Соотношение понятий конституционное и государственное право

1. Термины «конституционное право» и «государственное право»

Соотношение понятий конституционное и государственное право

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования. Выбирая один из этих двух терминов, мы должны применять его ко всем трем аспектам, если хотим избежать терминологической путаницы.

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами.

Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».

При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями.

Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее.

Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении.

Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используются термины «публичное право» или «государственное право в широком смысле», которые охватывают и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права.

Государственное же право в узком смысле – аналог конституционного права – рассматривается как основополагающая часть публичного права. Например, выдержавший десяток изданий учебник д-ра А. Катца (Германия) так и называется: «Государственное право. Основной курс в публичном праве»*. Другой германский автор – профессор университета в Кельне Клаус Штерн подчеркивает в своем капитальном пятитомном труде, что конституционное право образует центральную сферу государственного права и его можно характеризовать как государственное право в узком смысле**.

* Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im offentlichen Recht. Heidelberg: C.F. Muller Jur. Verl., 1991. См. особенно: S. 8 f. См. также: Stern K. Das Staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Bd. 1. Grundbegriffc und Grundlagen des Staatsrechts, Strukturprinzpien der Verfassung. Munchen: C.H. Beck'sche Verlagsbuchhandlung 1984, S. 7 ff.

** См.: Stern K. a.a. O., S. 11.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах, а также в Монголии, как и у нас, развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права, хотя там это движение находится еще в самой начальной стадии и возможны разные варианты развития.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше.

Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.

), постольку «»конституционное» право более объемлюще, чем право «государственное», которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, «конституционное» право ограничено по сравнению с «государственным» в том плане, что «государственное» право включает в себя, например, административное и процессуальное право…»*.

* Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981. С. 29. Этот перевод сделан с 11-го немецкого издания книги, вышедшего в свет в 1978 году. Мы в дальнейшем будем пользоваться позднейшим изданием: Hesse K. Grundzuge des Verfassungsrechts der Bundesrepublik Deutschland. 18., erg. Aufl. Heidelberg: Muller, Jur. Verl., 1991.

В нашей отечественной литературе еще в советские времена высказывалось мнение, в частности В.А. Кикотем, И.П. Ильинским, что конституционное право – это система собственно конституционных норм, которые не образуют отрасли права, будучи его ядром, включающим принципы всех отраслей*.

В этой позиции есть немалый резон, однако идея эта, к сожалению, не получила у нас основательной научной разработки, и поэтому в настоящем учебнике вряд ли целесообразно пользоваться такой неустановившейся научной категорией, как «ядро права».

Ограничившись сообщением читателю этой идеи, мы продолжим все же характеризовать изучаемую нами систему правовых норм как отрасль права, которая в каждой стране имеет основополагающее значение для других отраслей.

* См.: Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М.: ИГП АН СССР, 1976. С. 180–182, 216–220. Следует отметить, что в советской литературе неоднократно возникали споры о названии данной отрасли права.

Последний их всплеск приходится на 60-е годы, когда была предпринята не завершившаяся тогда ничем попытка разработать и принять новую Конституцию СССР (см. работы защитников «государственного права» профессоров С.С. Кравчука, А.И.

Лепешкина, и сторонников «конституционного права» профессоров В.Ф. Котока, И.Е. Фарбера). В 1975 году коллектив ленинградских авторов под руководством проф. В.А.

Рянжина издал даже учебник под названием «Советское конституционное право», однако традиция именовать отрасль государственным правом тогда устояла и пала лишь в последние годы.

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет. Поэтому в целях облегчения текста в учебнике в дальнейшем, как правило, рассматриваемую отрасль права мы называем только конституционным правом.

Источник: https://texts.news/konstitutsionnoe-pravo/terminyi-konstitutsionnoe-pravo.html

Современные проблемы конституционного права Российской Федерации

Соотношение понятий конституционное и государственное право

1.5. Соотношение государственного права и конституционного права

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции.

В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии — «государственное право». В дореволюционной России использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г.

название «государственное право» стало более распространенным, скорее всего, из-за тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право».

В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии [61].

В юридических вузах Российской Федерации преподается курс «Конституционное право». Он базируется на результатах исследований В. Карпико, В. Чернецкого по предмету и системе конституционного права, В. Ф. Котока по конституционно-правовым отношениям, И. Е. Фарбера, В. А.

Ржевского, Б. С. Крылова по сущности конституционного права, С. А. Авакьяна, И. П. Ильинского, Л. А. Морозовой, О. Е. Кутафина по теории конституционного регулирования, Г. В. Барабашева, М. И. Пискотина, В. И. Фадеева, И. Я.

Шеремет по проблемам муниципального права и местного самоуправления.

Сторонники термина «государственное право» считают, что это название более соответствует требованиям исторической преемственности в обозначении отрасли. Но им возражают, ссылаясь на книги дореволюционного и советского периодов, изданные под заголовком «Конституционное право».

Есть и более основательные споры против именования учебной дисциплины конституционным правом. По мнению ученых, в России еще не сложился конституционный строй, нет приоритета человека, его прав и свобод.

На наш взгляд, данное утверждение нуждается в конкретизации, поскольку очевидны тенденции к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней, к соблюдению прав человека, к экономическим и культурным переменам.

Вопрос о разграничении предметов государственного и конституционного права действительно проблемный. Каждая из названных отраслей имеет собственный предмет, объем регулируемых отношений, набор нормативных документов. Однако как в государственном, так и в конституционном праве они имеют единый источник — Конституцию России.

Следует согласиться с утверждением о том, что предмет государственного и конституционного права включает принципы и нормы, регулирующие форму государственной организации, а также формирование, строение и осуществление государственной власти [62].

Противники термина «конституционное право» мотивировали свою позицию тем, что предлагаемое наименование не является новым, что его широко используют буржуазные государствоведы. В литературе подобный взгляд был подвергнут справедливой критике. При этом совершенно справедливо отмечалось, что термин «государственное право» также взят из буржуазной литературы.

Отдельные авторы объясняли нецелесообразность замены курса «Государственное право» на «Конституционное право» тождественностью государственного права и конституции и необходимостью определения отрасли права спецификой общественных отношений, регулируемых ею, а не характером основного источника права — конституции [63].

Практически до 1992 г. конституционное право как отрасль права и как самостоятельная юридическая наука не выделялось в общей системе советского законодательства, поэтому и в юридических вузах оно не преподавалось.

Были отрасль права, наука и учебная дисциплина под названием «Государственное право СССР и зарубежных стран».

Хотя специфика государственного права, в сущности, есть конституционное право, ибо оно рассматривает главным образом основы конституционного строя, которые закрепляются конституцией (основным законом) государства.

Уместно подчеркнуть, что не все юристы-ученые и в прежние годы считали термин «государственное право» удачным. Это подтвердила острая дискуссия по конституционным проблемам, которая развернулась в конце 50-х — начале 60-х гг.

В частности, некоторые авторы в качестве компромисса предлагали употреблять двойное наименование «государственное (конституционное) право». И все же со временем в привычное употребление вошел термин «государственное право».

причина, по которой конституционное право не признавалось, состоит в том, что объективно недооценивалось значение самой Конституции для жизни общества, ибо правовое государство фактически не строилось (эта цель даже не провозглашалась до 1988 г.).

Можно высказать ряд соображений в пользу термина «конституционное право»:

  • любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась (государственному, гражданскому, трудовому, уголовному праву и т. д.), всегда устанавливается государством, и по этой причине все отрасли права можно назвать «государственными». Но тогда теряется специфика собственно «государственного права»;
  • специфика государственного конституционного права существует и состоит в том, что нормы государственного права определяют основы политической и экономической систем общества, основы деятельности государства в области социального развития, закрепляют символы государственного суверенитета — гербы, флаги, гимны и столицы;
  • правовую основу демократических преобразований формирования современного гражданского общества и правового государства может представлять лишь Конституция, как Основной Закон государства;
  • термин «конституционное право» употребляется в трех значениях: как отрасль права (или отрасль законодательства), как отрасль правовой науки, как учебная дисциплина. Каждая из этих категорий имеет свою функцию и свой объект.

Наука конституционного права имеет свой предмет изучения. Она представляет собой совокупность (систем) методов, способов, средств познания общественного строя, государственного устройства и основ правового положения граждан [64].

Отрасль права имеет свой предмет регулирования. Посредством конституционно-правовых норм она закрепляет основы конституционного строя.

Поскольку эти нормы составляют особую отрасль права, следует признать, что конституционное право является предметом как правоведения, так и государствоведения в целом.

Конституционное право как учебная дисциплина характеризуется следующими признаками.

  1. Оно является основой всех иных отношений, поскольку именно в нем выражаются основы устройства общества и государства, определяющие содержание всех общественных связей.

  2. В конституционных отношениях утверждается власть народа, воплощаются в жизнь воля и интересы народа, всех наций и народностей.

  3. Общественные отношения выражают устройство общества и государства как целостного организма, как единой экономической и политической жизни.

  4. Отношения, составляющие предмет конституционного права, характеризуются особым кругом субъектов, в число которых входят народ, нации, Российская Федерация, республики, национально-территориальные образования.

  5. Отличительной чертой этих отношений является особая правовая форма их закрепления. Основные из них регулируются конституциями РФ и республик, а также законами конституционного значения.

Таким образом, «государственное» и «конституционное» право употребляются в наименовании соответствующей отрасли национального права.

Выбор названия для рассматриваемой правовой отрасли конкретного государства зависит от ряда факторов: во-первых, от подхода к объему регулирования отрасли; во-вторых, от позиции по вопросу о значимости для характеристики отрасли качественных сторон общественного и государственного строя конкретной страны; в-третьих, от выделения приоритета во взаимосвязи: государство и право; в-четвертых, от исторических и правовых традиций конкретной страны.

Источник: http://mmalikov.ru/images/spkprf/Razdel_1_5.html

Конституционное и государственное право: соотношение понятий

Соотношение понятий конституционное и государственное право

Вопрос о наименовании отрасли права до сих нор является спорным и немаловажным в характеристике предмета конституционно-правового регулирования.

В досоветский период традиционно использовалось название «государственное право» для обозначения соответствующей отрасли права в Российской империи. В советское время также наименование «государственное право» было доминирующим. С середины 1960-х гг.

была развернута широкая научная дискуссия о том, как должна называться отрасль: государственное или конституционное право. Между учеными был достигнут компромисс, который выразился в том, что отрасль во многих юридических вузах стали именовать государственное (конституционное) право, а споры о названии были признаны формальными.

В последнее десятилетие рассматриваемую отрасль права называют конституционное право.

Следует отметить, что существует несколько точек зрения, касающихся проблемы названия отрасли.

Первая заключается в том, что за названием отрасли стоит существенный содержательный момент в регулировании определенного круга общественных отношений.

В названии «государственное» акцент делается на регулировании отношений по устройству и функционированию государственной власти. В этом подходе государство признается основной фигурой в отношениях между обществом, личностью и государством.

В названии «конституционное» на первый план выступают интересы гражданского общества, права личности во взаимоотношениях с государством. Здесь государство признается важным, но не доминирующим в определении границ политической власти и развития общества.

В названии «конституционное право» подчеркивается качество взаимоотношений общества и государства в рамках демократической конституции, где их отношения строятся на равных началах.

Точка зрения

По мнению II. А. Богдановой, если главенствующая роль признается за государством, то соответствующая отрасль должна называться государственным правом. Нормативное закрепление идеи правового государства, подчинение государства праву, верховенство конституции и закона и реальное обеспечение этих идей отражается в наименовании отрасли — «конституционное право»[1].

Вторая — представлена авторами, которые в наименовании отрасли не видят большого содержательного различия и практического значения.

Точка зрения

В Федеративной Республике Германия аналогичная отрасль права называется государственной, и тем не менее, подчеркивал О. Е. Кутафин, это государство нельзя упрекнуть в отсутствие четких границ государства во взаимоотношениях с гражданским обществом или в отсутствии связанности государства конституцией и правом[2].

Третья точка зрения — к конституционному праву относят лишь нормы Конституции РФ.

Точка зрения

Государственное право как отрасль права, считал Н. В. Витрук, регулирует устройство и функционирование государственной власти, а конституционное право представляет собой только совокупность норм, содержащихся в Конституции РФ.

Конституция РФ как Основной закон имеет свою логику правового регулирования и применения.

Поэтому значимость специфики конституционного воздействия на общественные отношения можно оценить и правильно истолковать только в случае выделения конституционных норм в отдельную отрасль права[3].

Четвертая точка зрения заключается в том, что государственное право следует выделить в качестве комплексной составной части конституционного права, а не в качестве отдельной отрасли права.

Точка зрения

Значительная часть предмета конституционного права посвящена месту и роли государственной власти в обществе, системе и принципам функционирования органов государственной власти. Сегодня государство представляет собой «общечеловеческую ценность», самый эффективный инструмент решения общенациональных задач.

Деятельность государства является сложнейшим политико-правовым и организационным механизмом, который требует учета закономерностей и особенностей его функционирования.

Вместе с тем нельзя отрывать государственное право от конституционного права, где заложены изначальные рамки существования государственной власти в стране[4].

Следует также учитывать, что одно и то же название отрасли права в каждой стране имеет определенную специфику, содержательное наполнение. Так, во Франции конституционное право изучают не только как отрасль права как таковую, но берут во внимание политические институты.

А говоря о государственном праве, имеют в виду государственный строй, систему органов власти и т.д. На сегодняшний день конституционное право является устойчивым наименованием.

Спорность оценки наименования данной отрасли следует отнести к научным поискам уточнения содержания предмета конституционного (государственного) права.

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, относящиеся к предмету данной отрасли.

Это совокупность норм, которые устанавливаются в различных формах права: конституциях, законах, нормативных правовых актах глав государств, правительств, органов государственной власти субъектов (или административно-территориальных единиц), органов местного самоуправления.

Конституционное законодательство является совокупностью только законодательных актов государства, регулирующих конституционно-пра3

вовые отношения.

Такое выделение необходимо для того, чтобы лучше оценить, представить для толкования и применения сложную двухуровневую систему конституционного законодательства, которая представлена федеральным и региональным массивами законодательных актов в сфере конституционного права. Эта система составляет основу всей отрасли конституционного права, но при этом она имеет свою логику и характерные черты развития.

Источник: https://m.studme.org/295720/pravo/konstitutsionnoe_gosudarstvennoe_pravo_sootnoshenie_ponyatiy

Соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право

Соотношение понятий конституционное и государственное право

Понятие и обоснование ведущей роли КПЗС

КПЗС как отрасль права – система взаимосвязанных юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе установления и реализации основ конституционного строя, основ положения человека в обществе и государстве, основ экономической, социальной, политической системы (общественного строя), основ территориальной организации государств, основ организации и осуществления государственной власти в том или ином государстве.

Место конституционного права в системе права зарубежных стран. Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом.

Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве).

Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии 1946 г.

, гласящая, что «право собственности не должно нарушаться», служит основой для регулирования различных отношений собственности в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследования и т.д.).

Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относящиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.

Соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами.

Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».

При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями.

Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее.

Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше.

Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.

), постольку «»конституционное» право более объемлюще, чем право «государственное», которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, «конституционное» право ограничено по сравнению с «государственным» в том плане, что «государственное» право включает в себя, например, административное и процессуальное право…».

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_177520_sootnoshenie-kategoriy-konstitutsionnoe-i-gosudarstvennoe-pravo.html

Конституционное право

Соотношение понятий конституционное и государственное право

Конституционное право обычно рассматривается юридической наукой в трех аспектах: (1) как отрасль права, существующая в любом государстве и являющаяся ведущей публичной отраслью его правовой системы; (2) как юридическая наука, изучающая одноименную отрасль права, составляющие ее нормы, формирующиеся на их основе конституционно-правовые отношения и тенденции их развития; (3) как учебная дисциплина, система знаний, основанная на достижениях науки и отрасли используемых для подготовки специалистов высшей квалификации в области юриспруденции.

Поскольку конституционное право — ведущая отрасль российского права, его нормы являются базовыми как для публичного, так и для частного права.

Поэтому конституционное право, являясь отраслью публичного права, закрепляет в своем содержании важнейшие принципы других отраслей права, и в этом смысле, его можно относить, как отметил О.Е. Кутафин, к публично-частному праву1Кутафин О.Е.

Предмет конституционного права. М.: Юристъ. 2001. С. 44., в предмете которого сходятся публичные и частно-правовые интересы.

В Российской Федерации, как и в некоторых зарубежных государствах, наряду с термином «конституционное право» используется и другой — «государственное право». В главном их содержание совпадает2Например, Е.И.

Колюшин данные понятия рассматривает как синонимы, так как по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны // Колюшин Е.Н. Конституционное право России: Курс лекций. М.: Городец. 2006. С. 14, 15.

, хотя имеются различия, в основном по предмету и объему регулируемых отношений.

Так, например, исследователи, изучающие государственное право, акцентируют внимание в первую очередь на том, что государственно-правовые нормы закрепляют основные принципы, которые определяют устройство государства и гражданского общества.

В них выражаются прежде всего качественная характеристика государственной организации общества, такие ее начала, как форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества3Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. О.Е. Кутафина. Т. I. М.. 1993. С. 8..

Ученые, использующие понятие «конституционное право», в первую очередь ориентируют предмет исследования на систему норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права. Таким образом, конституционное право в их представлении является системой правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих реализацию и защиту основных прав и свобод человека, развитие демократических общественных институтов, построение и функционирование государства и его институтов4Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая. Ю.И. Лейбо. Л.М. Энтина. М., 2000. С. 8..

Другие авторы, наоборот, не склонны идеализировать доминирование прав и свобод человека в конституционном праве и считают, что положения ст.

2 Конституции Российской Федерации могут оставаться либо лозунгом5»В связи с современным лозунгом приоритетности прав человека (а это именно лозунг, ибо он легко превращается в формулу «помоги себе сам») вмешательство в современное бытие любого жителя априорно связано с боязнью нарушения его прав». См.: Бабурин С.Н. Голик Ю.В., Капитонов С.А.

Роль государства в современном мире // Актуальные проблемы современного российского государствоведения: сб. научных трудов. Вып. 1 / Под общ. ред. С.Н. Бабурина. М.: Изд-во РГГЭУ, 2008. С. 16., либо попыткой узаконить двойной стандарт. В.И. Якунин считает, что

система двойных стандартов, во всяком случае, на уровне Конституции РФ, должна быть переосмыслена. Речь, естественно, не идет об отрицании принципа прав человека в качестве высшей ценности. Но данная идеологема, являющаяся универсальной для большинства стран мирового сообщества, должна быть дополнена и другими, связанными с национальной, исторически сформировавшейся, спецификой России.

Статья 2 Конституции предлагает неолиберальную трактовку высших государственных ценностей. В предлагаемом ценностном ряду «человек, его права и свободы», как отмечено выше, не нашлось места для самой России.

Безусловным является то, что ее независимость должна быть также отнесена к базовым конституционным ценностям, причем приоритетным по отношению к прочим6Якунин В.И.

Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2007. № 5. С. 7..

Вместе с тем некоторые авторы утверждают, что в ст. 2 Конституции государство рассматривается как техническое или служебное средство для удобства граждан. В действительности же оно выступает как высшая неподконтрольная инстанция, а граждане — как взаимозаменяемые винтики.

Более того, бесконтрольные чиновники, заняв надправовую позицию, чувствуют себя не служащими, а командующими.

Здесь стоит отметить, что, наверное, к таким заявлениям необходимо подходить критически, а использование категории партийных съездов 30-х годов «винтики» в отношении граждан российской Федерации, совершенно недопустимо, как и недопустимо не видеть концептуальный и доктринальный характер второй статьи Основного Закона с граны, он редел и вше го суть всего правового регулирования общественных отношений общества и государства именно через высшие ценности человека, его права и свободы.

Применительно к России до революции 1917 г. ученые использовали понятие государственное право7Несмотря на то, что для юридической школы России конца XIX в. — начала XX в.

был характерен широкий подход к предмету, поскольку вместе с государственным устройством рассматривались права подданных, основные начала государственного властвования, вопросы организации верховной власти, государственных органов, самоуправления и соотношения его с местным управлением.

, применяя термин конституционное право для иностранных государств, где благодаря ученым англосаксонской правовой семьи эта терминология получила широкое распространение, а государственный строй отличался разделением властей, прямым «народоправством» и народным представительством.

Большинство отечественных дореволюционных государствоведов считали, что предмет государственного права является однородным. Например, Н.М. Коркунов, И. Андреевский, А.Д. Градовский содержание предмета государственного права сводили к отношениям государственного властвования. Хотя А.С.

Алексеев, например, считал, что предмет государственного права охватывает не только отношения властвования, но и правовое положение граждан8Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1409. Т. 1. С. 48; Андреевский И. Русское государственное право. СПб.; М.. 1866; Градовский А.Д. Общее государственное право. СПб., 1885; Алексеев А.

С. Русское государственное право. М., 1897. С. 8..

Термин государственное право использовался и советской правовой школой, хотя мотивы были другие. Приоритет отдавался «всеохватывающему» государству, коллективу, классу, партии.

Человек в этой системе рассматривался как «винтик», «зубчатое колесико», «приводной ремень» (по терминологии тех лет) в системе «всеохватывающего» общества, основанного на классовых ценностях.

Кроме того, государственное право было значительно политизировано, советские конституции в большей мере имели ценность идеологического и политического документа, нежели юридического9Данную позицию в свое время выразил профессор М.А.

Рейснер, указав, что, «в отличие от конституции буржуазной демократии, наша конституция построена на началах не правовой законности, а целесообразности», и далее: «Наша наука о конституции преимущественно не юридическая, а политическая» (см.; Рейснер М.А. Лекции на ускоренных курсах АГШ РК Красной Армии в 1918/1919 г. М., 1919. С. 148)..

Возвращение к понятию конституционного права в России произошло в годы перестройки во второй половине 1980-х и в начале 1990-х гг., когда во главу угла были поставлены вопросы о правах человека и их защите, о демократизации общества, разделении властей, верховенстве закона, подчинении государства праву, о формах непосредственного волеизъявления народа.

Конечно, нельзя как отождествлять, так и искусственно разрывать проблемы конституционные и государственные, тем более их противопоставлять.

Разрешить их возможно только в тесном взаимодействии и в органической взаимосвязи.

В их сочетании в какой- то степени реализуется конституционная идея, закрепленная в норме действующей Конституции России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Тем не менее, спор отечественных ученых о содержании названных терминов длится несколько десятилетий (с 1970-х годов), но до сих пор по данному вопросу нет единого мнения. Сторонники понятия «конституционное право» приводили аргументы в его защиту.

Смысл их состоит в том, что еще в советское время учебники по государственному праву соответствовали Конституции СССР, что термин «государственное право» не отражает специфики отрасли, потому что любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась, устанавливается государством, и в этом смысле каждое нормативное предписание государственного органа может быть отнесено к государственному праву.

Сторонники сохранения наименования отрасли и науки «государственное право» настаивали на том, что дискуссия носит концептуальный характер, определяет содержание и объем предмета правового регулирования отрасли права, исторически сложившейся именно как государственное право и имеющей свои традиции в обществе. В то же время Н.А.

Богданова полагает, что современная тенденция расширения предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него понятий, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на его ограждение от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли конституционным правом. При этом расширяются границы его регулирования и изучения. Они выходят за рамки традиционного предмета государственного права, смещая акценты в понимании роли государства в цепочке «государство — общество — человек». Исходным и важнейшим ориентиром признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное звено между человеком и государством.

Своеобразный компромиссный подход предлагает Е.И.

Колюшин, считающий, что по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны, поэтому наиболее удачным применительно к России представляется термин «конституционное (государственное) право».

Тем самым подчеркивается преемственность развития и снимается напряжение, вызванное политическим противопоставлением этих понятий10Колюшин Е.Н. Конституционное право России: Курс лекций. М.: Городец, 2006. С. 14, 15..

В процессе дискуссии ни одной из сторон не удалось доказать свою правоту, поскольку речь фактически шла скорее о споре терминов, а не о содержании отрасли.

К тому же аргументы в пользу того, что в России еще не сложился конституционный строй и нет реального приоритета прав и свобод человека, постепенно теряют свое значение в связи с очевидностью современной тенденции к соблюдению прав человека, к экономическим и социально-культурным переменам в российском обществе, к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней между собой и с системой местного самоуправления. Видимо, поэтому сегодня подавляющее большинство учебников носит название «Конституционное право России», что, по мнению И.А. Конюховой, свидетельствует о трансформации взглядов российской школы государствоведения и более прочном утверждении доктрины конституционализма11Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. М.. 2006. С. 36.. Так же назвал учебник и С.А. Авакьян, подчеркнув при этом, что конституционное и государственное право исходит от государства, и предмет отрасли здесь тождественен. Пределы регулирования отраслью права общественных отношений зависят не от ее названия, а от характера этих отношений и объективной потребности только в установлении их правовых основ либо также и в детальном правовом оформлении12Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. I. М., 2010. С. 56..

Источник: https://isfic.info/ebzeev/index.htm

1. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности

Соотношение понятий конституционное и государственное право

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Особенности.

1) Особое содержание регулируемых общественных отношений, которые являются фундаментальными.

2) Правовые источники (внешняя форма закрепления и выражения КПН). Источники КП занимают верхнюю ступень в иерархии источников п.н.

3) КПН носят первичный, учредительный характер.

4) Своеобразие видов КПН. (Общезакрепленные нормы: нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.д., регулятивные нормы, связанные с властными отношениями федерального характера.)

5) Особенность во внутренней структуре.

6)Обеспечение реализации с помощью особого механизма (конституционный механизм).

2. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Методы конституционного права – совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

Способы конституционного регулирования на общественные отношения:

1) дозволение;

2) возложение обязанностей;

3) запрет.

Конституционно-правовые методы:

1) императивный;

2) диспозитивный и др.

3. Соотношение конституционного, публичного, частного, государственного права

Соотношение конституционного, публичного, государственного права находится в иной плоскости, чем отмеченные выше связи конституционного права и других отраслей права.

Конституционное право — основная часть публичного права. Термин «публичное право» имеет собирательное значение. По традиции, идущей от римских юристов, в состав публичного права включаются те отрасли, в которых доминирует регулирование не частных отношений, а публичной сферы жизни: конституционное, административное, финансовое, уголовное право и др.

Некоторые отрасли, и прежде всего гражданское право, относятся к частному праву. Это деление в значительной мере условно, особенно в современную эпоху, когда наблюдается вмешательство государства в регулирование различных сфер жизни, ранее остававшихся за его пределами.

В гражданском, торговом, семейном праве также есть существенные элементы публично-правового регулирования.

В некоторых странах (в Германии, ранее в СССР) наряду с термином «конституционное право» используется термин «государственное право». Часто содержание этих отраслей права совпадает, в сущности, это одна и та же отрасль, но иногда они отличаются друг от друга, и главным образом по объему.

Считается, что, с одной стороны, конституционное право шире государственного, так как конституция включает нормы, относящиеся к собственности, семье, охране природы и т.д., а законодательство, относящееся к конституционному праву, развивает эти исходные положения.

С другой стороны, шире государственное право, выходящее за пределы конституционных норм, включающее многие вопросы государственного управления, административного, финансового права.

Впрочем, в последние годы в Германии издавались работы, объединяющие под одним заголовком конституционное и государственное право.

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и во Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии, тоже демократическом правовом государстве, — «государственное право».

В России в дореволюционный период использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным скорее всего из-за малозначительной и формальной роли социалистических конституций и тотального огосударствления общественной жизни.

В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

Источник: https://studfile.net/preview/4619204/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий