Санкции применяемые за нарушение норм финансового права их особенности виды

Особенности финансово-правовой ответственности

Санкции применяемые за нарушение норм финансового права их особенности виды
кандидат юридических наук, доцент * студент **

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов,

Ключевые слова: деньги, ответственность, финансовая система, правонарушение, преступление.

Ответственность – это особый элемент публичного управления, применяемый исключительно в случаях нарушения закона.

В настоящее время делаются попытки выделения и научного обоснования отдельного вида ответственности – финансово – правовой ответственности, включающей в себя и ответственность за нарушение законодательства, регулирующего денежные отношения. Так, А.И.

Иванский в своем исследовании приходит к выводу, что «финансово — правовая ответственность находится в системной связи со всеми видами юридической ответственности» [3, с. 26].

Ранее в праве существовала отраслевая привязка видов ответственности, в частности, выделялась уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная и другие виды ответственности. Стоит согласиться с мнением А.С. Емельяновым и Н.Н.

Черногоровым, что деление видов ответственности «не совпадает с отраслевой структуры права уже по той причине, что видов ответственности меньше, чем отраслей права, причем за нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и  того же вида, например, «административная» [1, с. 46].

Понятие «финансово — правовая ответственность» как вид юридической ответственности на современном этапе применяется в двух основных значениях:

1) это ответственность, предусмотренная непосредственно финансовым законодательством;

2) это все виды ответственности (уголовная, административная и др.), предусмотренные за финансовые правонарушения.

По своему содержанию ответственность за нарушение финансового законодательства, является правовосстановительной. Как отмечает, профессор Н.Н. Черногор «финансово — правовые санкции должны быть применены в полном объеме, чтобы загладить тот вред, который был причинен финансовой системы.

Применение же штрафных и карательных санкций может быть досрочно прекращено придостижение целей ответственности [2, с. 51]». По мнению Н.А.

Саттаровой, «необходимым условием реализации финансово — правовой ответственности является финансовое правонарушение, которое имеет четырехэлементный состав, который объединяет объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону» [7, с. 16]. По мнению М.Б.

Разгильдиевой, «значимой и повсеместно отражаемой характеристикой правового принуждения является указание на то, что посредством принуждения к лицу применяются правоограничения. Однако не всегда ясно, что именно представляется собой правоограничения, налагаемые в рамках правового принуждения [6, с. 13].

Одним из видов финансово – правовой ответственности, является ответственность в денежном праве, которая существует наравне с ответственностью в бюджетном праве, налоговом праве и т.д.

Возникновение данного вида юридической ответственности обусловлено нарушениями законодательства, регулирующего порядок денежного обращения, движения денежных потоков в наличной и безналичной формах, а также правила совершения валютных операций.

Устанавливая определенные требования в указанной сфере, государство стремится их обеспечить в том числе и мерами государственного принуждения, с тем, чтобы не допустить незаконную денежную эмиссию, неконтролируемый оборот наличных и безналичных денежных средств (включая их нелегальное обналичивание), что негативным образом отражается на функционировании финансовой системы государства в целом [4, с. 222].

В контексте необходимости применения мер государственного принуждения в рассматриваемой сфере нельзя не обратить внимания на такое антисоциальное явление, содержащее элементы незаконного оборота денежных средств, как легализация доходов, полученных преступным путем, создающее финансовую базу для существования преступности.

В настоящее время изучение вопросов ответственности в денежном праве, как правило, осуществляется непоследовательно: такое положении предопределено по крайней мере двумя обстоятельствами:

Во- первых, в доктринальных источниках отсутствует единство во мнениях относительно природы финансового права, его соотношения с другими отраслями и правовыми институтами: валютным, налоговым,  бюджетным и др.

Кроме того, в последнее  время наметилась тенденция к выделению денежного права в подотрасль финансового права, т.к основанием ответственности в сфере денежного обращения является финансовое правонарушение [5, с.

10].

Во- вторых, регулятивное законодательство, устанавливающее обязательные требования к эмиссии денежных средств, организаций денежного обращения, совершению валютных операций и т.д.

, не являются кодифицированным, поэтому не предусматривает общих норм об ответственности в указанной сфере; специальные нормативно — правовые акты, регулирующие отношения в данной области, отсылают к нормам других отраслей права, в частности, уголовного и административного, содержащим признаки конкретных правонарушений и меры ответственности за их совершение.

Таким образом, ответственность в финансовом праве является разновидностью юридической ответственности, предусмотренная непосредственно за финансовые правонарушения, а одним из видов финансово — правовой ответственности выступает ответственность  в денежном праве, которая наступает за совершение соответствующего правонарушения в сфере национального денежного обращения и валютного регулирования.

Список литературы:

1. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово — правовая ответственность. М.,2004.С.124.

2. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово — правовая ответственность. М.,2004.С.124.

3. Иванский А.И. Финансово – правовая ответственность в современной Украине: теоретические исследования: автореф. дис….д.ю.н. Одесса, 2009. С.471.

4. Кучеров И.И. Право денежного обращения: курс лекций. М., 2013. С.256.

5. Назаров В.Н. О понятии и системе денежного права // Финансовое право. 2013.№7.С.10.

6. Разгильдеева М.Б. Финансово — правовое принуждение: монография. Тамбов,2011.С.340.

7. Саттарова Н.А. Место категории «принуждение» в регулировании денежного обращения // Финансовое право.2011.№12.С.16.

Источник: http://aprobacia.ru/osobennosti-finansovo-pravovoj-otvetstvennosti.html

Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды

Санкции применяемые за нарушение норм финансового права их особенности виды

Санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

Финансово-правовая санкция представляет со­бой форму реагирования государства на нарушение законода­тельства, регулирующего порядок аккумулирования, распределе­ния и использования государственных и муниципальных денеж­ных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финан­сового проступка.

К определению финансовых санкций 2 подхода
Как санкции за нарушение финансового законодательства   Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф и т. д.   2. Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора Здесь мера ответственности выступает в значении «в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в соответствии с ним»  

Финансово-пра­вовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответствен­ности.

За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ.

Особенность финансово-правовых санкций про­является в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает воз­можность применения к нарушителям бюджетного законода­тельства иных мер в соответствии с федеральными законами.

Финан­сово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний.

Специфические признаки (позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых)  
1) — применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;  
2) — они предусмотрены нормами ФП;  
3) — являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;  
4) — имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств — правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;  
5) — основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;  
6) — могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);  
7) — в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;  
8) — денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;  
9) — правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;  
10) — имеют специфические виды принуждения;  
11) — для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих.  
Несмотря на различные способы исчисления, все финансо­вые санкции имеют общую юридическую природу и характер­ную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у фи­зического лица или организации в пользу государства. Тем не менее процессуальный порядок применения финансово-право­вых санкций зависит от их вида.

Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые делятся на три основные группы:

· общественно-территориальные образования,

· коллективные субъекты,

· индивидуальные субъекты.

Функции финансовых санкций

Значение финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею.

1) Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям.

2)Превентивная (предупредительная) функция ответственности главной целью имеет недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности.

3) Защитная или правовосстановительная (компенсационная) функция. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований.

4) Информационная (сигнализационная) функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

Финансово-правовые санкции — это применение уполно­моченными на то государственными органами и их должнос­тными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физи­ческим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выража­ющихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:

1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов,

2) возмещения недополученных бюджетом и внебюд­жетными фондами денежных поступлений, а также

3) наказания нарушителей.

Виды финансовых санкций

Правовосстановителъные и карательные санкции

В финансовом праве применяются санкции, которые извест­ны другим отраслям права и применимы для защиты имуще­ственных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так­же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление опера­ций по счетам в кредитных организациях).

Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида:

1) Правовосстановительные санкции направлены:

— на устране­ние вреда, причиненного государству или муниципальному обра­зованию финансовым правонарушением,

— на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства.

Принудитель­ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще­ствовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании

1. недоимки ( Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер)

2. пени. (Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки)

Финансово-правовые пени:

= не могут быть установлены соглашением сторон;

= суммы этих пеней взыскиваются исклю­чительно в доход государства или муниципальных образова­ний;

= взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бес­спорном порядке уполномоченными государственными органа­ми, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд.

2) Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности.

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра­вонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др.

Финансовый штраф надо отличать и от гражданско-правового штрафа:

= финансовый штраф, налагаемый за финансо­вые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, полу­чателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у ор­ганизации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия.

= финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф, может устанавливаться, соглаше­нием сторон.

Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пе­ней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

штраф недоимка и пеня
основанием является соверше­ние финансового правонарушения, правильная его квалифика­ция, индивидуализация суммы денежного взыскания. основани­ем является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необхо­димости государственно-властное принуждение к их исполне­нию
носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также мо­гут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств размеры всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонару­шением, может быть подсчитана достаточно точно
взыскание штрафа является результатом правоохранитель­ной деятельности государственных органов и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности правонару­шитель может уплатить самостоятельно, без вмешательства государствен­ных органов

Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими дру­гими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоим­ки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.



Источник: https://infopedia.su/12x427d.html

Вопрос. Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды

Санкции применяемые за нарушение норм финансового права их особенности виды

Финансово-правовая санкция представляет собой элемент фи­нансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоб­людения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессу­альном порядке.

Финансовые санкции — это меры государственного принуж­дения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возла­гающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-пра­вовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответствен­ности.

Финансово-правовые санкции — это применение уполно­моченными на то государственными органами и их должнос­тными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физи­ческим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выража­ющихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:

1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов,

2) возмещения недополученных бюджетом и внебюд­жетными фондами денежных поступлений, а также

3) наказания нарушителей.

Виды финансовых санкций

Правовосстановителъные и карательные санкции

В финансовом праве применяются санкции, которые извест­ны другим отраслям права и применимы для защиты имуще­ственных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так­же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление опера­ций по счетам в кредитных организациях).

Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные).

Правовосстановительные санкции направлены:

— на устране­ние вреда, причиненного государству или муниципальному обра­зованию финансовым правонарушением,

— на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства.

Принудитель­ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще­ствовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени.

Со­гласно ст. 75 НК РФ пеня — денежная сумма, кото­рую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установ­ленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкос­новенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конститу­ции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В некоторых случаях финансовое законодательство предус­матривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, нало­говые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсроч­ку по уплате санкции.

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра­вонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др.

Штраф как мера финансово-правовой ответственности прин­ципиально отличается от административного штрафа и граждан­ско-правового штрафа.

Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения:

во-первых, финансовый штраф не мо­жет быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа;

во-вторых, исключается возможность взыскания штра­фа и обжалования постановления 6 наложении штрафа в порядке производства по, делам об административных правонарушениях;

в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взыс­канием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ)

Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения.

Единую правовую природу финансовых санкций подчерки­вает и БК РФ. Пункт 2 ст. 41 БК РФ относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.

В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финан­сово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими дру­гими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоим­ки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

Классификация финансово-правовых санкции возможна и по другим критериям.

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта.

Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Конституция РФ А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.

По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено — Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.

По форме финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Неустойка — вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Гражданский кодекс статья 330.

Штраф — денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме.

Пеня — санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.

Источник: https://studopedia.su/16_104468_vopros-sanktsii-primenyaemie-za-narushenie-norm-finansovogo-prava-ih-osobennosti-i-vidi.html

Финансово-правовые санкции

Санкции применяемые за нарушение норм финансового права их особенности виды

Приволжскийфилиал

Федеральноегосударственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования

«Российскийгосударственный университет правосудия»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Финансовоеправо»

Выполнил:

Студентка3 курса

группы12/з-301со

заочнойформы обучения

ЛипинаМ. А.

Н. Новгород

2015 Г.

Введение……………………………………………………….……………..3

1. Сущность ипризнаки финансово-правовыхсанкций……………..……..4

2. Виды финансовыхсанкций………………………………………………..7

3. Порядок примененияфинансовых санкций………………….………….10

Заключение……………………………………………………………………15

Список используемойлитературы………………………………………….16

Введение

Финансово-правоваясанкция — это меры финансово-правовойответственности, применяемыеуполномоченными на то государственнымиорганами к физическим и организациямза нарушение финансового законодательства,состоящие в возложении на правонарушителядополнительных обременений личного,имущественного или организационногохарактера в целях приведения егоповедения в соответствие с предъявляемымизаконом требованиями.

Финансово-правовыесанкции включены в общеправовую системумер государственного принуждения,поэтому им свойственны все признакиюридических санкций. Согласно общейтеории права санкцией признаютсязакрепленные в правовых нормах предписанияо мерах принуждения за неисполнениеобязанностей в целях защиты прав другихлиц.

Финансово-правоваясанкция представляет собой элементфинансово-правовой нормы, предусматривающийнеблагоприятные финансово-имущественныепоследствия неисполнения либо несоблюденияфинансовых обязанностей.

Соблюдениефинансово-правовых норм обеспечиваетсявозможностью государства применятьмеры принуждения за нарушение обязанностей,предусмотренных финансовымзаконодательством. Ответственность зафинансовые правонарушения находит своевыражение в соответствующей части нормыправа, называемой санкцией.

Финансово-правоваясанкция представляет собой формуреагирования государства на нарушениезаконодательства, регулирующего порядокаккумулирования, распределения ииспользования государственных имуниципальных денежных фондов и являетсявнешним материальным выражениемгосударственно-властного принужденияза совершение финансового проступка.Санкции в финансовом праве, тем самым,обладают рядом особенностей, обусловленныхспецификой механизма правовогорегулирования отношений, складывающихсяв процессе публичной финансовойдеятельности. К определению финансовыхсанкций можно выделить два подхода:

  1. Как санкции за нарушение финансового законодательства

Под этим обычнопонимается вид финансовых санкций:неустойка, блокировка счетов, штраф ит. д.

  1. Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора

Здесь мераответственности выступает в значении«в какой мере человек добровольно,сознательно, намеренно, принял решениеи действовал в соответствии с ним»

Финансово-правоваясанкция представляет собой элементфинансово-правовой нормы, предусматривающийнеблагоприятные финансово-имущественныепоследствия неисполнения либо несоблюденияфинансовых обязанностей, сформулированныхв диспозициях финансово-правовых норм,и применяемый в особом процессуальномпорядке. Финансовые санкции — этомеры государственного принуждения,предусмотренные финансово-правовыминормами, возлагающими на правонарушителейдополнительные обременения в видефинансовых пеней и штрафов. Иначе говоря,финансово-правовые санкции — это и естьмеры финансово-правовой ответственности.

Особенностьфинансово-правовых санкций проявляетсяв их предназначении в системе охранительныхфинансовых правоотношений.

Посколькуфинансовая ответственность выполняетправовосстановительную и карательнуюфункцию, то и финансово-правовые санкциинацелены на восполнение финансовыхпотерь государства, принудительноевыполнение обязанностей, устранениепротивоправных состояний.

Наличиевосстановительных санкций не исключаетнеобходимость воздействия направонарушителя с целью общей и частнойпревенции. Специфические признакипозволяют отличить финансово-правовыесанкции от административно-правовых:

— применяются всфере финансовой деятельности государстваза нарушение финансовой дисциплины;

— они предусмотренынормами финансового права;

— являются меройфинансовой ответственности. Ее применениепредполагает оценку деяния как финансовогоправонарушения и его осуждение состороны государства;

— имеютимущественно-организационный характер,поскольку связаны с принудительнымвоздействием не просто на денежныесредства правонарушителя (его имущество),а на фонды денежных средств, принадлежащиеправонарушителю.

При этом финансовыесанкции необязательно предполагают,изъятие денежных средств — правонарушителя.

Они могут быть направлены, на ограничениявозможности пополнять соответствующийденежный фонд или использовать егосредства;

— основаниемприменения является совершениефинансового правонарушения, котороесостоит в неисполнении виновным лицомопределенной денежной обязанности,носящей публично-правовой характер;

— могут применятьсякак к физическим лицам, организациям ик публично-правовым образованиям(субъектам Российской Федерации имуниципальным образованиям);

— в основе применениялежит метод бесспорного списанияденежных средств со счетов правонарушителейв банках и иных кредитно-финансовыхучреждениях;

— денежные средства,изъятые у правонарушителя при применениифинансовой санкции, подлежат зачислениюв бюджет соответствующего уровня илив государственный или муниципальныйвнебюджетный фонд, и таким образомфинансовые санкции являются источникомих формирования;

— правовосстановительныйи штрафной характер, который реализуетсяпри устранении негативных последствийдля публичных финансов, вызванныхправонарушением, как правило, путемпополнения государственных и муниципальныхцентрализованных фондов за счет взысканияденежных средств с правонарушителя;

— имеют специфическиевиды принуждения;

— для них характеренспециальный порядок применения и кругорганов, их применяющих.

Источник: https://studfile.net/preview/5662477/

Финансово-правовые нормы: понятие, виды

Санкции применяемые за нарушение норм финансового права их особенности виды

В функции государства входит обеспечение планомерности аккумуляции финансовых средств и направление их в соответствии с планами и программами в экономику, социальную сферу и на прочие общественные потребности. Организация данной деятельности должна проходить согласно правилам и требованиям правовых норм.

Понятие и виды финансово-правовых норм

Нормы финансового права закрепляют общие принципы и формы финансовой деятельности страны и органов местного управления, способы аккумуляции средств в денежные фонды государственного и муниципального уровня, типы применяемых для образования данных фондов платежей и порядок их взимания. Также они участвуют в регулировании порядка получения и применения государственных и муниципальных финансовых средств, источников формирования денежных ресурсов муниципальных и гос предприятий, организаций, учреждений и т.д.

В процессе регулирования этих отношений финансово правовые нормы закрепляют права и обязанности госорганов, органов местного управления, предприятий, учреждений, гражданских лиц.

Финансово правовые нормы представляют собой первоначальные элементы, составляющие финансовое право, как отрасль права. Для них характерны все общие свойства правовой нормы, но также и особенности именно этой отрасли права.

Определение 1

Норма финансового права – это определенное и охраняемое государственными органами правило поведения участников в обществе, которое выражается в их юридических правах и обязанностях.

Особенностью финансово правовой нормы является то, что она (в сравнении с нормами других отраслей права) регулирует взаимоотношения, образующиеся в процессе планового формирования, распределения и применения государством и органами местного управления денежных ресурсов с целью удовлетворения стоящих перед ними задач.

Определение 2

Итак, норма финансового права – это определённое и охраняемое государственными органами (путём применения различных санкций к правонарушителям) строгое правило поведения в общественно-финансовых отношениях, образующихся при плановом образовании, распределении и использовании государственных/муниципальных финансовых фондов и доходов с закреплением юридических прав и обязанностей их участников.

Классификация норм финансового права

Классификация финансово правовых норм проводится по нескольким основаниям. Зависимо от способа воздействия на участников финансовых правоотношений, устанавливающего категорию их юридических прав и обязанностей, нормы финансового права делятся на 3 вида:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • уполномочивающие/управомочивающие.

Определение 3

Обязывающие нормы финансового права требуют от сторон, участвующих в экономических отношениях, а именно госорганов, органов местного управления, предприятий, гражданских лиц и других, определённых действий, закрепляют их обязанности в этой сфере.

Большинство финансово правовых норм носит как раз подобный характер. Здесь прослеживается главный императивный способ финансово правового регулирования, то есть метод властных предписаний.

Определение 4

В запрещающих нормах финансового права содержится запрет на совершение определённых действий, то есть они устанавливают обязанность сторон финансовых взаимоотношений воздержаться от них.

Определение 5

В уполномочивающих финансово правовых нормах определены права сторон финансовых отношений на осуществление конкретных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Таким образом, они предоставляют возможность принять самостоятельные решения в финансовой области, но в строгих границах.

Зависимо от содержания финансово правовые нормы бывают материальные и процессуальные.

Определение 6

В материальных финансово правовых нормах закрепляется состав системы финансов, виды и объём экономических обязательств предприятий и гражданских лиц перед государством и муниципальными структурами, источники образования кредитных ресурсов банковских организаций, типы расходов, входящих в бюджеты и внебюджетные госфонды и пр., то есть материально-денежное содержание юр прав и обязанностей участников финансовых взаимоотношений.

Определение 7

Процессуальные/процедурные финансово правовые нормы определяют порядок деятельности при формировании, распределении и использовании государственных/муниципальных денежных фондов/доходов, требуют соблюдать предусмотренные процедурные правила в этой сфере: сроки, участие определённых органов и т.д.

Основные элементы финансово правовой нормы

Финансово правовая норма по своей логической структуре включает три основных элемента:

  • гипотезу;
  • диспозицию;
  • санкции.

Определение 8

Гипотеза определяет условия действия финансово правовой нормы, обычно имея сложную форму, включает ряд чётко обозначенных условий, при наличии которых дается право на совершение определённых действий в финансовой сфере государства и муниципальных органов.

Пример 1

Обязанность юридического лица уплатить в госбюджет налог на прибыль осуществляется при условии, в случае если оно имеет расчётный счёт в банке и самостоятельный баланс, а также к нему поступает подлежащая налогообложению прибыль.

Определение 9

Диспозиция определяет содержание самого этого правила поведения, то есть указывает на совершение конкретных действий в процессе формирования, распределения или использования финансовых муниципальных или гос ресурсов, обозначает содержание прав и обязанностей сторон-участников финансовых отношений.

Диспозиция требует определённого поведения от сторон финансовых взаимоотношений и не допускает отклонения от данных требований.

Определение 10

Финансово правовые санкции определяют последствия от нарушений правовой нормы, устанавливают виды и степень юридической (в этом случае финансово правовой) ответственности правонарушителей норм финансового права. Через санкции государством осуществляется принуждение к выполнению финансово правовых норм.

Для финансово правовых санкций (по сравнению с санкциями норм в других отраслях права) свойственны особенности, носящие чаще всего финансовый характер и содержащие меры принудительного действия для нарушителя посредством его денежных фондов и средств (прямым либо косвенным путём). К таким относятся:

  • штрафы;
  • пеня;
  • принудительное изъятие бюджетных средств;
  • приостановка операций по банковским счетам;
  • запрет на проведение банковскими органами отдельных банковских операций.

Учитывая то, что нарушение предписания финансово правовой нормы влечёт за собой материальный вред для государства, применение норм финансового права содержит некоторые особенности.

Самой распространенной санкцией в области финансового права признана пеня, которая взимается в случае нарушения срока платежа (налагается финансовыми органами автоматически, без установления при этом вины за нарушение).

Но в дальнейшем нарушившая сторона имеет право на обжалование решения финансового органа в порядке суда.

Меры финансово правовой ответственности применяют государственные органы и их должностные лица. А именно данные меры воплощаются через:

  • Федеральное казначейство;
  • Федеральную таможенную службу РФ;
  • ЦБ РФ;
  • Федеральную налоговую службу РФ со своими структурными подразделениями.

Данные органы применяют санкции в административном порядке, не устраивая судебное разбирательство.

Данный порядок наиболее распространён вследствие направленности финансово правовых санкций на обеспечение общих государственных интересов в финансовой области и необходимости моментального реагирования на финансовые нарушения.

Но в некоторых случаях не исключается необходимость принятия решений судебного органа (арбитражного суда либо суда общей юрисдикции) по использованию финансово правовых санкций (например, в случае со спором, взысканием штрафов и пени с физических лиц).

Также к финансово правовым санкциям относятся меры дисциплинарного взыскания, которые применяет руководство предприятий и организаций разных форм собственности, и меры уголовно правового воздействия, назначаемые судебным органом. В качестве основания для использования подобных санкций служат нарушения соответствующего характера.

Санкции финансового права объединяют в себе правовосстановительные и штрафные/карательные элементы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/finansovo-pravovye-normy/

Финансово-правовые санкции: понятие, виды, особенности

Санкции применяемые за нарушение норм финансового права их особенности виды

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ САНКЦИИ 5 1.1 Понятие финансово-правовой санкции 5 1.2. Особенности финансово-правовой санкции 10 1.3. Виды финансово-правовой санкций 13 ГЛАВА 2.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ 15 2.1. Особенности финансово-правовых санкций в бюджетном законодательстве 15 2.2.

Особенности применения финансово-правовых санкций в налоговом законодательстве 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Введение

Рыночная экономика характеризуется усложнением деятельности государства, что проявляется в появлении новых форм использовании финансовых ресурсов, расширении круга субъектов, вовлеченных в бюджетный оборот денежных средств, участвующих в валютных операциях и т.п.

Однако наряду с положительными моментами такого расширения публичной деятельности с участием частных лиц, возникают и негативные процессы, обусловленные ослаблением государственного управления и государственного финансового контроля.

От возможностей государства осуществлять действенную контрольную политику в сфере финансов с учетом общенациональных интересов зависит способность обеспечения экономической безопасности государства.

Проблема повышения финансовой дисциплины, обеспечения прозрачности бюджетного процесса и улучшения качества управления финансовыми ресурсами государства, в том числе и посредством применения санкций за нарушения финансового законодательства, требует детального изучения и разрешения с учетом требований действующего законодательства понятия «финансово-правовая санкция».

Финансово-правовые санкции являются одним из способов обеспечения финансовой дисциплины, без которой невозможно четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, что свидетельствует об актуальности темы настоящего курсового исследования.

Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование финансово-правовых санкций как основного метода государственного принуждения, влекущего за собой неблагоприятные последствия для субъектов финансовых правоотношений, нарушивших финансовое законодательство.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: ? Проанализировать понятие финансово-правовой санкции и финансово-правовой ответственности; ? Установить особенности финансово-правовой санкции; ? Охарактеризовать виды финансово-правовой санкции; ? Рассмотреть особенности финансово-правовых санкций в бюджетном законодательстве; ? Выявить отличительные особенности применения финансово-правовых санкций в налоговом законодательстве. Структура работы соответствует цели и задачам исследования темы настоящей курсовой работы. Работа состоит из настоящего введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников. Рыночная экономика характеризуется усложнением деятельности государства, что проявляется в появлении новых форм использовании финансовых ресурсов, расширении круга субъектов, вовлеченных в бюджетный оборот денежных средств, участвующих в валютных операциях и т.п. Однако наряду с положительными моментами такого расширения публичной деятельности с участием частных лиц, возникают и негативные процессы, обусловленные ослаблением государственного управления и государственного финансового контроля.

От возможностей государства осуществлять действенную контрольную политику в сфере финансов с учетом общенациональных интересов зависит способность обеспечения экономической безопасности государства.

Проблема повышения финансовой дисциплины, обеспечения прозрачности бюджетного процесса и улучшения качества управления финансовыми ресурсами государства, в том числе и посредством применения санкций за нарушения финансового законодательства, требует детального изучения и разрешения с учетом требований действующего законодательства понятия «финансово-правовая санкция».

Финансово-правовые санкции являются одним из способов обеспечения финансовой дисциплины, без которой невозможно четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, что свидетельствует об актуальности темы настоящего курсового исследования.

Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование финансово-правовых санкций как основного метода государственного принуждения, влекущего за собой неблагоприятные последствия для субъектов финансовых правоотношений, нарушивших финансовое законодательство.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: ? Проанализировать понятие финансово-правовой санкции и финансово-правовой ответственности; ? Установить особенности финансово-правовой санкции; ? Охарактеризовать виды финансово-правовой санкции; ? Рассмотреть особенности финансово-правовых санкций в бюджетном законодательстве; ? Выявить отличительные особенности применения финансово-правовых санкций в налоговом законодательстве. Структура работы соответствует цели и задачам исследования темы настоящей курсовой работы. Работа состоит из настоящего введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

Заключение

Вопрос о санкции правовой нормы связан с проблемой юридической ответственности. Данное положение справедливо для всех видов санкций, в том числе и для финансово-правовых.

Однозначного отношения к пониманию финансово-правовой ответственности наукой финансового права не выработано, как и нет однозначного понимания финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности в теории права.

Наступление финансово-правовой ответственности ставится в зависимость от нарушения действующего законодательства в сфере образования, распределения и использования финансовых средств государства.

На сегодняшний день необходимо решить вопрос о существовании специального вида ответственности — финансовой, так как дискуссии по проблеме финансовой ответственности получили свое развитие относительно недавно и сразу же, как и все острые вопросы в правовой полемике, породили множество точек зрения ученых-юристов.

Ответственность в сфере финансовой деятельности связана с применением финансово-правовых санкций, которые являются структурными элементами финансово-правовых норм, наряду с гипотезой и диспозицией.

Применение санкции финансово-правовой нормы обусловлено привлечением к финансово-правовой ответственности юридической ответственности, при этом необходимо отличать санкции как меры финансово-правовой ответственности, от иных мер государственного финансового принуждения.

С учетом того, что санкция финансово-правовой нормы – это мера государственного принуждения, применяемая к нарушителям финансового законодательства (бюджетного налогового и др.), конкретно к нарушителям диспозиции такой нормы.

Финансово-правовые санкции, влекущие за собой неблагоприятные последствия для субъектов финансовых правоотношений, имеют следующие отличительные признаки: — являясь мерой финансово-правового принуждения, представляют собой реакцию государства на неправомерное поведение субъекта финансового права; — их применение относится к исключительной компетенции органов государственной власти и управления. Поскольку финансово-правовая обязанность по своей сути является имущественно-стоимостной, применение большинства финансово-правовых санкций организационного характера влечет для виновного лица состояние упущенной выгоды (приостановление действия лицензии страховщика, запрет на проведение отдельных банковских операций, ограничение на проведение отдельных банковских операций, повышение размеров нормативов обязательных резервов) либо состояние невозможности удовлетворить свои потребности в связи с установленными ограничениями по распоряжению денежными средствами. В курсовой работе были рассмотрены санкции за нарушение бюджетного законодательства и налоговые санкции, в результате чего были сделаны следующие выводы. Санкция нормы бюджетного законодательства имеет ряд особенностей, которые в принципе характерны для всех финансово-правовых санкций, а именно их денежный характер, возможность принудительного воздействия. Для современных условий функционирования бюджетных правоотношений характерны расширение круга финансовых санкций и их ужесточение. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 (ч. 2 ст. 114 НК РФ). Налоговые санкции — это штраф, который налоговые органы накладывают за нарушение налогового законодательства.

Список литературы

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/81230

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий