Российское законодательство в области предпринимательства

1. Анализ российского законодательства в области государственной под­держке субъектов малого и среднего бизнеса

Российское законодательство в области предпринимательства

Практическоезанятие 3 (ПЗ-3) Финансовые методы антиинфляционного регулированияи создания конкурентной среды

1.Анализ российского законодательствав области государственной под­держкесубъектов малого и среднего бизнеса

2. Федеральные ирегиональные программы развития малогои среднего бизнеса

3.Государственный и муниципальный заказкак метод финансовой поддержки малогои среднего бизнеса

4.Механизмы льготного кредитованиясубъектов малого и среднего бизнеса.

5.Финансирование создания информационныхресурсов для субъектов малого и среднегобизнеса

6.Отечественный и зарубежный опытгосударственно-частного партнерствав развитии малого и среднего бизнеса

7.Финансовыеметоды антимонопольного регулированияи воздействия на инфляционные процессы

8. Влияниеорганизации исполнения бюджетовбюджетной системы на темпы инфляции

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/

1. Правовое регулирование деятельностималого бизнеса

Согласно ст.

2 Федерального закона N209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации» нормативное правовоерегулирование развития малого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации основывается на КонституцииРФ и осуществляется этим же ФЗ, другимифедеральными законами, принимаемыми всоответствии с ними иными нормативнымиправовыми актами РФ, законами и иныминормативными правовыми актами субъектовРФ, нормативными правовыми актамиорганов местного самоуправления.

Анализ предмета регулирования исодержания Федерального закона N209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации» позволяет сделать выводо том, что специальные нормативно-правовыеакты о малом и среднем предпринимательствеследует отнести к сфере административногозаконодательства, которое согласност.

72 Конституции РФ относится к предметамсовместного ведения Российской Федерациии ее субъектов. Следовательно, вопросыразвития малого и среднего предпринимательствапризваны регулировать как федеральное,так и региональное законодательство.

С учетом этого обстоятельства к числунормативно-правовых актов, регулирующихвопросы развития малого и среднегопредпринимательства, относятся следующие:

I. Конституция РФ, котораязакрепляет общие принципы правовогорегулирования предпринимательскойдеятельности, устанавливает минимумгарантий прав и интересов участниковпредпринимательских правоотношений,который не может быть ограничен,закрепляет предметы ведения РоссийскойФедерации и субъектов РФ.

II. Федеральный законN209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации» и другие федеральныезаконы. Правовые основы деятельностималого и среднего предпринимательстваво многом определяются Гражданскимкодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАПРФ и др.

Помимо кодифицированных актов изданозначительное число иных федеральныхзаконов, регулирующих предпринимательскуюдеятельность:

1) федеральные законы, устанавливающиегосударственные требования к организациии осуществлению предпринимательскойдеятельности:

а) ФЗ от 8 августа 2001 года N129-ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей»;

б) ФЗ от 8 августа 2001 года N128-ФЗ «О лицензировании отдельныхвидов деятельности»;

в) ФЗ «О внесении изменений в федеральныйзакон о лицензировании отдельных видовдеятельности» — вводит изменения влицензионное законодательство,устанавливает замену институталицензирования страхованием в шестивидах деятельности и возможностьавтоматического продления лицензийдля тех представителей бизнеса, которыене совершали нарушений, это поможетмалому бизнесу: не стоит будет приноситьбольшие пачки документов, для того чтобыпродлить лицензии.

г) ФЗ от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ «О техническом регулировании»;

д) ФЗ от 8 августа 2001 года N134-ФЗ «О защите прав юридических лици индивидуальных предпринимателей припроведении государственного контроля(надзора)»;

е) ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты РоссийскойФедерации в части исключениявнепроцессуальных прав органов внутреннихдел Российской Федерации, касающейсяпроверок субъектов предпринимательскойдеятельности.» — позволяет защититьпредпринимателей от чрезмерногоадминистративного давления.

Ж) ФЗ «О внесении изменений в частьвторую Налогового кодекса» — этотзакон направлен на поддержку предприятиймалого бизнеса путём создания болееблагоприятных условий для примененияими специальных налоговых режимов

2) федеральные законы, определяющиеосновные принципы рыночной экономики:

а) ФЗ от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции»;

б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N2383-1 «О товарных биржах и биржевойторговле»;

в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

3) федеральные законы, устанавливающиеправовое положение хозяйствующихсубъектов:

а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N14-ФЗ «Об обществах с ограниченнойответственностью»;

в) ФЗ от 8 мая 1996 года N41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

г) ФЗ «Об особенностях отчуждениянедвижимого имущества, находящегося вгосударственной собственности субъектовРоссийской Федерации или в муниципальнойсобственности, и арендуемого субъектамималого и среднего предпринимательства»- позволяет приобрести в собственностьпредпринимателям арендуемую у государстванедвижимость.

4) федеральные законы, регулирующиеотдельные виды предпринимательскойдеятельности:

а) ФЗ от 29 октября 1998 года N164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

б) ФЗ от 8 августа 2001 года N119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

г) ФЗ от 13 марта 2006 года N38-ФЗ «О рекламе» и т.д.

III. Иные нормативно-правовыеакты Российской Федерации, принимаемыев соответствии с перечисленнымифедеральными законами.

Видимо законодательимеет в виду федеральные подзаконныеакты, особое место среди которых должнызанять федеральные программы развитиямалого и среднего предпринимательства,утверждаемые Правительством РФ.

К числуфедеральных подзаконных актов,регулирующих предпринимательскуюдеятельность сегодня, относятся также:

1) Указы Президента РФ (например, УказПрезидента РФ от 9 марта 2004 года N314 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти»);

2) Постановления Правительства РФ(Например, Постановление ПравительстваРФ от 12 августа 2002 года N584 «Об утверждении положения опроведении конкурса по продажегосударственного или муниципальногоимущества»);

3) Нормативные акты федеральных органовисполнительной власти (министерств,ФАС РФ и др.);

IV. Законы и иныенормативно-правовые акты субъектов РФ,которые издаются законодательными иисполнительными органами субъектов РФв пределах установленной ст.

71-73 КонституцииРФ компетенции и не могут противоречитьфедеральному законодательству.

Комментируемый закон четко указываетна необходимость приятия в каждомсубъекте РФ не только специальногозакона, регулирующего вопросы развитиямалого и среднего предпринимательства,но и соответствующей региональнойпрограммы.

V. Нормативные правовыеакты органов местного самоуправления.

К их числу относятся уставы муниципальныхобразований, а также иные нормативно-правовыеакты, виды, порядок принятия (издания),официального опубликования (обнародования)и вступления в силу кото?ы? определяютсяуставом.

Важное место в системемуниципальных нормативно-правовыхактов должны занять принимаемые органамиместного самоуправления муниципальныепрограммы развития малого и среднегопредпринимательства.

В условиях расширения сотрудничестваотечественных предпринимателей синостранными хозяйствующими субъектамиважную роль в регулированиипредпринимательских отношений играюттакже общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международныедоговоры РФ.

ФЗ «О развитии малого исреднего предпринимательства в РФ»не содержит отдельных положений о данномисточнике правового регулированиявидимо потому, что его специфика довольночетко определена Конституцией РФ ииными федеральными законами. Так, вФедеральном законе «О международныхдоговорах Российской Федерации»,Грибов В.Д.

Правовые основы бизнеса:Учебное пособие. — М.: 2008. — 160 с. принятомГосударственной Думой 16 июня 1995 года ивступившем в силу 21 июля 1995 года, даноопределение международных договоров.

Так, международным договором РоссийскойФедерации признается международноесоглашение, заключенное Россией синостранным государством (илигосударствами) либо с международнойорганизацией в письменной форме ирегулируемое международным правом.

Международные договоры РоссийскойФедерации заключаются от имени РоссийскойФедерации (межгосударственные договоры),от имени Правительства РоссийскойФедерации (межправительственныедоговоры, от имени федеральных органовисполнительной власти (договорымежведомственного характера).

2. Федеральный Закон Российской Федерации№209

Статья 1. Предмет регулирования настоящегоФедерального закона.

Настоящий Федеральный закон регулируетотношения, возникающие между юридическимилицами, физическими лицами, органамигосударственной власти РоссийскойФедерации, органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления всфере развития малого и среднегопредпринимательства, определяет понятиясубъектов малого и среднегопредпринимательства, инфраструктурыподдержки субъектов малого и среднегопредпринимательства, виды и формы такойподдержки.

Статья 2. Нормативное правовое регулированиеразвития малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации

Нормативное правовое регулированиеразвития малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации основываетсяна Конституции Российской Федерации иосуществляется настоящим Федеральнымзаконом, другими федеральными законами,принимаемыми в соответствии с нимииными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами субъектовРоссийской Федерации, нормативнымиправовыми актами органов местногосамоуправления.

Статья 7. Особенности нормативно-правовогорегулирования развития малого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации

В целях реализации государственнойполитики в области развития малого исреднего предпринимательства в РоссийскойФедерации федеральными законами и иныминормативными правовыми актами РоссийскойФедерации могут предусматриватьсяследующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенныеправила ведения налогового учета,упрощенные формы налоговых декларацийпо отдельным налогам и сборам для малыхпредприятий;

2) упрощенные способы ведения бухгалтерскогоучета, включая упрощенную бухгалтерскую(финансовую) отчетность, и упрощенныйпорядок ведения кассовых операций длямалых предприятий;

(п.2 в ред. Федерального закона от02.07.2013 N144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) упрощенный порядок составлениясубъектами малого и среднегопредпринимательства статистическойотчетности;

4) льготный порядок расчетов заприватизированное субъектами малогои среднего предпринимательствагосударственное и муниципальноеимущество;

5) особенности участия субъектов малогопредпринимательства в качествепоставщиков (исполнителей, подрядчиков)в осуществлении закупок товаров, работ,услуг для государственных и муниципальныхнужд;

Источник: https://studfile.net/preview/2618549/

Российское законодательство в области предпринимательства

Российское законодательство в области предпринимательства

Каждая сфера в государстве регулируется некими правилами. Не обходит этот факт и бизнес.

Каждому начинающему такую деятельность, желательно изучить закон о предпринимательской деятельности в 2018 году.

Он регулирует правовые отношения, между коммерсантом, государством и всеми участниками рынка. Рассмотрим подробнее, что он значит.

В правовом поле, он имеет цель развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Он включает в себя довольно много пунктов.

В основном, все они направлены на регулирование и пояснение. Сделано это для того, чтобы каждый, кто занимается подобной деятельностью знал свои права и обязанности.

Также, на данный момент присутствуют пункты о стимулировании со стороны власти.

Основные моменты, содержащиеся в законопроекте:

  • предмет регулирования настоящего Федерального закона;
  • единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • даёт основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе;
  • определение категорий субъектов малого и среднего бизнеса;
  • федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что он регламентирует

Закон № 209-ФЗ имеет цель регламентации всех аспектов. Начиная с категорий субъектов коммерции, заканчивая особенностями управления и развития. Особое внимание, отведено требованиям, которые должны соблюдаться. Задача проверяющих органов, в вою очередь, обеспечить соблюдение всех статей указа. Рассмотрим подробнее.

Что относиться к этому:

  • обязанности;
  • права;
  • работа с государством;
  • налогообложение;
  • работа с иностранными лицами, а также с временной регистрацией;
  • формы;
  • объединение;
  • отношения с между сотрудниками и работодателем.

Другие законопроекты

Кроме приведенных, существует множество указов, вмещающих в себя разнообразные статьи. Целью этого, является регулирование коммерческих вопросов во всех сферах. Начиная от регистрации, заканчивая наймом сотрудников и правилами продажи. Рассмотрим основные из них.

Смотрите на эту же тему:  Как открыть транспортную компанию по франшизе

Правовые регулирующие нормы:

  • о развитии предпринимательства;
  • Гражданский кодекс;
  • Налоговый кодекс;
  • Конституция РФ;
  • о защите конкуренции;
  • о естественных монополиях;
  • о недрах;
  • о поставках продукции для федеральных нужд;
  • постановление о связи.

Так, как это довольно широкая сфера во всех областях жизни, то и упоминание о ней почти везде. Все законы, касающиеся нормативно-правовых отношений, имеют пункты, касающиеся предпринимательства. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности устанавливает четкие сроки регистрации или отказа для начала своего дела.

Польза или вред

Бизнес разделен на несколько мнений по поводу того, помогает ли государственное регулирование или вредит. Данное мнение скорее зависит от сферы и честности человека.

Для некоторых компаний, не составляет труда, придерживаться всех статей. Также, есть те, кто действительно оплачивает абсолютно все налоги.

Но есть и другие, рассмотрим подробнее, этот вопрос.

Польза:

  • постановление о монополии защищает малый и средний бизнес;
  • опираясь на указы, можно обжаловать действия проверяющих органов;
  • каждый участник рынка, может узнать свои права и обязанности;
  • для каждой компании, прописаны правовые рамки;
  • защищают от недобросовестной конкуренции.

Вред:

  • часто используют для давления;
  • некоторые неточности и противоречия мешают работать.

Почти все подобные акты стран СНГ, довольно похожи. Например, закон Украины также начинается с описания субъектов и объектов.

В большинстве своем, некоторые пункты меняются время о времени, но основная составляющая прежняя. задача этих актов, обезопасить рынок и государство.

Ведь к сожалению, иногда свое дело, люди ведут с нарушением всех возможных правил.

«Государственная поддержка бизнеса»

Из этого видео вы узнаете, с какими вопросами имеет право обратится гражданин в государственные органы.

Смотрите на эту же тему:  Бизнес-план по открытию медицинского центра

Источник: https://Bizneslab.com/zakon-o-predprinimatelskoj-dejatelnosti-2016/

Разъяснение основных положений законов о предпринимательской деятельности 2019 года

Не существует единого федерального нормативно-правового акта, содержащего нормы, в полном объеме регулирующие ведение малого бизнеса. Закон о предпринимательской деятельности в 2019 году остается в статусе законопроекта и пока еще не принят Государственной думой Российской Федерации.

Закон о предпринимательской деятельности 2019 года призван регулировать отношения, возникающие в сфере экономики между государством и участниками рынка. Цель законопроекта, внесенного на рассмотрение в Государственную думу — развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Формулировка закона

Текст законопроекта содержит пункты о правах и обязанностях участников рынка, а также о мероприятиях, проводимых государством в сфере малого бизнеса.

Условно статьи можно разделить на две категории:

  • регулирующие правоотношения;
  • поясняющие основные понятия в области предпринимательской деятельности.

Законопроект содержит главы:

  • о предмете регулирования Федерального закона;
  • о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • о нормативно-правовом управлении развитием бизнеса в России;
  • об определениях основных понятий, использующихся в законе;
  • о категориях субъектов;
  • о статистических наблюдениях федерального масштаба за деятельностью малых и средних предприятий.

Что он регламентирует?

Закон должен будет регламентировать все аспекты предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется требованиям к бизнесменам и контролирующим государственным органам.

Законопроект регулирует:

  • права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности;
  • государственно-частное партнерство;
  • правила налогообложения;
  • работу с иностранными гражданами и лицами, имеющими временную регистрацию;
  • формы предпринимательской деятельности;
  • объединения в сфере малого и среднего бизнеса;
  • отношения между работниками и работодателями.

Другие законопроекты, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность

В июне 2019 года на рассмотрении Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству находится 6 законопроектов о предпринимательской деятельности:

  1. О внесении изменений в часть первую ГК РФ в отношении занятия несовершеннолетними предпринимательской деятельностью. Депутаты предлагают изменить возраст эмансипации с 16 до 14 лет. А также закрепить, что для ведения бизнеса начинающим предпринимателем достаточно получить письменное разрешение его законных представителей.
  2. О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Правительство предлагает добавить статью об условиях ведения гражданами отдельных видов бизнес-деятельности без государственной регистрации в качестве ИП.
  3. О внесении изменений в КоАП РФ об установлении административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
  4. О внесении изменений в статью 14.1 КоАП РФ в части повышения ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность незаконно. Предлагается увеличить размер штрафа до пяти тысяч рублей для лиц, ведущих бизнес без регистрации или лицензии.
  5. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке». Депутаты Госдумы предлагают дополнить нормативный акт статьей, регулирующей учет рентабельности объекта недвижимости для целей налогообложения, используемого для предпринимательской деятельности.
  6. О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности. Предлагается увеличить размер штрафа за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров. Нововведения могут распространяться и на бизнесменов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сфере перевозки грузов автомобильным транспортом.

Источник: https://advokat144.com/rossiyskoe-zakonodatelstvo-v-oblasti-predprinimatelstva/

Российское законодательство в сфере информационной деятельности

Российское законодательство в области предпринимательства

Завальнев Вячеслав Игоревич,

Московский государственный областной университет,

г. Москва

В сфере информационной деятельности отдельного федерального законодательства не существует, но во многих федеральных законах есть нормы, обеспечивающие правовую регламентацию информационных отношений.

В целом  правовой фундамент в области информационной деятельности составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы специального и общего назначения, Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ.

Конституция РФ содержит информационно-правовые нормы, гарантирующие общие информационные права и свободы граждан и устанавливающие права и обязанности субъектов информационных отношений вне зависимости от их сферы профессиональной деятельности, а также вводящие ограничения на доступ к определенной информации, составляющей государственную, военную и иную тайну. Согласно Основному закону страны, каждый гражданин «… имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»[1].

Право свободного поиска и получения информации предоставляет возможность гражданам РФ получать интересующую их информацию от любых органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и объединений,  частных фирм и иных структур.

Право передачи информации означает свободу обмена ею с заинтересованными в ней лицами, а право производить и распространять информацию обусловлено свободой творческой и иной разрешенной законом деятельности, результатом которой является создание новой или преобразование имеющейся информации и соответствующее ее распространение любым законным способом — свобода творческой и интеллектуальной деятельности, массовой информации и запрет цензуры конституционно гарантированы[2]. Исключение составляют лишь ограничения в распространении информации, касающейся защиты конституционного строя, национальной безопасности, обеспечения обороноспособности, нравственного и физического здоровья людей, а также определенных законом сведений, составляющих государственную тайну.  В то же время получение информации о деятельности граждан не допускается без их личного на то согласия[3]. Одновременно Основной закон защищает субъектов каждого гражданина от вредоносной и опасной информации в их адрес, сопряженной с возбуждением социальной, расовой, национальной и религиозной вражды[4]. 

Государство, в свою очередь, должно осуществлять информационную политику, направленную на совершенствование информационного законодательства, повышение уровня информационно-правовой культуры всех субъектов профессиональной и иной деятельности. Этому требованию вполне отвечала ст.128 Гражданского кодекса РФ 1994 г.

, в которой информация прямо рассматривалась как объект гражданских прав[5]. Разумеется, это не означает, что информация формально перестала быть объектом правовых отношений.

Компенсация изъятия этого положения остается в статьях, обязывающих предоставлять информацию: а) о товаре при его продаже (заключении договора розничной купли-продажи) традиционным способом или посредством автоматов (ст.495, 498);  б) при производстве подрядных (ст.728,732) и научно-исследовательских работ (ст.774); в) при осуществлении банковских операций (ст.840).

По мнению ученых-правоведов, информация выступает в качестве объекта юридических отношений: а) при защите прав собственника (ст.304, 353); б) при заключении договора банковского вклада (ст.840); в) при ведении дел в простом товариществе (ст.67, 1045); г) как конфиденциальная (ст.771) и коммерческая информация (ст.1027, 1031, 1032); д) как коммерческая (ст.

727), банковская (ст.727), семейная и личная тайна (ст.150); е) как тайна страхования (ст.946) и в ряде других случаев. Кроме того, с 2008 года в Российской Федерации законодательно закреплено (ст.1466) исключительное право на секрет производства (ноу-хау).

Исключительно важными для информационной деятельности являются федеральные законы специального и общего назначения. В числе специальных законов особо следует выделить Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В этом законе информация представлена как самостоятельный объект правовых отношений, определен правовой статус различных категорий информации и официально закреплено «право физических и юридических лиц осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

Важную роль играют федеральные законы специального назначения. К примеру, для информационного обеспечения предпринимательской деятельности важен Федеральный закон от 24 июля 2007 г.

№209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором предусмотрена специальная информационная поддержка органами государственной и муниципальной власти малого и среднего бизнеса посредством формирования информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей федерального, регионального и муниципального уровней[6].

Прямое отношение к информационному обеспечению любой разрешенной законом деятельности имеют Федеральные законы 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», от 13 января 1995 г.

№ 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», от 15 июля 1995 г.

№ 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», которые обеспечивают реализацию гласности деятельности органов власти, порядок обязательного опубликования нормативно-правовых актов и другой информации, касающейся прав и законных интересов всех субъектов РФ.

Большое значение имеет также Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «О персональных данных». Несмотря на многие сложности его применения, этот закон обеспечивает защиту основных прав и свобод человека и гражданина при использовании его персональных данных.

Важно, что этот закон предусматривает создание государственного регистра «населения Российской Федерации, который будет содержать идентификаторы персональных данных всех физических лиц, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации».

Федеральные законы от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» являются правовой основой защиты информации, отнесенной к государственной и коммерческой тайне от несанкционированного доступа.

Важную роль играет также Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Согласно этому Указу, Правительство Российской Федерации в 2012-2014 гг. обязано:

а) сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых документов, результатах их общественного обсуждения путем создания единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

б) обеспечить повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, касающейся состава подлежащей обязательному опубликованию информации;

в) в рамках концепции «Российской общественной инициативы» предоставить гражданам возможности для публичного представления ими предложений в сети Интернет;

г) обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти РФ;

д) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

В данной статье отмечены и кратко охарактеризованы лишь основные правовые акты, касающиеся информационной деятельности и информационных отношений. В целом правовая база, регламентирующая информационные отношения в конкретной сфере экономической, социальной и иной разрешенной законом деятельности, гораздо шире.

Сведения об авторе:

Завальнев Вячеслав Игоревич,

аспирант кафедры социальных наук и государственного управления

Московского государственного областного университета

Адрес: 124482, Москва-Зеленоград, корп. 315, кв.77

e-mail: aipirogov@rambler.ru

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=54031

Российское экономическое законодательство

Российское законодательство в области предпринимательства

Сформированная в настоящее время система законодательных актов определяет как общие условия предпринимательской деятельности, так и порядок ведения этой деятельности в отдельных сферах экономики. Регламентируя предпринимательскую деятельность, государство стремится установить правовое основы единого для всей страны рынка.

Одной из базовых концепций, лежащих в основе правового регулирования экономики, выступает концепция социальной рыночной экономики. В действующей Конституции Российской Федерации данная концепция прямо не отражена, однако закрепленная в ст. 7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Наибольшее значение в правовом регулировании экономической деятельности имеет закон. Формирование российского экономического законодательства осуществлялось по двум основным направлениям:

1. Принятие законов, которые определяют общие условия осуществления экономической деятельности (Гражданский кодекс Российской Федерации, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.).

2. Издание законов, которые регламентируют предпринимательскую деятельность в определенных сферах экономики (закон «О банках и банковской деятельности», закон «О рынке ценных бумаг» и др.).

Современные конституции большинства государств содержат множество норм, регулирующих отношения в сфере экономики. Это обусловило появление в научном обиходе понятия «экономическая конституция», означающего совокупность конституционных положений, связанных единым предметом — отношениями в сфере экономики и проникнутых внутренним единством логико-правовых системных связей.

Система таких конституционных положений включает в себя принципы основ конституционного строя — свободы экономической деятельности, единого экономического пространства, многообразия и равной защиты различных форм собственности, защиты конкуренции (ст. 8 Конституции Российской Федерации).

Эти принципы составляют общую часть «экономической конституции». Стержнем же ее выступают нормы об основных экономических правах и свободах — о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.

34), о праве на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37), о праве частной собственности (ст. 35, 36), о праве на защиту своего доброго имени (ст.

23), что в экономической сфере означает право на защиту деловой репутации, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства.

Основную роль в правовой регламентации экономической деятельности играет Гражданский кодекс Российской Федерации, который определяет общие условия для предпринимательской деятельности. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (абз. 3 п. 1 ст.

2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, общие положения гражданского законодательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Кроме того, для некоторых отношений с их участием в Гражданском кодексе Российской Федерации предусматриваются специальные правила.

Специальный характер придается, в частности, положению, которое содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ о повышенной ответственности предпринимателей.

Такими же «специализированными», направленными на урегулирование отношений с участием предпринимателей, являются нормы о содержании и режиме предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст.

2), о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке (абз. 2 п. 1 ст. 10), о поставках товаров (ст. 506), о хранении на товарном складе (ст. 907), о доверительном управлении имуществом (ст. 1012) и т.д.

Наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации большую роль в правовом обеспечении экономики играют Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс.

Помимо кодифицированных нормативных актов важнейшим звеном в системе источников, регулирующих экономическую деятельность, выступают федеральные законы, которые могут быть классифицированы следующим образом:

— законы, регулирующие общее состояния рынка (например, Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»);

— законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

— законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон «О рекламе»);

— законы, устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся определенным видом деятельности (например, Закон РФ «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»);

— законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О техническом регулировании»).

Подзаконные нормативно-правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. Большой массив источников составляют акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере.

Для правового регулирования экономики России судебная практика становится новым и весьма важным источником права, несмотря на то, что в юридической литературе продолжается дискуссия по поводу возможности признания ее таковым.

Судебная практика по вопросам, касающимся экономической сферы, многообразна. Это, прежде всего, решения Конституционного Суда РФ, которые действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, являются актами, содержащими важные прецеденты толкования.

Большое значение для единообразного понимания смысла применяемых норм законодательства в сфере экономики имеют постановления и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В некоторых случаях принимаются совместные постановления судебных органов.

В систему правового обеспечения экономики входят и обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота широко используются во внешнеторговом обороте. Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет установлено законом или соглашением сторон.

В отличие от обычая делового оборота, обыкновение — это сложившееся правило, которым стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга и устанавливают необходимость руководствоваться этим правилом.

Основу для применения обыкновений составляют сборники международных торговых обыкновений. Они служат образцом для формирования договорных условий. Такую роль играют разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс».

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, данные нормы применяются и к отношениям в сфере экономики.

Источник: https://studopedia.su/7_17885_rossiyskoe-ekonomicheskoe-zakonodatelstvo.html

Закон о предпринимательской деятельности в РФ

Российское законодательство в области предпринимательства

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», речь о котором пойдет ниже.

Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:

  • Физическими и юридическими лицами;
  • Органами гос. власти РФ;
  • Органами гос. власти субъектов РФ;
  • Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса.

В статье 3 настоящего ФЗ о предприятиях и предпринимательской деятельности подробно перечислены следующие понятия:

  • Субъекты малого и среднего бизнеса;
  • Инфраструктура поддержки субъектов;
  • Формы и виды поддержки.

В ФЗ №209 присутствуют статьи, на основании которых осуществляется сбор статистических данных о деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства. Собранные статистические данные сортируются по ежемесячным и ежеквартальным отчетам.

Если малый бизнес еще не развит, но продолжает работать, то руководители организации должны предоставить в бюро статистики данные каждые 12 месяцев.

Иногда проводятся выборочные статистические наблюдения о деятельности бизнеса по решению Правительства Российской Федерации.

Скачать закон о частном предпринимательстве РФ

Для развития деятельности в сфере бизнеса в РФ применяется отдельная государственная политика, которая реализуется местными властями. Она направлена на достижение целей и принципов, установленных Федеральным законом №209.

Цели государственной политики:

  • Формирование конкурентной среды в экономике РФ;
  • Обеспечение благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Обеспечение конкурентоспособности;
  • Оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в области продвижения товаров и услуг;
  • Увеличение количества субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • Увеличение доли налогов, уплаченных субъектами предпринимательства.

Принципы государственной политики:

  • Разделение обязанностей между гос. властями при оказании помощи среднему и малому предпринимательству;
  • Ответственность федеральных органов гос. власти за правильное ведение бизнеса. Создание необходимых условий для экономического развития субъектов предпринимательства.

Чтобы скачать Федеральный закон с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

Изменения в законе о развитии предпринимательства

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.

П 2 статьи 4

Ознакомьтесь  Закон «О смене резины»

В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.

П 2.1 статьи 4

П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.

Ч 3 статьи 4

В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства.

Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.

Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.

Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ

Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.

Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.

Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.

Чтобы скачать изменения и дополнения настоящего Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», перейдите по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-predprinimatelskoj-deyatelnosti-v-rf/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий