.ru/5_77392_rasporyaditelnie-dokumenti.html

Решения (указы, постановления, приказы) органов исполнительной власти

Приказ и распоряжение в чем разница

Следующим уровнем регламентации страхового права являются решения органов исполнительной власти, представленные указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств.

Эти нормативные акты носят характер уточнения и конкретизации отдельных федеральных законов, а также служат методологической базой осуществления страховой деятельности.

Как правило, в федеральных законах имеется отсылка к нормативным актам органов исполнительной власти, которые детально регламентируют данный вопрос, и указан конкретный орган исполнительной власти, которому вменяется обязанность конкретизировать отдельные общие положения закона.

Примерами данных нормативных актов (указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ) являются:

■ указы Президента РФ:

  • — Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»;
  • — Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (данный Указ определяет полномочия органа страхового надзора и его место в структуре исполнительной власти);

■ постановления Правительства РФ:

  • — распоряжение Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 382-р «Об утверждении положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • — постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • — постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»;

■ приказы министерств и ведомств.

Уровень нормативных актов министерств и ведомств носит методологический и надзорный характер. По своей сущности они являются правоприменительными материалами. С точки зрения нормирования и регулирования страховой деятельности в Российской Федерации действует система двойного (раздельного) регулирования:

  • — органом, регулирующим страховое дело, является Министерство финансов РФ (Минфин России);
  • — органом, осуществляющим контроль и надзор в этой же сфере, выступает Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ.

Таким образом, само Министерство финансов РФ издает нормативные акты (формирует нормативную базу), в соответствии с которыми субъекты страхового дела (страховщики, перестраховщики, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии) осуществляют отдельные виды деятельности; формируют и представляют отчетность о своей деятельности. А ФССН осуществляет лицензирование страховой деятельности, надзор за деятельностью субъектов страхового дела, контроль исполнения ими страхового законодательства, сбор и анализ необходимой отчетности. При этом на уровне методологического регулирования все нормативные акты можно подразделить на общие и специальные.

Общие нормативные акты используются различными субъектами, в том числе страховыми организациями, например (список не исчерпывающий):

  • — приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • — приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″;
  • — приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»;
  • — приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02″;
  • — положение Банка России от 19 марта 2003 г. № 218-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций».

Специальные нормативные акты используются только в страховании, например (список не исчерпывающий):

  • — приказ Минфина России от 4 сентября 2001 г. № 69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»;
  • — приказ Минфина России от 2 ноября 2001 г. № 90н «Об утверждении Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств»;
  • — письмо Минфина России от 18 декабря 2001 г. № 24-08/13 «Разъяснения о порядке внесения изменений в Правила формирования страховых резервов в связи с переходом страховых организаций с 2002 года на учет страховых премий (взносов) методом начисления»;
  • — приказ Минфина России от 11 июня 2002 г. № 51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»;
  • — приказ Минфина России от 5 августа 2002 г. № 77н «Об отчете о составе акционеров (участников) страховой организации»;
  • — письмо Минфина России от 25 марта 2003 г. № 24-07/04 «О составлении страховыми организациями отчета о платежеспособности»;
  • — приказ Минфина России от 8 декабря 2003 г. № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора»;
  • — приказ Минфина России от 13 января 2004 г. № 2н «О форме ведомственного государственного статистического наблюдения № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за год» и Инструкции о порядке составления»;
  • — методические рекомендации Минфина России от 23 апреля 2004 г. «Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов»;
  • — приказ Минфина России от 28 декабря 2004 г. № 126н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора — Инспекции страхового надзора по федеральному округу»;
  • — приказ Минфина России от 8 августа 2005 г. № 100н «Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов»;
  • — приказ Минфина России от 16 декабря 2005 г. № 149н «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика»;
  • — приказ Минфина России от 11 апреля 2006 г. № 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела»;

Источник: https://studme.org/121201248477/strahovoe_delo/resheniya_ukazy_postanovleniya_prikazy_organov_ispolnitelnoy_vlasti

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий