Уголовная политика понятие тенденции формы реализации

Тенденции российской уголовно-правовой политики постсоветского периода Недотко Юлия Владимировна

Уголовная политика понятие тенденции формы реализации

к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие, задачи и сущность уголовно-правовой политики 12

1. Уголовная политика — понятие, структура. Соотношение уголовной и уголовно-правовой политики 12

2 Основные цели и принципы, структурные элементы уголовно- правовой политики 25

3 Особенности формирования и современное состояние уголовно- правовой политики 38

Глава 2 Тенденции криминализации и декриминализации деяний в уголовном праве постсоветского периода 50

1 Политико-юридическая и социально-экономическая природа уголовно-правового регулирования постсоветского периода 50

2 Криминализация — первоначально преобладающая тенденция в постсоветской уголовно-правовой политике 60

3 Декриминализация как следствие проведенной криминализации 80

Глава 3 Тенденции в развитии институтов наказания и освобождения от него 96

1 Некоторые аспекты уголовно-правовой политики в сфере наказания 96

2 Особенности подхода к регулированию мер уголовно-правового воздействия 109

3 Современные институты освобождения от уголовного наказания: состояние и проблемы 134

Заключение 149

Библиографический список литературы 156

Введение к работе

Особенностью современного этапа развития российского общества является наличие в нем глубинных процессов, свидетельствующих о кризисных явлениях в экономической, социальной и идеологической сферах. В связи с этим правящая элита стремится приспособиться к новым условиям и особенностям складывающейся ситуации.

Подобное положение не может не отражаться на законодательной и правоприменительной деятельности, в том числе на правовом регулировании борьбы с преступностью в нашей стране.

Перед отечественной юридической наукой это ставит задачу критического анализа политической и правовой основы современного государства, рассмотрения сущности сегодняшнего государства и права, правовой, в частности уголовно-правовой, идеологии.

В уголовно-правовой науке советского, а впоследствии и российского периода достаточно много места уделяется теории уголовной и уголовно-правовой политики, анализу отдельных институтов уголовного права, а также деятельности отечественной уголовной юстиции. Этому посвящены, в первую очередь, глубокие исследования советских ученых: П.Н.

Панченко, И.А. Исмайлова, Ю.А. Воронина, М.И. Ковалева, И.М. Гальперина, В.И. Курляндского, П.С. Дагеля, Н.А. Беляева. Ряд специальных вопросов рассматривается российскими исследователями С.С. Босхоловым, Г.М. Миньковским, Д.А. Шестаковым, Т.В. Кленовой, А.И. Зубковым, В.И. Зубковой, Я. Гилинским, В.Д. Филимоновым и рядом других ученых.

Вместе с тем в российской юридической литературе отсутствует комплексный монографический анализ содержания, системы, принципов, целей и тенденций современной российской уголовно-правовой политики как специфической функции государства по определению, реализации и совершенствованию правотворческой деятельности в сфере борьбы с преступностью. Эти и другие узловые аспекты проблемы изучены недостаточно, хотя значение их глубокого рассмотрения несомненно в свете

кардинального реформирования системы уголовного законодательства, которое является следствием определенных политико-экономических и социальных процессов, идущих в нашем государстве.

Все изложенное предопределило актуальность темы диссертационного исследования.

Основной целью данной работы помимо решения ряда общетеоретических вопросов (понятия, системы, принципов и других) российской уголовно-правовой политики, является раскрытие важнейших тенденций уголовно-правовой политики в современный период. Отметим, что рассмотрение обозначенной проблемы осуществляется с учетом глобального, начиная с 90-ых годов XX столетия, реформирования нашего общества и государства.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

осуществить исторический, сравнительно-правовой анализ научных положений о сущности и содержании уголовной и уголовно-правовой политики с целью выявления специфических черт и качеств данных категорий;

провести теоретическое осмысление, раскрыть особенности влияния реформационных процессов, проходящих в постсоветском российском государстве, на основные направления уголовно-правовой политики;

осветить проблемы, связанные с недостаточной эффективностью уголовно-правовой политики в области борьбы с преступностью, проводимой в нашей стране;

осветить основные, доминирующие тенденции современной уголовно-правовой политики, дать их оценку, раскрыть их закономерности, имеющие отчетливое социально-правовое и политико-экономическое содержание.

Поскольку даже в рамках комплексного подхода к изучению проблем уголовно-правовой политики в одной работе не представляется возможным

анализ всего широкого круга вопросов, относящихся к теме, в исследовании затронуты, помимо уголовно-правового, от части криминологический, социологический аспекты уголовно-правовой политики; другие же — в

частности уголовно-процессуальный, и в определенной мере,

пенитенциарный — оставлены за пределами исследования.

Выбор уголовно-правовой политики в качестве объекта исследования обусловлен тем, что, являясь структурным элементом непосредственно уголовной политики, она отражает современный подход государственной власти к проблемам преступности и борьбы с нею.

Весь круг поставленных вопросов раскрывается в диссертационной работе в основном на базе изучения особенностей современного российского уголовного законодательства.

Однако, целостный подход к изучению тенденций постсоветской уголовно-правовой политики предполагает и анализ изменений, начавшихся на законодательном уровне в уголовно-правовой сфере в связи с распадом советского и формированием в 1993 году нового российского государства.

Поскольку Уголовный кодекс РФ был принят только в 1996 году, уголовное законодательство вновь образованного государства определенный период времени содержалось в тексте Уголовного Кодекса РСФСР 1960г. По этой причине в настоящем исследовании не оставлено без внимания и уголовное законодательство РСФСР.

При этом корректировка советской уголовно-правовой политики, осуществляемая государственной властью до официального провозглашения Российской Федерации как самостоятельного государства, оставлена за рамками настоящей работы. Таким образом, предметом

Источник: http://www.dslib.net/kriminal-pravo/tendencii-rossijskoj-ugolovno-pravovoj-politiki-postsovetskogo-perioda.html

Проблемы правотворчества и правоприменения в уголовной политике Российской Федерации

Уголовная политика понятие тенденции формы реализации


В данной статье рассматриваются формы реализации уголовной политики в Российской Федерации — правотворчество и правоприменение, а также проблемы, связанные с несоответствием нормотворческого процесса и правоприменительной практики в уголовном праве.

Ключевые слова: уголовное право, уголовная политика, формы реализации уголовной политики, нормотворчество, законотворческий процесс, правотворчество, правоприменение.

Уголовная политика — основные направления деятельности государства в области защиты личности и общества от преступлений и преступных посягательств. Некоторые авторы понимают под формами реализации уголовной политики следующие виды деятельности (рис. 1):

Рис. 1

На наш взгляд, формы реализации уголовной политики следует рассматривать с позиции правотворчества и правоприменения.

Правотворчество — это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по подготовке, принятию, изменению и отмене нормативно правовых актов.

Цель уголовного правотворчества — создание и совершенствование уголовного законодательства, которое должно адекватно отражать состояние и тенденции в обществе.

Культура, правосознание, а также качество принимаемых законов являются показателем развитости общества и демократичности государства [1. С.39].

Правоприменение — это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению на практике норм уголовного законодательства.

Правотворчество и правоприменение, являясь формами реализации уголовной политики, должны быть взаимосвязаны — вступившие в силу нормативно-правовые акты должны применяться на практике.

Но, необходимо отметить, что изучение уголовного законодательства, в том числе практики, дает возможность утверждать, что нормотворчество и правоприменительная практика, не всегда идут по пути пересечения, а все чаще расходятся.

Также важно отметить, что за последнее десятилетие появилось много примеров несоответствия и противоречия уголовных норм смыслу и логики. Например, в ст.

54 УК РФ было установлено, что лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, арест не назначается.

При этом уже был принят федеральный закон [7], в котором арест для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, исключен.

И только спустя пять лет с принятием нового федерального закона [8] было устранено данное противоречие.

В процессе изучения и анализа уголовного законодательства можно выявить массу примеров новых норм, которые не всегда воспринимается правоприменителем.

В процессе законотворчества законодательные органы должны руководствоваться основополагающими началами (принципами), реализация которых позволит повысить качество и эффективность уголовного законодательства.

Ученые-правоведы выделяют несколько видов данных принципов. На наш взгляд, классификация, предложенная профессором А. И. Коробеевым наиболее актуальна [2]:

1) Научный характер нормотворчества и его взаимосвязь с правоприменением. Данный принцип выражается в применении достижений науки, он находится в прямой зависимости с профессиональным образованием законодателя, его правосознанием, компетентностью. Особенно важен для лиц, занимающихся экспертизой законопроектов.

2) Принцип демократизма, выражается в демократическом процессе разработки и принятия законодательных актов уполномоченными органами государственной власти, при этом предполагается учитывать при создании норм общественное мнение.

3) Принцип системности, означает логическое построение всей системы юридический норм.

Необходимо отметить, что в процессе анализа уголовного законодательства, мы пришли к выводу, что правотворческий процесс в области уголовного права не всегда соответствует вышеперечисленным началам.

За период действия УК РФ с 1 января 1997г. (по состоянию на 1 января 2019г.) издано 233 федеральных законов (не считая изменений, вносимых постановлениями Правительства), из которых меньшая часть была издана в первое десятилетие (43 федеральных закона), а затем периодичность издания новых федеральных законов стала увеличиваться.

Что касается примеров явного противоречия законодательного процесса и правоприменительной практики в уголовном праве, то, на наш взгляд, их достаточно много, мы рассмотрим некоторые из них.

В последнее десятилетие, вопреки тенденции к либерализации уголовно-правовой политики, законодатель усилил наказание за некоторые виды преступлений.

В первую очередь изменения коснулись статей о половой неприкосновенности несовершеннолетних. Принят ряд нормативно-правовых актов о внесении изменений в УК РФ, увеличивающий срок лишения свободы за совершение данных преступлений (ст. 131–134 УК РФ).

Ужесточать меры борьбы с этой категорией преступлений необходимо, но, при этом, важно отметить тот факт, что внесение изменений повлекло за собой то, что нижний предел санкции ч.6 ст.

134 УК РФ (от 15 до 20 лет лишения свободы) за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, достигшим 12 лет, но не достигшим 14 лет стал выше, чем нижний предел санкции ч.2 ст.

105 УК РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах).

Возникает вопрос: допустимо ли сравнение в плане характера и степени общественной опасности половой неприкосновенности малолетних детей и жестокого убийство или акта терроризма. По нашему мнению, ответ скорее будет отрицательным.

Что касается расхождения правотворчества и правоприменения в данной сфере, то, несмотря на увеличение срока лишения свободы, вплоть до пожизненного, в санкциях рассматриваемых статей, на практике суды практически не назначают максимального наказания [3], а это говорит о том, что ужесточение мер борьбы с преступлениями в области половой неприкосновенности несовершеннолетних в законодательстве не повлекло ужесточения карательной практики.

Также законодатель попытался усилить меры борьбы с коррупций, были в разы увеличены размеры штрафов [4]. Но изучение практики показало, что суды в большинстве решений назначают наказание по нижнему пределу санкций либо ниже низшего. На наш взгляд это обусловлено тем, чтобы виновные имели возможность выплатить всю сумму штрафа.

Так, например в г.Омске участковый врач-терапевт А. нарушил должностную инструкцию и Порядок выдачи листков нетрудоспособности, совершив служебный подлог, получил взятку. Омский областной суд 18.04.2018г. вынес приговор по ч.3 ст.

290 УК РФ с применением ст.64 УК РФ и назначил наказание в виде штрафа в 10-кратном размере суммы взятки, при этом санкция ст.290 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа размером от 40-кратной до 70-кратной суммы взятки [5].

Существует много других примеров, где правоприменительная практика «не пересекается» с законотворчеством. Путем применения ст.64 УК РФ, в которой предусмотрено назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено кодексом, суды пытаются нивелировать ошибки законодателя.

Возникает вопрос: почему же правотворчество и правоприменение развиваются практически независимо друг от друга? На наш взгляд это обусловлено рядом причин:

− во-первых, не соблюдаются принципы правотворчества: на сегодняшний день в России нет четкой научно-обоснованной политики в сфере законодательного процесса, направленной на своевременное выявление недостатков в законодательстве, избежание дальнейших просчетов. Также, необходимо отметить, что при разработке законопроектов не учитывается мнение общественности;

− во-вторых, значительная часть вносимых в УК РФ изменений противоречива и не носит системный характер.

По мнению многих ученых действующий УК РФ потерял качество кодифицированного акта, при этом при решении вопроса о том, стоит ли принимать новый кодекс или будет достаточно издания новой редакции, мнения разделились.

Мы придерживаемся позиции о целесообразности новой редакции, поскольку основная концепция (согласование положений с международными стандартами, структура, цели, задачи и принципы) действующего УК РФ не может быть пересмотрена.

Нам видится целесообразным в основу кодификации уголовного законодательства положить Концепцию уголовно-правовой политики Российской Федерации и Доктрину уголовного права, подготовленные Общественной палатой РФ [6].

В процессе разработки новой редакции УК РФ необходимо консультироваться с учеными, учитывать общественное мнение. Также на наш взгляд было бы эффективно указывать составителей проектов при поступлении предложения в Государственную Думу. Возможно, благодаря этому повысится качество законов, ведь при таком порядке повысится личная ответственность законодателей.

Литература:

  1. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учеб. Для вузов / под ред. В. С. Комиссарова, Н. Е. Крыловой, И. М. Тяжковой. М.:Статут, 2012.
  2. Коробеев А. И. Лоскутное одеяло Уголовного кодекса. Чем и когда закончится гиперинфляция правовой политики современной России [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/ng_politics (дата обращения: 06.05.2019)

Источник: https://moluch.ru/archive/272/62095/

Уголовная политика

Уголовная политика понятие тенденции формы реализации

Уголовная политика и уголовное право: проблемы соотношения. Предмет уголовной политики. Методологические основы уголовно-политических исследований.

ТЕМА 2. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Понятие уголовной политики. уголовной политики. Субъекты уголовной политики.

Принципы уголовной политики. Принципы взаимодействия международного и национального уголовного законодательства.

Формы реализации уголовной политики. Современные тенденции и приоритеты уголовной политики.

ТЕМА 3. ТИПОЛОГИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

Модели (типы) уголовной политики. Внесудебный террор. Карательная (репрессивная) модель уголовной политики. Начала гуманизма в уголовной политике.

ТЕМА 4. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ И ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ

Понятие криминализации и декримализации. Способы криминализации (декриминализации). Индивидуальные действия и личность преступника как объекты криминализации. Субъект криминализации (декриминализации).

Основание уголовно-правового запрета. Принципы криминализации (декриминализации). Уголовно-правовое прогнозирование.

ТЕМА 5. пЕНАЛИЗАЦИЯ И ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ

Понятие пенализации и депенализации. Объект, субъект и способы пенализации (депенализации).

Пределы уголовного наказания. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. Проблема построения санкций уголовно-правовых норм.

Уголовное наказание и иные меры уголовно-правового характера. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве.

ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Проблемы предупреждения организованной преступности. Уголовная политика в борьбе с терроризмом. Противодействие незаконному обороту контрафактной и фальсифицированной продукции.

Проблема криминализации коррупции. Уголовная политика и наркобизнес. Отмывание криминальных доходов: вопросы криминализации, пенализации и законодательной техники.

Прикосновенность к преступлению в уголовном праве России.

3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний

3.1. Организация контроля

● Входное тестирование на 1-м практическом занятии, доля выявления уровня остаточных знаний по уголовному праву РФ;

● текущий контроль-использование бально-рейтинговой системы;

● промежуточная аттестация на основе бально-рейтинговой системы.

3.2. Тематика рефератов, эссе, проектов, творческих заданий

Написание реферата является важной формой самостоятельной работы магистров при изучении дисциплины «Уголовная политика». Одновременно это одна из форм контроля за усвоением магистрами знаний по данному спецкурсу.

Реферат представляет собой небольшое теоретико-прикладное исследование оригинального и самостоятельного характера.

Цель реферата – углубленное изучение конкретной проблемы (вопроса) дисциплины, основанное на анализе современных официальных документов, литературных источников, материалов правоприменительной практики.

При выполнении реферата магистр должен показать умение работать с специальной литературой, анализировать и толковать действующее законодательство РФ, обобщать судебную практику (местную или опубликованную в журнале «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»), формулировать обоснованные и убедительные выводы.

Реферат должен содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).

По общему правилу, реферат печатается с применением компьютерной техники на стандартных листах белой односортной бумаги формата А 4.

Текст должен быть набран одним и тем же русифицированным шрифтом (Times New Roman или Arial) прямого начертания; кегль (размер) шрифта в основном тексте – 14, в подстрочных примечаниях – 12; междустрочный интервал в основном тексте – 1,5, в подстрочных примечаниях – 1,0; размер левого поля – 3 см, правого поля – 1,5 см, верхнего и нижнего полей — 2 см; сноски постраничные, нумерация сносок постраничная. Объем реферата – 5-10 страниц.

3.3. Примерная тематика рефератов, эссе, проектов, творческих заданий

ТематикаСроки проведенияТемы дисциплины
Понятие и содержание уголовной политики1-е практическое занятие2
Принципы уголовной политики2-е практическое занятие2
Дифференциация ответственности в уголовном праве2-е практическое занятие
Современные тенденции уголовной политики3-е практическое занятие
Система уголовной юстиции3-е практическое занятие
Типология уголовной политики4-е практическое занятие
Стратегии борьбы с преступностью4-е практическое занятие
Уголовное преследование: понятие и типология процессов (розыскной, состязательный и др.)4-е практическое занятие
Карательная (репрессивная) модельуголовной политики5-е практическое занятие
Социальное и правовое содержание гуманизма в уголовной политике6-е практическое занятие
Основание уголовно-правового запрета7-е практическое занятие
Понятие криминализации и декриминализации8-е практическое занятие
Принципы криминализации9-е практическое занятие
Преступление и проступок9-е практическое занятие
Уголовно-политические ученияо преступлении9-е практическое занятие
Понятие и принципы пенализации(депенализации)10-е практическое занятие
Пределы уголовного наказания11-е практическое занятие
Система уголовных наказаний и путиее оптимизации11-е практическое занятие
Уголовное наказание и иные мерыуголовно-правового воздействия11-е практическое занятие
Восстановительное правосудие11-е практическое занятие
Проблемы смертной казни и пожизненного лишения свободы11-е практическое занятие
Поощрительные нормы в уголовном праве12-е практическое занятие
Современные тенденции развития уголовного законодательства об отдельных видов преступлений13-е практическое занятие
Проблемы противодействия организованной преступности13-е практическое занятие
Проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом13-е практическое занятие
Уголовно-правовая борьба с насильственными преступлениями13-е практическое занятие
Профессиональная преступность13-е практическое занятие
Проблема коррупции13-е практическое занятие
Уголовно-правовые вопросы трансплантации органов и тканей человека14-е практическое занятие
Торговля людьми. Использование рабского труда14-е практическое занятие
Незаконный оборот контрафактной и фальсифицированной продукции14-е практическое занятие
Преступления против культурного наследия РФ14-е практическое занятие
Незаконный оборот оружия14-е практическое занятие
Незаконный оборот порнографии14-е практическое занятие
Преступления в сфере компьютерной информации: проблемы криминализации и пенализации15-е практическое занятие
Преступления против мира и безопасности человечества15-е практическое занятие
Проституция как объект криминализации15-е практическое занятие
Конвенционные преступления15-е практическое занятие
Наемничество: уголовно-правовойи криминологический аспекты15-е практическое занятие
Прикосновенность к преступлению16-е практическое занятие
Криминальная субкультура как социальный феномен16-е практическое занятие
Новая социальная защита16-е практическое занятие
Тюремное общество16-е практическое занятие
Терроризм: уголовно-политическийи криминологический аспекты16-е практическое занятие

3.3. Курсовая работа

Написание курсовых и контрольных работ по специальному курсу не предусмотрено, однако может быть использовано в качестве формы ликвидации студентом задолженности по пропущенным темам.

Форма итогового контроля — устный зачет в виде свободного собеседования по вопросам, составляющим содержание специального курса.

Контрольные вопросы

  1. Уголовная политика и уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс: проблемы соотношения

  2. Предмет уголовной политики

  3. Методологические основы уголовно-политических исследований

  4. Понятие уголовной политики

  5. уголовной политики

  6. Субъекты уголовной политики

  7. Принципы уголовной политики

  8. Принцип справедливости

  9. Принцип гуманизма

  10. Принцип равенства граждан перед законом

  11. Принцип вины

  12. Дифференциация уголовной ответственности

  13. Индивидуализация уголовной ответственности

  14. Принципы взаимодействия международного и национального

уголовного законодательства

  1. Формы реализации уголовной политики

  2. Современные тенденции и приоритеты уголовной политики

  3. Модели (типы) уголовной политики. Основание классификации

  4. Внесудебный террор

  5. Карательная (репрессивная) модель уголовной политики

  6. Начала гуманизма в уголовной политике

  7. Понятие криминализации и декримализации. Объект и субъект криминализации (декриминализации)

  8. Способы криминализации (декриминализации)

  9. Основание уголовно-правового запрета. Соотношение с основанием уголовной ответственности

  10. Принципы криминализации (декриминализации)

  11. Преступление и проступок

  12. Уголовно-правовое прогнозирование

  13. Понятие пенализации и депенализации. Объект и субъект пенализации (депенализации)

  14. Способы пенализации (депенализации)

  15. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации

  16. Проблема построения санкций уголовно-правовых норм

  17. Уголовное наказание и иные меры уголовно-правового характера

  18. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве

  19. Поощрительные нормы в уголовном праве

  20. Проблемы предупреждения организованной преступности

  21. Уголовная политика в борьбе с терроризмом

  22. Противодействие незаконному обороту контрафактной

и фальсифицированной продукции

  1. Проблема криминализации коррупции

  2. Уголовная политика и наркобизнес

  3. Уголовная политика в сфере предупреждения транспортных преступлений

  4. Предупреждение, предотвращение, пресечение преступлений

  1. Документ

    … Предмет уголовнойполитики Методологические основы уголовно-политических исследований Понятие уголовнойполитики уголовнойполитики Субъекты уголовнойполитики Принципы уголовнойполитики Принцип …

  2. Документ

    … суд. Глава 3. ВЛИЯНИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА УГОЛОВНУЮПОЛИТИКУ § 1. Уголовнаяполитика и совершенствование уголовно-процессуального законодательства: сравнительный …

  3. Программа

    … Компании «Гарант» ЗАО «Консультант+» «СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНАЯПОЛИТИКА: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ» Седьмой Российский … Москва П Р О Г Р А М М А Седьмого Российского Конгресса уголовного права «Современная уголовнаяполитика: поиск оптимальной модели» 31 …

  4. Документ

    уголовно-исполнительного права, уголовно-процессуального права и административного права. Уголовное право — важнейшее средство реализации уголовнойполитики … является орудием осуществления уголовнойполитики, выполняет охранительную, предупредительную …

  5. Документ

    … Конституционный Суд В ФОРМИРОВАНИИ УГОЛОВНОЙПОЛИТИКИ…………………………………………………………103 МАКАРОВ С. … экстремизмом и противоречивость УГОЛОВНОЙПОЛИТИКИ…………………………………..127 МАЗУРОВ В. …

Другие похожие документы..

Источник: http://textarchive.ru/c-2672482-p2.html

Уголовная политика и ее основные направления

Уголовная политика понятие тенденции формы реализации

Одной из наиболее явных глобальных угроз, которые беспокоят человечество, является преступность. Наличие этой угрозы всегда, на всех этапах развития общества и государства побуждало социум изыскивать эффективный инструментарий снижения или полного ее устранения.

На решение подобной задачи были направлены интеллектуальные и материальные ресурсы. Не является исключением в этой сфере и проблема борьбы с преступностью в Российской Федерации, поскольку в современный период по не самым пессимистическим оценкам совершается не менее 5 млн.

преступлений ежегодно с учетом латентной составляющей. Эти устрашающие цифры позволяют судить о масштабности того негативного социального явления, которое представляет собой преступность.

Общество и государство всегда предпринимали меры для объяснения подобной ситуации, ссылаясь на целый комплекс причин, однако это объяснение мало что дает для улучшения положения.

Граждане ждут от своего государства действенных и результативных акций, которые обеспечили бы эффективный контроль и противодействие преступности, ведущих к реальному понижению ее уровня до рамок естественного фона. Вот этой весьма масштабной и важной социальной задаче и должна быть подчинена уголовная политика государства.

Современная наука и практика давно уже не ставят перед собой задач полного устранения либо искоренения преступности как опасного социального явления, поскольку весь опыт в этой сфере показывает, что такая задача современному обществу и государству явно не по силам.

Уголовная политика – это многоаспектное, сложное понятие, в котором находит свое выражение целая гамма признаков, отражающих противоречивую сущность этого государственно-правового явления. Ее можно выразить как определенную государством стратегию и тактику в области борьбы с преступностью.

Формальный подход к изучению уголовного права подчас приводит к тому, что за соответствующей нормой (абстракцией) обучающийся не видит ни отношений, ею регулируемых, ни, что еще хуже, тех социальных, экономических, политических и других условий, которые вызвали к жизни само появление данной нормы в уголовном праве.

Необходимо всегда помнить, что уголовное право, уголовный закон – не самоцель и их изучение также не самоцель, а средство для достижения других, более важных социальных целей.

из них – предупреждение новых преступлений как наиболее надежный способ обеспечения интересов общества, государства и законопослушной части населения.

Направление, содержание и формы репрессивной деятельности государства зависят от конкретных исторических условий и меняются в связи с преобразованиями, происходящими в социальной, экономической, политической, военной, культурной и других сферах жизни общества.

Уголовная политика – составная часть политики государства в целом. В свою очередь, политика – это направление и содержание деятельности государства внутри и вовне страны. Поэтому различают внешнюю и внутреннюю политику государства.

Внутренняя политика, в свою очередь, подразделяется на экономическую, социальную, военную, национальную, образовательную, культурную и многие другие.

Уголовная политика является частью социально-правовой политики государства и заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов, направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности.

Формами реализации уголовной политики являются законодательная, правоприменительная деятельность государства, а также деятельность государственных органов, научных и образовательных организаций по правовому воспитанию граждан.

Решающее значение в предотвращении преступлений, сокращении их числа имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и содействующие развитию культуры в стране, повышению уровня общественной нравственности.

Уголовная политика лежит в основе определения перечня составов преступлений, т. е. криминализации и декриминализации деяний, системы наказаний и т.д.

Уголовная политика по предмету ведения существенно шире, нежели уголовное право, поскольку она определяет не только уголовно-правовые методы и средства противодействия преступности, но призвана решать профилактические проблемы.

Это связано с решением не только правовых, но и социальных, организационных, идеологических, экономических и других задач.

Объективно это объясняется взаимосвязью и взаимозависимостью всех процессов и явлений жизни общества как внутри государства, так и за его пределами (борьба с агрессией, геноцидом, терроризмом, захватом заложников, наркоманией, угонами воздушных судов и т.д.).

Направления уголовной политики

Уголовная политика как часть социальной политики государства имеет несколько аспектов:

  • моральный, поскольку преступность характеризует моральное состояние общества, его здоровый или больной социальный организм;
  • политический – характеризует крепость, устойчивость политического строя, власти. На протяжении многих веков, на примерах различных государств отмечена закономерность: чем крепче и устойчивее власть, тем она гуманнее и менее репрессивна, и наоборот;
  • правовой – влияет на правопорядок в обществе, спокойствие граждан, их дисциплину и уважение к закону и органам власти;
  • экономический – снижение преступности влечет за собой экономическую пользу и наоборот: рост преступлений причиняет огромный экономический ущерб, как в виде прямых убытков, так и в форме упущенной выгоды.

Уголовная политика определяет направление деятельности правоохранительных органов в 3 сферах: по раскрытию преступлений и изобличению виновных; обеспечению правильного применения закона, т. е. правильной квалификации совершенного преступления и назначению справедливого наказания; исполнению назначенного судом наказания.

Деятельность по каждому из этих направлений имеет свою специфику по субъектам и роду деятельности (предмету правового регулирования).

Эта специфика послужила поводом для разделения единой политики в области борьбы с преступностью на 4 составные части:

  • уголовно-правовую политику;
  • уголовно-процессуальную политику;
  • уголовно-исполнительную политику;
  • оперативно-розыскную политику.

Эти четыре составные части уголовной политики представляют собой неразрывное единство, поскольку имеют единую цель – противодействие преступности.

Те, кто полагает, что эти четыре части уголовной политики имеют самостоятельное значение, обосновывают свою позицию наличием самостоятельных отраслей права: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного.

Однако уголовная политика использует правовые инструменты в едином комплексе контроля и подавления преступных и им сопутствующих общественно опасных проявлений.

В средние века уголовное право вбирало в себя все эти четыре составные части, но углубленная разработка законодательства и теории, огромный объем материала привели к выводу, что целесообразно выделить в самостоятельные отрасли права уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и оперативно-розыскную деятельность.

Поэтому сейчас:

  • уголовно-правовая политика (как часть уголовной политики) представляет собой направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов в выработке общих положений уголовного законодательства, криминализации и декриминализации деяний, разработке видов и размеров наказаний в санкциях конкретных составов преступлений;
  • уголовно-процессуальная политика (как часть уголовной политики)
  • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов по выработке и реализации процессуальных норм, обеспечивающих применение норм уголовного права на всех стадиях расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде;
  • уголовно-исполнительная политика (как часть уголовной политики)
  • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на исполнение наказаний, назначенных судами лицам, виновным в совершении преступлений;
  • оперативно-разыскная политика (как часть уголовной политики) – это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений.

Общепризнанно, что уголовное право, уголовно-правовая политика занимает ведущее положение по отношению к трем другим частям и отраслям права.

уголовной политики составляют:

  1. выработка основных направлений деятельности государства и его органов в области противодействия преступности в стране (направление главного удара, стратегия борьбы с преступностью);
  2. определение форм и методов практической реализации намеченных направлений;
  3. постановка конкретных задач по организации борьбы с преступностью (тактика противодействия преступности).

уголовной политики определяют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также правоохранительные ведомства, включая МВД России.

Уголовное право – основная форма выражения, закрепления и практической реализации уголовной политики.

На любой новый закон надо смотреть не только как на юридический акт, но и как на важный политический документ, выражающий новое отношение к социальным явлениям, а подчас и новое направление в уголовной политике.

Кроме того, принятие нового законодательного акта, вводящего уголовную ответственность, влечет увеличение числа преступлений. И, наоборот, отмена закона уменьшает их число.

Право более консервативно, чем политика (во всяком случае, так было изначально, до наступления периода лихорадочных изменений УК РФ). Одним из качеств права является его стабильность, так как право отражает и закрепляет существенное, повторяющееся, типичное. Без стабильности права невозможно осуществление принципа законности.

Частые изменения правовых норм порождают неуважение к закону, неуверенность в его правильности, сомнения в надежности и незыблемости законности.

Поэтому бывают ситуации, когда жизнь требует изменения, дополнения закона, это требование отражается в политике, поскольку она более оперативна, подвижна, а изменения в законодательстве осуществляются лишь через какое-то, иногда продолжительное время.

По совершенствованию уголовного законодательства в теории уголовного права высказываются две точки зрения. Сторонники одной считают, что уголовное законодательство должно быть стабильным, и различного рода новшества должны вноситься в него после продолжительной практики применения действующего законодательства, научного обобщения этой практики.

Другая позиция заключается в том, что уголовное законодательство должно быть оперативно, оно должно быстрее реагировать на обнаруженные практикой недостатки законодательства (пробелы, неточные формулировки, противоречия и т.п.), поскольку малейшее отставание закона от жизни снижает его силу, неизбежно влечет за собой ослабление законности.

Истина же, как всегда, лежит где-то посередине: законы в основе своей должны быть стабильными и устойчивыми, поскольку частая смена юридических норм отрицательно сказывается на авторитете законодательства, создает определенные трудности в их применении.

В то же время законодательство не может быть слишком консервативным. Оно должно своевременно реагировать на значительные изменения общественной жизни, на новые насущные потребности, и это тоже бесспорное положение.

Строгое сочетание стабильности и гибкости – вот тот баланс, который необходимо поддерживать, чтобы законодательство наиболее действенно служило интересам народа.

Качество работы законодателя оценивается не столько продолжительностью времени, прошедшего с момента обнаружения недочета в законодательстве, до момента его исправления, сколько тем, насколько вновь принятый (измененный) закон лучше старого регулирует уголовно-правовые отношения, содействует усилению охраны общества, насколько новая (измененная) норма органично вписывается в существующую систему законодательства.

Критерии криминализации деяний

При решении вопроса об отнесении конкретного вида человеческого поведения к преступлениям важнейшими критериями являются:

  1. Оценка деяния как общественно опасного (ст. 14 УК РФ);
  2. Признание деяния противоречащим морали и взглядам подавляющего большинства членов общества.
  3. Борьба с такими деяниями возможна только путем применения уголовного наказания, т.к. использование иных мер убеждения и принуждения для этой цели недостаточно и только уголовное наказание способно обеспечить достижение цели.
  4. В материальном отношении объективно возможно обеспечить реализацию принятого закона (сейчас налицо колоссальная загруженность следственных изоляторов, перегрузка в работе следственного аппарата, судей, сотрудников оперативных подразделений).

Следует согласиться с утверждением, что «целью уголовно-правовой политики является формирование системы уголовного законодательства, адекватно отражающего содержание и динамику общественных отношений, и его эффективная реализация на практике».

Все эти моменты необходимо учитывать при принятии нового закона. Одновременно с процессом криминализации идет и обратный процесс – декриминализация, т.е. исключение норм из УК РФ, это объясняется тем, что с изменением социального строя отпадает необходимость защищать те или иные отношения мерами уголовного права, отпадает опасность тех или иных деяний, характерная для преступления.

Таким образом, уголовное право реализует уголовную политику государства, в законах отражается эта политика. Меняется политика, и меняются законы. Наиболее резко меняется законодательство, когда в обществе, в государстве происходят не эволюционные, а революционные изменения, преобразования.

Источник: http://be5.biz/pravo/u031/3.html

4. Уголовная политика Российского государства

Уголовная политика понятие тенденции формы реализации

Правильнаяуголовно-правовая квалификация позволяетверно определить нужный курсуголовной политики государства.

В современныхусловиях уголовная политика приобрелаприори­тетное значение.

В области борьбыс преступностью государственная политикапо­лучает свое официальное выражениев нормах уголовного права, кото­рыетаким образом становятся носителеминформации о содержании этой политики.

В этих нормах закреплены законодательныесведения о преступности и наказуемостиопределенных деяний, об основаниях иусловиях ответственности за их совершение,об особенностях ответствен­ностинесовершеннолетних, об особен-ностяхответственности за пред­варительнуюумышленную преступную деятельность ит.д.

Уголовная политика— это составная часть политики государствав сфере борьбы с преступностью, в которойопределены стратегия, основные задачи,формы и методы контроля за преступностью.Она должна выражать интересы гражданРоссии и обеспечивать защиту их прав исвобод. Одновременно эта политика должнабыть направлена на обеспечение интересовобщества и государства.

Уголовная политикавключает в себя:правовые средства воздей­ствия напреступность, правоприменительнуюдеятельность, меры со­циально-экономическогои идеологического характера.

Цели и принципыуголовной политикиоснованы на общечеловече­скихценностях, на выработанных международнымобществом поло­жениях по борьбе спреступностью, научных рекомендациях,право­применительной практике.

Стратегия в сфереуголовной политики определяет конкретныеза­дачи и основные направленияреализации ее целей и принципов (здесьследует вспомнить о Федеральных целевыхпрограммах борьбы с пре­ступностью,принимавшихся в 1994, 1996 и 2000 гг.).

Определенноевлияние на уголовную политику оказываютсоциаль­но-экономическая политикагосударства и экономическое состояниеобщества.

Поэтому благополучное вэкономическом отношении госу­дарствоспособно создать материальную базу дляуспешного выполне­ния стоящих переднею задач.

В условиях экономическогокризиса стратегия уголовной политикив большей части зависит от экономи­ческогосостояния общества, нежели от ее целейи принципов.

Уголовная политиказависит также от уровня правосознанияобще­ства,его нравственного состояния. Например,во время обострения социальных отношенийпадают нравственные устои общества,что ве­дет к ожесточению в отношенияхмежду людьми.

На формированиестратегии уголовной политики оказываетвлия­ние динамика и структурапреступности. Рост преступности, особеннотяжких преступлений насильственногои корыстно-насильственного характера,стимули-рует принятие более жесткихполитических и пра­вовых решений поборьбе с нею.

Следует отметить, что запоследние 30-40 лет преступность в миреувеличилась в среднем в 3-4 раза, натерритории, например, бывшего СССР — в6-8, в США — в 7-8, во Франции — в 5-6, в Германии- в 3-4 раза.

С учетом 5%-го ежегодного ростапреступности количество совершаемыхпреступле­ний во всем мире на сегоднясоставляет примерно 700 млн в год. Наи­болееинтенсивен рост корыстной преступности(кражи, грабежи, раз­бои, мошенничество,вымогательство и т. п.). В 2011 г.

на территорииРоссийской Федерации зарегистрированоболее 2,5 млн преступле­ний, из которыхоколо 55 процентов являются имущественными(кра­жи в общей массе преступленийсоставляют приблизительно 80%).

Материальныйущерб ежегодно оценивается десяткамимиллиардов рублей, но реально взыскиваетсяиз сумм, присуждаемых потерпев­шим,не более 30-40%. Тенденции роста корыстныхи корыстно-на­сильственных преступленийхарактерны практи-чески для всехреспуб­лик бывшего СССР.

Следует отметить,что уголовное законодательство имеетсобствен­ные базовые положения, накоторые не может и не должна воздейство­ватьполитика. Сюда относятся прежде всеговерховенство закона и сопоставимостьзаконов с точки зрения юридическойсилы.

Основным содержаниемуголовной политики выступает определе­ниестратегических и тактических задачприменения уголовного зако­нодательства,а также предупреждение преступлений.Общая цель уго­ловной политики -добиться максимально возможного контролягосударства и общества над преступностью.

Можно выделитьдва основных направления реализацииуголовной политики: воздействиена преступность средствамиуголовно-право­вого харак-тера(уголовно-правовую политику) иправоохранитель­нуюполитику(судебно-следственную). Основойуголовно-правовой политики выступаютпроблемы криминализации и декриминализа­циидеяний, пенализации и депенализации.Значение уголовной по­литики состоитв том, что она является одним из средствборьбы с преступностью.

Уголовное правокак орудие уголовной политики Российскогого­сударства в сфере борьбы спреступностью призвано обеспечитьнадежную охрану закон-ных прав и интересовграждан, общества и государства.

Источник: https://studfile.net/preview/5645234/page:5/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий