Санкция правовой нормы это

Санкция уголовно-правовой нормы: понятие и виды

Санкция правовой нормы это

Санкция уголовно-правовой нормы — это часть нормы, формулирующая вид и размер наказания, налагаемого на виновного в результате нарушения им предусмотренных уголовным законом общественных отношений. Для простоты изложения суждений юристы-правоведы зачастую используют выражение «санкция статьи (части статьи) УК РФ (уголовного закона)»[1] [2].

Санкции присущи лишь нормам, описанным в статьях Особенной части УК РФ[3]. Хотя, некоторые авторы заявили, что все нормы права содержат в себе санкции[4].

Санкции могут быть относительно определенными, альтернативными, безальтернативными. По существу все санкции норм действующего отечественного уголовного законодательства являются относительно определенными.

Относительно определенная санкция устанавливает наказание с определенными низшими и высшими пределами его назначения. Например, в ч. 1 ст. 105 УК РФ за убийство предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет [с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового]. В ч. 1 ст.

117 УК РФ за истязание предусмотрены наказания в виде ограничения свободы на срок до трех лет, принудительных работ на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок.

В последнем примере в санкции указаны лишь верхние пределы наказаний, нижние же пределы следует определять с учетом общего правила назначения наказаний в виде ограничения свободы, принудительных работ и лишения свободы, согласно которым (и исходя из ч. 2 ст. 53, ч. 4 ст. 531 и ч. 2 ст.

56 УК РФ) ограничение свободы в качестве основного наказания назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет, принудительные работы — от 2 месяцев до 5 лет, а лишение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 20 лет. Следовательно, нижним пределом санкции будет срок в 2 месяца.

Разновидностью относительно определенной санкции является относительная санкция с элементами абсолютной определенности, которая устанавливает наказание с соответствующими низшими и высшими пределами его назначения, при этом включая в свой состав какое-либо из абсолютно определенных видов наказаний. Например, наказание по ч. 2 ст.

105 УК РФ за убийство при отягчающих обстоятельствах может быть назначено в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо в виде пожизненного лишения свободы или в виде смертной казни [формально].

Данная санкция включает в себя такие абсолютно определенные виды наказаний, как пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Абсолютно определенных санкций нынешний УК России, в отличие от ранее действовавшего Уголовного кодекса (см., например, ст. 187 УК РСФСР 1960 г., в которой речь шла о наказании в виде замены высылки ссылкой на неотбытый срок), не содержит.

Альтернативная санкция предусматривает несколько видов наказаний по усмотрению правоприменителя. Например, по ч. 1 ст.

158 УК РФ за кражу в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного деяния, а также характеристики личности его совершившей может быть назначено наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста либо в виде лишения свободы на определенный срок.

Альтернативная санкция одновременно может быть как относительно определенной, так и относительной с элементами абсолютной определенности. Альтернативная относительно определенная санкция содержится, например, в ч. 1 ст. 116 УК РФ. Альтернативная относительная санкция с элементами абсолютной определенности — в ст. 317 УК РФ.

Безальтернативная санкция предусматривает один вид наказания. Например, санкция в ч. 2 ст. 112 УК РФ, закрепляющая ответственность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью человека, содержит наказание в виде лишения свободы и только.

Безальтернативная санкция в действующем уголовном законодательстве одновременно является относительно определенной, но не может быть относительной с элементами абсолютной определенности.

Нормы ранее действовавшего УК содержали санкции, отсылающие правоприменителя к применению иных [не уголовно-правовых] мер воздействия (см. ч. 1 ст. 130 УК РСФСР 1960 г.: общественное порицание, меры общественного воздействия) или санкций других норм УК (см. ст. 101 УК РСФСР 1960 г.). Нормы нынешнего УК России таких санкций не содержат.

Виды санкций норм современного российского уголовного законодательства можно представить следующей схемой (рис. 4).

Возможны и другие классификации диспозиций и санкций, которые подобно рассмотренным разновидностям могут быть связаны и переплетены друг с другом.

В частности, некоторые авторы выделяли простые (одно основное наказание), сложные (несколько основных наказаний) и смешанные (основное + дополнительное) санкции.

Предлагалось выделить смешанно-альтернативную санкцию, устанавливающую альтернативную возможность применения взамен наказания мер общественного воздействия1.

Другие авторы предлагали вовсе исключить санкции из норм Особенной части УК, перенести их в Общую часть; преступления разделить не на четыре категории, а на 15—25 или более; определить санкцию для каждой из категории, а в норме Особенной части УК вместо санкции указывать лишь номер категории преступления[5] [6].

Рис. 4.Виды санкций норм современного российского уголовного

законодательства

Представленная система уголовного законодательства РФ складывались постепенно, веками, словно кирпичик за кирпичиком при строительстве дома. Как это происходило, явствует из этапов развития отечественного уголовного законодательства (подробнее см. в гл. 5).

1. Время совершения преступления и необратимость уголовного закона. 2. Обратная сила уголовного закона. 3. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния или смягчающий наказание. 4. Уголовный закон, иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление

Время совершения преступления и необратимость уголовного закона

Вопросы действия уголовного закона во времени нашли отражение в учебниках уголовного права XIX в.1 Регламентировались они в законодательстве царского и советского периодов (см. ст. 14 Уголовного уложения 1903 г.; ст. 6 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.; ст. 6 УК РСФСР 1960 г.).

Современное российское уголовное законодательство в ч. 2 ст. 9 УК РФ содержит правило, в соответствии с которым временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного действия или бездействия независимо от времени наступления последствия[1] [2].

Собственно же преступность и наказуемость деяния, согласно ч. 1 ст. 9 УК РФ, определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, выразившегося в активной или пассивной форме преступного поведения человека.

Так, если преступление было совершено в 1996 г., а уголовное дело по факту его совершения было возбуждено в 1997 г., то квалификация общественно опасного деяния как преступления, вид и размер принудительной меры воздействия будут определяться по УК РСФСР 1960 г.

(но не по УК РФ, вступившему в действие 01.01.1997). Более того, назначение наказания или иной принудительной меры воздействия будет осуществляться но правилам, установленным УК РСФСР (разумеется, если нет основания для применения ст.

10 УК РФ, предусматривающей случаи обратной силы нового уголовного закона).

Законодательные установления ч. 2 ст. 9 УК РФ в некоторой степени противоречат положениям, закрепленным в других статьях УК РФ, например, в ст. 8, которая описывает основание уголовной ответственности и предусматривает в качестве такового деяние, содержащее все признаки состава преступления.

Противоречие между указанными правовыми нормами обостряется, если речь идет о преступлениях с так называемыми материальными составами, т.е. о совершении таких деяний, в результате которых должны наступить материальные общественно опасные последствия, предусмотренные уголовным законодательством.

Особенно это относится к случаям, когда между действием или бездействием и наступившим общественно опасным последствием имеется значительный временной промежуток (см. ст. 29, 78 УК РФ).

Так, если ответственное по службе лицо при строительстве объекта атомной энергетики нарушило технологические нормативы его безопасности и сдало объект в эксплуатацию со скрытыми существенными недостатками, вследствие которых через шесть лет этот объект разрушился, что привело к радиоактивному заражению окружающей среды, то привлечь данное лицо к уголовной ответственности (в частности но ч. 2 ст. 215 УК РФ) невозможно, поскольку, согласно ст. 8 УК РФ, до момента разрушения объекта не видны все признаки состава преступления [нет соответствующих общественно опасных последствий]1, а к моменту разрушения объекта, в соответствии с ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 78 УК РФ, истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности. Противоречие налицо: согласно ст. 8 УК РФ преступления нет до наступления соответствующих общественно опасных последствий, а в силу требований ч. 2 ст. 9 УК РФ сроки давности в рассматриваемом случае истекли к моменту наступления общественно опасных последствий (разрушения объекта, повлекшего радиоактивное заражение окружающей среды). Свидетельствующим о данной проблеме может быть любой другой пример совершения по неосторожности преступления с материальным составом (см. ч. 1 ст. 216 и др. УК РФ).

Как видно, данное противоречие может явиться препятствием к решению задач отечественного уголовного законодательства.

В уголовных законодательствах некоторых других стран существует подобное противоречие, однако законодатели пытаются его сгладить.

Например, по УК Республики Польша временем совершения преступления признается момент его совершения, независимо от наступления общественно опасных последствий, однако это правило не распространено на исчисление сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности — данные сроки определяются с момента наступления общественно опасного последствия (см. ст. 6, 101).

Основной принцип действия уголовного закона во времени — его необратимость. По общему правилу этот принцип определяется так: lex adpraeteritum non valetзакон обратной силы не имеет. В российское законодательство данное положение впервые введено посредством Судебника 1550 г. (см. ст. 97)[3] [4].

Никакой закон не имеет силы на дела прошедшие, но служит правилом для дел, кои начались после его издания, говорилось в Указе Екатерины II от 18.12.1785[5]. В нынешнем уголовном законодательстве данный принцип формулируется в ст.

10 УК РФ следующим образом: «Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет».

Иными словами, действие новых уголовно-правовых норм может распространяться лишь на те общественно опасные деяния, которые были совершены после вступления в силу этих норм[6].

Если бы данного правила нс существовало, то в государстве воцарился бы хаос.

Представьте себе: сегодня вы правопослушны, выполняете все веления закона, а завтра принимается новый закон, в соответствии с которым ранее совершенные ваши действия объявлены преступными и вы должны быть наказаны.

Какова будет ваша реакция на этот узаконенный произвол? Каждый человек должен быть уверен в том, что его правомерное поведение гарантирует достойное к нему отношение со стороны государства.

Хочется верить, что положения ст. 54 Конституции России и ст. 10 УК РФ не утратят силы государственной гарантии с течением времени, не дадут повода ревизионистам истории топтать и порочить некогда отстаиваемые и защищаемые общественные ценности.

Источник: https://studme.org/149046/pravo/sanktsiya_ugolovno_pravovoy_normy_ponyatie_vidy

Санкция правовой нормы и юридическая ответственность

Санкция правовой нормы это

Термин «санкция» многозначен.

Исходя из трехэлементной структуры правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция), под санкцией понимают часть правовой нормы, которая указывает на последствия, которые наступают в результате нарушения диспозиции данной нормы[1]. Меры юридической ответственности предусматриваются санкциями правовых норм, поэтому юридическая ответственность есть реализация санкции правовой нормы.

В зависимости от характера и меры юридической ответственности предусматривающие их санкции правовых норм классифицируются на восстановительные и штрафные (карательные).

Восстановительные санкции — это те, которые предусматривают меры ответственности, направленные на устранение причиненного вреда, на восстановление отношений, нарушенных правонарушением. Штрафные (карательные) санкции предусматривают меры ответственности, имеющие характер возмездия (кары, наказания) правонарушителя за противоправное поведение.

Нельзя согласиться с О. Э. Лейстом в том, что «понятием ответственности охватываются санкции»[2], так как существуют, как известно, не только негативные санкции как реакция на отступление от требований правовых норм, но и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом и государством поведение.

Действие поощрительных санкций правовых норм связано с правомерным поведением, с положительной правовой ответственностью.

Итак, санкции правовых норм предусматривают меры юридической ответственности за совершение правонарушений, поэтому применение мер юридической ответственности одновременно означает и реализацию предусматривающих их санкций правовых норм.

Юридическая ответственность как правоотношение. Юридическая ответственность опосредуется специфической правовой связью в виде различных видов охранительных правоотношений, субъектами которых выступают правонарушитель, потерпевшие и государство в лице его компетентных органов и должностных лиц.

На основе норм права (конституции, законов) складываются общие (эвентуальные) охранительные связи (правоотношения). Уже это обязывает субъекты права в своем поведении учитывать возможные правовые последствия нарушения норм права, в том числе в виде наступления надлежащей юридической ответственности.

Совершение правонарушения есть юридический факт, с которым связан переход общей (эвентуальной) охранительной связи (правоотношения) в состояние конкретного, индивидуально-определенного правоотношения ответственности правонарушителя, находящегося в связи с потерпевшим и государством в лице его компетентных органов и должностных лиц. Все участники данного охранительного правоотношения имеют взаимные права и обязанности:

Индивидуально-определенные правоотношения ответственности являются формой реализации соответствующих материальных охранительных норм права. Указанные виды материальных правоотношений опосредуются соответствующими процессуальными правоотношениями (см. гл. 7).

В методологическом плане уяснение природы и содержание юридической ответственности неразрывно связано с определением ее целей, задач и функций. Данный вопрос не получил достаточно полного освещения в юридической науке.

Цели, задачи и функции юридической ответственности настолько близкие понятия, что подчас их трудно различить.

Зачастую цели, задачи и функции юридической ответственности отождествляются, четкого различия между ними не проводится. Под целью понимают то, к чему надо стремиться, что надо делать, осуществить1.

Другими словами, цель — это идеальное представление результатов предполагаемой деятельности, предвосхищение соответствующего результата.

Цель позволяет более глубоко проникнуть в сущность юридической ответственности как правового явления, более точно определить его задачи, функции и обнаружить принципы. Цель, задачи и функции юридической ответственности выступают конкретными проявлениями более общих целей, задач и функций права, правовой системы в целом[1] [2].

Имеющиеся в литературе определения целей юридической ответственности дополняют друг друга либо совпадают по существу, отражая социальную необходимость ответственности и ее назначение в правовом регулировании общественных отношений. И. С.

Самощенко и М. X. Фарукшин указывают, что юридическая ответственность независимо от ее отраслевой принадлежности преследует две цели: охрану правопорядка и воспитание правонарушителей и остальных граждан1.

Эти же две цели выделяют и другие исследователи[3] [4].

Охрана конституционности, законности и правопорядка — это общие цели всех мер государственного принуждения, всей системы правоохранительных средств, в том числе юридической ответственности. Общая цель применительно к конкретным средствам правовой охраны и конкретным видам юридической ответственности может быть конкретизирована, исходя из определения их природы и назначения.

При характеристике целей юридической ответственности следует различать основную (главную, определяющую) и дополнительные (промежуточные) цели, преследуемые законодателем и правоприменителями при их установлении и реализации.

Основная (главная, определяющая) цель направлена на достижение основного результата, который предусмотрен содержанием того или иного вида юридической ответственности. Дополнительные (промежуточные) цели юридической ответственности преследуют достижение более частных, но не менее существенных результатов.

основной (главной, определяющей) и дополнительных (промежуточных) целей зависит прежде всего от функционального назначения юридической ответственности.

В зависимости от назначения мер юридической ответственности различают два вида юридической ответственности: восстановительно-компенсационную (защитную) и карательноштрафную[5].

В основе деления юридической ответственности на указанные виды помимо целевого, функционального их назначения лежат также основания их возникновения, особенности осуществления.

Различие указанных видов юридической ответственности имеет большое теоретико-познавательное и практическое значение.

Восстановительно-компенсационная ответственность направлена на принудительное исполнение возложенных на субъектов права в силу закона обязанностей в случае их неисполнения, на восстановление нарушенного правового состояния. Принудительное исполнение юридической обязанности не есть наказание, хотя оно может быть связано с некоторым обременением, уроном для правонарушителя в виде возмещения или компенсации нанесенного правонарушителем ущерба.

Основная (главная, определяющая) цель восстановительнокомпенсационной ответственности правонарушителя состоит в восстановлении им нарушенного правового состояния субъекта права, нормального хода реализации им прав и свобод, в возмещении либо компенсации нанесенного ущерба правонарушением.

Карательно-штрафная ответственность направлена на воздействие на правонарушителя в виде наказания (кары, правоог- раничений, лишений) за совершенное правонарушение.

Основная (главная, определяющая) цель карательно-штрафной ответственности правонарушения состоит в справедливом возмездии, наказании правонарушителя, причинении ему материальных тягот, духовно-психологических и иных обременений путем ограничения прав и свобод либо посредством возложения на него дополнительных обязанностей.

Дополнительные цели восстановительно-компенсационной и карательно-штрафной ответственности заключаются в большем или меньшем положительном нравственно-психологическом воздействии на сознание и поведение как правонарушителя, так и других субъектов права в настоящем и будущем, в формировании у них законопослушных установок поведения (общая и частная превенция и воспитание).

В Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г.

№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», процессуальных законах (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ) категории «цель» и «задачи» используются как тождественные, без особого различия между ними как в широком социальном плане, так и в узкофункциональном отношении.

Так, защита прав, свобод и законных интересов граждан и других субъектов общественных отношений рассматривается и как цель, и как задача законодательства, а также охранной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, судопроизводства.

Цели юридической ответственности конкретизируются в задачах по охране и защите тех или иных объектов правового регулирования, конкретных видов частных и публичных интересов.

Цели достигаются и задачи решаются в процессе осуществления функций юридической ответственности.

Под функциями юридической ответственности понимаются направления ее воздействия на общественные отношения, на конституционность, законность и правопорядок. В функциях непосредственно раскрываются содержание и назначение юридической ответственности.

Целям юридической ответственности корреспондируют ее функции, которые можно классифицировать как основные и дополнительные. В соответствии с основной, общей целью охраны конституционности, законности и правопорядка юридическая ответственность обладает общей охранительной функцией.

Как общая функция она выражается в охране всей системы правомерного поведения субъектов права посредством, во-первых, восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов, возмещения причиненного ущерба в натуре либо в виде компенсации, ликвидации неблагоприятных последствий для потерпевшего, во-вторых, наложения справедливого возмездия, наказания на правонарушителя в виде лишений, дополнительных обязанностей, обеспечиваемых в их осуществлении государственным принуждением. Общая охранительная функция юридической ответственности по содержанию складывается из двух самостоятельных функций: восстановительно-компенсационной и карательно-штрафной, определяемых содержанием соответствующих видов юридической ответственности — восстановительно-компенсационной (защитной) и карательно-штрафной (наказательной)[6].

Юридическая ответственность призвана также осуществлять превентивную функцию, т. е. общее и частное (специальное) предупреждение правонарушений, стимулировать правомерное поведение в настоящем и будущем.

Воспитательная же функция юридической ответственности направлена на нравственнопсихологическое воздействие на сознание и поведение правонарушителей и иных индивидов в будущем в целях формирования устойчивой установки на правомерное поведение.

По вопросу о количестве и конкретном перечне функций юридической ответственности в научной литературе нет единства мнений.

Значительный вклад в общетеоретическую разработку функций юридической ответственности, ее видов, связей между собой и с функциями права и правового регулирования общественных отношений внес Д. А. Липинский, в том числе в соавторстве с Р. Л. Хачатуровым1.

К сожалению, авторы не всегда проводят различие между институтом юридической ответственности (явлением объективного права) и юридической ответственностью как правовым явлением второго порядка (явлением субъективного права).

Это проявляется и при характеристике функций юридической ответственности, когда они всякий раз выделяют регулятивную функцию юридической ответственности, не уточняя, в каком качестве в данном случае рассматривается юридическая ответственность — как институт объективного права или как явление субъективного права.

Р. Л. Хачатуров и Д. А. Липинский всякий раз наряду с превентивной и воспитательной выделяют регулятивную функцию юридической ответственности в качестве дополнительной функции.

Однако следует заметить, что функцию регулирования в данном случае осуществляют нормы объективного права (институт юридической ответственности), регулирующие соответствующие виды общественных отношений, а не юридическая ответственность как явление субъективного права. Позиция названных авторов противоречива, так как они не могут не признать, что «функциональное предназначение норм юридической ответственности заключается в регулировании отношений, возникающих как до, так и после совершения правонарушения»[7] [8].

Юридическая ответственность как явление объективного права в качестве элемента санкции правовой нормы либо института права осуществляет регулятивную функцию.

Так, закон, формулируя составы правонарушений и соответствующие им меры юридической ответственности за их совершение, тем самым устанавливает соответствующие запреты и обязанности физических и юридических лиц, т. е.

определяет их желаемое правомерное поведение, оказывает регулирующее воздействие на субъектов права.

Д. А. Липинский справедливо отмечает взаимосвязь дополняющих друг друга функций юридической ответственности, так как зачастую существование одной функции юридической ответственности немыслимо без действия другой.

С одной стороны, функции юридической ответственности имеют схожие способы осуществления, объекты воздействия, результаты такого воздействия, а с другой — эти элементы позволяют выявлять как взаимосвязи функций, так и их отличительные характеристики[9].

Например, регулятивная функция института (норм права) юридической ответственности выражается в функциях юридической ответственности как самостоятельного явления субъективного права, а именно восстановительно-компенсационной, карательноштрафной, превентивной и воспитательной.

Таким образом, институт юридической ответственности осуществляет регулятивную функцию общественных отношений, основными функциями юридической ответственности являются восстановительно-компенсационная и карательно-штрафная, а ее дополнительными функциями служат превентивная и воспитательная.

Конкретные виды юридической ответственности могут иметь особенности в сочетании и соотношении основных и дополнительных функций с учетом особенностей предмета регулирования и соответственно тех целей и задач, которые они преследуют (см. гл. 3).

Итак, постижение содержания и назначения юридической ответственности целесообразно на основе использования триады: цель — задачи — функции юридической ответственности. Цели юридической ответственности можно классифицировать на основные (главные, определяющие) и дополнительные (промежуточные).

Задачи нормативно-правового регулирования отношений ответственности разнообразны и зависят от целей и объектов правового регулирования. Цели и задачи достигаются при осуществлении функций юридической ответственности.

Ведущими функциями юридической ответственности являются восстановительно-компенсационная и карательно-штрафная (подфункции общей охранительно-защитной функции), которые дополняются превентивной и воспитательной функциями юридической ответственности.

Функция юридической ответственности как института, совокупности норм объективного права находит выражение в основных и дополнительных функциях юридической ответственности как явления субъективного права.

Источник: https://studref.com/476395/pravo/sanktsiya_pravovoy_normy_yuridicheskaya_otvetstvennost

11. Понятие и признаки нормы права

Санкция правовой нормы это

Нормыправа-это установленное или санкционированноеи обеспеч гос-ом обеобязат-е, формальноопределенное павило поведения, навправна урегулирование обществ отношений.Признаки НП:

-нормативность-означает,что НП обобщает явления,выделяет в нх главное, программируетразвитие общественных отношений,направляет их в определенное русло. НПрассчитана на неопределенное числослучаев реализации. До тех пор, поканорма не утратила юр.силу, она действуетна всех лиц вступающих в обществотношения, урегулир ею.

-общеобязательныйхар-р- НП не персонифицирована, этоправило поведения общего хар-ра, ктраспр-ся не на конкретное лицо, а наобознач. круг лиц.

-обеспеченностьгос-м- НП не может иметь реальный хар-ри реализовываться; суть в ттом, что занарушение НП может быть применено госприуждение.

-госвластный хар-р- НП устанавливает илисанкционирует гос-во в качествеопределенного предписания, обязательногодля соотв субъекта, независимо от егоотношения к требованиям НП.

-представительно-обязывающийхар-р- предоставляя одну лицу права, НПодновременно возлагает на другие лицаобязанности и наоборот.

-формальнаяопределенность- т.е. внешнее выражениеи определенность сожержания.НП способныточно отразить гос волю, четко отчертитьграницы поведения.

12. Структура нормы права

Нормаправа —это общеобязательное, формальноопределенное правило поведения,установленное и обеспечиваемоегосударством и направленное наурегулирование общественных отношений.

Правоваянорма включает следующие структурныеэлементы: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза—часть правовой нормы, в которой содержитсяусловие ее реализации (время, место,субъективный состав и т. п.), которыеопределяются путем закрепленияюридических фактов.

Диспозиция—это часть правовой нормы, котораяформулирует правило правомерногоповедения либо признаки неправомерногоповедения. Диспозиция выступает основнойрегулирующей частью нормы, ее ядром. Вгражданском праве, в ряде другихрегулятивных отраслей диспозициивыступают в виде правил правомерногоповедения. В уголовном праве и других

правоохранительныхотраслях большинство диспозиций содержитпризнаки запрещенных деяний.

Санкция—это часть нормы, в которой указаныправовые последствия для субъекта,реализующего диспозицию. Они могут бытькак негативными, неблагоприятными —меры наказания, так и позитивными —меры поощрения (премия за добросовестноевыполнение служебных обязанностей).Различают логическую и фактическуюструктуру нормы права.

Обязательнымиэлементамилогической структуры являютсягипотеза, диспозиция, санкция. Логическоесодержание нормы можно выразить формулой:≪Если при определенных обстоятельствах(гипотеза) субъект совершит известноедействие (диспозиция), то наступятпредусмотренные последствия (санкция)≫.

Фактическаяструктура— одни ученые считают ее состоящей издвух элементов: гипотезы и диспозиции,либо диспозиции и санкции..

1.По характеру содержания различают общиеи конкретные гипотезы.

Общая—определяет условия действия норм общимиродовыми признаками.

Конкретная—устанавливает частные специальныеусловия действия нормы.

Например,нормы Уголовно-процессуального кодекса,в них попунктно перечислены обстоятельства,при которых может быть возбужденоуголовное дело, либо наоборот прекращено.

2.По степени определенности общая гипотезаподразделяется на абсолютно определенную,абсолютно неопределенную, относительную.

Абсолютноопределенная гипотеза указывает факты,которые обусловливают действие норм.

Абсолютнонеопределенная гипотеза не указываетникаких фактов, с которыми связано еедействие, а предоставляет право

органамвласти в необходимых случаях применятьправовую норму.

Относительноопределенная гипотеза содержит указаниена ограничительные условия действиянормы.

3.В зависимости от основания примененияправовой нормы гипотезы могутподразделяться на односторонние идвусторонние.

Односторонняягипотеза в качестве основания примененияправовой нормы предусматривает толькоправомерное или неправомерное поведение.

Двусторонниегипотезы содержат указания как направомерное, так и на неправомерноеповедение, приводящее в действие правовуюнорму.

Диспозициинорм классифицируют ся по различнымоснованиям.

1.По способу описания диспозицииклассифицируются на

простые,описательные, бланкетные и отсылочные.

Простаядиспозиция содержитуказания на совершенное деяние безописания его признаков, так как онидостаточно очевидны.

Описательнаядиспозиция содержитпризнаки правомерного либо неправомерногоповедения.

Отсылочнаядиспозиция несодержит признаков деяния, содержитссылку на другую норму того же нормативногоакта.

Бланкетнаядиспозиция содержитссылку на другой нормативный акт илиуказывает на незаконность действий,отсылая правоприменителя к соответствующемузакону.

2.По юридической

Представительно-обязывающиедиспозициисодержат двусторонние правила поведения,например работодатель и работник.

Обязывающиедиспозиции указываютвид и меру поведения обязанного лица.

Управомачивающиедиспозиции содержатуказание на вид и меру возможногоповедения.

Рекомендательныедиспозиции указываютна желательность либо нецелесообразностьопределенного поведения.

Ограничительныедиспозиции ограничиваютповедение строго определенными рамками.Например, нормы трудового законодательстваограничивают продолжительность труданесовершеннолетних.

Закрепительныедиспозиции закрепляютобщие принципы и задачи деятельностигосударственных органов.

Санкцииправовых норм классифицируются по двумоснованиям.

1.По характеру последствий различаютпозитивные и негативные санкции.

Позитивныесанкции предусматриваютмеры поощрения и меры восстановлениясубъективных прав.

Негативныесанкции предусматриваютвиды и меры наказания и возможностьпризнания деяний недействительными.

2.По степени определенности и вариантностиразличают следующие виды санкций:абсолютно определенные, относительноопределенные, альтернативные, кумулятивныеи комбинированные.

Абсолютноопределенная санкциясодержит указание на точно зафиксированноепоследствие, например, смертная казнь.

Относительноопределенная санкциясодержит указание на верхний и нижнийпределы наказания. Например, в случаелишения свободы — от 2 до 5 лет.

Альтернативнаясанкция содержитуказание на несколько видов возможныхнаказаний, так как имеется право выбора.На-

пример,за ряд преступлений могут быть примененылишение свободы или исправительныеработы.

Кумулятивнаясанкция предусматриваетсумму нескольких видов наказаний.Например, лишение свободы — с лишением

избирательногоправа.

Комбинированнаясанкция —это комбинация относительно определенных,альтернативных и кумулятивных санкций.

Источник: https://studfile.net/preview/5715556/page:7/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий