Принципы правового государства кратко

Правовое государство — Обществознание

Принципы правового государства кратко
Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом.

В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти — законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи — свобода, капитализм, господство права, демократия.

Правовое государство — путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство» — это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие. Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.- Верховенство закона во всех сферах жизни общества- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.- Взаимная ответственность личности и государства.- Реальность прав и свобод гражданина- Политический и идеологический плюрализм- Стабильность законности и правопорядка в обществе

— Приоритет международного права над национальным

Правовое государство — это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами. В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека. Не правовое государство:

Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.

) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.

 

Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах 

«Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя»

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. 

«Государство – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». 

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), 

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. 

В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит 

идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. 

Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). 

СтранаОграничение полномочий правительстваБорьба с коррупциейПорядок и безопасностьПрава человекаЗаконностьГражданский судУголовный судСредний балл
1Швеция0,920,960,890,930,890,780,820,89
2Дания0,930,950,910,910,850,790,870,88
3Финляндия0,890,930,920,90,820,790,870,87
4Норвегия0,90,940,870,90,830,820,850,87
5Нидерланды0,860,930,860,840,830,80,80,85
6Новая Зеландия0,870,920,870,860,820,760,790,84
7Австралия0,880,90,860,840,830,720,720,83
8Япония0,80,840,890,780,870,770,680,81
9Австрия0,820,770,890,820,840,740,750,81
10Сингапур0,730,910,930,730,800,790,870,8
12Германия0.820.820.860.800.730.800.760.76
13Китай0.730.890.930.710.750.710.760.79
14Великобритания0.790.800.840.780.790.720.750.78
15Франция0.800.800.840.790.760.680.690.76
18США0.770.780.830.730.700.650.650.73
80Украина0.360.250.740.580.350.520.390.46
85Россия0,310,390,490,470,450,50,40,43

Источники таблицы: 

www.rating.rbc.ru

Источник: http://www.studysocial.ru/politiceskaa-sfera/pravovoe-gosudarstvo

3.2. Основные принципы правового государства

Принципы правового государства кратко

Принципыправового государства– юридически значимые характеристикигосударства и государственной власти,которые позволяют отделить правовоегосударство от других моделей, конструкций,теорий государственности (см. схему6)1.

Одним из первых или основных принциповправового государства можно назватьверховенствоправа и закона.Правовоегосударствохарактеризуется верховенством законанад государственными, судебными органамии всеми гражданами.

Закон, принятыйверховным органом власти при строгомсоблюдении всех конституционныхпроцедур, не может быть изменен, отмененили приостановлен ни ведомственнымиактами, ни правительственными решениями,ни решением партийных органов, сколькобы высоки они не были.

Вся общественнаядеятельность осуществляется в строгомсоответствии с законами, закрепленнымиконституцией правового государства2.Именно в Конституции сформулированыправовые принципы государственной иобщественной жизни.

Верховенство закона,и прежде всего Конституции, создаетпрочный режим правовой законности,стабильность справедливого правовогопорядка в обществе. Конституцияпредставляет собой общую правовуюмодель общества, которой должносоответствовать все текущее законодательство(реальныйконституционализм).Никакой другой правовой акт государстване может противоречить Конституции.

Следующимпринципом правового государства являетсяправоваяорганизация государственной власти. Вправовом государстве она функционируеттолько в рамках норм права.

Невмешательствогосударства в дела гражданского обществадолжно основываться на том, что государствоявляется областью общественных интересов,а гражданское общество – областьючастных интересов. В правовом государствеинтересы личности должны стоять вышеинтересов государства.

Разделениевластей– распределение компетенции игосударственно-властных полномочиймежду тремя основными ветвями власти(законодательной, исполнительной исудебной) и государственными органами, причём властные полномочиядолжны быть сбалансированы междугосударственными органами и ветвямивласти, исключается сосредоточениевсех полномочий или большей их части введении единого государственного органалибо должностного лица, что может повлечьпроизвол и беззаконие. Организация идеятельность государственной властив правовом государстве основываетсяна принципе разделения властей, причёмнезависимые ветви власти могут сдерживать,уравновешивать, контролировать другдруга, это так называемая система сдержеки противовесов. Для правового государстваособое значение имеет сильная инезависимая судебная власть, она играетрешающую роль в обеспечении верховенствазакона, прав и свобод человека.

Взаимнаяответственность государства и личности1осуществляется по формуле: «Все, что незапрещено индивиду, ему разрешено. Все,что не разрешено власти, ей запрещено».

Взаимная ответственность гражданинаи государства предполагает, что нетолько гражданин отвечает за совершённыеправонарушения, но и государство,государственные органы и должностныелица несут юридическую ответственностьза нарушение прав и свобод человека игражданина.

Равенствовсех перед закономпредставляетсобой один из важнейших принциповсуществования правового государства.Он предполагаетнеукоснительное следование нормамправа со стороны государства, общества,индивида.

Вспомним, что в соответствии с прямымэтимологическим значением термин«закон» означает «предел, положенныйсвободе воли и действия»2.В юридическом смысле под закономпонимается общеобязательное постановлениегосударственной власти.

Таким образом,закон – это нормативный акт, устанавливающий,излагающий, отменяющий или изменяющийпредписания – нормы права3.По мнению профессора Е. В.

Колесникова,важность закона заключается в том, что«изданные парламентом законы обеспечиваютцелостное регулирование разнообразныхсоциальных отношений и связей, способствуютукреплению законности, дисциплины иправопорядка»4.

Независимость,автономность и возвышение судаявляется гарантом правовой государственностии прав человека, действенной системойконтроля за осуществлением законов.Любое должностное лицо и гражданин вравной степени подконтрольны суду.

Крометого, к принципам правового государстваможно также отнести такие как:внешний и внутренний суверенитетгосударства; соответствие внутреннегозаконодательства общественным принципами нормам международного права; высокийавторитет суда; контроль общества завластью;регулярные, свободные, демократи­ческиевыборы народом органов государственнойвласти всех уровней;наличие развитого гражданского обществаи др.

Важноподчеркнуть, что реализация принциповправого государства, особенно в частисоциально-экономических прав и свобод,зависит, прежде всего, от возможностейгосударства и предполагает его высокийэкономический потенциал.

По мнению учёных, в настоящее времяпринципы правового государства внаибольшем объеме реализованы вбольшинстве европейских стран, а такжев США,Канаде,Австралии,Японии,Сингапуре,ЮжнойКорее,Тайване,Чили.Как показывает опыт, успешное развитиестраны может быть обеспечено только врамках реализации элементов правовогогосударства, в том числе в экономическойсфере.

По КонституцииРФ, принятой 12 декабря 1993 года,Россияявляется правовым государством, однакона практике этот принцип воплощён неполностью, но к этому, несомненно, нужностремиться.

Всовременных развитых странах правовоегосударство, осуществляющее сильнуюсоциальную политику, получило названиесоциальное государство. Вопрос, касающийсясоциального государства, будет рассмотреннами ниже.

Источник: https://studfile.net/preview/5188236/page:16/

Правовое государство, его сущность. Гарантии прав и свобод в условиях

Принципы правового государства кратко

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного «связывания» государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Концепция правового государства сложилась в XVII-XIX вв. в трудах Дж.Локка, Ш.Монтескье, Т.

Джефферсона, И.Канта и других. И.Кантом обоснована теория правового государства. Он рассматривал государство как объединение множества людей, подчинённых праву. Им выдвинута идея категорического императива, понимаемого как всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения, должны подчиняться.

Существенный вклад в теорию правового государства внесли русские мыслители А.Радищев, А.Герцен, Н.Добролюбов, учёные-юристы Б.Чичерин, П.Новгородцев, Б.Кистяковский. Белорусский деятель Л.И.Сапега считал, что общество без законов — это волчья стая. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституции США 1787 г. и Франции 1789 г.

, впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Таким образом, почти все теоретики концепции правового государства считают необходимым создавать такую общественную систему, которая бы защищала права и свободы граждан и обеспечивала бы их равенство перед законом.

Основные принципы правового государства: 1) Основополагающий принцип — верховенство права (закона) в обществе во всех сферах. Он закреплён в Конституции Республики Беларусь. Законы правового государства опираются на Конституцию и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.

Закон не может быть отменён ни ведомственными актами, ни решениями партии. 2) Второй принцип правового государства — незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. При этом следует иметь в виду, что права и свободы человека не дарованы государством.

Человек от природы обладает основными правами, а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека.

Например, американская революция наряду с Декларацией о независимости приняла Билль о правах, Великая французская революция — Декларацию прав человека и гражданина, а Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В то же время простое декларирование прав и свобод граждан ещё не означает, что они соблюдаются в реальной жизни.

В условиях демократизации во многих странах СНГ права молодёжи на труд пока только декларация, т.к. многие выпускники школ и вузов не могут найти работу. 3) Третий принцип правового государства — наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов.

В частности, для контроля за соблюдением международных документов о правах человека существуют Международный суд в Гааге, Европейский суд в Страсбурге, создан пост Уполномоченного по правам человека во многих странах. 4) Четвёртый принцип правового государства — это принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает единство и взаимодействие властей, а также определённое верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

5) Пятый принцип правового государства — взаимная ответственность личности и государства.

Это значит, что человек становится центром, вокруг которого и в интересах которого функционирует государство. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности по защите прав граждан. Однако есть и другая сторона этой проблемы. Предоставление прав предполагает выполнение гражданином определённых обязанностей. Например, платить вовремя налоги, соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц и т.д. Чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают. Следовательно, сущность правового государства не столько в законах или их количестве, сколько в их уважении и соблюдении. Вполне понятно, что для реализации прав человека необходимы социально-экономические условия, развитие высокого уровня культуры, демократии и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается тем, где нарушается свобода других. Но провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества могут быть наиболее полно обеспечены в условиях социального государства. Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, социальной защищённости, соучастию в управлении государством, удовлетворению материальных и духовных потребностей граждан. В 60-е гг. ХХ в. социальные государства, имеющие высокий уровень экономического развития, стали обеспечивать прожиточный минимум каждому. Это было достигнуто путём перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д. Деятельность такого государства всегда многогранна. Оно стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. И сегодня демократические государства ищут оптимальную меру сочетания правового и социального принципов своей деятельности, хотя встречаются с целым рядом объективных трудностей.

Формирование правового социального государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества.

В истинном значении этого слова гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности.

Именно в недрах такого общества и создаются политические, социально-экономические условия и правовые гарантии обеспечения прав человека. При отсутствии последних права человека превращаются в пустую декларацию

Источник: https://textbooks.studio/uchebnik-teoriya-politiki/pravovoe-gosudarstvo-ego-suschnost-garantii.html

007

Принципы правового государства кратко

7. Понятие и признаки правового государства.

1. Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество

— свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество — не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов. Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

2. Понятие правового государства.

Правовое государство

— государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

3. Основные признаки правового государства.

1) Верховенство (господство, приоритет) права.

В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права.

При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона.

Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция — основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство — это, как правило, конституционное государство.

3) Разделение властей — распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и «ветвями власти», исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые «ветви власти» могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая «система сдержек и противовесов». Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные.

В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита.

Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Если смотреть несколько шире, то правовое государство — это непременно и конституционное государство, и демократическое государство (обеспечивающее участие народа в осуществлении государственной власти), и социальное государство (обеспечивающее человеку возможность достойного существования).

4. Основные проблемы формирования правового государства.

Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 — 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление.

Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию правового государства, официально признанные принципы правового государства и существующую государственно-правовую реальность.

Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников.

Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение правовой нигилизм граждан.

Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления. Однако идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.

Используются технологии uCoz

Источник: http://ftk.narod.ru/download/pravo/osnovi/007.htm

Правовое государство: основные компоненты, формирование идеи, признаки, определение, построение в современной России

Принципы правового государства кратко

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Определение 1

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Определение 2

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Определение 3

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения.

На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве.

Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства.

На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года.

К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Замечание 1

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии.

Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон.

Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона.

В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов.

Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам.

Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство».

Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Замечание 2

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М.

Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового.

Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю.

В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Определение 4

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

Замечание 3

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/pravovoe-gosudarstvo/

Закрепление принципов правового государства в конституциях современных государств

Принципы правового государства кратко

Дается понятие правового государства. Сравнивается закрепление основных принципов правового государства в конституциях современных государств.

Прежде чем, говорить о принципах правового государства, необходимо дать его понятие. Существует множество подходов к определению правового государства, его сущности, что свидетельствует о том, что нет единых и одинаковых для всех народов и времен идей правового государства.

Суть концепции правового государства — в том или ином ее варианте — состоит в том, что власть государственных структур ограничивается правом. Поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти начались еще в далеком прошлом.

Это стало почвой для формирования идеи о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится общеобязательным законом, а публично- властная сила, признающая право, упорядоченная, а, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой, т.е. соответствующей праву государственной властью. [7,251]

В современном мире все более актуально проявляется необходимость проявления в государствах принципов демократизма, разделения властей, приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Что напрямую сочетается с таким понятием как правовое государство. У каждого народа идеи правового государства имеют свое специфическое понимание и получают свой собственный юридический оттенок.

Естественно, что это в первую очередь находит отражение в законодательстве каждой страны.

Анализируя конституции современных государств с позиции закрепления в них принципов правового государства, их можно разделить на две группы. К первой относятся конституции и конституционные акты, которые вообще не содержат термина «правовое государство».

Вместе с тем в них закреплены отдельные принципы правовой государственности: разделение властей, гарантированность прав человека и гражданина, верховенство закона и другие (Великобритания, Франция, США, Финляндия, Швеция).

Ко второй группе можно отнести конституции, которые закрепили положения о том, что данное государство является правовым (Российская Федерация, Кыргызская Республика и большинство стран СНГ).[2,35]

Общим для всех конституций является то, что понятие «правовое государство» в них не раскрывается. В текстах же основных законов государств как первой так и второй группы закрепляются именно принципы правового государства.

Из современного понимания сущности правового государства можно выделить два главных принципа правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; а также наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения. Кроме того к принципам правового государства относятся: верховенство закона (права), равенство всех перед законом, разделение властей, участие народа в управлении делами государства, взаимная ответственность государства и личности, политический плюрализм.

Весьма широко в основных законах многих государств закреплены нормы правового государства о правах человека и гражданина. Так, например, в конституции Финляндии от 11 июня 1999 года (1999/731) глава 2 полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина.

В 6 параграфе помимо признания равенства всех перед законом, отдельно указывается положение ребенка и говорится, что «с детьми следует обращаться как с равными индивидуумами, и они должны иметь право оказывать влияние на решение вопросов, которые касаются их самих в соответствии с уровнем их развития».[5,154]

В Конституции Японии 1977 права и свободы граждан рассматриваются, как им присущие, которые не могут нарушаться даже парламентом путем издания соответствующего закона.

Анализируя статьи Конституции Кыргызской Республики 2010 года, можно сделать вывод о том, что права и свободы человека и гражданина в Кыргызской Республике поставлены выше государственной власти. Так в ст.

16 Конституции 2010 года сказано, что «права и свободы человека являются высшей ценностью».

Обращает на себя внимание и тот факт, что правам и свободам человека и гражданина полностью отведен раздел 2 Конституции, включающий 44 статьи, почти треть основного закона.

Непосредственно в главе 2 «Основные свободы и права» Конституции Швеции от 27 февраля 1974 года в редакции закона 1976:871 закреплено, что смертная казнь не должна применяться. Не во всех основных законах современных государств на конституционном уровне закреплена такого рода гарантия прав осужденных.

Также интересным является рассмотрение конституционного закрепления такого принципа правового государства как верховенство права и/или верховенство закона.

Верховенство права — правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке.

Дословно этот принцип не нашел своего отражения в конституциях современных государств, в некоторых конституциях закрепляется именно равенство всех перед законом.

Так в статье 16 Конституции Кыргызской Республики, в статье 19 Конституции Российской Федерации, в статье 8 Союзной Конституции Швейцарской Конфедерации содержатся нормы о том, что все равны перед законом и судом.

В Конституции же Швеции данный принцип адресован именно государственным органам и закреплен следующим образом: суды, а также органы управления и другие органы, которые осуществляют функции в области государственного управления, должны в своей деятельности принимать во внимание равенство всех перед законом, а также проявлять деловитость и беспристрастность. К числу немногих государств, где в конституционном законодательстве закреплен принцип верховенства права относится Республика Беларусь. В статье 7 Конституции Республики Беларусь сказано: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права».

Верховенство же закона как категория, вытекающая из принципа верховенства права и представляющая собой основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, то есть признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, в большинстве конституций современных государств относится к закреплению высшей юридической силы самой конституции, которой должны соответствовать все иные нормативные правовое акты. В Конституции Кыргызской Республики 2010 года данный принцип закреплен в статье 6: «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты». В статье 15 Конституции Российской Федерации также указано, что «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». В Конституции Республике Беларусь прописано, что «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы».

Современные демократические государства в обязательном порядке конституционно закрепляют такой принцип правового государства как принцип разделения властей.

Непосредственно в тексах основных законов государств этот принцип закрепляется по-разному: в одних странах он содержится в основном законе, в других вытекает из общего смысла всей конституции.

Так, например, в главе 1 Конституции Финляндии четко прописывается как разделяется власть в государстве: «Законодательная власть осуществляется Эдускунтой, которая также принимает решения о государственных финансах.

Исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, а также Государственным советом, члены которого должны пользоваться доверием Эдускунты. Судебная власть осуществляется независимыми судами во главе с их высшей инстанцией – Верховным судом и Верховным административным судом».

В Конституции же США, хотя и не упоминается данный принцип существует самое жесткое разделение властей: все полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу, исполнительную власть осуществляет Президент, судебную власть – Верховный суд и те низшие суды, которые учреждаются Конгрессом.

В Конституции Кыргызской Республики 2010 года сказано, что государственная власть основывается на принципах: верховенства власти народа, разделения государственной власти, разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления пред народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа. Здесь же нашел свое отражение еще один принцип правового государства – ответственность государства перед личностью, который практически не отражается в конституциях современных государств.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что не во всех текстах конституций современных государств закреплены положения о том, что государство является правовым, в большинстве конституций прописываются именно принципы правового государства, что, на мой взгляд, более убедительно, чем просто декларация государства в качестве правового. Чтобы государство стало правовым, недостаточно просто записать его таковым в основном законе государства, для этого необходимы четкие механизмы реализации принципов правового государства.

Ежегодно некоммерческая организация World Justice Project публикует рейтинг современных правовых государств, оценивая каждую страну по восьми основным критериям: пределы полномочий центральной власти, открытость правительства, фундаментальные права, коррупция, безопасность, эффективность правоприменения, гражданская и уголовная юстиция. В 2012 году из 97 стран, список возглавила Швеция. Несмотря на то, что непосредственно в тексте основного закона Швеции не прописано, что данное государство является правовым.

Также ежегодно австрийской организацией «Democracy Ranking» публикуется рейтинг самых демократичных стран мира (демократическое государство напрямую взаимосвязано с правовым государством и его принципами), оценивая государства на основе таких параметров, как политические права, гражданские свободы, свобода прессы, коррупция, политическая стабильность и равенство полов. В 2013 году рейтинг из 104 стран возглавила Норвегия, в первую десятку также вошли Швеция, Финляндия, Швейцария, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия, Германия, Ирландия и Австрия. США заняли 15-е место, Кыргызстан в рейтинге демократичных стран мира занял 86-е место. 

  1. 1.Конституция Кыргызской Республики.Б.2010 г.
  2. 2.Бобылев А.И. Теория и практика формирования правового и социального государства // Право и политика. — 2006. — № 3. — C. 44-22.
  3. 3.Борисов О. А., Головкин Р. Б. Основы Конституции Российской Федерации. – Владимир, 1997.
  4. 4.Ильин И.А. Теория государства и права. Авторский сборник. – М.: Зерцало, 2003. – 400с.
  5. 5.Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2005.—288 с.
  6. 6.Смоленский М.Б. Правоведение. Учебник. – М.: Дашков и К, 2007. – 480с. 7.Тихомиров М.Ю. Правовое государство // Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е издание. – М., 2005. – 972с.

Фамилия автора: Дононбаева Анна Александровна

Новая методология формирования стандартов медицинской деятельности построена на основе концептуальной составляющей, заключающейся в переходе от стандартных, фиксированных технологий к регулируемому

К.К. КУРАКБАЕВ, Д.С. ИСАЕВ, М.К. КОШИМБЕКОВ, Б. НУРУЛЛА, А.Б. КУМАР, К. КАМАЛОВ, А.Э. ИГЛИКОВА, А. Ш. РУСТЕМОВА, 2014

Источник: https://articlekz.com/article/21635

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий