Текст приказа состоит из следующих частей

4. Организационно-распорядительная документация предприятия

Текст приказа состоит из следующих частей

Заголовок инструкции должен четко очерчивать круг вопросов, объектов и лиц, на которых распространяются ее требования.

Например: «Инструкция о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, которые содержат конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства», «Должностная инструкция инспектора по контролю качества продукции».

Так как инструкция содержит методические аспекты, ее текст должен быть исключительно точным и понятным, излагаться в логической последовательности законченными разделами, которые разбиваются на пункты, подпункты. Рубрикация для инструкции является обязательной, будут ли это только пункты или более сложное деление текста на структурные элементы (разделы, подразделы, пункты, подпункты) — все они должны быть пронумерованы.

Инструкции относятся к организационным документам и носят директивный характер, поэтому в тексте используют формулировки со словами: должен, необходимо, следует, обязан, не допускается, запрещается, имеет право и т. п. Отступления от действий, предусмотренных инструкцией, квалифицируются как нарушение дисциплины.

Изложение текста ведется от третьего лица или в безличной форме.

Например: «Секретарь отвечает за ведение журналов регистрации работников, прибывающих в командировку и убывающих в командировку, и производит отметки в командировочных удостоверениях» или: «Записи в трудовой книжке при увольнении или переводе на другую работу должны вестись согласно формулировкам действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона» и т. д.

Правовое положение работников предприятия регламентируется должностными инструкциями, которые устанавливают функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц. Текст должностной инструкции, как правило, состоит из следующих разделов:

1. Общие положения — устанавливается сфера деятельности работника, порядок его назначения и освобождения от занимаемой должности, подчиненность, перечисляются основные законодательные акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в своей работе.

2. Задачи и обязанности — указывается предмет, содержание и перечень видов работ, из которых состоят выполняемые работником функции, перечисляются конкретные задачи, возложенные на работника, определяется форма его участия в процессе — обеспечивает, подготавливает, исполняет, курирует, контролирует, представляет и т. д.

3. Права — указываются полномочия, предоставляемые специалисту для выполнения возложенных на него задач и обязанностей.

4. Ответственность — устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и некачественное исполнение работником должностных обязанностей и неиспользование предоставленных ему прав.

5. Должен знать — содержатся требования к специальным знаниям, а также к знанию законодательных актов и нормативных документов, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

6. Квалификационные требования — содержит нормы, касающиеся образования, образовательно-квалификационных уровней и опыта, достаточных для полного и качественного выполнения работ по должности.

7.

Взаимоотношения (связи по должности) — регулируются трудовые взаимоотношения работника с сотрудниками своего и других структурных подразделений, а также со сторонними предприятиями (указываются сроки получения и предоставления информации, порядок согласования и утверждения соответствующих документов и т. п.). Этот раздел может отсутствовать в должностной инструкции, если порядок взаимодействия работников структурных подразделений отражен в положениях об этих подразделениях.

Должностная инструкция разрабатывается руководителем структурного подразделения или специалистом по труду, подписывается руководителем структурного подразделения или подготовившим ее специалистом, согласовывается с начальником отдела труда и заработной платы, заместителем директора по подчиненности, юрисконсультом, утверждается руководителем предприятия и доводится до работника. Подтверждением факта ознакомления работника с должностной инструкцией является виза ознакомления. Она включает подпись работника, ее расшифровку и дату ознакомления. Ей должна предшествовать запись: «С должностной инструкцией ознакомлен».

Изменения в должностную инструкцию вносятся приказом руководителя предприятия. В определенных случаях должностная инструкция должна быть заменена, например, при изменении наименования предприятия или структурного подразделения, изменении названия должности.

Порядок оформления, построения, изложения должностных инструкций и внесения в них изменений устанавливается методологической инструкцией, разрабатываемой на предприятии. Подробно о порядке составления должностных инструкций см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, спецвыпуск № 5.

Приведем пример должностной инструкции.

Общество с ограниченной ответственностью

«Снайпер»

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ16.11.2009 № 12г. КиевкассираУТВЕРЖДАЮДиректор

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/details/3415/

Все по одной теме Оформление документов в организации Автор Аналитическая редакция АПС «Бизнес-Инфо»

Текст приказа состоит из следующих частей

СправочноБланк документа — стандартный лист бумаги с воспроизведенной на нем постоянной информацией документа и местом, отведенным для переменной (п.21 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству)).

Устанавливается два вида бланков документов:

• общий бланк;

• бланк для письма (п.4.1 СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83).

На основании общего бланка могут изготавливаться бланки для конкретных видов документов (приказов, распоряжений, указаний, протоколов и др.).

Изготовление бланков для конкретных видов документов целесообразно, если их объем превышает 200 документов в год.

В обязательном порядке на бланках оформляются:

• распорядительные документы организации;

• письма и справки, которые являются внешними, то есть направляются сторонним юридическим или физическим лицам.

Обратите внимание!На бланке оформляется только первая страница документа (п.4.2 СТБ 6.38-2016).

Нанесение реквизитов на бланк

Название реквизитовБланк для письмаОбщий бланк
Государственный герб Республики Беларусь.Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания).Код организации.Наименование вышестоящей организации.Наименование организации.Наименование структурного подразделения.Почтовый адрес отправителя.Коммуникационные и коммерческие данныеГосударственный герб Республики Беларусь.Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания).Код организации.Наименование вышестоящей организации.Наименование организации.Наименование структурного подразделения.Место составления или издания
Ограничительные отметки и линии для реквизитовДата документа.Регистрационный индекс.Ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документаДата документаРегистрационный индекс
Обратите внимание!Необходимость проставления кода организации и кода документа определяется организацией (пп.38, 39 Инструкции по делопроизводству).

Бланки документов разрабатываются на основе продольного или углового варианта расположения реквизитов.

При угловом варианте реквизиты бланка располагаются в верхнем левом углу. Максимальная длина строки реквизитов бланка не должна превышать 73 мм.

Дополнительно по теме:

Специальный бланк для приказов с угловым расположением реквизитов (пример).

При продольном варианте реквизиты бланка располагаются посередине листа вдоль верхнего поля без ограничения размеров по горизонтали, но с соблюдением установленных размеров полей (п.27 Инструкции по делопроизводству).

Дополнительно по теме:

Бланк приказа государственной организации с продольным расположением реквизитов на двух языках (пример).

Реквизиты бланка располагаются центрованным или флаговым способом.

При центрованном способе начало и конец каждой строки реквизита центруются, то есть равноудалены от границ зоны расположения реквизитов.

Дополнительно по теме:

Специальный бланк для приказов (центрованный способ расположения реквизитов) на двух языках (пример).

При флаговом способе каждая строка реквизита начинается от левой границы зоны расположения реквизитов.

Дополнительно по теме:

Специальный бланк для приказов (флаговый способ расположения реквизитов) на двух языках (пример).

При создании бланка на нескольких языках реквизиты бланка должны быть продублированы на этих языках (п.30 Инструкции по делопроизводству).

Дополнительно по теме:

Необходимо ли оформлять реквизиты бланка для письма на двух языках?

Бланки документов: виды, требования к оформлению реквизитов.

Бланки документов: примеры оформления.

Форма документа:

Бланк для письма организации на двух языках (белорусский и английский) (пример).

Особенности изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь регулируются актами законодательства Республики Беларусь.

Так, право помещать изображение Государственного герба Республики Беларусь на бланках документов предоставляется только государственным органам и иным государственным организациям.

Иным организациям такое право может быть предоставлено Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.06.

2000 № 357 «Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь»).

Изготовление гербовых бланков осуществляется по заказам государственных органов и иных государственных организаций (п.1 Положения о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2000 № 1172).

Дополнительно по теме:

Бланки документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (гербовые бланки): учет, хранение, использование, уничтожение.

Каким должно быть изображение герба на бланке в реквизите «Государственный герб Республики Беларусь» — цветным или черно-белым? Закреплено ли это в каком-либо документе?

Допускается ли использовать бланк для письма в государственной организации без изображения Государственного герба Республики Беларусь? Можно ли использовать такой бланк при осуществлении внутренней переписки? Если такой вариант допустим, то каким нормативным правовым актом это предусмотрено?

При разработке бланков документов используются стандартные листы бумаги форматов А4 (210 × 297 мм) и А5 (148 × 210 мм).

Выбор формата бланка при изготовлении документа зависит от характера и объема текста. Бланк формата А5 используется для документов, имеющих не более 5-7 строк текста (п.24 Инструкции по делопроизводству).

Дополнительно по теме:

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=295590&pr=1

Распорядительные документы

Текст приказа состоит из следующих частей

Среди множества документов, циркулирующих в каждой организации, особое место занимают организационно-распорядительные, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц независимо от форм собственности.

Организационно-распорядительная документация включает организационную, распорядительную, информационно-справочную документацию, документацию коллегиальных органов, документы по личному составу.

Из всего этого перечня нас будет интересовать только одна группа организационно-расспорядительной документации — распорядительные документы.

В данной статье мы попробуем разобраться, какие документы входят в состав распорядительной документации, чем они отличаются друг от друга, в каких ситуациях надо подготовить приказ или распоряжение, а в каких, например, указание. 

Юридическими основаниями для создания распорядительных документов в деятельности организации являются:

  • нормативно-правовые акты, в том числе постановления Правительства РФ, решения органов власти;
  • конкретные поручения вышестоящих органов;
  • осуществление исполнительной и распорядительной деятельности в целях выполнения организацией возложенных на нее задач в соответствии с ее компетенцией;
  • потребность правового регулирования работы аппарата управления.

Состав распорядительной документации

К распорядительной документации относятся:

  • постановления;
  • решения;
  • приказы;
  • распоряжения;
  • указания.

Постановление – правовой акт, принимаемый высшим и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил поведения[1].

Решение – правовой акт коллегиального или совещательного органа министерств, ведомств, комитетов, общественных организаций, ученых советов НИИ, вузов, а также cоветов директоров предприятий в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности.

Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.

Указание – правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления.

Проанализировав функциональные особенности каждого документа, входящего в комплекс распорядительной документации, можно заметить, что главные их различия касаются:

1) порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов;

2) перечня рассматриваемых в них вопросов.

Рассмотрим эти отличия более подробно.

■ Отличия распорядительных документов, касающиеся порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов (на основе коллегиальности или единоначалия).

Поясним, что представляет интересы организации и действует от ее имени в отношениях с другими предприятиями, а также государственными учреждениями исполнительный орган.

Он воплощает волю учредителей (участников), руководит текущей деятельностью юридического лица. При этом он может быть:

  • единоличным, при котором во главе органа управления (предприятия, учреждения или организации) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения (например, генеральный директор);
  • коллегиальным, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа (например, правление (дирекция)).

В учредительных документах организации фиксируется, какими правами наделен генеральный директор (директор) или правление (дирекция), там же указывается порядок утверждения (подписи) документов, которые относятся к компетенции соответствующего исполнительного органа. Поэтому чтобы разобраться с правом подписи приказов на предприятии, необходимо внимательно ознакомиться с учредительными документами. Для примера приведем следующую формулировку из Устава:

8.5. Генеральный директор Общества:

издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества…

Кроме того, право подписи организационно-распорядительных документов, изданных единоличным исполнительным органом, находит отражение и в законах о соответствующих организационно-правовых формах юридических лиц.

Извлечение

из Федерального закона от 26.12.2005 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Источник: https://www.profiz.ru/sr/9_2011/rasporiaditelnye_doki/

Виды документов. Распорядительные документы: постановление, приказ, указание, решение, распоряжение

Текст приказа состоит из следующих частей

на базе 9 классов

дневное обучение:

срок обучения 3 года (повар, кондитер, официант)

срок обучения 3 года (парикмахер, мастер маникюра, педикюра, визажист)

срок обучения 3 года (продавец продовольственных и непродовольственных товаров, контролёр — кассир, компьютерная подготовка)

срок обучения 3 года (оператор швейного оборудования, швея).
Предоставляются: общежитие, форма, трехразовое бесплатное питание, трудоустройство

срок обучения 3 года

вечернее обучение для 10-11 классов:

срок обучения 2 года

срок обучения 2 года

на базе 11 классов

дневное и вечернее обучение для работающей молодежи:

срок обучения 1 год (парикмахер, мастер маникюра, педикюра, визажист)

на базе 9 и 11 классов коррекционных школ VIII вида

дневное обучение:

срок обучения 2 года

Распорядительные документы играют очень важную роль в управлении учреждениями, предприятиями и организациями. В настоящее время основными видами распорядительных документов являются: постановление, приказ, указание, решение, распоряжение. Обязательно издание распорядительных документов по следующим вопросам:

  1. организационным;
  2. планирования производства;
  3. строительства, материально — технического снабжения;
  4. сбыта;
  5. финансов и кредита;
  6. труда и заработной платы.

Это, конечно, не все вопросы, по которым необходимо создавать распорядительные документы, но они являются наиболее характерными и стабильными основаниями для обязательного их издания.

Распорядительные документы носят административный характер. Они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам.

Схема подготовки распорядительных документов следующая:

  1. всестороннее изучение вопроса, подготовка проекта документа;
  2. согласование текста и его подписание;
  3. обсуждение и принятие документа на заседании коллегиального органа (постановление, решение).

Проект распорядительных документов может быть подготовлен отдельными специалистами или структурными подразделениями. Основным распорядительным документом является приказ.

Приказ (по основной деятельности) — правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основании единоначалия, для разрешения основных и оперативных задач предприятия.

Приказами оформляются:

  1. порядок деятельности предприятия;
  2. решения и поручения по организации работы;
  3. организационные мероприятия;
  4. итоги работы;
  5. результаты ревизии.

Приказы издаются только при необходимости. Изменения, дополнения, отмена приказов производятся только приказами. Подготовка проектов приказов включает следующие стадии:

  1. изучение существа вопроса, законодательных актов, других документов, издававшихся по этому вопросу, проработка информационно — справочных документов предприятия;
  2. подготовку текста документа;
  3. согласование текста документа;
  4. подписание приказа;
  5. доведение до сведения исполнителей.

Подготовка приказа поручается структурному подразделению, группе специалистов, отдельному должностному лицу. Текст приказа состоит из двух частей:

  1. констатирующей, в которой излагаются факты, раскрываются причины, цели, послужившие основанием для создания приказа. Если в основу приказа был взят документ государственных органов, то нужно указать наименование документа, его автора, дату, номер и заглавие;
  2. распорядительной.

Распорядительная часть текста приказа начинается словом ПРИКАЗЫВАЮ и пишется от нулевого положения табулятора. Текст делится на пункты. Распорядительные пункты строятся по схеме: исполнитель (наименование должности, инициалы и фамилия или структурное подразделение, или организация) — действие — срок.

Последний пункт приказа формулируется таким образом: контроль за исполнением приказа возложить на: наименование должности, инициалы и фамилия. Если руководитель сам будет осуществлять контроль за исполнением приказа, тогда пункт о контроле опускается. Дата приказа — это дата его подписания, начала его действия.

Подписывает приказ руководитель организации. Внесение изменений и дополнений в подписанный приказ не допускается без разрешения подписавшего документ. К проекту приказа составляется список рассылки подразделениям, должностным лицам, которых касается приказ.

Проект приказа до подписания визируется руководителями структурных подразделений, должностными лицами, которые отвечают за его исполнение, юристом.

Может осуществляться и внешнее согласование с другими организациями, если приказ затрагивает их интересы. Согласование оформляется грифом «Согласование». Реквизиты приказа:

  1. наименование министерства или ведомства;
  2. название организации;
  3. наименование вида документа — ПРИКАЗ;
  4. дата, номер;
  5. место составления;
  6. заголовок;
  7. текст;
  8. подпись;
  9. визы согласования.

С приказов для удобства пользования внутри организации делаются копии и выписки. Выписка из приказа — копия основной части текста документа, которая необходима для работы. Констатирующая часть текста пишется полностью. Реквизиты выписки из приказа:

  1. наименование министерства или ведомства;
  2. название организации;
  3. наименование вида документа — ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА;
  4. дата, номер (те же, что и у приказа);
  5. место составления;
  6. заголовок;
  7. часть текста;
  8. подпись (кроме личной подписи);
  9. заверительная надпись (отделяется от подписи 2-3 интервалами).

Приказы оформляются на общих бланках.

Следующим видом распорядительного документа является распоряжение. Распоряжение — правовой акт управления государственного органа, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым он адресован. Их издают предприятия, организации, правительства, администрации районов и т.д. Выделяют следующие виды распоряжений:

а) длительного действия; б) касающиеся конкретного вопроса.

Текст распоряжения имеет констатирующую и распорядительную часть. Констатирующая часть текста распоряжения — часть, в которой указываются цели и причины распоряжения.

В ней целесообразно использовать следующие формулировки: «В соответствии», «В связи», «В целях». Распорядительная часть текста распоряжения начинается словом ОБЯЗЫВАЮ, в ней указываются предписываемые действия.

Формуляр распоряжения состоит из реквизитов:

  1. наименование организации;
  2. наименование вида документа;
  3. дата, номер;
  4. место издания;
  5. заголовок;
  6. текст;
  7. подпись;
  8. отметка о согласовании.

Текст оформляется на бланке формата А4. Проект распоряжения согласовывается с заинтересованными в этом документе лицами. Исполнителями распоряжения могут быть учреждения, структурные подразделения, должностные лица.

Еще один вид распорядительного документа — указание. Указание — распорядительный документ, издаваемый органами государственного управления, министерствами, ведомствами, организациями по вопросам организационно — методического характера. К вопросам организационно — методического характера относятся следующие:

а) организация исполнения приказов;

б) организация исполнения инструкций.

Право издания указания в организациях предоставлено руководителям, их заместителям, руководителям структурных подразделений, которые действуют на правах единоначалия в пределах их компетенции.

Текст указания, как правило, состоит из двух частей: констатирующей; распорядительной. Констатирующая часть текста указания раскрывает причины издания документа и начинается: «Во исполнение …», «В целях..

.», «В соответствии …».

Распорядительная часть текста указания начинается словом ПРЕДЛАГАЮ, в ней указываются предписываемые действия. Текст может делиться на пункты и подпункты.

Каждый пункт строится по схеме: фамилия и должность исполнителя в дательном падеже после слова ПРЕДЛАГАЮ — действие — срок исполнения. В последнем пункте указания возлагается контроль за исполнением документа на определенное должностное лицо.

Датой указания является дата его подписания. Указание оформляется на бланке формата А4. Формуляр указания состоит из реквизитов:

  1. наименование министерства или ведомства;
  2. название организации;
  3. наименование вида документа;
  4. дата, номер;
  5. место издания;
  6. заголовок;
  7. текст;
  8. подпись;
  9. отметка о согласовании.

Следующий вид распорядительного документа — решение. Решение — распорядительный документ коллегиального органа управления, издаваемый министерствами, ведомствами, научными советами. Текст решения состоит из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются причины издания документа, цели, которые достигаются при его выполнении.

В распорядительной части указывают наименование органа, принимающего решение, затем — слово РЕШИЛ на отдельной строке. Распорядительная часть делится на пункты.

Каждый пункт строится по схеме: фамилия и должность исполнителя в дательном падеже — действие — срок исполнения. Решение подписывают председатель и секретарь коллегиального органа.

Формуляр решения состоит из реквизитов:

  1. название организации;
  2. наименование вида документа;
  3. дата, номер;
  4. место издания;
  5. заголовок;
  6. текст;
  7. подписи (председатель, секретарь);
  8. визы.

Следующий вид распорядительного документа — постановление. Постановление издается высшими органами государственной власти, комитетами и комиссиями, образуемыми при органах власти.

Источник: http://in-pu11.narod.ru/literature/delopro/div1/gl9.html

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Текст приказа состоит из следующих частей

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа).
Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа.

Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить.

А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

Обычно весь массив приказов организации принято разделять на два потока: по основной деятельности и по личному составу. За первые отвечает служба ДОУ, вторые, как зеницу ока, бережет отдел кадров. Помимо функционального назначения между этими видами приказов есть еще одно существенное различие, а именно – срок их хранения.

https://www.youtube.com/watch?v=ZNZkUt0ePas

Обратимся к Перечню типовых управленческих архивных документов (см. ниже по тексту его фрагмент со статьей 19; далее – Перечень 2010 года).

И увидим, что приказы по основной деятельности хранятся постоянно, тогда как по личному составу, за редким исключением, 75 лет.

И тут же обнаруживается, что Перечень выделяет третий вид приказов – по административно-хозяйственным вопросам, хранить которые предлагается в течение 5 лет.

При этом ни один из российских нормативных актов по ДОУ не содержит информации, касающейся различий между приказами по основной деятельности и приказами по административно-хозяйственным вопросам.

Приказы по личному составу тоже не всегда легко отделить от приказов по основной деятельности.

У делопроизводителей возникает закономерный вопрос: к какой категории отнести тот или иной приказ? Ведь от этого зависят срок, место и условия хранения документа.

Вновь обратимся к Перечню 2010 года. Его раздел 10 целиком посвящен административно-хозяйственным вопросам. Целесообразно определить круг тем соответствующих приказов на основе этого раздела.

Фрагмент документа

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры от 25.08.2010 № 558)

Перечень к ним относит:

  • соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;
  • эксплуатацию зданий, помещений;
  • транспортное обслуживание, внутреннюю связь;
  • обеспечение безопасности организации.

При этом не стоит забывать, что первый пункт данного списка тесно связан с трудовыми отношениями с работниками. Так, если решено привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение упомянутых правил, то приказ об этом уже будет относиться к категории «по личному составу».

Задача приказов по личному составу – отразить решения руководителя, касающиеся кадровой политики организации. Все приказы по трудовым отношениям с работником (работниками), являются приказами по личному составу, они отражают прием, перемещение и увольнение, поощрения и наказания, персональные данные и т.п.

Обратите внимание на один важный момент:

  • До 2013 года многие кадровые приказы составлялись по утвержденным Госкомстатом унифицированным формам (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»). Если утвержденной формы не было, то такой приказ оформлялся в произвольной форме.
  • Но с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (за малым исключением). В этой ситуации унифицированные формы кадровых документов подпали под общий порядок и более не действуют. Многие организации, понимая, что специалисты по кадровому делопроизводству привыкли к используемым ранее формам, просто утвердили их для дальнейшего применения в своих организациях. Таким образом, данные формы продолжили свою легальную жизнь, только поменяли утверждающий документ в своей «шапке». Мы всем рекомендуем поступить аналогичным образом!

См. статью «Как утвердить формы документов внутри организации?»

А далее в статье речь пойдет только об оформлении приказов по общим правилам, сложившимся для организационно-распорядительных документов. По ней всегда составлялись приказы по основной деятельности и административно-хозяйственным вопросам. Эту форму в отношении кадровых приказов называли раньше «произвольной» (ведь часть из них и до 2013 года составлялась по ней).

Перечислить тематику приказов по основной деятельности не представляется возможным: она слишком обширна и во многом зависит от специфики деятельности организации. Основные категории таких приказов и примеры к ним мы привели в Таблице 1.

Таблица 1

Основные категории приказов по личному составу и примеры к ним

https://www.youtube.com/watch?v=42tnOnsmjac

Таким образом, для определения вида приказа остается метод исключения: если документ составлен не по административно-хозяйственному вопросу и не документирует трудовые отношения с работником или группой работников, то он считается приказом по основной деятельности.

Регламентация создания приказов

Правила создания приказов на федеральном уровне описаны в документах:

Источник: https://www.ippnou.ru/print/012861/

Приказы по основной деятельности

Текст приказа состоит из следующих частей

Бланки и реквизиты

Приказы по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации руководителями подразделений с привлечением специалистов; в отдельных случаях, когда речь идет о решении сложных, комплексных вопросов, для подготовки приказа руководителем организации может создаваться комиссия из представителей нескольких подразделений.

Приказы оформляются на специальном бланке приказа. Обязательными реквизитами приказа являются:

наименование организации;

название вида документа (ПР�КАЗ);

дата издания;

регистрационный номер;

место издания;

заголовок к тексту;

текст;

РїРѕРґРїРёСЃСЊ;

РІРёР·С‹.

Оформление основной части приказа

Подготовка приказа основывается на детальном и всестороннем изучении вопроса, поскольку содержащиеся в приказах поручения должны быть конкретными и реальными, они должны быть обеспечены достаточными материально-техническими и финансовыми средствами, чтобы исключить в дальнейшем необходимость корректировать или отменять принятые решения в связи с их неполнотой или недоработкой.

Заголовок к приказу должен формулироваться четко и по возможности кратко, выражая основное содержание документа.

В·         Текст приказа состоит РёР· РґРІСѓС… частей: констатирующей Рё распорядительной, отделяемых РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° словом «приказываю». Р’ констатирующей части дается обоснование предписываемых действий.

Констатирующая часть может отсутствовать, если действия распорядительной части не нуждаются в обосновании.

Констатирующая часть приказа отделяется от распорядительной словом ПР�КАЗЫВАЮ, которое может печататься прописными буквами без разрядки с новой строки с абзацем или строчными буквами в разрядку с новой строки без абзаца (п р и к а з ы в а ю), как это установлено в федеральных органах исполнительной власти. Распорядительная часть содержит поручения, каждое из которых выделяется в самостоятельный пункт. Пункты распорядительной части приказа могут носить организационный характер, в этом случае формулируется только управленческое действие и, реже, называются его исполнители.

Если в распорядительной части приказа содержатся конкретные задания, необходимо указывать:

В·         наименование исполнителя или исполнителей (должность, инициалы, фамилия или наименование организации или подразделения);

В·         поручение;

В·         СЃСЂРѕРє выполнения поручения.

Срок исполнения в пунктах и подпунктах распорядительной части приказа не указывается, если действия носят регулярный или нормативный характер и их выполнение предписывается на весь период действия данного приказа.

�сполнителем в приказе может быть одно или несколько подразделений организации, подведомственных организаций, должностных лиц.

Количество исполнителей по каждому пункту (подпункту) не ограничивается.

�сполнитель, названный первым, является ответственным исполнителем поручения.

При наличии промежуточных сроков выполнения или при разбивке поручения на задания каждое из них оформляется отдельным подпунктом.

Пункт или подпункт приказа должен содержать только одно задание с одним сроком исполнения, поскольку контроль исполнения приказов ведется по каждому поручению отдельно.

Последний пункт приказа – пункт о контроле, в нем указывается наименование должности лица, ответственного за исполнение документа, его инициалы и фамилия.

Пункты и подпункты распорядительной части приказа нумеруются арабскими цифрами.

Оформление приложений к приказу

При большом объеме текста в самом приказе излагают лишь основные вопросы, а остальной текст выносится в приложения к приказу.

В виде приложений могут оформляться графики, схемы, таблицы, списки, организационно-правовые документы – положения, инструкции, правила, регламенты, утверждаемые приказом, и др.

В тексте приказа в соответствующих пунктах распорядительной части необходимо давать ссылки на приложения:

…(приложение) – если приложение одно;

… (приложение 1) … (приложение 2) – если приложений несколько.

На документе, являющемся приложением, в правом верхнем углу первого листа печатается слово «Приложение» с указанием, к какому приказу или пункту приказа оно относится.

Если приложением к приказу является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция и т.п.

), в соответствующем пункте распорядительной части делается отметка:

(приложение), а на приложении в верхнем правом углу размещается гриф утверждения документа.

Отметку о приложении можно оформлять центрованным способом или выравнивать строки по левому краю.

Визирование и подпись

До представления на подпись приказ визируется всеми заинтересованными должностными лицами, юристом и заместителями руководителя организации.

Если у работника, визирующего приказ, имеются возражения, дополнения, они излагаются в отдельной справке, которая прилагается к проекту документа, а виза дополняется фразой «�меются замечания» или «Замечания прилагаются». Замечания редакционного характера можно вносить непосредственно в представленный проект документа.

Если при согласовании были высказаны существенные замечания и дополнения, приказ дорабатывается исполнителем и проводится его повторное согласование. Если при согласовании вносятся редакционные уточнения, не изменяющие сути документа, повторное согласование не требуется.

После окончательного оформления приказа до его представления на подпись руководителю приказ должен быть завизирован всеми заинтересованными лицами.

Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа приказа или на отдельном листе согласования, который прикладывается к приказу, составляя его неотъемлемую часть.

Виза включает: должность работника, его подпись, инициалы, фамилию и дату.

Под визами проставляется отметка об исполнителе, состоящая из фамилии исполнителя (составителя проекта) и номера его служебного телефона.

На оборотной стороне приказа, в нижней части листа, может оформляться отметка о рассылке приказа с указанием структурных подразделений или их руководителей.

Сведения о рассылке приказа могут оформляться на отдельном листе – списке (указателе, листе) рассылки.

ЕслиПодписываются приказы руководителем организации.

Подпись в приказе оформляется так же, как в любом другом документе, оформляемом на бланке.

Подписывается только один экземпляр приказа (за исключением совместных приказов). Подпись руководителя на приказе печатью не заверяется.

Первый экземпляр приказа после регистрации подшивается в дело с приказами по основной деятельности организации.

Регистрироваться приказы должны в день их подписания, в противном случае у исполнителей могут возникнуть проблемы с исполнением приказа, особенно если срок исполнения небольшой.

После подписания и регистрации с приказа снимаются копии и рассылаются всем исполнителям.

Для рассылки приказов может использоваться электронная почта.

Если копии приказа выдаются для представления в другие организации, они заверяются с помощью реквизита «Отметка о заверении копии».

Источник: https://www.profiz.ru/sr/5_2005/1545/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий