Признаки правового государства примеры

Понятие и признаки правового государства

Признаки правового государства примеры

Еслимы попытаемся объяснить термин «правовое государство», опираясь на значениекаждого из двух слов, то можем прийти к выводу, что любое государство являетсяправовым.

Ив самом деле, мы помним, что право – это совокупность норм, установленныхгосударством. Во всех государствах есть законы, значит все государстваправовые. Логично? Формально, да.

Акак на самом деле? Можем ли мы назвать правовым, скажем, древнеегипетскоегосударство? Или Россию времён опричнины при Иване Грозном? НацистскуюГерманию? Законы в те времена, безусловно, были.

Правовоегосударство – то, в котором законы не просто есть,они гуманны и справедливы, защищают права и свободы людей. То, в котором органыгосударственной власти подчиняются законам так же, как и граждане, – вобязательном порядке.

Назовёмосновные признаки правового государства.

·       Верховенствозакона.

·       Гарантированностьправ и свобод человека.

·       Взаимнаяответственность государства и личности.

·       Разделениевластей.

·       Высокаяправовая культура общества в целом и отдельных граждан.

Разберёмболее подробно, что они означают.

Абсолютносвободным может быть лишь дух человека. Его бытие всегда чем-то ограничено.Делать всё, что хочется, получать всё, что хочется, далеко не всегда возможно.Оставим в стороне физические ограничения, связанные с действиями законовприроды. Человек – существо общественное. Для того, чтобы реализовать своючеловеческую сущность, он должен жить в окружении себе подобных.

У каждогочлена социума есть собственные интересы, цели, которых он хочет достичь. Этовполне нормально. Нормально и то, что интересы и цели разных людей несовпадают, и даже могут быть совершенно противоположными, противоречить другдругу.

Бесконечные столкновения по поводу того, чьи интересы должныреализовываться в первую очередь, могут привести к уничтожению человеческогосообщества.

Есть,например, такая версия причин вымирания неандертальцев. Это были разумные людисо способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Физически онибыли, пожалуй, даже более приспособлены к выживанию, чем человек современноговида. Но было одно «но».

В сравнении с нами (точнее, с нашими далёкимипредками) лобные доли их мозга были развиты меньше. А именно там находятсяцентры анализа, контроля своего поведения.

Более высокий уровень агрессиивнутри социума, неумение плодотворно сотрудничать (то есть согласовыватьинтересы) ставили под вопрос их устойчивость как сообщества.

Такимобразом, нам приходится выбирать: или настаивать на абсолютной свободе ирисковать исчезнуть как вид, или соглашаться на ограничение нашей свободы.Другой вопрос – кто и что будет нас ограничивать. Известный немецкий философИммануил Кант был убеждён: «Человек свободен, если он должен подчиняться недругому человеку, а закону».

Закон – это некая объективная данность,которая не меняется в зависимости от погоды, настроения и самочувствия. Если мызнаем законы, то можем планировать свои действия, понимать их последствия,выбирать наиболее подходящие средства реализации своих интересов. Это,во-первых. А во-вторых, законы пишут для всех.

Поэтому мы можем рассчитать и действиядругих людей, они становятся для нас более-менее предсказуемыми.

Нотолько в том случае, если все участники общественных отношений действуют врамках законов: и люди, и организации, включая самую мощную политическуюорганизацию – государство. И если все равны перед законом, несут равнуюответственность за его нарушение.

Именно в этом и заключается принципверховенства закона. Никто, кроме высшего законодательного органа, невправе отменять или изменять принятый закон. Подзаконные акты не могут емупротиворечить. Но и сами законы не могут быть неправовыми.

В частности, онидолжны соответствовать тем основным правовым принципам, которые заложены вконституции. 

Лозунгомправового государства вполне могла бы быть следующая идея: «Человекуразрешено всё, что не запрещено законом. Государству запрещено всё, что неразрешено законом». В чём различие этих двух положений?

Формула«разрешено всё, что не запрещено», собственно говоря, и позволяет индивидамбыть свободными настолько, насколько это возможно в существующих условиях. Законыустанавливают рамки дозволенного, внутри которых выбор целей, моделей поведенияявляется личным делом человека или группы людей.

Формула«запрещено всё, что не разрешено» предписывает лишь те действия, которыеоговорены правовыми нормами. Шаг вправо, шаг влево – не расстрел, конечно, нодеяние наказуемое. Если это правило применяется к органам государственнойвласти и управления, то существует большая вероятность избежать произвола с ихстороны, гарантировать реальное соблюдение прав и свобод граждан.

Такимобразом, в правовом государстве в связке человек – государство человек болеесвободен в своих действиях. И это правильно. У государства, по определению,гораздо больше возможностей довлеть над своими подданными.

Значит, и контрольнад его действиями должен быть более жёстким. Но это не отменяет принципавзаимной ответственности. Государство обязано создавать условия дляреализации прав и свобод граждан, защищать их от посягательств со стороны когобы то ни было.

Но вправе требовать от граждан соблюдения законов и выполненияобязанностей.

Однимиз важнейших условий обеспечения верховенства закона является разделениевластей. Мы ещё будем более подробно говорить о том, как оноосуществляется. А также о том, что собой представляет система сдержек ипротивовесов, позволяющая законодательной, исполнительной и судебной ветвямвласти, с одной стороны, быть независимыми друг от друга, а с другой, взаимноконтролировать друг друга.

Всеперечисленные принципы просты, логичны, понятны. Они прописаны в конституцияхбольшинства современных государств. Но далеко не всегда реально осуществляются.Понятно, что достичь такого состояния, когда никакие права граждан неущемляются, все государственные органы и отдельные чиновники действуютисключительно в рамках закона, вряд ли возможно. Это идеал, к которому следуетстремиться.

Ноесть и ещё одна вещь, без которой правовое государство останется лишьпрекрасной мечтой, – уровень правовой культуры общества. Государство непадает с неба на землю. Оно является частью общества, одним из его социальныхинститутов.

Принимают законы, становятся политическими лидерами, занимаютдолжности в госаппарате и силовых структурах люди, личность которыхформировалась под воздействием господствующих социальных отношений. Если вобщественном сознании преобладает правовой нигилизм, то ожидать, чтогосударство будет действовать строго в соответствии с духом и буквой закона, неприходится.

А с другой стороны, если власть управляет обществом, опираясь не назакон, а на произвол, то может ли повыситься уровень правовой культуры граждан?

Каквидите, это весьма серьёзная проблема. Обсудите её со своими товарищами. Какимобразом осуществляется переход к правовому государству в стране, где напротяжении длительного времени управление обществом опиралось на иные традиции?Учитывая то, что примеры правовых государств (пусть себе и не совсем идеальных)существуют, ответ на этот вопрос есть.

Идеяправового государства в законченном виде была сформулированамыслителями Нового времени. Но это не означает, что представлений онеобходимости верховенства закона и борьбы с произволом государственной властидо этого не существовало.

Ужев первом известном нам правовом кодексе – Законах Хаммурапи – утверждаетсяобязанность царских чиновников исполнять опубликованные правила. В том виде, вкаком они были записаны на знаменитой стеле. Толкование законов было не ихпрерогативой. Этим занимались судьи.

ВДревних Афинах – флагмане античной демократии – законы воспринималиськак важнейший инструмент борьбы с тиранией.

Тираниейв политологии называют форму государственной власти, основанную на единоличномправлении. Оно совсем не обязательно должно быть жестоким и реакционным. Тиранвполне может быть просвещённым реформатором.

Но единоличная власть всегда имееттенденцию скатывания к произволу. Это понимают сейчас – неслучайно взаконодательствах многих государств существует ограничение на продолжительностьнахождения у власти одного человека. Это понимали и древние афиняне.

Онипридумали весьма своеобразный способ устранения потенциального тирана. Помнители вы, что такое остракизм? Время от времени участникам народного собранияпредлагалось написать на глиняных черепках имя того человека, который, по ихмнению, угрожал демократическим устоям Афин.

Если какой-то гражданин упоминалсяболее 6000 сограждан, его на всякий случай изгоняли из полиса на 10 лет.

Законыв Афинах издавались не одним человеком и не узкой группой, а собраниемполноправных граждан. Каждый из них мог и даже обязан был участвовать вуправлении полисом и в отправлении правосудия – судьи избирались по жребию.Любой гражданин мог потребовать рассмотрения своего дела в суде, в том числе иподавать общественные иски, например, в защиту демократии.

Уафинской демократии была масса недостатков: и весьма ограниченный круг лиц,наделённых гражданскими правами, и проявляющийся время от времени произволтолпы (он ничуть не лучше, а иногда и опаснее произвола тирана).

Но её вклад в строительствофундамента правового государства трудно переоценить. Суть его уже была сформулирована.

Например, Аристотелем: «Правильное законодательство должно бытьверховной властью, а должностные лица – будь это одно или несколько – должныиметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии датьточный ответ».

Римскоеправо было не таким демократичным, как в Афинах, онозащищало прежде всего интересы землевладельцев. Но идея ограничения произволагосударственной власти была в нём даже более выражена.

Провозглашалосьравенство граждан перед законом, обеспечивалась независимость суда, законыпубликовались и были доступны для всеобщего ознакомления. После паденияреспублики власть императоров постепенно стала фактически неограниченной. Но итогда в общественном сознании господствовало представление о том, что все спорыи конфликты должны разрешаться на основе законов, а не волей правителей.

ВСредние века как в Европе, так и в иных регионах идея контроля наддеятельностью властей облеклась в религиозную форму. Бог, согласнохристианству, исламу и другим монотеистическим религиям, является единственнымправителем мира. Выполнение установленных им законов обязательно для каждогочеловека. И власть имущие не являются исключением из этого правила.

Нопроизвол в отношении населения эта концепция мало ограничивала. Согласно тем жерелигиозным представлениям, любая власть, справедливая и несправедливая, – отБога. И ей следует повиноваться в любом случае.

Поэтомуподданным приходилось брать решение проблемы защиты своих прав в собственныеруки.

В конце концов, если всё в мире происходит с Божьего ведома, то ипринятие Иоанном Безземельным под давлением английских баронов Великойхартии вольностей тоже не противоречило Высшему замыслу. Это очень важныйзакон.

Он впервые в средневековой истории установил пределы власти короля,запретив ему вводить произвольные налоги. Кроме того, решение об ограничениигражданских прав подданных Его Величества теперь могли принимать лишь суды.

СтатутВеликого княжества Литовского 1588 года разделял государственную власть назаконодательную, исполнительную и судебную. Его автор, известный политическийдеятель Лев Сапега, настаивал на том, что господствовать в государстве должныне люди, а законы.

Нуа уже в Новое время, эпоху Просвещения, идея правового государства сталане только теоретической концепцией, но и знаменем буржуазных революций.

Вспомните,что вы уже знаете об истории Российского государства и права. Развитие какихэлементов правового государства можно проследить в различные периоды? Как выдумаете, почему в России к началу XXIвека правовое государство не сложилось как законченная и оформленная система?

Иещё одно. Некоторые политические течения не признают ценности правовогогосударства. Попробуйте самостоятельно разобраться, что именно подвергаетсякритике и почему.

Источник: https://videouroki.net/video/16-ponyatie-i-priznaki-pravovogo-gosudarstva.html

007

Признаки правового государства примеры

7. Понятие и признаки правового государства.

1. Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество

— свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество — не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов. Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

2. Понятие правового государства.

Правовое государство

— государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

3. Основные признаки правового государства.

1) Верховенство (господство, приоритет) права.

В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права.

При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона.

Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция — основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство — это, как правило, конституционное государство.

3) Разделение властей — распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и «ветвями власти», исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые «ветви власти» могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая «система сдержек и противовесов». Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные.

В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита.

Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Если смотреть несколько шире, то правовое государство — это непременно и конституционное государство, и демократическое государство (обеспечивающее участие народа в осуществлении государственной власти), и социальное государство (обеспечивающее человеку возможность достойного существования).

4. Основные проблемы формирования правового государства.

Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 — 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление.

Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию правового государства, официально признанные принципы правового государства и существующую государственно-правовую реальность.

Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников.

Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение правовой нигилизм граждан.

Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления. Однако идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.

Используются технологии uCoz

Источник: http://ftk.narod.ru/download/pravo/osnovi/007.htm

Урок обществознания на тему «Понятия и признаки правового государства»

Признаки правового государства примеры
При постановке цели учитывались следующие факторы:

1.      Возраст (14-15 лет), психологические особенности подростка — появлениечувства взрослости.

2.      Специфика темы – содержательная сложность и большой объем, но в тоже времяобъективный интерес к ней учащихся.

Цель: Познакомитьучащихся с понятием правовое государство и его признаками.

Задачи  урока:

Образовательная: введениеучащихся в круг общих представлений о правовом государстве, его основныхпризнаках, отражении признаков в Конституции РФ.

Развивающая: развиватьлогическое мышление, умение самостоятельно работать с текстом.

Воспитательная: формироватьправовую культуру учащихся, воспитывать уважительное отношение к основамгосударственности.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,информационно-рабочая карта для каждого учащегося с текстом Всеобщей декларацииправ человека, статей Конституции РФ, цитат философов.

Понятия для усвоения: верховенство закона; правоваякультура; правовое государство; разделение властей.

Ход урока

I.                  Слайд 1 Организационныймомент.

Учитель: Группа  дикобразов в один холодный день легла теснойкучей, чтобы согреться взаимной теплотой. Однако вскореони почув­ствовали уколы от игл друг друга.Отодвинувшись, они опять замерзли. Так ониметались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они снаибольшим удобством могли переносить холод.

Так илюди, формируя свое обще­ство, должны научиться найти ту «золотуюсередину», которая помог­ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобствв общении друг с другом.

Слайд 2. Рабочий лист №1.

Учитель: Неизвестная страна. 3 минуты придумываем название.  Используя сокращенный вариант Всеобщейдекларации прав человека, выбираем три главных права, которые нам понадобятсядля совместного проживания.

Слайд 3.

Подводя итоги, важно строго контролировать время выступления групп. Обратитьвнимание на статью 29 и дать возможность учащимся самим сформулировать темуурока Чаще всего они дают очень точные названия темы.

Слайд 4

Сообщение темы урока — “Понятие и признакиправового государства”.

1. Понятие правового государства.

2. Основные признаки правового государства.

3. Пути формирования. Правовое государство: миф илиреальность?

В конце урока мыдолжны с учениками вступить в дискуссию и сделать обоснованный вывод потретьему вопросу.

II.               Подготовка учащихся кусвоению знаний.

Рабочий лист №2.

Учитель: Познакомившись с высказываниямифилософов древнего мира, эпохи просвещения и нового времени, сформулируйтеважнейшие идеи о роли закона в обществе и «справедливом» государстве.

Нужно показать на данном этапе, что вопрос о построении «правовогогосударства» очень древний и является мировым (этим объясняется подбор цитат).

Учащиеся даюткраткие ответы. Демонстрируются слайды: слайд 5, слайд 6.

Учитель: Понятие “правовое государство” мы стали употреблять не так давно. Хотяидея правового государства восходит к Древней Греции. Однако особое звучаниеэта идея обрела в трудах философов Нового времени: Т.Гоббс, Дж.Локк,Ш.Монтескье, И.Кант, Г.

Гегель Важнейшей предпосылкой формирования правовогогосударства и гражданского общества (одно без другого немыслимо) являетсяликвидация сословных привилегий и превращение людей из подданных в граждан снеотчуждаемыми правами на жизнь, собственность, свободу.

Обязательным условиемего возникновения является появление у всех граждан желания  обрести экономическую самостоятельность набазе частной собственности. Россия с конца 20 века по настоящее времяпереживает период демократического переустройства.

Идея правовогогосударства – одно из ценнейших достижений человечества.

Слайд 7

Демонстрируютсяглавные признаки правового государства.

Рабочий лист №3.

В Конституции нашей страны отражены эти принципы?

Слайд 8

ПризнакиСтатьи Конституции РФ
Россия — правовое государствоГлава 1, статья 1
1. Верховенство закона.Глава 1, статья 4, пункт 2
2. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан.Глава 1, статья 2Глава 2
3. Разделение властей.Глава 1, статья 10
4. Наличие развитого гражданского общества с высокой правовой культурой населения.

Задание: самостоятельно сформулировать определение «правового государства»,записать его в рабочий лист.

III. Закрепление.

Учитель: Мы с вамиубедились, что порядок является залогом успешного развития общества.

Ав каких науках еще можно это увидеть?

Слайд 9

Слайд 10

Давайте попробуем ответить на вопрос: Россия — правовое государство?

Если возникнут затруднения можно предложить ситуацию, например:

Социологи отмечают, что каждый год на россий­ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколькопогибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки.

 Происходит это, по их мнению, не только вследствиенедоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому,что слишком много среди автолюбителей тех, кто изовсех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин».

Как связаны между собой приведенные факты и современное состояние россий­ского государства?

Дискуссия в классе. Учащиесяделают вывод.

Слайд 11

Закончитьурок притчей, построение правового государства в наших руках.

Однажды ученик великого мудреца решил испытатьсвоего учителя. Он поймал бабочку и подумал: «Вот мой учитель всезнает, сейчасподойду к нему и спрошу: «В моей руке бабочка, какты думаешь, живаяона или мертвая?» Если скажет, что живая — я сожму кулак, и онаумрет, еслискажет, чтомертвая — я разожму кулак, и она улетит».

— Учитель, в моей руке бабочка, какты думаешь, живаяона или мертвая?

— Все в твоих руках, — ответилучитель…

ИгорьГоробец, учительистории и обществознания Корниловской средней школы Томской области

Вприкрепленном файле – рабочий лист.

Презентация кзанятию.

Источник: http://www.ug.ru/method_article/983

Правовое государство: понятие, признаки

Признаки правового государства примеры

Правовое государство — это государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Иначе, правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Суть идеи правового государства:

  1. установление верховенства права;
  2. ограничение власти (силы) государства правом;
  3. обеспечение прав и свобод человека.

Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:

  1. Верховенство закона.
  2. Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  3. Равенство всех перед законом.
  4. Разделение властей.
  5. Независимость суда.

Некоторые ученые выделяют также:

  1. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.
  2. Приоритет международного права

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.

«Все, что не запрещено, то дозво­лено» — важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы.

Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл.

2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию — ст.

22 и др.).

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей.

Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились.

В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить.

Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую).

Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества.

Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса.

Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы.

Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

  • верховенство парламента в законодательной сфере;
  • демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны;
  • невмешательство государства в работу средств массовой информации;
  • закон­ность методов деятельности органов контрразведки;
  • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoe-gosudarstvo-ponyatie-priznaki

Правовое государство — Обществознание

Признаки правового государства примеры
Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом.

В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти — законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи — свобода, капитализм, господство права, демократия.

Правовое государство — путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство» — это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие. Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.- Верховенство закона во всех сферах жизни общества- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.- Взаимная ответственность личности и государства.- Реальность прав и свобод гражданина- Политический и идеологический плюрализм- Стабильность законности и правопорядка в обществе

— Приоритет международного права над национальным

Правовое государство — это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами. В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека. Не правовое государство:

Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.

) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.

 

Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах 

«Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя»

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. 

«Государство – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». 

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), 

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. 

В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит 

идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. 

Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). 

СтранаОграничение полномочий правительстваБорьба с коррупциейПорядок и безопасностьПрава человекаЗаконностьГражданский судУголовный судСредний балл
1Швеция0,920,960,890,930,890,780,820,89
2Дания0,930,950,910,910,850,790,870,88
3Финляндия0,890,930,920,90,820,790,870,87
4Норвегия0,90,940,870,90,830,820,850,87
5Нидерланды0,860,930,860,840,830,80,80,85
6Новая Зеландия0,870,920,870,860,820,760,790,84
7Австралия0,880,90,860,840,830,720,720,83
8Япония0,80,840,890,780,870,770,680,81
9Австрия0,820,770,890,820,840,740,750,81
10Сингапур0,730,910,930,730,800,790,870,8
12Германия0.820.820.860.800.730.800.760.76
13Китай0.730.890.930.710.750.710.760.79
14Великобритания0.790.800.840.780.790.720.750.78
15Франция0.800.800.840.790.760.680.690.76
18США0.770.780.830.730.700.650.650.73
80Украина0.360.250.740.580.350.520.390.46
85Россия0,310,390,490,470,450,50,40,43

Источники таблицы: 

www.rating.rbc.ru

Источник: https://sites.google.com/site/sclthry/politiceskaa-sfera/pravovoe-gosudarstvo

Признаки правового государства

Признаки правового государства примеры

Правовое государство представляет собой форму организации власти, которая в своей деятельности жестко ограничена законами, что должно воспрепятствовать ущемлению прав и свобод граждан.

Утверждение суверенности народа, признание его единственным источником государственной власти, защита интересов каждой личности, подконтрольность органов власти общественным институтам – главные особенности правового государства.

Основные характеристики правового государства

Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства. Перечислим их:

  1. верховенство закона на всей территории страны;
  2. соблюдение принципа разделения властей;
  3. взаимная ответственность личности и государства;
  4. господство правовых норм;
  5. гарантии прав и свобод личности.

Остановимся на каждом из этих признаков более подробно.

1) В правовом обществе не может существовать никаких структур, чьи полномочия выше компетенции органов государственной власти. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения не должны отдавать распоряжения руководству административного аппарата.

[Пример]Например, в СССР реальная власть принадлежала коммунистической партии, все решения, принимаемые на съездах и в комитетах КПСС, были обязательными для исполнения государственными органами.А в средневековой Европе фактическое руководство государством осуществлялось представителями церкви.

Аналогичное положение сложилось и в некоторых современных мусульманских странах, где власть религиозных лидеров никем оспаривается.[/Пример]В правовом же государстве формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством.

В этом и заключается принцип верховенства закона.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

2) Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством. Принцип разделения властей является краеугольным камнем при строительстве правового общества. Он позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций.

С помощью специальной системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга, что позволяет им не нарушать законодательство, выходя за рамки предоставленных законом полномочий. Соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны контролируют судебные органы. Решения парламента и правительства, признанные неконституционными, отменяются.

Замечание 1

Обязательное соблюдение принципа разделения властей является основой правового государства, оно гарантирует защиту общественных и личных прав и свобод.

3) Взаимная ответственность личности и государства означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.

Замечание 2

Любые отношения между человеком и государственными органами, руководителями всех уровней должны быть основаны на правовых нормах. Всякое воздействие на личность, не обусловленное требованиями закона, является попиранием гражданских прав и свобод.

В то же время и человек обязан исполнять свои обязанности по отношению к стране.

Государство вправе требовать от него совершения установленных законом действий и принуждать к ним, но только в рамках правового поля.

Например, уплата налогов является конституционной обязанностью граждан страны. Невыполнение требований законодательства неминуемо влечет за собой ряд санкций со стороны соответствующих структур.

Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность и т.д.

4) Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Пример 1

Например, Конституция России устанавливает такие нормы, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед судом и законом, возможность защитить свою честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

5) Гарантии прав и свобод личности обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь, речь идет о праве на свободу и независимость личности. При этом в правовом государстве свобода – это вовсе не возможность делать все, что угодно. Скорее, данное понятие означает осознанную необходимость действовать в интересах общества в целом. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества.

Рисунок 1.

Особенности организации власти в правовом государстве

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности, среди них выделяют четыре основных:

  1. идеологический и политический плюрализм;
  2. принцип выборности органов власти и должностных лиц;
  3. стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
  4. недопущение монополизма в политике и экономике;

Раскроем суть каждого из этих принципов.

1) В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил – все это признаки правового общества.

В такой стране государственный аппарат не выступает как карательный орган, подавляющий инакомыслие.

Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

2) Все основные органы власти в правом государстве избираются анием народа. Глава страны, депутаты парламента, руководители региональных администраций и местного самоуправления занимают свои должности в течение ограниченного срока, определенного избирательным законодательством.

Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

3) Правое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны незамедлительно пресекаться. А в своей деятельности правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан.

4) Любой монополизм губителен для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, будь то право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

Замечание 3

Экономическая свобода населения – это одна из основ политической независимости граждан. Лишь уверенные в своем будущем люди способны самостоятельно отстаивать личные и общественные интересы, не подвергаясь давлению со стороны политических сил или корпораций, монополизировавших ту или иную сферу деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/priznaki_pravovogo_gosudarstva/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий