Участие присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия

Участие арбитражных и присяжных заседателей в осуществлении правосудия

Участие присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия

Поскольку арбитражные и присяжные заседатели при осуществлении ими правосудия обладают полномочиями судей, порядок их участия в судебной деятельности детально регламентирован законом.

В соответствии с Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» такими заседателями являются граждане Российской Федерации, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемых в порядке, установленном АПК РФ. Такое ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и разрешении всех вопросов наравне с присяжными заседателями, в том числе обсуждают и принимают путем ания итоговое решение.

Арбитражными заседателями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, но не старше 70 лег, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

В качестве арбитражных заседателей не могут выступать следующие категории граждан: лица, имеющие не снятую и не погашенную в установленном законом порядке судимость; лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы; судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу ОВД РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, органов ФСБ России, органов

ФСКН России, таможенных органов, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе лицензии; лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах присяжных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Утвержденные списки публикуются в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ. Также они могут быть опубликованы в иных СМИ.

Согласно Федеральному закону «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в судах субъектов РФ, а также в окружных (флотских) военных судах. Суд в составе профессионального судьи и 12 присяжных заседателей действует в случаях, когда уголовные дела подсудны данному составу в соответствии с УПК РФ.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. К участию в рассмотрении конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей также не допускаются лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в процессе.

Из лиц, которые отвечают требованиям, предъявляемым к присяжным заседателям, формируются списки кандидатов в присяжные заседатели, а затем путем случайной выборки формируется коллегия присяжных заседателей для осуществления правосудия по конкретному уголовному делу.

Источник: https://studme.org/200802159319/pravo/uchastie_arbitrazhnyh_prisyazhnyh_zasedateley_osuschestvlenii_pravosudiya

Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей

Участие присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 5 «О применении судами некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа (присяжных и арбитражных заседателей) в зна­чительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязаннос­ти по разбирательству судебных дел на временной основе, а не посто­янно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями (см. ч. 1 ст. 11 Закона о судебной системе). Одна­ко важность выполняемых ими функций сближает их положение с по­ложением, занимаемым судьями.

Это проявляется, например, в том, что арбитражные заседатели при принятии решений в ходе рассмотрения дел, подведомственных ар­битражным судам, пользуются теми же правами, что и судьи-профессионалы. Голос ар­битражного заседателя равнозначен голосу судьи, с которым такой за­седатель рассматривает конкретное дело (ст. 19 АПК).

Несколько иначе обстоит дело с ролью присяжного заседателя.

Его голос не обладает подоб­ным свойством, поскольку он привлекается только для решения глав­ным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный под­судимый снисхождения. Однако, судья-профессионал не вправе при поста­новлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.

В силу большой значимости и ответственности выполняемых при­сяжными или арбитражными заседателями функций они наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, что и судьи-профессионалы. Оказание незаконного влияния на представителей на­рода с целью склонить их или понудить к вынесению неправосудного решения так же порицаемо, как и оказание его в отношении судей.

Кроме того, участвующим в отправлении правосудия представи­телям народа, наряду с правами, обеспечивающими их активность не­посредственно при принятии решений, предоставлены также доста­точные права по исследованию всех рассматриваемых в суде доказа­тельств и создаются надлежащие условия для их полной, всесторон­ней и объективной оценки, которая необходима для вынесения закон­ных, обоснованных и справедливых итоговых судебных решений. И в этом тоже проявляется сходство статуса заседателей со статусом судей-профессионалов.

Вместе с тем правовое положение представителей народа, привле­каемых к участию в отправлении правосудия, определяется не только теми правами и обязанностями, которые они могут осуществить при разбирательстве судебных дел и принятии решений по ним, а также мерами их защиты от постороннего влияния. Оно в значительной сте­пени определяется также порядком наделения их соответствующими полномочиями.

Основы правового статуса присяжных заседателей

Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотре­нии конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои пол­номочия в порядке, детально регулируемом законом.

Такой порядок исходит прежде всего из необходимости учета требований, предъявляемых к присяжным заседателям. Требования подробно изложены в ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
    2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;
    3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
    4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

  1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя определены ст.

10 Закона, в которой говорится, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

Ст.

12 Закона определяет, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и настоящим Федеральным законом.
Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основы правового статуса арбитражных заседателей

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» определяет правовой статус арбитражных заседателей.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, они независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Арбитражный заседатель при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов арбитражный заседатель, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

  1. лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;
  2. лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
  3. лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
  4. лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
  5. судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
  6. лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 закона.

В случае, если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.

Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей регулируется ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.
При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovi-pravovogo-statusa-prisyazhnich-i-arbitrazhnich-zasedateley

Арбитражный суд Новгородской области

Участие присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия

Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» от 30.05.2001 № 70-ФЗ (извлечение).

Статья 1. Арбитражные заседатели

1.

Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее — арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее — граждане), наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также — арбитражные суды) в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

3.

Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Статья 2. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

1.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

2. Арбитражными заседателями не могут быть:

  • лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
  • лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
  • лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
  • лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
  • судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
  • лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ (извлечение)

Статья 17. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

3.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Статья 19. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей

1.

Арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом.

2. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее, чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела.

Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство.

3.

Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства.

Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.

4. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявление о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 159 настоящего Кодекса.

При рассмотрении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя суд обязан проверить, имеются ли установленные частью 1 статьи 21 настоящего Кодекса обстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Наличие указанных обстоятельств является основанием отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. При этом суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

5. При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

6. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

7. Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Статья 24. Заявления о самоотводах и об отводах

1.

При наличии оснований, указанных в статьях 21-23 настоящего Кодекса, судья, арбитражный заседатель, помощник судьи, секретарь судебного заседания, эксперт, переводчик обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле. Отвод помощнику судьи, секретарю судебного заседания, эксперту, переводчику может быть рассмотрен также по инициативе суда.

Источник: http://novgorod.arbitr.ru/process/arb_zased/porjadok

Кому мешают арбитражные заседатели

Участие присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия

20.05.2011 00:00:00

Одним из элементов ныне действующей модели правосудия является суд с участием арбитражных заседателей, обеспечивающий наряду с институтом присяжных заседателей участие граждан в осуществлении правосудия, рассматривая вместе с профессиональными судьями экономические споры.

Законодательно закреплено, что арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. И если их мнение при принятии решения по делу не совпадает с мнением судьи, то решение принимается большинством .

Реальным тому примером является решение, принятое Арбитражным судом Москвы в ноябре 2006 года по делу о возвращении в государственную собственность 20-процентного пакета акций ОАО «Апатит», которым был отклонен иск Росимущества к ОАО «ФосАгро» и ОАО «Апатит» об истребовании акций «Апатита» у «ФосАгро» и возврате их в госсобственность.

Иск был подан по запросу Генпрокуратуры РФ, которая в 2003 году предъявила Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву обвинение о мошенническом завладении в 1994 году 20-процентным государственным пакетом акций ОАО «Апатит» на сумму более 283 млн. долл.

Решение было принято арбитражными заседателями двумя голосами «за» против мнения председательствующего судьи, оказавшегося в меньшинстве.

Этот факт продемонстрировал немаловажное обстоятельство – как на практике реализуется законодательно закрепленный принцип независимости арбитражных заседателей при осуществлении правосудия: ведь они не состоят в трудовых отношениях с арбитражным судом и административно от него независимы.

Могу ответственно заявить: участие арбитражных заседателей в отправлении правосудия повышает качество и эффективность судебного процесса, способствует демократизации правосудия, свидетельствует о гласности, открытости и прозрачности арбитражного судопроизводства и способствует повышению доверия к суду. Об этом же свидетельствуют данные официальной статистики, опубликованной ВАС РФ, – если в 2003 году с участием арбитражных заседателей было рассмотрено 816 дел, в 2007-м – 1220 дел, то в 2010 году арбитражные заседатели были привлечены к рассмотрению 4119 дел.

В обществе начали укрепляться авторитет судебной власти и повышаться доверие к ней. Однако эта положительная тенденция может быть остановлена сегодня.

Дело в том, что в конце 2010 года вступили в силу изменения в АПК РФ, принятые Государственной Думой, в том числе в статью 19, в соответствии с которыми арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел только в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

Между тем действовавшая до этого норма не содержала столь усложненного механизма привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению дел.

Предложив эту поправку, законодатели не позаботились одновременно дать определение таким понятиям, как «сложное дело» и «специальные знания в сфере экономики, финансов и управления», тем более что действующее процессуальное законодательство этого не содержит.

Эта поправка превращает институт арбитражных заседателей в декорацию, резко ограничивая их участие в отправлении правосудия. Поскольку происходит явное сужение круга дел, по которым они могут привлекаться.

Нужен ли в настоящее время институт арбитражных заседателей? В 2009 году Институт проблем правосудия и совершенствования судебной системы провел в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области комплексное исследование на предмет эффективности института арбитражных заседателей – в архиве суда были изучены арбитражные дела, рассмотренные в 2006–2008 годах с участием арбитражных заседателей. Вывод: 59% всех заявленных сторонами ходатайств о привлечении арбитражных заседателей в качестве обоснования содержали ссылку на необходимость объективного рассмотрения спора. И только 7% – на сложность спора.

Аналогичное исследование нами проводится в Арбитражном суде Москвы. Предварительные результаты таковы: 67% ходатайств о привлечении арбитражных заседателей содержат в качестве обоснования необходимости объективного рассмотрения дела и только 10% – в связи со сложностью дела.

Сегодня недоверие к судам у населения и предпринимательского сообщества остается высоким, и поэтому следует расширить круг дел, по которым можно было привлечь арбитражных заседателей. В частности, по налоговым спорам, по делам об оспаривании ненормативных актов и другим.

Особенностью этих споров является юридическое неравенство спорящих сторон, находящихся между собой в отношении власти и подчинения – государства в лице административных органов и индивидуальных предпринимателей и других представителей бизнеса.

И это именно та сфера, в которой до сих пор нет четких правил поведения, стабильного законодательства и сформировавшейся арбитражной практики.

Как следствие – обвинения в адрес арбитражных судов в необъективности при рассмотрении дел, а в адрес власти – в бюрократизме и непрофессионализме ее представителей при осуществлении своих функций и использовании административного ресурса.

Очень важно и другое обстоятельство, которое уже оценено бизнес-сообществом, – участие арбитражных заседателей в рассмотрении экономических споров свидетельствует о коллегиальности принятого решения, что способствует формированию в предпринимательском сообществе уверенности в правильности и справедливости принятого такого судебного акта, то есть в том, что это решение морально безупречно и отвечает его социальному предназначению.

И еще. Участие арбитражных заседателей в отправлении правосудия является действенной формой и реальным инструментом антикоррупционной политики.

Конечно, этот институт не может решить всех проблем в судебной системе и в нашем обществе.

Вместе с тем он является эффективным институтом, который влияет на формирование гражданского общества и способствует его укреплению, а также одной из гарантий необратимости демократических преобразований в нашей стране.

Источник: http://www.ng.ru/politics/2011-05-20/3_kartblansh.html

Правоохранительные органы

Участие присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия

Правовым основанием и этого принципа правосудия являются конституционные предписания. «Граждане Российской Федерации, — говорится в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,— имеют право участвовать в отправлении правосудия».

Такое участие граждан в разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его отменили. Более 72 лет спустя, в ноябре 1989 г.

, Верховным Советом СССР предпринят первый не очень решительный шаг по реставрации этого суда. А еще два года спустя, в ноябре 1991 г., состоялось дополнение Конституции РФ положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных.

Фактически такие суды появились в пяти субъектах РФ лишь в ноябре 1993 г.

С января 1994 г. к ним прибавилось еще четыре субъекта Федерации. Первое заседание суда с участием присяжных после его реставрации произошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде. 23 июня 1999 г. Закон о военных судах декларировал возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей также в окружных (флотских) военных судах и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. суды присяжных могут созываться с 1 января 2004 г. во всех судах общей юрисдикции среднего звена на всей территории России.

Присяжных заседателей положено отбирать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований.

Одним из основных правил, соблюдаемых при отборе, является использование таких приемов, которые обеспечивали бы случайность выбора кандидатов, включаемых в списки заседателей, а в дальнейшем — ив состав судебных коллегий по конкретным уголовным делам. Во время судебного заседания отбор присяжных заседателей осуществляют судьи с участием сторон.

Пожалуй, самой существенной чертой полномочий присяжных заседателей является то, что они при разбирательстве уголовных дел вправе принимать решение (вердикт) лишь по т. н. вопросам факта (к примеру, о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих его ответственность, и т. д.

), а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. В определении меры наказания осужденному и решении ряда других важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу, присяжные не участвуют.

Существенным моментом, характеризующим полномочия присяжных, является и то, что они не должны мотивировать свое решение.

Фактически удельный вес уголовных дел, рассматриваемых российскими судами с участием присяжных, пока что незначителен — он составляет намного меньше одного процента от общего количества такого рода дел.

Сравнительно новым явлением для организации российских судов и практики осуществления правосудия является институт арбитражных заседателей.

Он учрежден в порядке эксперимента Федеральным законом «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995 г.

Первоначально предполагалось, что с участием арбитражных заседателей дела будут рассматриваться лишь в тех арбитражных судах, в отношении которых состоится специальное решение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Такое решение состоялось 5 сентября 1996 г. — были утверждены Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, перечень арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, и списки арбитражных заседателей для этих судов.

В перечень были включены арбитражные суды 14 субъектов РФ (области Брянская, Калужская, Курганская, Московская, Сахалинская, г. Москва и др.). Но с принятием 31 декабря 1996 г. Закона о судебной системе этот институт перестал быть экспериментальным, ему предоставлена «постоянная прописка» во всех российских арбитражных судах основного звена.

Следующим шагом по упрочению его положения стало издание Закона об арбитражных заседателях от 30 мая 2001 г.

Для характеристики арбитражных заседателей существенным является то, что при рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов, что подтверждено и в ч. 4 ст. 1 названного Закона от 30 мая 2001 г.

В соответствии с законодательством присяжные и арбитражные заседатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе судей: «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».

Источник: https://isfic.info/porg/juist26.htm

О некоторых вопросах обеспечения гарантий независимости присяжных и арбитражных заседателей в российской федерации

Участие присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия

Сергунин К. Н. О некоторых вопросах обеспечения гарантий независимости присяжных и арбитражных заседателей в российской федерации // Молодой ученый. — 2018. — №28. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/archive/214/52021/ (дата обращения: 28.11.2019).



Статья посвящена вопросам обеспечения гарантий независимости, распространяющихся на граждан Российской Федерации, привлеченных к осуществлению правосудия в качестве присяжных или арбитражных заседателей.

Ключевые слова: правосудие, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, независимость, гарантии.

Конституция Российской Федерации, 25-летие которой будет отмечаться в нынешнем году, является основой суверенной демократической государственности России.

Конституция определяет такие ключевые вопросы организации нашего государства как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, структура высших органов государственной власти.

Одним из важнейших прав, предоставленных действующей Конституцией гражданам России, является право на участие в управлении делами государства. Одной из форм такого участия является привлечение граждан к отправлению правосудия.

Сегодня в нашей стране действует несколько федеральных законов, предоставляющих гражданам право принимать участие в осуществлении правосудия. Так, Федеральный закон от 20 августа 2004 г.

№ 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее — Закон № 113-ФЗ) [1] предоставляет гражданам России право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Данный Закон особо оговаривает, что участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. Вспомнить о праве граждан на участие в отправлении правосудия крайне важно, с учетом того, что согласно Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» [2] и Федеральному закону от 29 декабря 2017 г. № 467-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» [3] рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей с 1 июня 2018 г. стало возможным не только в областных и равных им судах, но и в районных, а также гарнизонных военных судах. Тем самым, распространенность такого порядка рассмотрения уголовных дел серьезно увеличивается.

Закон № 113-ФЗ устанавливает для присяжных заседателей гарантии материального обеспечения, а также гарантии независимости и неприкосновенности. В соответствии со ст. 11 указанного Закона гарантии материального обеспечения, установленные для присяжных заседателей, включают:

1) компенсационное вознаграждение;

2) возмещение командировочных и транспортных расходов;

3) гарантии обеспечения трудовых прав.

Согласно ч. 1 ст.

12 Закона № 113-ФЗ на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а также Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Граждане России вправе участвовать в отправлении правосудия также в качестве арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 мая 2001 г.

№ 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 70-ФЗ) [4]. Пункт 5 ст.

1 Закона № 70-ФЗ указывает, что участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Закон № 70-ФЗ устанавливает для арбитражных заседателей гарантии в сфере материального обеспечения: компенсационное вознаграждение, возмещение командировочных расходов и гарантии обеспечения трудовых прав. Закон № 70-ФЗ, как и Закон № 113-ФЗ устанавливает для арбитражных заседателей гарантии независимости и неприкосновенности. Согласно ст.

7 указанного Закона на арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5–7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Стоит отметить, что Закон № 70-ФЗ не устанавливает для арбитражных заседателей такую существенную гарантию их независимости как процессуальный иммунитет, предусмотренный пунктом 8 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей». В то же время Закон № 113-ФЗ распространяет действие указанной нормы на присяжных заседателей. В этой связи стоит также заметить, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в пункте 2 части первой статьи 447 упоминает среди лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, как присяжных, так и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия. Полагаем, что бланкетную норму п. 1 ст. 7 Закона № 70-ФЗ следует дополнить ссылкой на п. 8 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей».

Еще одним отличием в правовом регулировании гарантий независимости присяжных и арбитражных заседателей является порядок оплаты их труда. Согласно ст.

11 Закона № 113-ФЗ за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. В соответствии со ст. 6 Закона № 70-ФЗ арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Полагаем, что целесообразно рассмотреть возможность унификации размера компенсационного вознаграждения граждан, привлеченных к осуществлению правосудия.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что участие граждан в управлении делами государства — многоаспектное явление. Соответствующее право может реализовываться в различных формах в соответствии с законодательством России. Изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с 1 июня 2018 г.

, обуславливают тенденцию увеличения числа дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей. Институт рассмотрения дел об экономических спорах с участием арбитражных заседателей распространен гораздо меньше, причем ряд исследователей выражает сомнения в необходимости указанного института на современном этапе развития отечественного арбитражного процесса. Например, Д. И.

Дедов отмечал, что «не знает примеров, когда бы участие арбитражных заседателей делало процесс более эффективным…» [5]. Вместе с тем, исследователь полагает, что «прежде чем отказаться от этого института вообще, необходимо попытаться сделать его более эффективным» [5]. Мы также разделяем указанную точку зрения.

Совершенствование процессуального законодательства с целью дальнейшего развития института участия граждан в отправлении правосудия является важным направлением судебной реформы.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/214/52021/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий