Разница между приказом и распоряжением

Отличие приказа от распоряжения в трудовом праве

Разница между приказом и распоряжением

В чем заключается отличие приказа от распоряжения? Трудовое право — очень обширная и сложная сфера. Разобраться даже в основных терминах и определениях здесь не так уж и просто. В этой статье будет рассказано все о таких важных категориях, как распоряжение и приказ.

Основные понятия

Трудовое право сегодня нужно качественно знать не только работодателю, но и работнику. Это действительно очень важная, нужная и полезная сфера, без которой не обошлась бы любая официальная трудовая деятельность.

Особенную важность в трудовом праве составляют элементы управленческой деятельности. Управление есть везде, на каждом крупном или мелком предприятии. Руководитель – это лицо, осуществляющее управленческую деятельность, обязанное раздавать работникам разного рода указания.

При этом все они классифицируются по некоторым признакам. Однако основными типами указаний являются приказы и распоряжения. У многих руководителей здесь могут возникнуть проблемы.

Во многом это связано с тем, что они не совсем хорошо понимают, в чем же заключается отличие приказа от распоряжения. Именно с этим и предстоит разобраться далее.

Приказ: общая характеристика

Перед тем как рассказывать об основных отличиях представленных понятий, вначале стоило бы представить общую характеристику каждого из терминов. Начать стоит с приказа. Что он собой представляет?

Согласно Трудовому кодексу РФ, приказ — это определенный правовой акт, создаваемый руководителем той или иной организации единолично. Приказ — это способ решить основные рабочие задачи, обеспечить трудящихся работой. При этом такая форма указа распространяется абсолютно на всех подчиненных (и это особенно важном отметить). Приказ может быть выпущен как в письменной, так и в устной форме.

Если говорить о государственных органах, то здесь приказ носит характер правового акта. Он издается непосредственно руководителем государственного управления. Здесь же существует и еще одна форма указа — приказание. Отличается она от приказа разве что тем, что применяется только в воинских частях от имени командира.

Распоряжение: общая характеристика

Теперь же стоит узнать, что представляет собой распоряжение. Это определенного рода указание, носящее характер правового акта, которое издается непосредственным руководителем организации или же представителями структурных отделений.

Распоряжение призвано решить основные проблемы и оперативные вопросы организации. При этом распоряжение может носить и характер приказа, вернее, указания о донесении того или иного приказа до нужных лиц.

Распоряжение может распространяться как на всех, так и лишь на некоторых работников.

Рассматриваемая форма указания может носить как устный, так и письменный характер. При этом чаще всего руководители различных фирм предпочитают отдавать именно устные распоряжения.

В государственных структурах распоряжение может носить характер правового акта с ограниченным сроком действия. При этом касаться представленное указание может лишь узкого круга лиц.

Отличия в небольших организациях

Стоит, наконец, перейти к самому важному вопросу о том, существует ли хоть какое-то отличие приказа от распоряжения. Естественно, существует. Об этом можно было догадаться еще на этапе характеристики каждого из этих понятий.

В толковании к трудовому праву (Трудовому кодексу) выделяется несколько основных принципов и подходов, согласно которым можно попытаться противопоставить два представленных понятия, а также дать им небольшую сравнительную характеристику.

При этом сразу стоит отметить, что разница между понятиями зависит только от того или иного предприятия. Так, в небольших организациях хоть какое-то отличие приказа от распоряжения практически отсутствует.

Стоит, разве что, отметить тот факт, что приказы в маленьких фирмах рассматриваются как указание об усовершенствовании организационной деятельности, а распоряжение — как указ по оперативным и методическим вопросам.

Таким образом, отличие приказа от распоряжения на предприятии, имеющем небольшой размер, не существенно.

Отличия в средних и крупных организациях

Значительно изменен подход в крупных и средних организациях. Так, в отличие от небольших предприятий, где подписывать указания могут только руководитель и заместитель руководителя, средние и крупные организации предоставляют право подписи еще и представителям структурных организаций.

Работает это следующим образом: главный руководитель издает приказы по всей деятельности фирмы (они по сути являются направляющими во всей работе организации); руководители же структурных организаций пытаются издавать разного рода распоряжения в пределах своей компетенции, но в соответствии с основным приказом главного руководителя.

При этом действие распоряжений, издаваемых руководителями отделений, распространяется только на работников определенной структуры.

Отличие приказа от распоряжения в бюджетном учреждении, среднем или крупном по размеру, примерно такое же. Стоит, однако, выделить основные подвиды представленных указаний:

  • по личному составу;
  • по хозяйственной и административной деятельности;
  • по основной деятельности.

Отличие в содержании

Выше было обозначено основное отличие приказа от распоряжения. В трудовом праве, однако, выделяются и некоторые другие моменты (а не только указание на функции руководства). О чем именно идет речь?

Речь идет о содержании. Так, текст любого приказа должен состоять из двух частей: констатации и распоряжения. В первой части приводятся основные факты, цели, события и задачи.

Вторая часть содержит сроки исполнения и ряд определенных действий. Текст же распоряжения не обязательно должен быть нормирован.

Более того, это и вовсе не обязательно должен быть текст (распоряжение может быть устным).

Таким образом, вопрос о том, каково основное отличие приказа от распоряжения (руководителя, представителя структурного отдела, заместителей и т. д.), носит очень обширный и содержательный характер.

Отличие в круге решаемых вопросов

Необходимо выделить и еще одно важнейшее отличие между приказом и распоряжением. Речь идет о круге решаемых вопросов или же о задачах. Дело в том, что содержательные стороны двух представленных типов указаний очень разные.

Так, приказ состоит из двух основных частей: констатации и распоряжения. В констатирующую часть документа входят разного рода события, факты, задачи и цели.

Распорядительная же часть особым образом раскрывает все эти элементы, а также содержит в себе непосредственно указание.

Совсем по-другому обстоят дела с распоряжением. Оно может как носить, так и не носить распорядительный характер.

Каково содержательное отличие приказа от распоряжения? В МВД и некоторых других структурах, например, существует следующая система:

  • срок действия распоряжений короткий, а у приказа — длительный;
  • прекратиться действие приказа может лишь после его исполнения, а распоряжения — после его отмены;
  • для внесения изменений в приказ весь документ придется переиздать, в случае же с распоряжением этого не требуется, любая модификация или коррекция может быть внесена прямо по ходу дела;
  • круг вопросов в приказе ограничивается оперативными сведениями, а в распоряжении — правовыми отношениями.

Нормативные документы

Еще один немаловажный вопрос, который бы стоило затронуть — это документооборот под каждое из представленных указаний. К слову, хоть какое-то отличие приказа от распоряжения и указания распорядительного типа здесь не найти.

Так, работодатель, желая отыскать определения рассматриваемых понятий, может найти их в ФАС — Федеральной архивной службе. Как ни странно, в этом сборнике представленные понятия трактуются как синонимы.

Связано это, скорее всего, с отсутствием отличий между ними в правовом поле.

К чему все это? Дело в том, что нормативные документы практически не фиксируют хоть какой-то разницы между распоряжением и приказом. Именно поэтому обращать внимание нужно в первую очередь на практическую составляющую.

Источник: https://fb.ru/article/302817/otlichie-prikaza-ot-rasporyajeniya-v-trudovom-prave

Отличие приказа от распоряжения

Разница между приказом и распоряжением

Тема: Кадровый документооборот

и приказ и распоряжение относятся к распорядительным документам организации, издаваемым в условиях единоличного принятия решения.

Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации в пределах его компетенции. Требования, изложенные в документе, обязательны для исполнения. Приказ, как правило, имеет неограниченный срок действия. Он касается принципиальных вопросов работы организации, на него можно ссылаться при исполнении сотрудниками полномочий.

Распоряжение – это правовой акт, который издаётся руководителем организации единолично и решает оперативные вопросы, стоящие перед юридическим лицом. Как и приказ, он обязателен для исполнения. По сложившейся практике, распоряжение наделяет лицо временными полномочиями, и ссылаться на него можно лишь в единичных случаях, а не постоянно, как на приказ.

Таким образом, разница между приказом и распоряжением весьма условна и сложилась только исходя из юридической практики. В праве эти понятия отождествляются, к ним предъявляются одинаковые требования.

Исходя из сложившегося положения, приказы издают только руководители юридических лиц (генеральные директора, президенты, председатели).

Распоряжения издают руководители филиалов или структурных подразделений.

Кроме того, приказ – это фундаментальный правовой акт, который действует до его отмены или выхода нового (например, приказ о ежемесячном распределении дежурств на предприятии). Распоряжение, исходя из сложившейся практики, действительно до его исполнения (например, выход на работу в праздничный день). В приказ могут вноситься изменения, вместо старых распоряжений принимаются новые.

Таким образом, можно определить, что разница между приказом и распоряжением заключается в следующем:

  • Создание правовой нормы — если распоряжение никогда не имеет нормативного характера, то приказ может создавать правовую норму. Но как приказ, так и распоряжение выступают в качестве правоприменительного локального акта.
  • Круг вопросов — приказ порождает длительные правовые отношения (например, распределение обязанностей, должностных полномочий и т.д.). Распоряжение издаётся в целях оперативного решения текущих проблем (выход на работу в выходной день, повышение стоимости продукции).
  • Срок действия — по сложившейся практике, распоряжение – это правовой акт, ограниченный во времени, в то время как приказ действует либо постоянно, либо до его полного исполнения, либо до издания нового документа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух», «Системы Главбух» vip -версии, «Системы Юрист » .

1. закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

«Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества

2. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона.

3. Единоличный исполнительный орган общества:*

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;*

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества».

2. закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

«Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества*».

3. закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

«Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством*.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия».

4. Статья: Локальное нормотворчество

В настоящее время происходит слияние локального и государственного нормотворчества. В качестве примера можно привести Информационное письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2006 № 04-0233/о.о «О примерном Перечне локальных актов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию».

Право развивается менее динамично, нежели регулируемые им отношения. В этой связи локальные акты, относящиеся к трудовым правоотношениям, являются перспективным правовым регулятором.

Локальным нормативным актам присущи все признаки нормативного правового акта, а именно: волевое содержание, официальный характер, множественность и иерархическое построение, всеобщность характера, государственная легализация компетенции уполномоченных субъектов на принятие данных актов, документальное оформление, предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений.

Правовые нормы, в отличие от локальных, создаются уполномоченными органами, выражают государственную волю, которая, в свою очередь, выражает волю народа. Локальные акты являются результатом нормотворческой деятельности организаций, они лишь косвенно могут быть обеспечены юридическими средствами и только в случае их применения совместно с правовыми нормами.

В целом локальные акты (явления, некогда искусственно исключенные из системы общественных отношений) возвращаются для строительства новых социальных механизмов.

В советском праве из массива правовых регуляторов учеными выделялись локальные правовые нормы.

Но в отличие от общих норм права локальные нормы рассматривались как регуляторы только внутренних трудовых отношений, складывающихся на социалистических предприятиях (объединениях) либо в их структурных подразделениях.

В качестве предмета локальных норм выступал комплекс трудовых отношений, характеризующийся не только общими признаками для многих предприятий, но и, главным образом, отражающими специфические особенности производства на конкретном предприятии.

Необходимость в локальных актах возникает, когда:

  • в законодательстве имеется пробел, который необходимо заполнить;
  • необходимо формализовать процедуры применения законодательных и иных нормативных правовых норм;
  • определенная область трудовых отношений регламентируется несколькими правовыми актами;
  • к этому обязывают законы, иные нормативные правовые акты.

Деятельность организации, направленная на упорядочение и регламентирование процесса труда в ее пределах, может проявляться в следующих функциях:

  • организационно-управленческой;
  • охранительной;
  • социально-трудового партнерства;
  • нормотворческой.

Попытка законодательной систематизации локальных нормативных актов принята в Трудовом кодексе РФ1.

Локальные правовые нормы можно классифицировать в зависимости от:

  • предмета, по поводу которого возникают регулируемые ими правоотношения;
  • вовлечения в механизм регулирования правовых отношений;
  • степени определенности правовой нормы (определенные, вспомогательные и восполнительные);
  • сферы деятельности и правового статуса самой организации (некоммерческая организация, ФГУП, акционерное общество).

По степени охвата локальные нормативные акты подразделяются на:

  • общие локальные нормативные акты, предназначенные для применения всеми структурными подразделениями организации;
  • локальные нормативные акты структурных подразделений, разрабатываемые с целью правового регулирования их деятельности;
  • индивидуальные локальные нормативные акты, предназначенные для закрепления индивидуального правового статуса работника (Приложение 1).

В зависимости от учета мнения представительного органа работников локальные акты могут:

  • предусматривать в соответствии с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и иными актами учет мнения представительного органа работников;
  • не предусматривать учет мнения представительного органа работников.

По субъектам, участвующим в принятии локальных актов, последние подразделяются на принятые:

  • единолично работодателем;
  • совместно с представительным органом;
  • с учетом мнения работников или представительного органа;
  • комиссиями2.

По времени действия локальные акты бывают:

  • многократного применения;
  • разового применения.

Также можно выделить локальные нормы:

  • воздействующие на поведение всех работников в процессе труда в конкретной организации;
  • регулирующие трудовые отношения только отдельных категорий работников организации.

Перечень обязательных локальных актов организации можно отразить в виде следующей таблицы (Приложение 2).

В ТК РФ отсутствует единый перечень локальных актов, которые должны приниматься посредством учета мнения выборного органа, законодатель не всегда последователен, требуя учитывать мнение представительного органа при принятии локальных актов (Приложение 3).

Важным для работников может стать вопрос о возможности обжалования принятого работодателем локального акта, если он, по мнению работников, ухудшает их положение по сравнению с действующим законодательством. Здесь следует иметь в виду, что представительный орган работников в силу ст. 372 ТК РФ может обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда или в суд.

Комитет профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда постановлений Правительства Республики Саха (Якутия), указывая, что они нарушают права работников отрасли ЖКХ на индексацию заработной платы, сдерживают рост заработной платы3.

Судебную практику применения законодательства о локальных нормативных актах можно условно разделить на две основные категории.

Первая категория споров связана с обжалованием коллективных договоров, когда работодатель не выполняет взятые на себя в соответствии с договором обязательства, в том числе по их финансированию.

Здесь важно обратить внимание, что если с иском обращается представительный орган работников, например профсоюзная организация, то спор вправе рассмотреть арбитражный суд, поскольку, во-первых, это спор между юридическими лицами, во-вторых, спор носит экономический характер, так как не исполняются денежные обязательства.

Региональная профсоюзная организация докеров обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с морского порта задолженности по отчислению денежных средств на проведение профсоюзом докеров культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Статьей 395 ГК РФ установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения этих средств за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Учитывая, что отношения сторон в данном деле не связаны с использованием денег в качестве платежа или средства погашения денежного долга, применять к этим отношениям положения ст. 395 ГК РФ неправомерно4.

Вторая категория споров связана с применением стимулирующих и компенсационных выплат, установленных в локальных нормативных актах в повышенном размере по сравнению с нормами, предусмотренными действующим законодательством в целях налогообложения.

В качестве примера можно привести Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.01.2005 № 16141/04.

По мнению ВАС РФ, законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены: общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен только трудовым законодательством. Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/20769-otlichie-prikaza-ot-rasporyajeniya

Кто подписывает распоряжение

Разница между приказом и распоряжением

Чем отличается приказ от распоряжения, законодательная практика не говорит — более того, эти термины в нормативно-правовых актах используются как синонимы. Тем не менее существуют сформировавшиеся в процессе делопроизводства различия как в форме, так и в. Основные назначения приказа и распоряжения, сходства и различия, существующие между этими видами документов.

Предупреждение: дисциплинарное взыскание

Предупреждение является дисциплинарной санкцией, и работодатель должен соблюдать определенный формализм при отправке одного работнику. Через заказное письмо с подтверждением получения или по электронной почте государство-работодатель и предупреждает работника о причинах предупреждения и предупреждает его о последствиях, если работник не изменит свое отношение.

Если говорить о государственных органах, то здесь приказ носит характер правового акта. Он издается непосредственно руководителем государственного управления. Здесь же существует и еще одна форма указа — приказание. Отличается она от приказа разве что тем, что применяется только в воинских частях от имени командира.

Приказ и распоряжение: в чем сходство и отличия

Сразу стоит отметить, что приказ и распоряжение относятся к распорядительным документам1, издаваемым в условиях единоличного принятия решения. В таких условиях власть по всем вопросам управления на предприятии в целом принадлежит его руководителю, а по вопросам управления внутри структурного подразделения – руководителю соответствующего уровня.

https://www.youtube.com/watch?v=t-0RLBTEf5k

Поручения и решения, содержащиеся в тексте приказа или ­распоряжения, могут быть направлены на:

  • совершенствование организационной структуры предприятия;
  • выбор средств и способов осуществления основной (или производст­венной) деятельности предприятия;
  • обеспечение предприятия финансовыми, трудовыми,­ ­материальными, информационными и иными ресурсами;
  • утверждение организационных документов и изменений к ним и т.д.

При этом нужно отметить, что поручения и решения, содержащиеся в приказах или распоряжениях, обязательны для исполнения всеми или определенными сотрудниками предприятия.

А теперь постараемся выявить отличия между рассматриваемыми нами видами документов.

Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем предприятия (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием.

Распоряжение2 – это правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом коллегиального органа, в целях разрешения оперативных вопросов; как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц и граждан.

В настоящее время на практике известно несколько подходов, которые определяют, в каких случаях должны создаваться приказы, а в каких – распоряжения.

1.

На небольших предприятиях, где право подписи распорядительных документов имеет только руководитель (или при его отсутствии – исполняющий обязанности руководителя), приказы издаются по основным задачам (например, по задачам основной деятельности предприятия, по задачам совершенствования организационной структуры и т.д.), а распоряжения – по оперативным вопросам и вопросам информационно-методического характера (например, по вопросам привлечения к работе в выходные и праздничные дни в связи с производственной необходимостью, по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и т.д.).

2.Второй подход приемлем для средних и крупных предприятий, где правом подписи распорядительных документов обладает не только руководитель предприятия, но и руководители структурных подразделений.

В этом случае руководитель предприятия издает приказы, которые распространяются на все предприятие в целом, а руководители структурных подразделений издают распоряжения, чьи действия обычно распространяется только на подчиненное данному руководителю структурное подразделение.

Приказы и распоряжения делятся на три подвида:

  • по основной деятельности;
  • по личному составу;
  • по административно-хозяйственным вопросам.

Сходства приказа и распоряжения

Это правоприменительные акты, относящиеся к распорядительной документации. Вне зависимости от поднимаемых проблем, оба акта отвечают букве закона и подлежат бесспорному исполнению. Решение по распоряжению принимается руководителем единолично. Данные акты сотрудники обязаны изучить под роспись.

Источник: https://urpravo-spb.ru/kto-podpisyvaet-rasporyajenie.html

В чем разница между приказом и распоряжением?

Разница между приказом и распоряжением

Трудовое право – сложная область знаний, ориентироваться в которой нужно и работодателю, и работнику. Термины «приказ» и «распоряжение» в делопроизводстве часто употребляются как синонимы. Однако, это разные по форме и содержанию нормативно-правовые акты.

Приказ в трудовом праве

Приказ – это акт управления, осуществляемый руководителем и обязательный для исполнения его подчиненными. Отменить приказ может только отдавшее его должностное лицо, либо вышестоящий начальник.

Невыполнение приказа влечет за собой дисциплинарную ответственность виновного. Приказ отдается в рамках должностных полномочий и направлен на решение основных задач и оперативных вопросов.

Самый распространенный пример приказа в делопроизводстве – приказ о приеме на работу.

Все приказы делятся на три основные группы:

  1. По вопросам основной деятельности.
  2. По кадрам (решение вопросов с персоналом)
  3. По хозяйственной деятельности.

Приказ считается вступившим в силу с момента его подписания. Приказы, регулирующие отношения с работниками, издаются в утвержденной форме.

Все виды приказов обязательно регистрируются, т. е. им присваивается номер и индекс. Номер приказа фиксируется в журнале регистрации приказов.

Излагаются приказы только от первого лица. Список в распорядительной части приказа должен быть нумерованным, а не маркированным.

Срок хранения приказов — не менее 10 лет (по основной деятельности). По кадрам – 50-75 лет (кроме приказов о взысканиях, оплачиваемых отпусках, обучении, дежурствах и командировках внутри страны).

Констатирующая часть приказа заканчивается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», выполненным прописными буквами.

Распоряжение в трудовом праве

Распоряжение – это также подзаконный акт, исходящий от органа власти или управления. Распоряжение обязательно для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

Распоряжение имеет краткий срок действия и направлено на ограниченный круг лиц или структурных подразделений.

Примеры распоряжений: о проведении ремонтных работ, о проведении конкурса, о подготовке перспективных планов.

Различают два основных вида распоряжений:

  1. С длительным сроком действия.
  2. Для решения отдельного вопроса.

Констатирующая часть распоряжения заканчивается словом «ОБЯЗЫВАЮ». Распоряжения регистрируются отдельно от других документов. При регистрации распоряжению присваивается номер в рамках календарного года, не содержащий буквенного кода. Оригинал документа подшивается в отдельное дело.

Если распоряжение подписывает руководитель филиала или отдела, оно должно быть согласовано с руководителем предприятия (организации).

В распоряжении необходимо обоснование, т. е. объяснение, для чего оно издается. По возможности указывается нормативный акт, послуживший обоснованием распоряжения. В случае приложения к распоряжению дополнительных документов, перечень их указывается в тексте.

Распоряжения издаются:

  • В рамках ранее разработанной программы или плана.
  • По указанию руководителя головной организации.
  • Инициатива может исходить от руководителей подразделений и специалистов.

В чем сходство приказа и распоряжения

И приказ, и распоряжение являются подзаконными актами управления. В правовом отношении они идентичны. И потому имеют между собой сходство по определенным параметрам:

  1. Оба вида ЛПА (локальных правовых актов) имеют констатирующую и распорядительную части.
  2. Сходство в реквизитах: указываются наименование организации, название документа, дата и номер издания, заголовок, подпись, лист согласования (отметки о согласовании).
  3. Оба акта — обязательны для исполнения.
  4. Имеют общую классификацию, т.е. решают вопросы, касающиеся определенных видов деятельности, хозяйственные вопросы, вопросы в сфере взаимодействия с работниками.
  5. Оба документа начинают действовать после подписания и изучаются сотрудниками под роспись.
  6. Приказ и распоряжение проходят общие подготовительные стадии издания: инициирование, сбор информации, подготовка проекта, согласование, при необходимости, — доработка проекта, подписание и регистрация, доведение до исполнителей.

Реквизиты, порядок оформления приказа и распоряжения регламентируются ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Чем отличается приказ от распоряжения

КритерииПриказРаспоряжение
По форме выпускаВ большинстве случаев – письменная формаПисьменная или устная форма
На кого распространяетсяНа всех членов трудового коллективаНа определенную группу работников
Какие вопросы решаетВопросы общей деятельности организации, регулирует трудовые отношенияРешает текущие задачи, касающиеся методических и организационных вопросов
По сроку действияПродолжительный период (или до отмены)Актуально до исполнения поставленных задач
По форме документаИмеет констатирующую и распорядительную частьМожет издаваться без констатирующей части
По степени обязательности исполненияТребует беспрекословного подчиненияНесет рекомендательную, информативную нагрузку
Кто подписываетРуководитель предприятия (организации)Право подписи имеют руководители структурных подразделений
Кто может внести изменения или отменитьТолько лицо, подписавшее документПри необходимости внесения изменений переиздается

В правовой сфере существенного различия между приказом и распоряжением нет. Чаще оба термина применяются во внутренних взаимоотношениях. Но они могут регулировать и отношения с внешними субъектами.

Источник: https://vchemraznica.ru/v-chem-raznica-mezhdu-prikazom-i-rasporyazheniem/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий