Присяжные заседатели в районных судах

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

Присяжные заседатели в районных судах

Денис Погуляев

Председатель коллегии адвокатов «Мистюков, Погуляев, Ванатский» (адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст.

30 Уголовно-процессуального кодекса).

Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст.

111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ст.

277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст. 295 УК РФ («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»), ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ст. 357 («Геноцид»). Пожалуй, преступления по ч. 1-2 ст. 105 УК РФ («Убийство») и ч. 4 ст.

111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек.

Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах.

До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои «за» и «против». На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей.

Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии.

Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд.

Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12.

При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств.

Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты.

Существующий порядок позволяет профессиональному судье так «отфильтровать» доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан.

Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/pogulyaev/1156054/

Реформа суда присяжных завершена?

Присяжные заседатели в районных судах

1 июня 2018 г. вступили в силу положения закона, расширяющего компетенции суда присяжных, согласно которым в районных и гарнизонных судах вводится возможность рассмотрения уголовных дел коллегиями из шести присяжных заседателей.

Новая страница истории суда присяжныхСовет Федерации одобрил реформу, предложенную Президентом РФ

Напомним, соответствующие изменения в УПК были приняты еще в июне 2016 г. по инициативе Президента России.

В соответствии с ними обвиняемые в особо тяжких преступлениях против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, получили право ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и шести присяжных заседателей.

К подсудности суда районного уровня с участием присяжных отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ст. 277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Стоит отметить, что в ходе рассмотрении проекта закона Федеральная палата адвокатов РФ предложила ряд дополнений к нему. В частности, о принятии решения квалифицированным большинством жюри присяжных, о распространении сферы действия суда присяжных на дела, связанные с предпринимательской деятельностью, а также о совершенствовании процедуры судебного разбирательства.

Новые полномочия суда присяжныхПоправки к законопроекту, расширяющему компетенцию суда присяжных, должны быть представлены к 20 мая

Кроме того, предлагалось ввести административную ответственность для кандидатов в присяжные, которые без достаточных оснований не являются в суд для формирования коллегии. Также ФПА предлагала ввести уголовную ответственность для тех кандидатов в присяжные, кто скрывает данные о себе, например о непогашенной судимости. 

Также в ходе подготовки к реализации закона в него были внесены несколько изменений во исполнение постановлений Конституционного Суда РФ, который признал право женщин и мужчин старше 65 лет на рассмотрение их дел с участием присяжных.

Подготовка к реализации реформы

Отложенное введение суда присяжных на уровне районных и гарнизонных судов было связано с необходимостью подготовить залы судебных заседаний, а также самих судей, ранее не сталкивавшихся с такой формой судопроизводства.

Суды готовятся к присяжнымПодготовку районных и гарнизонных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных завершат в октябре

Так, в мае 2017 г.

начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при ВС РФ Евгений Голошумов сообщил на пленарном заседании Совета Судей РФ, что с момента принятия закона 349 судей районных и военных гарнизонных судов прошли обучение по программе повышения квалификации. Кроме того, организовано обучение судей и работников аппаратов судов непосредственно на местах.

Евгений Голошумов позднее пояснил корреспонденту «АГ», что на базе областных и равных им судов обучение проводится судьями-практиками, которые ранее рассматривали дела с участием присяжных.

Причем, по его словам, обучение проводится с моделированием процессов. При этом он добавил, что сами судьи вполне готовы к рассмотрению дел с участием присяжных.

«Все признают, что это очередной шаг к демократизации судопроизводства», – сказал он.

Регионы готовы к судам присяжных Гендиректор Судебного департамента Александр Гусев сообщил, что уже подготовлено свыше 2300 залов судебных заседаний для рассмотрения дел с участием присяжных

В январе 2018 г.

на очередном пленарном заседании Совета судей генеральный директор Судебного департамента при ВС РФ Александр Гусев сообщил, что в районных и гарнизонных судах подготовлено свыше 2300 залов судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей, а также сопутствующих помещений. Был завершен комплексный ремонт пяти зданий общей площадью более 6000 кв. м с целью необходимых условий для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. 

Тогда советник ФПА РФ Сергей Насонов рассказал «АГ», как в регионах проходила подготовка к введению суда присяжных в районных судах.

Он, в частности, отметил, что наиболее важной частью стало обучение судей и их помощников и сотрудников судов, которые будут составлять предварительные списки кандидатов в присяжные, поскольку этой функции они раньше не выполняли. Занятия проводились также и с прокурорами, и с адвокатами по всей России. 

Финальные штрихи

За несколько месяцев до введения возможности рассматривать дела с участием присяжных в районных судах Пленум ВС РФ принял два постановления, связанные с этими изменениями в законодательстве.

Первым из них Верховный Суд разъяснил порядок формирования списков кандидатов в присяжные заседатели.

В постановлении указано, на основании каких документов составляются основной и запасной списки кандидатов в присяжные, когда именно они должны быть составлены и утверждены, на какой срок сохраняются полномочия кандидатов в присяжные, а также порядок информирования судами органов исполнительной власти субъекта РФ о количестве кандидатов в присяжные заседатели.

Вторым документом ВС внес ряд корректировок в принятые в прошлые годы постановления, касающиеся судопроизводства с участием присяжных. В частности, был уточнен срок, в течение которого обвиняемый вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей.

Теперь ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено обвиняемым как после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии (ч. 5 ст.

217 УПК РФ), так и после направления прокурором уголовного дела с обвинительным заключением в суд в течение 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения.

Редакция «АГ» продолжит следить за реализацией реформы суда присяжных и формированием судебной практики по делам с участием присяжных в районных судах.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/reforma-suda-prisyazhnykh-zavershena/

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей в районных судах: вступает в силу ряд законодательных изменений

Присяжные заседатели в районных судах

   Конституцией Российской Федерации закреплено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 2 статьи 47 Конституции РФ).

    01 июня 2018 года вступают в силу законодательные изменения о расширении применения института присяжных заседателей, внесенные, в частности, Федеральными законами от 23 июня 2016 г.

№ 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей».

   Так, с 1 июня 2018 г. институт присяжных заседателей вводится в районных судах и гарнизонных военных судах. Присяжным заседателем является лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта (не приговора).

  Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

   Рассмотрению судьей районного суда и коллегией из 6 присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого подлежат уголовные дела о преступлениях, предусмотренных

— ч. 2 ст. 105 («Убийство»),

— ч. 5 228.1 («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»),

— ч. 4 ст. 229.

1 («Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»),

— ст. 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»),

— ст. 295 («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»),

— ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»)

— ст. 357 («Геноцид») Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы в соответствии с положениями ч. 4 ст. 66 и ч. 4 ст. 78 УК РФ,

— уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») УК РФ. 

   В судах уровня субъекта (Московский городской суд) профессиональный судья и коллегия из 8 присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого рассматривают уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 («Убийство»), ч. 4 ст. 210 («Организация преступного сообщества и(или) участие в нем»), ч. 5 ст. 228.

1 («Незаконные производство, сбыт, а также пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов…»), ч. 4 229.1 («Контрабанда наркотических средств»), ст. 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст.

295 («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»), ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ст. 357 («Геноцид»), ч. 3 ст. 126 («Похищение человека»), ст. 209 («Бандитизм»), ч. 1-3 ст.

211 («Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»), ст. 227 («Пиратство»), ст. 353 («Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны») – ст. 356 («Применение запрещенных средств и методов ведения войны»), ст. 358 («Экоцид»), ч. 1, 2 ст.

359 («Наемничество»), ст. 360 («Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой») УК РФ.

        В соответствии с положениями Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    При этом присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Граждане могут исключаться из списков кандидатов в присяжные заседатели, в частности, в случаях подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

д.1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны или органов внешней разведки, — в течение пяти лет со дня увольнения;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

е.1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

е.2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте «е.1» настоящего пункта, — в течение пяти лет со дня увольнения;

ж) священнослужителем. 

За время участия в осуществлении правосудия присяжным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

   В настоящее время районные суды г. Москвы обустроены необходимыми для обеспечения процесса судопроизводства с участием присяжных заседателей залами судебных заседаний со специально отведенными для присяжных местами, совещательными комнатами.

К примеру, в каждом районном суде оборудован 1 зал для присяжных заседателей (исключением является здание Савеловского районного суда, строительство которого начнется в ближайшее время), в строящихся зданиях Тверского, Мещанского и судов будет оборудовано 2 зала.

Судьи и сотрудники аппарата суда прошли необходимое обучение.

Сообщение пресс-службы Московского городского суда.

Источник: https://www.mos-gorsud.ru/mgs/news/rassmotrenie-ugolovnyh-del-s-uchastiem-prisyazhnyh-zasedatelej-v-rajonnyh-sudah-vstupaet-v-silu-ryad-zakonodatelnyh-izmenenij

Реформа года: история расширения компетенции суда присяжных

Присяжные заседатели в районных судах

Реформа института присяжных в долгосрочной перспективе заслуживает звание важнейшего правового события прошедшего года как по причине своего исторического масштаба, так и по значимости в укреплении демократических основ отечественной судебной системы. Нововведения направлены на повышение уровня доверия граждан к судебной системе, улучшение качества предварительного следствия, а также создание более высоких стандартов доказанности вины подсудимых. 

РАПСИ вспоминает всю многовековую предысторию этого события, чтобы показать значимость суда присяжных и органичность существования этого института в традициях отечественной судебной системы. 

Для многих, кто следит за изменениями в российском законодательстве, ушедший 2018 год будет ассоциироваться с проведением масштабной реформы, раз и навсегда изменившей структуру судебной системы. В ноябре был принят закон, в соответствии с которым уже в следующем году в системе судов общей юрисдикции будут созданы обособленные апелляционные и кассационные суды.

Однако еще летом произошло не менее важное событие, значение которого для отечественного правосудия нам только предстоит оценить: с 1 июня коллегии присяжных заседателей появились в районных и гарнизонных военных судах, а количество составов преступлений, попадающих под эту форму судопроизводства, увеличилось на девять статей Уголовного кодекса РФ. 

Соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ были внесены по инициативе президента России Владимира Путина, который отметил «необходимость расширить сферу деятельности судов с участием присяжных» и предоставить возможность «как можно большему числу граждан избрать именно эту форму правосудия».

Об основных положениях прошедшей реформы суда присяжных, о том, как она отразилась на характере судопроизводства, а также об истории и дальнейших перспективах развития института присяжных заседателей в России мы расскажем в нашем материале, посвященном важнейшим правовым событиям года. 

От Новгородского вече до Декрета Совнаркома

Суд присяжных можно с полным правом отнести к одной из форм осуществления народом власти в демократическом государстве.

Если посредством выборов граждане принимают участие в формировании органов законодательной и исполнительной власти, а через референдум высказывают свою позицию по наиболее значимым вопросам, то благодаря институту присяжных заседателей они имеют право непосредственно участвовать в отправлении правосудия.

Первые суды присяжных были учреждены в Российской империи в ходе судебной реформы XIX века.

Тем не менее мы можем говорить о более глубоких исторических корнях этого явления: представители народа участвовали в отправлении правосудия еще во времена Новгородской и Псковской республик.

Такое участие осуществлялось через вече – народное собрание, являвшееся высшим органом государственной власти.

Вече рассматривало наиболее важные государственные дела, в том числе связанные с преступлениями, совершенными князьями и посадниками. Следует отметить, что по Псковской судной грамоте князю и посаднику прямо запрещалось участвовать в судебных разбирательствах на вечевых собраниях («А князь и посадник на вечи суду не судять»). 

Обязательное участие народных представителей в высшем судебном органе было предусмотрено Новгородской судной грамотой. В его состав, помимо наместника и посадника, входило еще 10 человек (присяжных), формируемых из бояр и житьих людей («а у докладу быть из конца по боярину да по житьему да кои люди в суде сидели, да и приставом, а иному никому же у доклада не быть»).  

Таким образом, делегаты от народа участвовали в отправлении правосудия еще задолго до появления судов присяжных, которые был введены в российское законодательство Уставом уголовного судопроизводства 1864 года.

Институт присяжных заседателей вместе с другими дореволюционными судебными учреждениями был упразднен принятым 24 ноября 1917 года Декретом Совнаркома о суде. За период его существования в Российской империи с участием присяжных было рассмотрено около 75% всех уголовных дел.

Становление института присяжных в РФ

Суд присяжных был возрожден в России только спустя 76 лет. Принятая 1993 году на всенародном референдуме российская Конституция гарантировала гражданам право без какой-либо дискриминации участвовать в отправлении правосудия, в том числе в качестве присяжных заседателей. Порванная событиями 1917 года связь с дореволюционной судебной системой была восстановлена.

Первые суды присяжных были учреждены в ноябре 1993 года на территории Московской, Рязанской, Ивановской и Саратовской областей, а также Ставропольского края.

С 1 января следующего года они были распространены на территории еще четырех регионов.

В 2004 году суды присяжных заработали уже во всех субъектах РФ, исключение составляла лишь Чеченская республика, жителям которой пришлось ждать их появление еще 6 лет.

В российской судебной практике нередко встречались случаи, когда народные и профессиональные судьи по-разному оценивали фактические обстоятельства одного и того же дела и имели диаметрально противоположенные мнения относительно виновности подсудимых. 

Особый резонанс получило дело офицеров Сергея Аракчеева и Евгения Худякова, обвиняемых в убийстве трех жителей Чеченской республики во время боевых действий на территории региона. Присяжные дважды оправдывали военнослужащих, и дважды военная коллегия Верховного суда отменяла вердикт и возвращала дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. 

Дело дошло до Конституционного суда РФ, который в апреле 2006 года постановил, что особо тяжкие дела по преступлениям, совершенным на территории Чечни, должны рассматривать военные суды без участия присяжных. В итоге Северо-Кавказский окружной военный суд 27 декабря 2007 года приговорил Аракчеева и Худякова к 15 и 17 годам в колонии строгого режима.

Дискуссия о компетенции

Изначально суды присяжных осуществляли разбирательство по всем без исключения составам преступления, подсудным областным и приравненным к ним судам, однако, начиная с 2009 года, их перечень значительно сократился. 

Из ведения присяжных были исключены дела о преступлениях против государственной власти: шпионаж, государственная измена, вооруженный мятеж, диверсия, насильственный захват власти.

Помимо этого, «народный суд» больше не мог рассматривать уголовные дела о массовых беспорядках и терактах. Впоследствии присяжные лишились возможности участвовать в отправлении правосудия по делам о взяточничестве, бандитизме, организации преступного сообщества.

В конце 2013 года список исключений был дополнен рядом преступлений против половой неприкосновенности.

Ограничение сферы применения института присяжных заседателей незамедлительно отразилось на количестве дел, рассматриваемых с их участием. Если в 2012-2013 годах присяжные вынесли вердикт по 524 и 542 уголовным делам соответственно, то за год их число уменьшилось более чем на треть – до 310 в 2014-м. 

Сложившаяся ситуация вызвала критику как в адвокатской среде, так и в среде правозащитников.

Еще в 2012 году председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов выразил убеждение, что сферу применения суда присяжных в России нужно расширять, а не сужать.

«Пока что у нас значительно больше составов преступлений, по которым суд присяжных мог бы применяться, но не применяется», – поделился своим мнением с РАПСИ Федотов. 

В декабре 2014 года на встрече президента России Владимира Путина с правозащитниками глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева выразила сожаление о сокращении количества составов преступлений, находящихся в ведении суда присяжных. По итогам встречи глава государства поручил Верховному суду РФ совместно с правительством, администрацией президента, Генпрокуратурой РФ и СПЧ подготовить предложения о расширении применения института присяжных заседателей. 

Инициатива президента была поддержана Верховным судом. Заместитель председателя ВС Владимир Давыдов в ходе конференции, посвящённой перспективам реформирования суда присяжных, заявил, что полномочия присяжных необходимо существенно расширить, в то же время сократив их число с целью уменьшения расходов на функционирование данного института.

В марте 2016 года президентский законопроект о расширении применения института присяжных заседателей был внесен в Государственную Думу, а уже в июне того же года документ был подписан главой государства. 

Присяжные в районных судах

Предусмотренные законом изменения вступили в силу 1 июня 2018 года.

С этого дня коллегии присяжных заседателей начали свою работу в районных и гарнизонных военных судах, а число составов преступлений, попадающих под эту форму судопроизводства, увеличилось.

Присяжным стали подсудны уголовные дела, по которым не может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым можно просить «суда народа», на девять позиций.

Теперь с участием присяжных могут быть рассмотрены дела о посягательствах на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277 УК РФ), лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295 УК РФ) и сотрудника правоохранительных органов (статья 317 УК РФ). 

К компетенции «народных служителей Фемиды» также отнесены дела о геноциде (статья 357 УК РФ), убийстве (обе части статьи 105 УК РФ), умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (часть 4 статьи 111 УК РФ), незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических и психотропных веществ (часть 5 статьи 228.1 УК РФ) и их контрабанде (часть 4 статьи 229.1 УК РФ). Поскольку по ряду этих статей предусмотрено самое суровое наказание, то условием для возможности просить о суде присяжных станет неоконченность преступлений. 

Ещё одной новацией стало предоставление права рассмотрения дел «народным судом» женщинам, а также мужчинам старше 65 лет.

Раньше они были лишены такой возможности, поскольку им, в соответствии с действующим законодательством, не может быть назначено в качестве наказания пожизненное лишение свободы даже за совершение особо тяжких преступлений.

Однако Конституционный суд РФ посчитал такую правовую коллизию несправедливой и обязал законодателя обеспечить данную категорию населения правом выбора суда присяжных. 

Изменения также коснулись численного состава коллегии присяжных. В районных и гарнизонных судах вместо привычных 12 заседателей она состоит из 6 человек. Таким образом, для оправдательного вердикта достаточно чтобы этот вариант набрал три голоса, а для обвинительного вердикта необходимо, чтобы за него проали не менее четырех заседателей.

Кроме того, до восьми человек сократилась численность коллегии присяжных в судах городов федерального значения, республиканских, краевых, областных, а также окружных военных судах. Здесь вердикт выносится по аналогичным правилам: большинством , равное число трактуется в пользу подсудимого.

Для формирования коллегии в районных судах необходимо присутствие не менее 12 кандидатов, а в вышестоящих инстанциях — не менее 14. 

Суд присяжных как фундамент правового государства

Многие эксперты сходятся во мнении, что для построения правового государства необходимо, что судам присяжных ежегодно рассматривалось гораздо большее число дел, чем это происходит в настоящее время. 

«Суд присяжных должен определять построение всей системы правосудия, как юридически, так и организационно. Он должен стать не особым, а основным видом судопроизводства», — заявил член СПЧ, федеральный судья в отставке Сергей Пашин в ходе проведения V Московского юридического форума.

По его словам, о суде присяжных как о реально действующем учреждении можно говорить только при условии, если количество разбираемых им дел будет составлять несколько десятков тысяч в год.

По данным судебного департамента при ВС в последние три года с участием присяжных ежегодно рассматривались чуть более двух сотен дел (2017 – 224; 2016 – 217; 2015 – 224).

Последние изменения в законодательстве, вне всякого сомнения, изменят сложившуюся ситуацию. 

Помимо этого, расширение компетенции судов присяжных по очевидным причинам приведет к улучшению качества предварительного следствия. 

Таким образом, в целях последующей демократизации судебного процесса в РФ представляется вполне естественным дальнейшее расширение компетенции суда присяжных, в том числе за счет предоставления присяжным возможности принимать участие в рассмотрении дел по коррупционным преступлениям. Наделение народных представителей правом отправлять правосудие в отношении чиновников, в том числе занявших свои государственные посты благодарю доверию избирателей на выборах, значительно повысит уровень доверия между обществом и государством.

В то же время нельзя забывать и об определенных трудностях, которые могут сопутствовать судебному разбирательству с участием народных заседателей.

Отсутствие определенного уровня юридической грамотности, необходимого для всестороннего и беспристрастного изучения обстоятельств рассматриваемого дела, может сделать присяжных легкой добычей в руках опытного адвоката, ловко манипулирующего фактами и прекрасно владеющего ораторским искусством. Зачастую защитники используют недостаточную компетентность присяжных, обращаясь, в первую очередь, к их эмоциям и чувствам.

История знает немало примеров, когда адвокаты делали себе карьеру именно благодаря искусным речам, произнесенным перед коллегией присяжных заседателей. Одним из таких ораторов стал Александр Керенский, успевший за десять лет пройти путь от никому неизвестного адвоката до председателя Временного правительства.

«Ситуация была почти беспроигрышная — обвинение апеллировало к букве закона, а защита играла на эмоциях. Разжалобить присяжных было несложно даже такому неопытному адвокату, каким в ту пору был Керенский. В результате большинство обвиняемых были полностью оправдано», — пишет о первом судебном процессе Керенского его биограф, историк Владимир Федюк.

Безусловно, с той поры прошло уже более ста лет, общий уровень образования среди российских граждан значительно повысился, так или иначе базовые юридические знания сейчас имеют многие благодаря в т.ч.

доступности образовательных программ и консультаций.

Однако вопрос о компетентности народных заседателей все ещё открыт, и непрекращающаяся в течение 25 лет дискуссия о роли и месте института присяжных в отечественной судебной системе тому подтверждение.

Никита Ширяев

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20190104/293039627.html

Вс рф объяснил, как формировать коллегии присяжных для районных судов

Присяжные заседатели в районных судах

В понедельник пленум Верховного суда России принял постановление, детально объясняющее, как формировать коллегии присяжных для районных судов.

Сейчас готовится большая реформа, которая серьезно изменит наше правосудие. В лучшую сторону. С 1 июня в районных судах должны появиться коллегии присяжных. По шесть человек — простые люди, представители народа — будут судить, виновен или нет обвиняемый в конкретном деле.

По расчетам экспертов, право на суд присяжных получат до 15 тысяч обвиняемых в год. Это значит, что прокурор-обвинитель должен убедить шестерых человек, взятых буквально со стороны и не имеющих никакого отношения к юриспруденции, что перед ними преступник.

Для судей разработают нормы нагрузки

Судебная реформа даст возможность шире применять суд присяжных. До сих пор коллегии судей из народа действовали только в региональных судах. Право же на такой суд имели в основном те, кому грозит пожизненное заключение. Лишь в таком случае дело могли из районного передать в региональный суд.

Понятно, что для работы по новым правилам измениться придется всем: и государственным обвинителям, и защитникам. Но прежде всего измениться должны суды. Уже 1 июня в них должно быть все готово для приема присяжных. Работа ведется.

Как сообщают представители Судебного департамента при Верховном суде России, в районных судах по всей стране оборудовано 2,3 тысячи залов судебных заседаний. А судьи и работники аппаратов судов проходят специальные курсы, где учатся проводить процессы с присяжными.

Активно формируются и списки присяжных по всей стране. Как напомнил пленум Верховного суда России, списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований должны быть составлены и направлены в районные суды не позднее 1 мая 2018 года.

По расчетам экспертов, право на суд присяжных после реформы получат до 15 тысяч подсудимых в год

Судья Верховного суда России Татьяна Романова рассказала, что в Верховный суд РФ и Судебный департамент стало поступать множество вопросов о применении закона о присяжных органами власти и местного самоуправления.

— Поскольку ответы на многие вопросы непосредственно повлияют на введение с 1 июня 2018 года института присяжных заседателей в районных судах, принято решение дать разъяснения в форме постановления Верховного суда, — сообщила она.

Например, суды при отборе кандидатов в присяжные должны помнить — одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза. Это правило актуально и для судов разных уровней. То есть, если человек был присяжным в областном суде, он не может быть в том же году приглашен в районный суд.

Число осужденных может сократиться на сто тысяч человек в год

Каждые четыре года местные власти будут составлять списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели и направлять их в районные суды, а также в высший исполнительный орган власти субъекта.

В свою очередь, председатели судов будут не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов из списка вносить региональным властям представление о числе кандидатов в присяжные, необходимом для работы судов региона.

Теперь присяжным будут подсудны все дела по статье 105 Уголовного кодекса — «Убийство». Одна из важных новаций: присяжные будут рассматривать и дела по нанесению тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности. Проще говоря: ударил и случайно убил.

Это, как правило, бытовые конфликты, закончившиеся смертельной дракой. Но нередко такую статью вменяют и гражданам, уверяющим, что они только оборонялись. Теперь присяжные смогут разобраться, была ли самозащита в бытовой ссоре.

Адвокат Людмила Айвар: Реформа судов присяжных назрела уже давно

Для обвинительного вердикта в районном суде надо будет, чтобы «виновен» сказали не менее четырех присяжных. Всего коллегия присяжных в районном суде будет состоять из шести человек. Если голоса разделятся три на три, будет оправдательный вердикт. Права воздержаться у присяжных нет.

Как рассказывают в Судебном департаменте, в районных судах залы и комнаты для совещания присяжных оборудованы системами безопасности на случай пожаров, нападений и т.д. Разработаны даже маршруты следования присяжных в здании судов.

Судьи из народа будут ходить такими путями, которые исключат пересечение с адвокатами, прокурорами, следователями, родными и близкими подсудимых. Вряд ли надо объяснять, почему такие встречи не нужны. Продуманы и бытовые детали.

В комнатах для присяжных установят кулеры с водой и микроволновки, чтобы разогреть обед. В общем, все условия, чтобы никакие мелочи не отвлекали от правосудия.

Кстати, сейчас по инициативе Верховного суда России готовится еще одна большая реформа, сравнимая с расширением судов присяжных. Предлагается создать отдельные кассационные и апелляционные инстанции.

Тогда каждая новая инстанция никак не будет связана с предыдущей, а значит, судьи смогут посмотреть на дело действительно свежим взглядом. Планируется развернуть пять апелляционных и девять кассационных судов.

Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.

Как отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, Верховный суд России проводит системную работу по выработке единой судебной практики и внедрению современных технологий в судопроизводство.

Источник: https://rg.ru/2018/02/13/vs-rf-obiasnil-kak-formirovat-kollegii-prisiazhnyh-dlia-rajonnyh-sudov.html

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий