Принцип экстерриториальности в уголовном праве

Издательство «Юрлитинформ»

Принцип экстерриториальности в уголовном праве

ЧАСТЬ I: УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

Раздел I. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

§ 1. Периодизация

§ 2. Уголовное законодательство досоветского периода: Х – начало XVIII вв.

     2.1. Договоры Руси с Византией

     2.2. Русская Правда

     2.3. Псковская судная грамота и Новгородская судная грамота

     2.4. Судебник 1497 г.

     2.5. Судебник 1550 г.

     2.6. Соборное Уложение 1649 г.

     2.7. Воинский артикул Петра I  1715 г.

§ 3. Уголовное законодательство досоветского периода: ХIХ в.

     3.1. Источники российского уголовного права в XVIII – начале XIX вв.

     3.2. Свод законов уголовных как составная часть Свода законов Российской империи

     3.3. Сельский судебный Устав 1839 г.

     3.4. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

     3.5. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г.

     3.6. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1866 и 1885 гг.

§ 4. Уголовное законодательство досоветского периода: ХХ в.

     4.1. Уголовное уложение 1903 г.

     4.2. Уголовное законодательство Временного правительства (от февраля до октября 1917 г.)

§ 5. Советское социалистическое уголовное право

     5.1. Декреты и другие некодифицированные акты

     5.2. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

     5.3. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

     5.4. Первые общесоюзные уголовные законы

     5.5. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. и последующие уголовно-правовые акты

     5.6. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.

     5.7. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.

     5.8. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

§ 6. Постсоциалистическое уголовное право

Раздел II. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН: СРАВНИТЕЛЬНО­ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

§ 1. Уголовный закон

     1.1. Семья континентального права

     1.2. Семья общего права

§ 2. Судебная практика

§ 3. Доктрина уголовного права

Раздел III. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

Глава I. Понятие и система уголовного закона

§ 1. Понятие уголовного закона

     1.1. О пределах темы «уголовный закон»

     1.2. Признаки и понятие уголовного закона

     1.3. Основа российского уголовного закона

     1.4. Уголовный закон как источник уголовного права

     1.5. Функции уголовного закона

§ 2. Строение уголовного закона

     2.1. Система уголовного закона

     2.2. Принципы построения уголовного закона (принципы систематизации)

     2.3. Внутренняя структура уголовного закона. Строение статьи уголовного закона

     2.4. Классификации диспозиций статей Особенной части уголовного закона

     2.5. Классификации санкций статей Особенной части уголовного закона

     2.6. Соотношение статьи уголовного закона с уголовно-правовой нормой

Глава II. Действие  уголовного закона во времени

§ 1. Действие уголовного закона: понятие, пределы (начало действия и прекращение действия). Время совершения преступления

     1.1. Понятие действия уголовного закона. Действующий уголовный закон

     1.2. Принятие уголовного закона. Официальное опубликование уголовного закона

     1.3. Вступление в силу уголовного закона

     1.4. Прекращение действия уголовного закона

     1.5. Время совершения преступления

§ 2. Обратная сила закона

     2.1. Понятие обратной силы закона

     2.2. Более мягкий и более жесткий законы и их виды

     2.3. Промежуточный закон и обратная сила. Обратная сила
иных законов, влияющих на уголовно-правовые последствия

§ 3. Более мягкий уголовный закон: виды и порядок применения

     3.1. Закон, устраняющий преступность деяния

     3.2. Закон, смягчающий наказание

     3.3. Закон, иным образом улучшающий положение лица

     3.4. Порядок применения более мягкого закона

§ 4. Более жесткий уголовный закон: виды и порядок применения

     4.1. Закон, устанавливающий преступность деяния

     4.2. Закон, усиливающий наказание

     4.3. Закон, иным образом ухудшающий положение лица

§ 5. Закон, одновременно улучшающий и ухудшающий положение лица, совершившего преступление

Глава III. Действие уголовного закона в пространстве. Выдача преступника

§ 1. Место совершения преступления

§ 2. Действие уголовного закона в пространстве: понятие и принципы

     2.1. Понятие действия уголовного закона в пространстве

     2.2. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве

     2.3. Принцип экстерриториальности

     2.4. Действие уголовного закона в пространстве по принципу гражданства

     2.5. Реальный принцип действия уголовного закона в пространстве

     2.6. Другие принципы действия уголовного закона в пространстве

§ 3. Выдача лиц, совершивших преступление

Глава IV. Толкование уголовного закона

§ 1. Понятие и значения толкования уголовного закона

     1.1. Понятие толкования уголовного закона

     1.2. Значение толкования уголовного закона

§ 2. Виды толкования уголовного закона. Толкование в зависимости от субъекта толкования

     2.1. Легальное толкование уголовного закона

     2.2. Судебное толкование уголовного закона

     2.3. Доктринальное толкование уголовного закона

     2.4. Иные виды толкования уголовного закона в зависимости от субъекта и их иные классификации

§ 3. Виды толкования уголовного закона. Толкование в зависимости от приемов толкования

     3.1. Виды толкования уголовного закона в зависимости от приемов толкования

     3.2. Грамматическое толкование уголовного закона

     3.3. Систематическое толкование уголовного закона

     3.4. Историческое толкование уголовного закона

     3.5. Логическое толкование уголовного закона

§ 4. Виды толкования уголовного закона. Толкование в зависимости от объема толкования

     4.1. Буквальное толкование уголовного закона

     4.2. Ограничительное толкование уголовного закона

     4.3. Распространительное толкование уголовного закона

Раздел IV. КОДИФИКАЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Глава I. Кодификация как форма уголовно-правового регулирования

§ 1. Правовые основания выбора кодификационной формы уголовно-правового регулирования

§ 2. Соотношение кодифицированного и текущего уголовно-правового регулирования

Глава II. Принципы и пределы кодификации уголовно-правовых норм

§ 1. Принципы уголовного права и принципы кодификации уголовно-правовых норм, их соотношение

§ 2. Пределы кодификации уголовно-правовых норм

Приложение
Уголовный закон: приложения справочного и учебно-методического характера

Часть I: Реферативный обзор

     Щепельков В.?Ф.

     Милюков С.?Ф.

     Коллектив авторов.

     Никитин Е.?В.

     Сверчков В.?В.

     Иногамова­Хегай Л.В.

     Трахов А.?И.

     Кобзева Е.?В.

     Кленова Т.?В.

     Епифанова Е.?В., Недилько Ю.?В.

     Амбарцумян С.?Г.

     Бараташвили Л.?Н.

     Бараташвили Л.?Н.

     Решняк М.?Г.

     Зацепин А.?М.

     Савенюк А.?Л.

Часть II: Библиографический указатель

Уголовный закон: общие вопросы

Действие уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц

Толкование уголовного закона

Уголовное правотворчество, законодательная техника и язык уголовного закона

Часть III: Учебно­методический раздел

Задания

Задачи

Тестовые задания

Деловая игра

ЧАСТЬ II: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Раздел I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА: ОСНОВНОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Глава I. Законодательная техника: общие подходы

§ 1. Законодательная техника и её роль в законотворчестве

§ 2. Правила и приемы законодательной техники

Глава II. Виды средств законодательной техники

§ 1. Юридические конструкции как средство законодательной техники

§ 2. Дефиниции как средство законодательной техники

§ 3. Примечания как средство уголовного законотворчества

§ 4. Презумпции в уголовном праве, их значение и классификация

§ 5. Фикции в уголовном праве, их значение и классификация

Глава III. Уголовно-правовые конструкции

§ 1. Понятие уголовно-правовых конструкций

§ 2. Значение уголовно-правовых конструкций

§ 3. Виды уголовно-правовых конструкций

Глава IV. Язык уголовного закона

§ 1. Значение точности и ясности языкового выражения уголовно-правовых предписаний

§ 2. Теоретические подходы к пониманию онтологического статуса языка уголовного закона

     2.1. О научных исследованиях языкового выражения уголовно-правовых предписаний

     2.2. Законотехнический подход к пониманию онтологического статуса языка уголовного закона

     2.3. «Нефункциональный» подход к пониманию онтологического статуса языка уголовного закона

     2.4. «Радикальный» подход к пониманию онтологического статуса языка уголовного закона

     2.5. «Естественно-языковой» подход к пониманию онтологического статуса языка уголовного закона

§ 3. Общая характеристика языка уголовного закона

Приложение

Законодательная техника: приложения справочного и учебно-методического характера

Часть I: Реферативный обзор

    Люблинский П.?И.

    Шаргородский М.?Д.

    Ковалев М.?И.

    Кузнецова Н.?Ф.

    Семенов И.?А.

    Ильюк Е.?В.

    Козлов А.?П.

    Лопашенко Н.?А.

    Кленова Т.?В.

    Коняхин В.?П.

    Бокова И.?Н.

    Панько К.?К.

    Семенов Я.?И.

    Бойко А.?И.

    Воскресенский К.?А.

    Тихонова С.?С.

    Грачева Ю.?В.

    Кругликов Л.?Л.

    Лесниевски­Костарева Т.А.

    Соловьев О.?Г.

    Иванчин А.?В.

    Зуев Ю.?Г.

    Спиридонова О.?Е.

    Язева (Пухтий) Е.Е.

    Каплин М.?Н.

    Безверхов А.?Г., Решетникова Д.?В.

    Кострова М.?Б.

    Кобзева Е.?В.

    Ситникова А.?И.

    Войтович А.?П.

    Сомова Ю.?В.

    Рубанова С.?Н.

    Пикуров Н.?И.

    Щепельков В.?Ф.

    Кузнецов А.?П.

    Панченко П.?Н.

Часть II: Библиографический указатель

Монографии

Учебные пособия, курсы и тексты лекций

Сборники статей, статьи

Диссертации и авторефераты диссертаций

Часть III: Учебно-методический раздел

Задания

Тесты

Краткая информация о научном редакторе и авторах

Источник: http://www.urlit.ru/Katalog/1750-Ugolovnoe-pravo-Obshhaja-chast-Prestuplenie-Akademicheskij-kurs-v-10-tomah-Tom-4-Ugolovnij-zakon-Zakonodatelnaja-tehnika.html

Сравнительное уголовное право

Принцип экстерриториальности в уголовном праве

В современном уголовном праве действие уголовного закона в пространстве основано на следующих основных принципах:

  • территориальный принцип, ограничивающий действие уголовного права государственной территорией и распространяющий свое действие на такие деяния, которые были совершены в пространстве территории, подлежащей государственному суверенитету;
  • связанный с территориальным принципом принцип флага, на основании которого внутригосударственное уголовное право распространяет свое действие на деяния, совершенные на корабле или воздушном судне, зарегистрированном в порту приписки данного государства;
  • активный персональный принцип (принцип гражданства);
  • принцип охраны (реальный принцип), который ориентирует действие уголовного права на защиту интересов своего правового сообщества и поэтому охватывает также так называемый пассивный персональный принцип (принцип индивидуальной охраны);
  • универсальный принцип, который предусматривает неограниченную наказуемостьв интересах всего мирового сообщества.

Первый из вышеперечисленных принципов носит универсальный характер, все остальные — избирательный.

Территориальный принцип

Основным принципом действия уголовного закона в пространстве для всех стран является территориальный принцип. Он сводится к тому, что все лица, совершившие преступление на территории данного государства, независимо от того, являются ли они его гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, несут уголовную ответственность по уголовному законодательству этого государства.

Территориальный принцип четко зафиксирован в уголовных кодексах и законах всех стран мира, за исключением тех, где определение уголовной юрисдикции отнесено к сфере уголовно-процессуального права.

При этом в большинстве государствах понятие государственной территории в самом уголовном законе не раскрывается, это делается в других законодательных актах, международном праве или в доктрине. Лишь в некоторых странах законодатель стремится в той или иной степени конкретизировать понятие «государственная территория» или даже дать его точное определение.

Так, ст.

5 УК Албании гласит: «в смысле уголовного закона, территория Республики Албании определяется как сухопутное пространство, область, включенная в территориальные и внутренние морские воды, воздушное пространство, простирающееся над сухопутной территорией Албанского государства, а также резиденции албанских дипломатических и консульских миссий, суда в территориальных и внутренних морских водах, а также в любом другом месте под суверенитетом флага Республики Албания, военно-морские суда, суда военной и гражданской авиации, где бы они ни находились».

УК Азербайджана, Вануату, Коста-Рики, Кот д’Ивуара, Молдовы, Панамы, Туркменистана и Франции включают в состав государственной территории для целей уголовного закона территориальные воды и воздушное пространство страны, УК Азербайджана — также экономическую зону, УК Коста-Рики и Панамы — также континентальный шельф. Согласно УК Грузии, Казахстана, России и Туркменистана их действие распространяется, помимо территории государства, на континентальный шельф и исключительную экономическую зону.

Исключением из территориального принципа является уголовная ответственность дипломатов и иных лиц, пользующихся иммунитетом.

В некоторых уголовных законодательствах исключения из территориального принципа сформулированы в общей оговорке типа «кроме случаев, предусмотренных международным правом».

В других странах уголовный законодатель предусматривает специальные нормы, касающиеся дипломатов.

В соответствии с УК большинства из вышеуказанных стран вопрос об уголовной ответственности иностранных дипломатических представителей и иных лиц, пользующихся иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории данной страны, разрешается дипломатическим путем в соответствии с нормами международного права. УК Гондураса, Молдовы и Румынии просто исключают таких лиц из сферы действия национального уголовного права.

Наконец, есть государства, где исключения из территориального принципа никак не упомянуты в УК, но просто подразумеваются.

Перечень лиц и помещений, пользующихся иммунитетом, приведен в Венской Конвенции о дипломатических отношениях от 14.04.1961 г.

Принцип флага

С территориальным принципом тесно связан принцип флага, на основании которого внутригосударственное уголовное право распространяет свое действие на деяния, совершенные на корабле или воздушном судне, зарегистрированном в порту приписки данного государства.

В соответствии с международным правом государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

При этом правом полной экстерриториальности обладают только военно-морские корабли и военно-воздушные суда.

Гражданские суда, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года213, могут подпадать в некоторых случаях под иностранную уголовную юрисдикцию при нахождении их в чужих территориальных водах, а в отдельных случаях (например, пиратства, работорговли, незаконного радиовещания) — и при нахождении в открытом море.

В настоящее время в большинстве стран мира УК содержат нормы, распространяющие действие уголовного права данного государства на приписанные к его портам морские и воздушные суда. При этом, несмотря на наличие общепризнанных международных норм, принцип флага формулируется уголовным законодателем в каждой стране по-своему.

Так, в одних странах принцип флага сформулирован в абсолютной и безоговорочной форме: «Австрийские уголовные законы действуют также в отношении деяний, совершенных на австрийском корабле или воздушном судне вне зависимости от их местонахождения».

Аналогичные нормы зафиксированы в УК Венгрии, Германии, Индии, Исландии, КНР, Македонии, Таджикистане, Эстонии, Японии. Впрочем, законодатель не утверждает, что национальная уголовная юрисдикция над судами в этом случае является исключительной.

В других странах принцип флага в УК формулируется более гибко — с отсылкой к международному праву.

УК Азербайджана, Нидерландов, Норвегии распространяют национальную уголовную юрисдикцию на свои суда, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов соответствующей страны.

В наиболее точной с позиций международного права форме принцип флага сформулирован в УК Беларуси, Бразилии, Казахстана, Молдовы, Перу, России.

В указанных странах законодатель различает гражданские и военные (в Бразилии и Перу — частные и публичные) суда.

На первые национальная уголовная юрисдикция распространяется в открытом водном или воздушном пространстве, если международным договором не предусмотрено иное, а на вторые — независимо от места их нахождения.

Различие между невоенными и военными судами проводится также в УК Франции: преступные деяния, совершенные на борту французских кораблей и самолетов, признаются совершенными на территории Республики, где бы они ни находились, однако только в отношении военных судов французский уголовный закон действует исключительно.

Активный персональный принцип (принцип гражданства)

Активный персональный принцип (принцип гражданства) действия уголовного закона в пространстве заключается в том, что государство распространяет действие своего уголовного права на своих граждан, даже если они совершили уголовно наказуемое деяние за границей.

Данный принцип закреплен в законодательстве почти всех стран мира, однако в его национальных формулировках можно найти некоторые существенные различия, прежде всего, в подходах к проблеме противоправности деяния в месте его совершения.

Согласно первому из них, граждане отвечают по уголовному праву своей страны за совершенное ими за границей деяние, если это деяние признано преступлением также в месте его совершения (правило «двойной наказуемости»).

Второй подход, где при формулировании принципа гражданства правило «двойной наказуемости» не отражено, т.е. не содержится требования, чтобы деяние признавалось преступлением в месте его совершения.

Каждый из этих подходов, если их брать в «чистом виде», имеет существенные недостатки, что было отмечено в отечественной научной литературе в ходе дискуссии, имевшей место по данному вопросу.

Поэтому второй подход реализуется на практике весьма избирательно, а первый нередко закрепляется в уголовном законе с определенными изъятиями и оговорками.

Так, согласно УК Германии правило «двойной наказуемости» не действует в отношении строго определенного круга деяний, совершенных за границей (преступления против половой свободы, развращение несовершеннолетних, прерывание беременности, торговля органами для трансплантации и др.).

По всей вероятности, при установлении указанных изъятий законодатель стремился пресечь практику, когда немцы специально выезжали в зарубежные страны с целью легального совершения там деяний, уголовно преследуемых в самой Германии.

В Македонии при установлении правила «двойной наказуемости» в качестве общего принципа УК предусматривает, что преследование македонского гражданина за уголовно ненаказуемое в месте совершения (за границей) деяние может быть начато Прокурором Республики Македония.

Кроме того, в большинстве стран правило «двойной наказуемости» не применяется к деяниям, совершенным гражданами за границей и направленным против интересов своей страны.

По УК стран СНГ принцип гражданства действует не только в отношении граждан, но лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории данного государства (по УК Дании, Исландии, Латвии, Литвы, Финляндии, Швеции — также в отношении иных постоянно проживающих в стране лиц). УК Германии, Парагвая, Финляндии, Франции, Эстонии распространяют принцип гражданства и на тех лиц, которые приобрели гражданство уже после совершения деяния.

Во многих государствах гражданин не может быть привлечен к уголовной ответственности за совершенное заграницей деяние, если он уже был осужден (оправдан, освобожден от ответственности) за то же самое деяние в государстве — месте его совершения.

По УК Панамы и Сальвадора граждане страны подлежат уголовной ответственности за совершенные ими за границей преступления только в том случае, если их экстрадиция была запрошена государством, где было совершено преступление, и в экстрадиции было отказано по причине гражданства. Панамские (сальвадорские) госслужащие, совершившие преступления за границей, отвечают по уголовному праву своей страны в тех случаях, когда их преследование в месте совершения преступления было невозможно ввиду дипломатического иммунитета.

Не отражен принцип гражданства в УК Гондураса, Коста-Рики.

Реальный принцип (принцип охраны) и пассивный персональный принцип (принцип индивидуальной охраны) ⇒

Универсальный принцип ⇒

Источник: https://isfic.info/sravn/gran36.htm

Принципы действия российского уголовного законодательства в пространстве и по кругу лиц

Принцип экстерриториальности в уголовном праве

Принципы действия нынешнего уголовного законодательства России и пространстве и по кругу лиц раскрываются в ст. 11-13 УК. Исходя из представленных в этих статьях положений, можно выделить следующие семь принципов: территориальный, экстерриториальный, покровительственный, гражданства, универсальный, реальный и экстрадиции.

Схематично систему принципов действия уголовного закона РФ в пространстве и по кругу лиц можно отобразить так (рис. 2).

Рис. 2.Принципы действия уголовного закона Российской Федерации в пространстве и по кругу лиц

Согласно территориальному принципу уголовный закон РФ распространяет свое действие на все преступления, совершенные на территории России, в том числе получившие начало или окончание на территории другого государства. Этот принцип основывается на ст. 4 Конституции и нашел отражение в ст. 11 УК.

В соответствии с принципом экстерриториальности, лежащим в основе международных договоров, уголовный закон РФ не распространяется на находящиеся в Российской Федерации территории служебных и жилых помещений, средства передвижения иностранных посольств, консульств, иных дипломатических представительств. Равнозначно этому иностранные уголовные законы не распространяются на российские дипломатические представительства, на территории российских военных баз, расположенных за рубежом (см. ч. 2 ст. 12 УК).

Экстерриториальная юрисдикция РФ также распространяется на территорию континентального шельфа и исключительной экономической зоны, которые непосредственно не входят в территорию РФ (см. ч. 2 ст.

11 УК), на суда, приписанные к портам России, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ, на военные корабли или военные воздушные суда России независимо от места их нахождения (см. ч. 3 ст.

11 УК) и, наконец, на объекты, запущенные в космическое пространство, во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе на небесном теле.

Покровительственный принцип действия уголовного закона РФ по кругу лиц связан с принципом экстерриториальности лишь в части иммунитета совершивших преступления лиц к иностранной юрисдикции. Данный принцип основывается на ч. 2 ст. 61 Конституции и получил отражение в ч. 4 ст. 11 и ч. 2 ст. 12 УК.

В соответствии с покровительственным принципом дипломатические представители (послы (посланники, поверенные в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные (военно-морские, военно-воздушные) атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари атташе, секретари-архивисты, а также члены их семей, проживающие совместно с дипломатическими представителями, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, и т.д.), обладая правовым иммунитетом, несут ответственность в соответствии с нормами международного права (как правило, по закону своего государства). Российские военнослужащие за преступления, совершенные на территории российских военных баз, по общему правилу подлежат уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством. Международным договором могут быть предусмотрены и другие правила, в частности, расширяющие сферу покровительственного принципа, распространяющие его на иных лиц.

Кроме того, покровительственный принцип (вне связи с принципом экстерриториальности) в части иммунитета совершивших преступления лиц к внутригосударственной юрисдикции распространяется на определенные категории лиц внутри России, например на таких, как Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидаты в депутаты Государственной Думы Pci), на должность Президента РФ, кандидаты в депутаты или на пост главы органа местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Омбудсмен, Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты, судьи РФ. Для привлечения перечисленных лиц к уголовной ответственности по российскому уголовному закону необходимо осуществление мероприятий по преодолению предоставленного им законодательством иммунитета.

Покровительственный принцип в некоторой части распространяется на свидетелей за отказ от дачи показаний против себя самого, а также по делам о преступлениях близких родственников либо тех преступлениях, о которых лицу стало известно в связи с выполнением обязанностей народного депутата, а равно вследствие осуществления религиозного таинства: принятия священником исповеди.

Согласно принципу гражданства, основывающемуся на ст. 6 Конституции и отраженному в ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст.

13 УК, гражданин Российской Федерации, в том числе имеющий двойное гражданство (бипатрид), а также лицо без гражданства (апатрид), постоянно проживающее на территории РФ, подвергаются уголовной ответственности по правилам действующего УК за преступления, совершенные против охраняемых этим УК интересов, независимо от того, на территории какого государства они совершены, но при условии, если совершенные деяния признаны преступными в государстве, на территории которого они были совершены.

Гражданин Российской Федерации — это лицо, имеющее устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Имеющим двойное гражданство (бипатридом) признается гражданин Российской Федерации, обладающий к тому же гражданством (подданством) иностранного государства.

Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства, признается не имеющим гражданства (апатридом). Иностранным гражданином следует считать лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и обладающее гражданством (подданством) иностранного государства (см. ст. 3 Федерального закона от 31.05.

2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве исходит из сферы действия международных договоров.

В соответствии с международными договорами уголовная ответственность лиц, совершивших международные преступления (например, связанные с изготовлением поддельных денег, легализацией (отмыванием) денежных средств, добытых преступным путем, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ (их аналогов) или оружия, угоном воздушного судна), наступает по законам того государства, на территории которого совершившее преступление лицо задержано, прекращена его преступная деятельность. Если оно задержано на территории РФ, следовательно, применяются положения УК России (см. ч. 3 ст. 12). Иными словами, лицо привлекается к уголовной ответственности вне зависимости от места совершения им преступления и его гражданства, разумеется, если не возникнут основания экстрадиции. В данном случае работает правило «aut dedere, aut punire» — или выдай, или накажи.

Из универсального принципа вытекает реальный принцип действия уголовного закона по кругу лиц, который непосредственно связан с принципом гражданства и согласно которому, а также на основании ч. 3 ст. 62 Конституции, ч. 3 ст.

12 УК иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории РФ, совершившие преступления вне пределов России, но против ее интересов (в том числе против гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства), в соответствии с международными договорами подлежат ответственности по российскому уголовному законодательству, если они не были привлечены к уголовной ответственности за эти преступления вне пределов России. Если же эти лица были осуждены за данные преступления судом другого государства, то работает правило «non bis in idem» — «за одно не дважды» (см. ч. 1 ст. 50 Конституции и ч. 2 ст. 6 УК).

С универсальным принципом также тесно связан принцип экстрадиции, который основывается на ч. 2 ст. 63 Конституции и отражен в ч. 2 ст. 13 УК. Принцип экстрадиции заключается в выдаче преступника государству, против интересов которого им совершено преступление.

Принцип экстрадиции может быть реализован при следующих условиях.

  • а) преступление совершено против интересов иностранного государства;
  • б) то государство, против интересов которого совершенно преступление, требует выдачи преступника;
  • в) преступник является гражданином того государства, против интересов которого им совершено преступление;
  • г) совершенное общественно опасное деяние признается преступлением на территории и того государства, которое выдает лицо, совершившее данное деяние, и того государства, которое требует выдачи этого лица.

Вместе с тем принцип экстрадиции имеет некоторые исключения.

Во-первых, не подлежит выдаче иностранному государству гражданин Российской Федерации, совершивший преступление на территории этого государства или против его интересов (см. ст. 61 Конституции, ч. 1 ст.

13 УК, ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Данный запрет не распространяется на выдачу преступника, совершившего преступление вне территории РФ до принятия им российского гражданства.

Во-вторых, не выдается другому государству лицо, преследуемое за политическое преступление, если это лицо получило убежище в Российской Федерации (см. ст. 63 Конституции).

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется соответствующим указом Президента РФ (см. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв.

Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746).

В-третьих, не допускается выдача другому государству лица, преследуемого за деяние, не признаваемое в Российской Федерации уголовно наказуемым (см. ч. 2 ст. 63 Конституции).

В-четвертых, в выдаче иностранного преступника другому государству может быть отказано, если это лицо совершило преступление на территории РФ или против интересов России за пределами ее территории и должно понести наказание по закону РФ, а равно если лицо преследуется в порядке частного обвинения, если истек срок давности, и т.д. (см. ст. 464 УПК).

О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания см. в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 № 11.

Толкование уголовного законодательства РФ — это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение смысла уголовного закона и разъяснение его содержания с целью реализации положений закона в точном соответствии с волей законодателя.

Толкование можно классифицировать по субъекту (юридической силе), объему, способу (приемам) и т.д.

По субъекту (юридической силе) толкование уголовного законодательства может быть официальным или неофициальным.

Официальное толкование носит общеобязательный характер для правоприменителя и, в свою очередь, может быть нормативным или казуальным.

Нормативное толкование обязательно для всех случаев применения конкретной уголовно-правовой нормы. Казуальное же толкование имеет значение для оценки правоприменителем конкретного факта: таковы, например, решение Конституционного Суда РФ, определение Судебной коллегии или постановление Президиума Верховного Суда РФ по какому-либо делу (см. ст. 126 Конституции).

Нормативное толкование уголовного закона может быть аутентическим (аутентичным) или легальным.

Аутентическое толкование дается субъектом права, принявшим уголовный закон. Например, многие нормы УК получили свое толкование в УИК (ч. 2 ст. 43 УК — в ст. 9 УИК; ч. 3 ст. 58 УК — в ст. 132 УИК и т.д.).

Легальное толкование осуществляется субъектом нрава, которому делегированы полномочия официального толкования уголовно-правовых норм законодательным органом. Такое право передано Конституционному и Верховному Судам РФ (см. ст. 125, 126 Конституции).

Распространенным примером легального толкования уголовного закона является принятие Верховным Судом РФ постановлений Пленума с разъяснениями вопросов применения конкретных уголовно-правовых норм. Право легального толкования основано на положениях ст. 126 Конституции, ст. 9 Федерального конституционного закона от 07.02.

2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в которых определена компетенция Верховного Суда РФ, в частности дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Возникает вопрос: каков же в действительности предмет толкования Верховного Суда РФ? Судебная практика или законодательство? Думается, что, рассматривая судебную практику по делам судов общей юрисдикции, в частности по уголовным делам, Верховный Суд РФ так или иначе разрешает вопросы о правомерности или неправомерности осуществленной квалификации общественно опасного деяния как преступления, о соответствии произведенных процедур нормам процессуального законодательства, обоснованности или необоснованности назначенной меры наказания (иной меры принудительного воздействия). Таким образом, Верховный Суд РФ решает вопросы должного применения норм материального и процессуального законодательств, а следовательно, осуществляет толкование этих норм.

Неофициальное толкование уголовного закона не обязательно для правоприменителя. Оно в свою очередь может быть компетентным или обыденным.

Компетентное толкование дается лицом, сведущем в юриспруденции. Например, лицом, имеющим юридическое образование, занимающим должность в правоохранительных органах. В связи с этим компетентное толкование может быть доктринальным (научным), судебным или имеющим иной профессиональный характер.

Источник: https://studme.org/180602035678/pravo/printsipy_deystviya_rossiyskogo_ugolovnogo_zakonodatelstva_prostranstve_krugu_lits

Экстрадиция и экстерриториальность в уголовном праве

Принцип экстерриториальности в уголовном праве

Оглавление

Введение 3 Глава 1. Экстрадиция в уголовном праве: история становления, понятие, условия и основания осуществления 5 1.1 Возникновение и становление института экстрадиции в России 5 1.2 Понятие экстрадиции 9 1.3 Основания, условия и порядок экстрадиции 11 Глава 2.

Понятие и направления расширения принципа экстратерриториального действия уголовного права 16 2.1 Понятие территориального и экстратерриториального действия уголовного закона 16 2.

2 Направления расширения экстратерриториального действия уголовного закона 18 Заключение 24 Список использованных источников 26

Введение

Особенности действия права в пространстве всегда привлекали внима-ние ученых, поскольку от решения вопросов территориального характера зависит определение границ юридической силы и действительности нормы права, сферы влияния права на общественные отношения, решение практи-ческих проблем правоприменения.

Хотя внутреннее право государства об-ладает территориальным характером, интересы международного общения требуют признания и применения в определенных пределах иностранного права. В этих случаях говорят об экстерриториальном действии права.

Для уголовного права вопросы экстерриториальности особо значимы, поскольку от их решения зависят вопросы привлечения к уголовной ответ-ственности и исполнения уголовного наказания, при котором происходит наибольшее ущемление прав человека.

В прямой зависимости от действия уголовного закона в пространстве находится проблема выдачи преступников, которая является одной из наиболее сложных в международной борьбе с преступностью, так как непо-средственно затрагивает вопросы суверенитета заинтересованных госу-дарств.

Особенности процедуры выдачи вызывают большое количество сложностей, часто сопровождающихся длительным временным периодом в связи с тем, что затрагивает интересы нескольких государств, и различных ведомств каждого из них. Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность вопросов, рассмотренных в рамках настоящей курсовой работы.

Объектом настоящего исследования являются правоотношения, связан-ные с экстерриториальным действием права и экстрадицией преступников. Предмет исследования международные и российские нормативные правовые акты, регламентирующие рассматриваемые вопросы, а также научная и учебная литература.

Целью настоящего курсового исследования является исследование экс-традиции и экстерриториальности в уголовном праве и установление пер-спектив развития данных институтов.

Для достижения поставленной цели были определены следующие зада-чи: — рассмотреть возникновение и становление института экстрадиции в России; — проанализировать понятие экстрадиции ; — определить основания, условия и порядок экстрадиции; — установить особенности территориального и экстратерриториального действия уголовного закона; — выявить направления расширения экстратерриториального действия уголовного закона. Структура работы подчинена цели и поставленным задачам. Работа состоит из настоящего введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, в которых последовательно решаются поставленные задачи, заключения, со-держащего выводы относительно всего исследования, и списка использован-ных источников.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Институт экстрадиции прошел длительный путь становления, изменя-лась его природа и юридические механизмы, подход к нему, существовав-ший с древнейших времен, мало изменился. Сегодня, как и столетия назад, экстрадиция сохранила две принципиальные черты.

Во-первых, это вид со-трудничества (помощи), реализуемый между государствами. Второй прин-ципиальной чертой экстрадиции является договорной характер института.

Экстрадиция не осуществляется на основании общего международного пра-ва, а лишь при наличии конкретного международного договора, в ряде слу-чаев — на основе принципа взаимности, что определенно находится в прямой зависимости от степени сотрудничества государств.

Институт выдачи (экстрадиции) — передача лица, совершившего пре-ступление, государством, на территории которого оно находится, запраши-вающему государству. Процесс экстрадиции основывается на определенных принципах, одним из которых является наличие «двойной криминальности» («двойного вменения»).

Еще одним обязательным вопросом является вынесение приговора на определенный срок. Выдача на основании тяжести наказания специалистами признаны самыми успешными и доминирующими в международной право-вой практике. Международно-правовыми аспектами задачи и цели института экстра-диции не исчерпываются.

Многие вопросы, возникающие в рамках института экстрадиции, решаются на уровне национального законодательства, в том числе на уровне ведомственного нормативного регулирования. Они опира-ются на принципы международного сотрудничества ? добровольности и вза-имности.

Сегодня в мировой практике наблюдается тенденция расширения экс-тратерриториального действия национального уголовного законодательства. Проследить ее можно по нескольким направлениям.

Первое можно именовать скрытой экстратерриториальностью, когда за счет удаленной, иногда фактически фиктивной привязки деяние начинает рас-сматриваться как юридически совершенное на территории государства. С этой целью задействуется понятие «место совершения преступления», кото-рому придается достаточно широкая трактовка.

В этом отношении россий-ское уголовное законодательство очевидно пробельно, так как, определяя время совершения преступления в ч. 2 ст. 9 УК РФ, оно не содержит никаких правил относительно определения места его совершения. Второе направление в расширении экстратерриториальности связано с ее принципами, а именно с защитным принципом и пассивным персональным принципом.

В соответствии с первым неграждане государства могут быть привле-чены к уголовной ответственности за деяния, совершенные за границей, но затрагивающие безопасность государства; в соответствии со вторым те же лица при тех же обстоятельствах могут отвечать за деяния, направленные против граждан государства юрисдикции. Третье направление в расширении экстратерриториальности связано с принципом универсальной юрисдикции. В соответствии с ним государства допускают свою юрисдикцию в отношении деяний, совершенных вне их тер-ритории и не их гражданами в случае, если при сложившихся обстоятель-ствах, включая характер преступления, его пресечение представляется оправданным ввиду соображений международной публичной политики. Универсальная юрисдикция представляет собой значимый инструмент вынесения действия национального уголовного закона за пределы террито-рии государства.

Список литературы

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/123840

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий