Уклонение граждан от участия в выборах

Отдай свой голос через Сеть

Уклонение граждан от участия в выборах

Что нужно для внедрения системы интернет-выборов по всей России

На выборах в Московскую городскую думу, которые должны пройти 8 сентября, впервые будет задействована система электронного дистанционного ания.

У такого способа волеизъявления много преимуществ, считают эксперты RSpectr. Но есть и целый ряд проблем, главная из которых – это формирование доверия избирателей к системе интернет-выборов.

Вопросы вызывает и масштабирование решения на территорию всей страны.

ТРИ ТЕСТОВЫХ ОКРУГА

Об эксперименте по дистанционному электронному анию на выборах в Мосгордуму стало известно в марте 2019-го. Уже в мае был принят соответствующий федеральный закон. Участники столичного проекта «Активный гражданин» выбрали три избирательных округа из девяти предложенных, где можно будет проать удаленно с помощью портала MOS.RU:

  • № 1 (Крюково, Матушкино, Савёлки, Силино, Старое Крюково);
  • № 10 (Северный, Лианозово, Бибирево);
  • № 30 (Чертаново Центральное, Чертаново Южное).

Гражданин вправе выбрать как дистанционный, так и обычный способ ания

«По результатам этого эксперимента можно будет в некоторой степени судить о готовности участников избирательного процесса к внедрению дистанционного электронного ания», – пояснил RSpectr директор департамента проектов цифровой трансформации Минкомсвязи России Олег Качанов.

За разработку системы отвечает Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы.

Как рассказали RSpectr в пресс-службе ДИТ, техническая платформа создавалась за счет собственных ресурсов, без привлечения внешнего подрядчика. Уже проведены два тестовых ания, еще одно планируется.

Пробные запуски нужны для отработки всех процессов, выявления проблем и получения обратной связи от участников ания.

Пресс-служба ДИТ:

– При первом тестировании мы обнаружили неполадку в сетевых настройках.

Тогда система первый раз непрерывно работала больше 12 часов (она была включена задолго до начала ания для проверки на контрольных примерах) и сетевые настройки для вывода результатов не были сделаны должным образом. Недочеты, которые удалось выявить в ходе первого этапа, устранены, и система полностью готова к работе уже сейчас.

КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ СИСТЕМА

Удаленно проать смогут около 500 тыс. москвичей. Чтобы воспользоваться системой, необходимо подать заявление через личный кабинет на портале MOS.RU с 24 июля по 4 сентября включительно.

Электронный бюллетень для ания аналогичен бумажному.

На процедуру ания отводится 15 минут – за это время избиратель должен поставить знак напротив одного из кандидатов

Информация о бюллетене не остается ни в браузере пользователя, ни на сервере администратора, что позволяет сохранить тайну ания.

В основе системы интернет-выборов лежит технология блокчейна. Взломать ее практически невозможно, сообщается на сайте MOS.RU.
Электронный анонимный бюллетень будет храниться в блокчейн-системе, к которой подключено множество пользователей. При попытке изменить информацию все участники сети автоматически увидят произошедшие изменения.

ПЛЮСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

У интернет-выборов есть ряд очевидных достоинств.

Ключевое преимущество – это доступность. Любой избиратель, где бы он ни находился, может принять участие в ании. Интернет-выборы удобны для граждан с ограниченными возможностями, а также для тех, кто во время ания находится за пределами страны или на отдаленной территории.

Олег Качанов (Минкомсвязь):

– Такой подход сделает максимально доступным участие каждого избирателя в жизни страны, в формировании органов государственной власти.

По мнению О. Качанова, переход на электронное ание:

  • повысит активность участия молодежи в выборах;
  • снизит нагрузку на членов избирательных комиссий;
  • позволит отказаться от избирательной документации в бумажном формате (при полном переходе на цифровой формат);
  • автоматизирует процесс подведения итогов ания.

Алексей Королюк, генеральный директор хостинг-провайдера REG.RU:

– Интернет-выборы, средства удаленного ания, доступа, контроля и подобные системы удаленного взаимодействия можно только приветствовать. Они развивают инструменты демократического общества и позитивно сказываются на возможностях волеизъявления граждан, удобны для пользования и потребления.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ДО ШИРОКОГО ВНЕДРЕНИЯ?

Прежде чем массово внедрять системы дистанционного ания, необходимо решить ряд важных задач, как технических, так и социальных.

О. Качанов выделил пять основных «вопросов, на которые надо найти ответы в рамках проведения соответствующих экспериментов, до широкого внедрения новых подходов». Необходимо обеспечить:

  1. Доверие граждан к технологии электронного ания.
  2. Информационную безопасность системы, чтобы исключить любое вмешательство в процесс ания и подведения итогов, искажение процесса и результата волеизъявления граждан.
  3. Свободу волеизъявления и тайну ания, которые предусмотрены Конституцией РФ и законодательством о выборах. Избиратель, отдавая свой голос за одного из кандидатов, должен быть уверен, что его голос корректно учтен, при этом никто, включая оператора системы, не знает, за кого конкретно он проал.
  4. Надежную идентификацию. В настоящее время идентификация избирателя осуществляется при личной явке на избирательный участок и предъявлении документа, удостоверяющего личность. При переходе к дистанционному электронному анию она будет производиться удаленно, при этом основная задача – обеспечить высокий уровень надежности. Решить эту задачу возможно с использованием системы биометрической идентификации.
  5. Доступ к интернету и электронным устройствам на территории всей РФ, включая отдаленные и малонаселенные регионы.

О. Качанов отметил, что разработку технологического решения, отвечающего на все указанные вопросы, планируется обеспечить в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Для этого Центральная избирательная комиссия РФ при поддержке Минкомсвязи проведет исследовательские и опытно-конструкторские работы.

«Допускаем, что дистанционное электронное ание, доступное для избирателей на территории всей страны, будет реализовано на Госуслугах, в личном кабинете избирателя, который стал доступен пользователям портала в июле этого года», – добавил представитель Минкомсвязи.

А. Королюк отмечает, что

на пути внедрения системы интернет-ания стоит цифровая неграмотность граждан

Обладая малым объемом знаний, люди не доверяют подобным решениям и не хотят их использовать. Эксперт отметил, что похожая ситуация сложилась с применением цифровой подписи (ЭЦП). «Их настораживает технология, они боятся быть обманутыми мошенниками, потерять контроль над объектами собственности или права. И это сдерживающий фактор для распространения ЭЦП», – отметил А. Королюк.

Алексей Королюк (REG.RU):
– Требуются обширные образовательные работы. Многосторонняя, но направленная в одном векторе работа по популяризации систем онлайн-взаимодействия позволит решить эту проблему комплексно, чтобы пользователи доверяли новым технологиям. И когда это станет привычным, то получит повсеместное распространение.

В пресс-службе ДИТ отметили, что перспективы использования системы на территории всей России будет зависеть от решения Центризбиркома и готовности самих регионов к внедрению технологии электронного ания.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Политолог Анна Цкриалашвили уверена, что проект по внедрению системы интернет-ания очень сложно воплотить в жизнь в сегодняшних реалиях. Это связано как с недоверием граждан к институту выборов в целом, так и с опасностью взлома системы, высокой стоимостью рекламы (для привлечения избирателей) и другими факторами.

Анна Цкриалашвили, политолог:

– Электронное ание – это проект, который очень сложно воплотить в жизнь в сегодняшних реалиях. Почему?

Во-первых, он не решает проблему абсентеизма (уклонение избирателей от участия в ании на выборах. – Прим. ред.): политическая культура граждан России на данном этапе не подразумевает активного участия в избирательном процессе в силу недоверия к этому институту.

Во-вторых, кажущаяся простой задача по привлечению избирателей на сайт для ания на деле обратится многомиллионными тратами на рекламу. В итоге экономия между реальными и виртуальными выборами будет минимальной.

Не стоит забывать и о том, что любую электронную систему можно взломать. Впрочем, этого может и не понадобиться: не удивлюсь, если «голос» будут покупать за набор стикеров «ВКонтакте». Это современные реалии, где люди не осознают своей личностной ценности при участии в демократических процедурах.

Люди среднего и пожилого возраста вряд ли оценят новшество: они не захотят разбираться, как регистрироваться в системе. Процедура ания должна быть максимально простой и понятной для населения, тем более в сложившихся условиях недоверия к данному институту.

Пионером в области интернет-ания была Эстония. Около 44% приняли участие в прошедших выборах удаленно. Однако нужно принимать во внимание то, что данная процедура использовалась в этой стране неоднократно (впервые в 2005 году). Кроме того, каждый раз, кроме последних выборов, возникали скандалы, связанные с хакерскими атаками.

Даже если московский эксперимент покажет, что проведение интернет-ания было эффективным, это не означает, что данный кейс можно применить на всю Россию, хотя бы из-за уровня развития регионов.

Такой вариант удобен для небольших стран.

В случае же с РФ необходимость и возможность внедрения ания через интернет нужно рассматривать конкретно для каждого региона, что может привести к еще большей бюрократизации процедуры.

Изображение: RSpectr, freepik.com

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Всех посчитают: какой будет база данных граждан РФ
Новая система учета населения позволит эффективнее управлять государством, считают законодатели

Источник: https://rspectr.com/articles/542/otdaj-svoj-golos-cherez-set

Чтобы повысить легитимность органов госвласти необходимо восстановить порог явки избирателей на выборы

Уклонение граждан от участия в выборах

Мурат УКУШОВ, Заслуженный юрист КР — специально для Elgezit.kg

Порог явки — минимальный процент граждан, которые должны прийти на выборы и проать. В Кыргызстане он был отменен в июне 2011 года при принятии нового конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Отмена порога явки означало, что выборы органов государственной власти – главы государства и депутатов Жогорку Кенеша отныне будут признаваться действительными вне зависимости от процента проавших на них граждан.

Даже если в день ания на избирательный участок придет только один человек!

Идейные вдохновители и сторонники отмены порога явки свою позицию объясняли просто: в большинстве демократических государств минимальной явки вообще не существует и Кыргызстану не следует отставать от них.

Отмечу, что до июня 2011 года порог явки на президентских и парламентских выборах составлял не менее 50 процентов граждан, включенных в список избирателей: раньше исходили из того, что чем выше явка – тем неоспоримо легитимность выбранной власти.

Между тем отмена порога явки фактически привела к кризису доверия населения к власти и выборному нигилизму, отсутствию у властей заинтересованности в надлежащей подготовке и проведении выборов – власти, отменив этот порог, просто перестали стимулировать политическую активность граждан.

Если мы обратимся, например, к результатам президентских и парламентских выборов после отмены порога явки — в 2011, 2015 и 2017 годы, то увидим, что с каждым разом в ании принимали участие все меньше избирателей.

Таким образом, решение важнейших политических вопросов – выборов главы государства и депутатов Жогорку Кенеша – стало происходить с участием минимального количества граждан. На самом деле отмена порога явки на выборах заложила начало процессу постепенного отстранения народа от власти, как это произошло и происходит, например, в странах Европы и в США.

Однако так называемая «прогрессивная общественность» страны – правозащитники, политологи, многочисленные НКО, получающие зарубежные гранты «за продвижение» демократических стандартов выборов — не считают нужным обращать на это внимание и не делают каких-либо заявлений на эту тему.

Преодолеть выборный нигилизм

В Кыргызстане назрела необходимость в проведении анализа законотворческой деятельности государственных органов и ревизии действующего законодательства для выявления в законах и других нормативных правовых актах норм, содержащих потенциальные риски дестабилизации и дезорганизации власти, скрытые угрозы единству и целостности страны в будущем. При этом создание механизма сдержек и противовесов, защищающего правовую систему государства от принятия деструктивных законодательных решений должно стать приоритетным направлением в ходе совершенствования законотворческой деятельности государственных органов.

Считаю необходимым обратить внимание на одно тревожное явление, набирающее силу в последние годы в связи с отменой порога явки на выборах, которую также можно отнести к деструктивным законодательным решениям.

Отличительной особенностью избирательного процесса в Кыргызстане становится массовыйвыборный нигилизм или абсентеизм граждан (абсентеизм — от лат.

absentis – отсутствующий): уклонение избирателей от участия в ании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо участия в общественных делах.

Большинство граждан не доверяют существующей политической системе, в силу чего сознательно уклоняются от выполнения своих гражданских обязанностей и принципиально игнорируют выборы, не доверяя их результатам.

Об усилении выборного нигилизма граждан на выборах свидетельствуют следующие статистические данные участия граждан в избирательных кампаниях по выборам главы государства и депутатов Жогорку Кенеша:

— выборы Президента Кыргызской Республики 30 октября 2011 г.: число избирателей, включённых в список избирателей — 3 032 666; из нихприняли участие в выборах (выдано бюллетеней) — 1 858 632, что составило 61, 28 %;

— выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 4 октября 2015г.: в списке избирателей было зарегистрировано 2 761 297 избирателей, из них 1 630 125 избирателя приняли участие в ании, что составило 59, 03 %;

— выборы Президента Кыргызской Республики 15 октября 2017 г.: число избирателей, включённых в список избирателей — 3 025 770; из них приняли участие в выборах (выдано бюллетеней) — 1 697 868, что составило 56,34 %.

Уклонение граждан от реализации своих избирательных прав является своеобразной естественной реакцией на ситуацию, когда выборы превращаются в формальную и «грязную» процедуру, когда уже заранее известно, что «главное не как проголосуют, а как посчитают», а от их результатов ничего принципиальным образом в стране не изменится. Многочисленные нарушения и применение «грязных» технологий в избирательном процессе, на которые стараются закрыть глаза власти и контролирующие органы, только убеждают граждан в правильности подобной позиции.

Таким образом, растущий выборный нигилизм прямо указывает на постепенную делегитимизацию процесса выборов. Это – серьезный сигнал для власти!

Для обеспечения легитимности власти порог явки необходим

Конечно, мировая практика предоставляет самые разные примеры для подражания. В этом смысле апелляция сторонников отмены порога явки на выборах к демократическим странам Европы и Америки не совсем корректна и от лукавого.

Действительно, в США и Канаде, так же как и в Великобритании, Швеции, Испании, никакого порога явки не существует.

В то же время вопросы обязательного ания регулярно поднимаются в политических кругах этих стран, особенно после подведения итогов очередных не совсем удачных, с точки зрения легитимности — из-за низкой явки избирателей — выборов.

Между тем в Италии, Бельгии, Греции и Люксембурге ситуация иная: там участие в выборах для граждан обязательно. В Австралии за отказ участвовать в выборах налагается штраф, в Аргентине – действует запрет для занятия государственных должностей. Однако никто же не станет утверждать, что эти государства не являются демократическими.

Существуют страны, законодательство которых косвенно влияет на порог явки. Так, во Франции на выборах в Национальное собрание никто не может быть избран в первом туре, если не получил более четверти внесенных в списки избирателей.

То есть, исторические, общественно-политические и правовые условия диктуют каждой стране собственный избирательный стиль, который должен быть в конечном итоге в равной мере комфортным — с точки зрения обеспечения легитимности власти — и для власти, организующей выборы и для избирателя.

В соответствии с Конституцией народ Кыргызстана является единственным источником государственной власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления. Верховенство власти народа представляют и обеспечивают всенародно избираемые Жогорку Кенеш и Президент.

Если не будет достойной явки на выборах, то, соответственно, ни о каком реальном представительстве интересов граждан в органах власти не может быть и речи! Отмена порога явки – мера в значительной степени недемократическая, нарушающая конституционный принцип народовластия. Она создает вероятность ситуации, когда активное меньшинство граждан, пришедшее на выборы, навязывает пассивному большинству неголосующих (по объективным или субъективным причинам) граждан свою «абстрактную волю».

Следовательно, вопрос восстановления порога явки на выборах, как и вопрос, связанный с повышением избирательного порога до 9% – это темы, которыми пора заняться Конституционной палате Верховного суда.

Именно конституционные принципы организации государственной власти и органов местного самоуправления являются основной предпосылкой для возращения минимального порога явки на выборах.

Исходя из буквы и духа вышеуказанных конституционных принципов, избирательные законы должны установить минимальные пороги явки на выборах депутатов Жогорку Кенеша и главы государства, а также депутатов местных кенешей.

Эта мера необходима для усиления авторитета и легитимности власти, а также для повышения сознательности избирателей. Минимальный порог явки необходим для того, чтобы выборы воспринимались обществом более честно. Общественность должна почувствовать, что депутаты Жогорку Кенеша и глава государства, депутаты местных кенешей избираются явным большинством.

Кроме того, в ситуации перманентной экономической и общественно-политической нестабильности для Жогорку Кенеша, для руководства страны возврат порога явки был бы прогрессивным шагом. Иначе институт выборов через один-два избирательных цикла может постепенно деградировать в «массовый социологический опрос», который не гарантирует политической системе стабильности.

Полагаю, что необходимо установить для каждого уровня выборов свою норму представительства избирателей для признания легитимности избираемого органа.

Так, на выборах депутатов Жогорку Кенеша и Президента следует установить порог явки в размере 50% от списочного состава избирателей.

Что касается выборов в местные органы власти, то, учитывая специфику местного самоуправления,обязательная явка для этих выборов могла бысоставлять не менее 25-30% от внесенных в списки избирателей.

Кроме того, складывающаяся в стране ситуация с низкой активностью граждан на выборах и связанная с ней низкой представительностью избираемых органов и должностных лиц, требует выяснения глубинных причин этого явления, которые не удастся устранить установлением обязательного порога явки.

Здесь необходим целый комплекс мер, направленный, прежде всего, на устранение выборного нигилизма, укоренившегося в сознании большинства граждан.

Цель – добиться повышения политической и правовой культуры граждан, чтобы в обществе утвердилось понимание того, что игнорирование выборов это не самое правильное решение с точки зрения конечного результата — избрания достойной и легитимной власти.

Таким образом, нужны конкретные поправки в действующие законы о выборах, которые позволят повысить легитимность избираемых органов и должностных лиц путем привлечения граждан к активному участию в управлении делами государства, в полной мере реализуя закрепленный в Конституции Кыргызской Республики принцип народовластия.

Редакция мнение автора может не разделять и ответственности за содержание публикации не несет

Источник: https://elgezit.kg/2019/08/26/chtoby-povysit-legitimnost-organov-gosvlasti-neobhodimo-vosstanovit-porog-yavki-izbiratelej-na-vybory/

На основе важнейших демократических принципов и стандартов

Уклонение граждан от участия в выборах

В связи с этим поэтапно реализуется утвержденная Центральной избирательной комиссией Программа основных мероприятий по подготовке и проведению этих выборов.

Строительство демократического правового государства, открытого гражданского общества непосредственно связано с реализацией конституционных принципов народовластия, обеспечения необходимых условий для организации и проведения демократических выборов. 

Институт выборов в условиях становления демократического правового государства является реальным механизмом осуществления народовластия. Данное обстоятельство подтверждается и положениями Всеобщей декларации прав человека.

Так, в статье 21 этого важнейшего международного документа подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного ания или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу ания». Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года. 

Выборы являются важнейшим институтом современной демократии, одной из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе, управлении делами общества и государства, в том числе посредством формирования представительных органов власти. Свободные выборы — это не только способ формирования власти, но одновременно и проявление ее ответственности перед народом.

Результаты выборов дают объективную оценку степени влияния политических партий, показывают настроение избирателей, тенденции политической жизни в стране. Регулярное проведение свободных и честных выборов — один из наиболее ярких показателей демократичности существующего в стране политического строя. 

Престиж государства на мировой арене во многом зависит от открытости и демократичности действующей в нем избирательной системы. Вот почему законодательство о выборах и его совершенствование необходимо рассматривать как важнейшую составную часть осуществляемых в Узбекистане демократических реформ.  

В нашей стране за годы независимости созданы правовые гарантии подготовки и проведения выборов на высоком демократическом уровне в целях реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными.

Предстоящие выборы Президента Узбекистана будут проходить в полном соответствии с требованиями законодательства, в условиях углубления процессов реформирования и демократизации общества, модернизации страны, возросшей политической, общественной активности, гражданской ответственности людей, а также их требовательности в оценке хода общественно-политических, социально-экономических реформ, деятельности политических партий, других институтов гражданского общества. 

Следует отметить, что избирательное законодательство Узбекистана отвечает международным избирательным стандартам и развивается на основе взаимообогащения и дальнейшей гармонизации с ними.

Базой демократической системы избирательного законодательства страны является Конституция Республики Узбекистан. Согласно статье 7 Основного Закона народ — единственный источник государственной власти. Демократические принципы выборного процесса закреплены в законах «О выборах Президента Республики Узбекистан», 

«О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и других актах законодательства.

В них отражены все основные стандарты осуществления демократических выборов — их всеобщность, равные избирательные права, прямое и тайное ание, добровольное участие в выборах, гласность  проведения. 

К основным принципам, закрепленным в международных документах, относится всеобщее избирательное право. Конституция и избирательное законодательство Узбекистана рассматривают этот принцип как один из основополагающих.

Так, статья 1 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» гласит, что выборы Президента Республики Узбекистан осуществляются гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании.

Избирательным правом обладают граждане Узбекистана, достигшие 18-летнего возраста, каждый из них имеет один голос, и в список избирателей включаются все граждане, постоянно или временно проживающие на территории соответствующего избирательного участка. В статье 6 Закона 

«О гарантиях избирательных прав граждан» гарантируется право непосредственного участия избирателей в выборах Президента, независимо от того, где они находятся.

Вместе с тем всеобщее избирательное право не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками.

В Узбекистане, как и во всех других демократических странах, законодательство по выборам главы государства содержит ряд избирательных цензов, которые — это важно подчеркнуть — не имеют дискриминационной направленности.

Так, статья 90 Конституции предусматривает, что Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Законодательно закреплено, что не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В других случаях не допускается прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан.

Согласно принципу равного избирательного права все участвуют в выборах на равных условиях, и каждый гражданин Республики Узбекистан имеет один голос.

Женщины и мужчины имеют равные избирательные права, военнослужащие используют избирательные права наравне с другими гражданами.

На выборах никто не имеет преимуществ исходя из происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, отношения к религии, рода и характера занятий. 

Прямое избирательное право означает, что избиратели участвуют в выборах напрямую, выражают свое волеизъявление непосредственно. В ходе ания избиратели делают свой выбор исходя из собственных взглядов и мнений.

При этом, если во время выборов гражданин находится за рубежом, он может проать, придя на избирательный участок, который образуется при дипломатическом представительстве Республики Узбекистан. Кроме того, в избирательном законодательстве Узбекистана предусмотрены нормы о досрочном ании.

В случаях, когда избиратель по болезни и другим объективным причинам не может прийти на избирательный участок, участковая избирательная комиссия обеспечивает ание по месту пребывания избирателя.

Принцип добровольного участия в выборах означает участие в них граждан по своему желанию, без какого-либо принуждения. Не допускается внешнее воздействие и контроль за волеизъявлением избирателей. 

В Узбекистане избиратель сам решает вопрос о целесообразности и необходимости ания. Исключается какая-либо обязательность при реализации гражданином его избирательного права.

В отличие от нашей страны в ряде государств участие в ании на выборах рассматривается в качестве обязанности граждан, и за уклонение от ания предусмотрена возможность привлечения к ответственности не только в виде морального осуждения, штрафа, но даже лишения свободы. 

Право тайного ания в нашей  стране гарантируется законом, и он исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений. Законодательство рассматривает соблюдение тайны ания как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном ании и ании в месте пребывания избирателя. 

Голосование проводится в специально отведенном для этого помещении, где для тайного ания устанавливаются избирательные ящики и оборудуются кабины, в которых каждый избиратель самостоятельно делает отметки в избирательном бюллетене. Во время тайного ания не разрешается входить в кабину и оказывать воздействие на избирателя. 

Еще один фактор обеспечения свободного волеизъявления избирателей во время выборов — это недопущение агитации в день выборов и за день до начала ания.

В соответствии с Законом «О гарантиях избирательных прав граждан» избиратели имеют право агитации «за» или «против» выдвинутых кандидатов в Президенты Республики Узбекистан.

Для проведения предвыборных встреч органы государственной власти обязаны предоставлять оборудованные помещения, необходимые справочные и информационные материалы.

О времени и месте проведения собраний и встреч избиратели оповещаются заблаговременно.

Принцип гласности выборов предусматривает освещение избирательной кампании в средствах массовой информации. Вся избирательная кампания проводится на основе широкой гласности. Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет , установление итогов ания и определение результатов выборов, осуществляется открыто. 

Каждый избиратель имеет право в ходе избирательного процесса искать, получать и распространять информацию, касающуюся образования избирательных округов и участков, состава избирательных комиссий, местонахождения и времени их работы, итогов регистрации кандидатов в Президенты, ания и выборов. В статье 5 Закона 

«О выборах Президента Республики Узбекистан» определено, что избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, всех этапах избирательной кампании, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в Президенты. Кроме того, законодательно закреплено, что информация об образовании избирательных округов и участков, составе избирательных комиссий, а также об итогах регистрации кандидатов, ания и выборов публикуется в печати.

Наряду со СМИ гласность избирательной кампании обеспечивается институтом наблюдателей — как местных, так и иностранных.

На это нацелены предписания закона о том, что во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для ания в день выборов и при подсчете имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, выдвинувших кандидатов в Президенты, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений. 

Одним из международных стандартов в области избирательных прав граждан является принцип справедливых выборов, который подразумевает законодательное определение периодичности выборов, предоставление кандидатам равных возможностей для ведения предвыборной кампании, состязательность, гласность и открытость выборов, право на присутствие наблюдателей и независимую судебную оценку на всех стадиях избирательного процесса. 

Реализация права на независимую судебную процедуру обеспечивается рядом правовых организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности, мошенничества и фальсификаций.

Избирательное законодательство Узбекистана предусматривает возможность обжалования нарушений избирательных прав, а также юридическую ответственность субъектов избирательного процесса за нарушение законодательства о выборах.

Таким образом, система национального избирательного законодательства гарантирует целостное воплощение права свободного выбора гражданам Республики Узбекистан.

Как известно, эффективность демократической политической системы зависит от зрелости гражданского общества, в котором институт многопартийности выполняет роль посредника между гражданами и государством.

К предстоящим выборам главы государства Узбекистан подходит с основанным на демократических принципах избирательным законодательством, определяющим многопартийность как политический стандарт гражданского общества, и в избирательной кампании по выборам Президента принимают участие все зарегистрированные в стране политические партии. 

Следует подчеркнуть, что предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан касаются каждого гражданина страны, и ни один из них не может оставаться равнодушным к этому важнейшему общественно-политическому событию.

Участвуя в выборах и выразив свое волеизъявление, избиратели смогут обеспечить поступательное продвижение Узбекистана по пути дальнейшего укрепления правового демократического государства и развития  гражданского общества.

(Источник: газета «Народное слово»)

Источник: http://www.usbekistan.at/ru/news/na-osnove-vazhneyshih-demokraticheskih-principov-i-standartov

Абсентеизм

Уклонение граждан от участия в выборах

  • Абсентеизм (от лат. absens, absentis — отсутствующий, англ.

    absenteeism) — уклонение избирателей от участия в ании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрациях и т. д.

    ), но главным образом подразумевается уклонение от своих прямых электоральных функций.Абсентеизм — поведенческая модель, при которой работник систематически отсутствует на рабочем месте и избегает своих обязанностей.

    Традиционно абсентеизм рассматривается как индикатор плохой индивидуальной производительности и как одна из главных проблем менеджмента, исследование которой развивается в экономических и квази-экономических терминах.

    Последние исследования в этой области сосредоточились на рассмотрении и осмыслении абсентеизма в роли индикатора психологической, медицинской и социальной адаптации к работе.Наиболее видная психологическая модель «ухода» (withdrawal model) предполагает, что абсентеизм представляет собой реакцию индивида на неудовлетворительные рабочие условия.

    Данная модель находит эмпирические подтверждения отрицательной связи между отсутствием на рабочем месте и общей удовлетворённостью работой. Более того, данная теория находит подтверждение «прогресса ухода», начиная с невинных опозданий до прогулов работы и заканчивая увольнениями.

    Психологические исследования также указывают на предрасположенность сотрудников к абсентеизму.Мерой абсентеизма чаще всего выступает общее количество пропущенных дней (или часов) или частота отсутствия сотрудника на работе. Стоит отметить, что учитываются пропуски как по уважительной, так и по неуважительной причине.Абсентеизм, наряду с текучкой кадров, рассматривается как реакция сотрудников на условия труда, и является одним из главных показателей эффективности работы с персоналом, которая направлена на создание успешного личностно-организационного соответствия.

    Абсентеизм, являясь одной из самых распространённых причин увольнения сотрудников, наносит серьезный экономический ущерб предприятиям.

Источник: Википедия

Добавлено в закладки: 0

Что такое абсентеизм – это термин, который имеет несколько значений, в основе каждого из которых понятие отсутствия.

В отношении к выборам, абсентеизм обозначает поведение избирателей, которое характеризуется нежеланием участвовать в ании.

Понятие абсентеизма применяется также в области менеджмента. Оно означает количество дней или часов, в течение которых работники отсутствуют на работе. В данной ситуации это понятие является одной из характеристик, которые позволяют сделать выводы об эффективности работы с кадрами.

Рассмотрим, более детально, что значит абсентеизм.

Абсентеизм является уклонением избирателей от участия на выборах в ании, или, в широком понимании, политическое поведение, которое характеризуется бездействием или уклонением от какого-нибудь политического участия (партийная деятельность, электоральное поведение, участие в демонстрациях и митингах и т. д.), но подразумевается главным образом уклонение от собственных электоральных прямых функций.

Абсентеизм является поведенческой моделью, при которой сотрудник систематически отсутствует на рабочем месте и избегает собственных обязанностей.

Традиционно абсентеизм рассматривали, как индикатор индивидуальной плохой производительности и как одну из основных проблем менеджмента, исследование которой развивается в квази-экономических и экономических терминах.

Последние исследования в данной области сосредоточиваются на осмыслении и рассмотрении абсентеизма, как индикатора социальной, медицинской, психологической адаптации к работе.

Самая видная психологическая модель “ухода” предусматривает, что абсентеизм являет собой реакцию индивида на рабочие неудовлетворительные условия.

Эта модель находит эмпирические подтверждения отрицательной связи меж общей удовлетворённостью работой и отсутствием на рабочем месте.

Больше того, эта теория находит своё подтверждение “прогресса ухода”, начиная с прогулов работы и невинных опозданий и оканчивая увольнениями. Психологические исследования указывают также на предрасположенность работников к абсентеизму.

Мерой абсентеизма зачастую выступает суммарное число пропущенных часов (или дней) или частота отсутствия работника на работе. Необходимо заметить, что учитывают пропуски как по неуважительной, так и по уважительной причине.

Абсентеизм, вместе с текучкой кадров, рассматривают, как реакцию работников на условия труда, и он есть одним из основных показателей эффективности работы с персоналом, которая направляется на создание хорошего организационно-личностного соответствия.

Абсентеизм, будучи одной из самых распространённых причин увольнения работников, наносит большой экономический ущерб предприятиям.

Причины политического абсентеизма

Социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах.

Никто из ученых и политических деятелей, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активной политической жизни представителей определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Практически для всех, кто занимается проблемами политики в научном и практическом плане, является очевидным, что рост числа абсентеистов — это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе. Именно с этим обстоятельством, прежде всего, связан тот пристальный интерес к проблеме абсентеизма, который демонстрируют многие из отечественных и зарубежных ученых.

Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития.

Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением «подданнического» типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме

Как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан.

Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Англии и заканчивая Японией.

Таким образом, можно говорить о том, что абсентеизм стал своеобразной «визитной карточкой» новейшего времени.

Растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателей, тогда как в конце 80-х — начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателей.

Некоторые современные политики отмечают в качестве причины нарастающего абсентеизма простую лень избирателей. Такой аргумент едва ли можно признать убедительным. Причины, разумеется, глубже, серьезнее и требуют специального исследования. Анализ политологов и социологов позволяет выявить следующие причины нарастающего абсентеизма:

  • 1. Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения.

Источник: https://uktankodrom.ru/absenteizm/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий