Верхняя палата нижняя палата

Конституционное право зарубежных стран

Верхняя палата нижняя палата

Нынешние парламенты состоят из одной или двух палат, хотя истории, даже совсем недавней, известны парламенты с бoльшим числом палат: в югославской Союзной скупщине, действовавшей на основе Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии 1963 года в редакции 1968 года, число палат доходило фактически до шести; Конституция Южно-Африканской Республики, вступившая в силу в 1984 году, предусматривала трехпалатный Парламент, палаты которого формировались по расовому принципу – Палата собрания из белых, Палата представителей из «цветных» (мулатов) и Палата делегатов из индийцев.

В Англии первоначально Парламент состоял из высших феодалов (баронов) и высшего духовенства (прелатов).

С середины XIII века на заседания Парламента стали приглашаться по два представителя от собраний графств и крупных городов, причем сначала они все заседали в одном собрании.

Постепенно великие бароны (лорды), передававшие свой титул и связанные с ним привилегии по наследству, усилили свое влияние: их монополией стало осуществление в Парламенте судебных функций и влияние на назначение Королем высших чиновников.

С середины XIV века лорды, включая высшее духовенство, стали заседать отдельно от представителей графств и городов – общин. Так сложилась двухпалатная структура британского Парламента.

В середине XVII века Английская революция привела к установлению республики и ликвидации Палаты лордов, затем в период диктатуры Оливера Кромвеля Парламент вообще отсутствовал, после чего в ходе Реставрации был восстановлен в прежней двухпалатной структуре.

В континентальной Западной Европе сословно-представительные учреждения в некоторых странах, например французские Генеральные штаты, испанские Кортесы, включали особое представительство каждого сословия – дворянства, духовенства и так называемого третьего сословия, то есть всех прочих, среди которых, естественно, главную роль играла наиболее имущая часть.

В период революций конца XVIII века создавались однопалатные парламенты, которые, по мнению революционеров, лучше были приспособлены для революционного творчества.

Однако сосредоточение в руках этих парламентов всей политической власти привело к столь же некомпетентному, сколь и деспотическому управлению. Достаточно вспомнить, как французский Конвент отправлял на гильотину своих же членов.

Не случайно в 1795 году во Франции, после того как Термидор завершил революционные конвульсии, был учрежден двухпалатный парламент. В США в 1787 году однопалатный Конгресс был заменен Конгрессом двухпалатным.

Преимущество двухпалатности виделось в том, что верхняя палата, членство в которой отвечает более жестким условиям, удерживает нижнюю палату от поспешных, непродуманных, эмоциональных решений. Еще Ш.

Монтескье, описывая английский Парламент того времени, отмечал: «Законодательное собрание состоит здесь из двух частей, взаимно сдерживающих друг друга принадлежащим им правом отмены (решений.)…».

Позднее Л.

Дюги писал: «Лучший способ, найденный до сих пор, чтобы избежать, по мере возможности, парламентской тирании, состоит в создании двух собраний, совместная работа которых необходима для вотирования законов и бюджета и которые, таким образом, ограничивают друг друга».

Джеймс Брайс видел назначение верхней палаты в том, чтобы «сдерживать горячность и неосмотрительность народных представителей в нижней палате и этим способом предохранять правительство от влияния народных страстей и возможных перемен общественного мнения».

Социалистическая доктрина выступала за однопалатный верховный представительный орган под лозунгом его якобы большей демократичности, допуская двухпалатность лишь для федеративных государств. Упразднение верхних палат рассматривалось как демократическая реформа народного представительства.

Исключение составляла упомянутая уже Югославия, где накануне краха социализма и распада федерации парламенты ее субъектов согласно Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии 1974 года состояли из трех палат, одна из которых должна была обеспечивать представительство граждан, другая – представительство общин, а третья – представительство общественно-политических организаций.

В действительности же одной палаты, как правило, было достаточно, потому что и состав, и вся деятельность верховных представительных органов предопределялись руководством правящей коммунистической партии. И в Югославии усложненная конструкция Скупщин просто маскировала этот факт, отражая в какой-то мере противоречия между этническими и иными элитами в руководстве страны.

Ныне в развитых странах вопрос о числе палат парламента – обычно не предмет политических столкновений.

Разумеется, там, где верхние палаты формируются недемократически, как, скажем, в Великобритании, на чем еще остановимся ниже, проблема демократизации может иметь какое-то значение.

В большинстве же развитых стран вопрос о том, иметь в парламенте одну палату или две, решается, исходя из различных соображений, имеющих политическое значение в момент соответствующей конституционной реформы.

Федеративные государства обычно имеют двухпалатный парламент, в котором верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.).

В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).

Примерно в половине государств Европы парламенты однопалатные (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).

В Америке однопалатные парламенты характерны преимущественно для малых государств (Коста-Рика, Сальвадор и др.

), хотя в некоторых из таких государств парламенты двухпалатные (это главным образом бывшие британские колонии, например, Тринидад и Тобаго, Ямайка).

В большинстве стран Тропической Африки парламенты однопалатные, особенно в автократических республиках (Мавритания, Камерун и др.), а роль этих органов чисто декоративная.

В Азии также однопалатные парламенты характерны больше для стран с авторитарными и тоталитарными режимами (Индонезия, Китай, Вьетнам), тогда как в странах с либеральными режимами (Индия, Филиппины, Малайзия) парламенты обычно двухпалатные. Впрочем, есть и исключения: однопалатные парламенты действуют и в таких отнюдь не отличающихся авторитаризмом политического режима странах, как Турция и Израиль.

Нижние или единственные палаты часто именуются Национальное собрание или Национальная ассамблея (Франция, Вьетнам, большинство стран Африки), Национальный совет (Австрия, Швейцария, Словакия), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Румыния, Чехия), Палата представителей (США, Япония, Хорватия, Бельгия).

Верхние палаты, пожалуй, в большинстве стран, где они существуют, именуются без лишних мудрствований Сенатами, а в некоторых федерациях названия верхних палат отражают либо данную форму политико-территориального устройства, либо названия субъектов данной федерации, представленных в верхней палате.

Так, в Австрии, Германии верхняя палата именуется Федеральный (или Союзный) совет (именно так переводится «Бундесрат»), в Швейцарии – Совет кантонов (по-немецки, впрочем: Standerat – буквально Совет сословий, поскольку термин Stand, обозначающий обычно сословие, в немецкоязычной Швейцарии значит кантон), в Индии – Совет штатов. Подобно этому в Хорватии, хотя она и унитарное государство, верхняя палата парламента именуется Палата жупаний (по названию территориальной единицы высшего уровня).

Необходимо, однако, предупредить, что далеко не всегда по названию органа можно определить его место в системе.

Например, в Парламенте Намибии нижняя палата именуется, как часто бывает, Национальное собрание (или ассамблея – традиция в нашей печати еще не сложилась), а верхняя палата – Национальный совет (в противоположность Австрии и Швейцарии); в Швейцарии Федеральным (Союзным) советом именуется не палата парламента, а правительство.

Источник: https://isfic.info/zarpra1/konstz72.htm

2.11. Структура, порядок формирования, внутренняя организация и компетенция палат парламента индии

Верхняя палата нижняя палата

Парламент Индии(или Сансад) — высший федеральный органзаконодательной власти в Индии. Включаетв свою структуру Президента Индии и двепалаты: нижнюю палату, называемую Локсабха, и верхнюю палату, именуемую Раджьясабха.

Резиденция парламента расположенав Нью-Дели и носит название СансадБхаван. Законодательные акты принимаютсяпутём утверждения законопроекта обеимипалатами и последующего одобрения егоПрезидентом.

Центральный зал заседанийпарламента традиционно используетсядля совместных заседаний нижней иверхней палат.

Нижняя палата (Локсабха)

Нижней палатойпарламента является Лок сабха (Народнаяпалата). Её члены избираются прямымвсеобщим тайным анием на основемажоритарной системы. Это наиболеевлиятельная из двух палат, превосходящаяверхнюю по своему значению и объёмуполномочий.

Максимальный установленныйконституцией страны (ст. 81) размер Локсабхи — 552 депутата (до 530 от штатов, до20 от союзных территорий, и ещё два могутбыть назначены президентом дляпредставления интересов индийцевбританского происхождения).

Лок сабха избираетсясроком на 5 лет, однако, если в странебыло объявлено чрезвычайное положение,её полномочия могут быть продлены ещёна год.

Президент Индии вправе распуститьпалату раньше срока в случае, если ниодна из партий не сможет сформироватьбольшинство или создать коалицию.

Дляизбрания в члены Лок сабхи кандидатунеобходимо иметь гражданство Индии ивозраст не менее 25 лет, психическиздоровый, не являющийся банкротом и несостоящий под уголовным преследованием.

Четырнадцатая Локсабха была сформирована по итогамвыборов в апреле-мае 2004 года и включает545 членов (530 от штатов , 13 от союзныхтерриторий и 2 представителя англо-индийцев.Несколько мест зарезервировано дляпредставителей официально опекаемыхгосударством низших каст и коренныхнародов (термин Scheduled Castes and Scheduled Tribes).

Представителиштатов и союзных территорий избираютсягражданами Индии на основе всеобщегоизбирательного права. Каждый гражданин,достигший 18 лет, независимо от пола,расы, принадлежности к той или инойкасте, религиозных убеждений, и нелишённый прав иным образом, имеет правоголоса на выборах.

Верхняя палата(Раджья сабха)

Верхней палатойпарламента является Раджья сабха (Советштатов). Его члены избираются косвеннымпутём членами законодательных органовсубъектов федерации — штатов и союзныхтерриторий Индии.

Раджья сабхавключает всего 250 членов. Палата не можетбыть распущена, а избрание её членовосуществляется по заранее определённомуротационному графику. Каждый член палатывыбирается на шестилетний срок, новыевыборы проводятся для одной третисостава палаты каждые 2 года.

Структураформирования палаты установлена ст. 80Конституции Индии:

12 членов назначаютсяПрезидентом из числа людей, имеющихспециальные знания или опыт в литературе,науке, искусстве или социальной работе.

Представителиштатов избираются членами законодательныхсобраний штатов в соответствии спропорциональным представительствомпосредством системы единственногопередаваемого голоса.

Представителисоюзных территорий избираются косвеннымпутём членами коллегии выборщиковданной территории также по пропорциональнойсистеме.

Раджья сабха былазадумана для сохранения федеративнойсистемы страны. Число членов палаты откаждого штата зависит от численностинаселения (к примеру, 31 от штатаУттар-Прадеш и 1 от Нагаленда).

Минимальный возрастпретендентов на место в верхней палатеустановлен в 30 лет.

Индия – парламентскаяреспублика, где ведущую роль в жизнистраны играют парламент и формируемоеим правительство. Парламент Индиисостоит из трех частей: Президента Индии(главы государства); Народной палаты(Палаты представителей, Лок Сабха),призванной служить органамобщегосударственного представительства;Совета штатов (Радхья Сабха) как органавыражения интересов штатов.

Народная палата(Палата представителей, Лок Сабха)выполняет роль «нижней» палаты. ДепутатыЛок Сабха являются представителяминарода и выбираются прямым, всеобщим итайным анием в избирательныхокругах, образуемых в штатах и союзныхтерриториях.

Согласно Конституциимаксимальное количество членов палатыможет достигать 552 (530 членов представляютштаты, 20 – союзные территории и 2 членов– представителей англо-индийской общиныдолжны назначаться Президентом в случае,если согласно его мнению данная общинапредставлена неадекватно в этой ПалатеПарламента).

Число мест в палатераспределяется между штатамипропорционально в соответствии сколичеством населения штата и 42 поправкек Конституции (1976г.). Из общего числадепутатских мест (544-548) за отсталымиплеменами «бронируется» 38 мест, а закастами – 37. Есть квота и для женщин –1/3 с 2000 года (до этого 10 %).

В настоящеевремя Лок Сабха состоит из 545 членов, изкоторых 530 избираются напрямую от штатов,13 – от союзных территорий и 2 – назначаютсяПрезидентом. Одним из членов парламентаявляется также сам Президент страны.

Срок полномочийПалаты Представителей – 5 лет с моментаначала работы первой сессии, но президентобладает правом распустить ее раньшепо рекомендации премьер-министра илив случае отправки правительства вотставку. Поэтому реальный срок полномочийнижней палаты гораздо короче – 1, 2, 3года. В случае чрезвычайной ситуациисрок полномочий палаты может бытьпродлен парламентским законом на одингод.

Лок Сабха можетвыразить вотум недоверия правительствуи потребовать его смещения. В этом случаелибо правительство уходит в отставку,либо президент распускает Народнуюпалату (чаще происходит второе).

Законы, имеющиеотношение к финансовой сфере, принимаеттолько Лок Сабха.

Руководителемнижней палаты является спикер, которыйдолжен быть беспристрастным, для чеговыходит из состава партии. Ему помогаетзаместитель.

Спикер обладает широкимиполномочиями: толкует регламент палаты,имеет решающее слово при формированиипостоянных комиссий, обладает правомналожения дисциплинарных взысканий надепутатов и др.

Как и в других странах,в палате создаются партийные фракции,образуются отраслевые постоянныекомиссии, создается секретариат палаты,ведущий в основном техническую работу.Каждая партийная фракция имеет своеголидера. Постоянные комиссии такжеизбирают свое руководство (при этомсказывается значительное влияниеспикера).

Совет штатов(Раджья Сабха) играет роль «верхней»палаты, представляет интересы штатов,формируется штатами и не может бытьраспущен; избирается путем косвенныхвыборов.

Подавляющее большинство из245 членов Совета штатов избирается на6 лет выборными членами законодательныхсобраний штатов и союзных территорий,остальные 12 членов назначаются президентомиз числа лиц, имеющих специальные знанияи практический опыт в таких областяхкак литература, наука, искусство иобщественная деятельность.

Совет штатовподлежит ротации: его состав обновляетсяна одну треть каждые два года. В результатедепутатский корпус полностью сменяетсячерез каждые 6 лет.

Руководит заседаниямиСовета штатов вице-президент (избираемыйна совместном заседании палат Парламента),но роль его невелика; на деле руководствозаседаниями палаты осуществляетзаместитель председателя палаты,избираемый ее членами из своей среды.

В настоящий моментРаджья Сабха имеет 245 мест, из которых233 члена представляют штаты и союзныетерритории, а 12 избираются Президентом.

функцияпарламента – законотворчество. Нарядус законотворчеством парламент выполняети другие функции. Народная палатаформирует правительство и осуществляетконтроль над его деятельностью.

Источник: https://studfile.net/preview/6018226/page:15/

Парламент Индии: как работает высший законодательный орган страны

Верхняя палата нижняя палата

ПарламентИндии — высший орган законодательной власти страны. Он состоит из двух палат:верхней – Совета штатов (Раджья Сабха) и нижней – Народной палаты (Лок Сабха).Возглавляет парламент Президент Республики Индии. С 20 июля 2017 года этотпост занимает Рам Натх Ковинд.

Совет штатов

Верхняя палата индийского парламента состоит из 250членов, 12 из которых назначаются Президентом из числа выдающихся деятелейлитературы, науки, искусства.

Остальные же избираются членамизаконодательных собраний штатов в соответствии с принципом пропорциональногопредставительства. Состав палаты обновляется на одну треть каждые два года.

Минимальный возраст депутата – 30 лет. Общий срок полномочий депутатасоставляет шесть лет.

Совет штатов наделен правом предварительного вето и задержкизаконопроектов, за исключением финансовых.

Председателем палаты по должности являетсявице-президент, пост которого с 2017 года занимает Венкая Найду.

Народная палата

Нижняя палата состоит из 545 депутатов (543 депутатаизбираются путем всеобщего и прямого ания, 2 депутата назначаются Президентомиз числа представителей англо-индийской общины).

Представительство от штатов в Народной палатераспределяется таким образом, чтобы примерно соответствовать населению каждогоиз них. Возрастной ценз для депутата – 25 лет. Конституционныйсрок полномочий нижней палаты – пять лет. При этом Президент имеет право досрочнораспустить палату и объявить новые выборы по рекомендации Премьер-министра.

Народная палата имеет, по сравнению с Советом штатов,более широкий круг полномочий.

В ее прерогативу входит рассмотрение финансовыхзаконопроектов. Кабинет министров несет ответственность только перед Народнойпалатой, и именно лидер партии, располагающей большинством в этой палате,становится Премьер-министром.

На заседаниях Народной палаты и на совместныхзаседаниях палат председательствует спикер, избираемый, как правило, из числадепутатов от правящей партии. Он назначает председателей всех комитетов палатыи сам возглавляет комитет по общим вопросам и комитет по правилам процедуры и ведения дел в парламенте. С июня 2014 года пост спикера занимает СумитраМахаджан.

Для предварительной проработки вопросов и организацииработы парламента обе палаты имеют свои комитеты. 

Когда проводятся заседания парламента?

Парламент осуществляет свои законодательные функции на сессиях, созываемых три раза в год и продолжающихся несколько месяцев, –весенней (бюджетной), летней (муссонной) и зимней.

Как проходят заседания? 

За пределами повестки дня сессии остаются два первыхчаса ежедневных заседаний. Первый из них посвящен ответам министров на запросыдепутатов.

Второй, так называемый «нулевой час», представляет собой уникальноеи характерное только для индийского парламента явление, когда депутаты могутподнять любой вопрос, требующий, по их мнению, неотложного рассмотрения.

Задача по разработке программы сессий парламента,конкретной ежедневной повестки дня для каждой из палат, подготовке ответовминистров на запросы депутатов и дискуссий по актуальным проблемам, а такжекоординация деятельности обеих палат парламента возложена на Министерство по парламентским делам.

Какие полномочия есть у индийского парламента?

Парламент утверждает государственный бюджет,устанавливает налоги и сборы, принимает законы в пределах компетенции индийскойфедерации, разбирает вопросы о смещении высших должностных лиц и имеет правовозбудить дело о прекращении полномочий Президента на основании обвинения в нарушении Конституции.

Парламент уполномочен принимать поправки к Конституции, которые вносятся в виде законопроекта на рассмотрение любой из палат и считаются принятыми, если за них проало две трети депутатовНародной палаты и Совета штатов.

Депутаты парламента имеют право обращаться к министрамцентрального правительства с запросами по различным аспектам государственногоуправления, создавать специальные комиссии по расследованию положения дел в тойили иной области, принимать в форме постановлений рекомендации по вопросамвнешней и внутренней политики. Министры обязательно должны являться депутатамикакой‑либо из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с датыназначения.

Как в Индиипринимаются законы?

Обычно процесс принятия закона включает следующиестадии: 

  • внесение законопроекта на рассмотрение одной из палат; 
  • общая дискуссия;
  • постатейное обсуждение;
  • ание. 

После одобрения законопроекта в однойпалате он передается на рассмотрение другой и затем поступает на утверждение Президенту.В случае отказа главы государства подписать одобренный обеими палатамизаконопроект и использования им права вето законопроект все равно становитсязаконом после вторичного положительного ания палат.

Финансовые законопроекты, т. е.

такие, которымиустанавливаются новые налоги или предусматриваются какие‑либо ассигнования из государственного бюджета или резервных фондов, вносятся только в Народнуюпалату и не требуют одобрения Совета штатов, хотя верхняя палата может высказатьсвое мнение по существу предлагаемой нормы. Важнейшие законопроектыпредварительно обсуждаются в парламентских комитетах.

Как взаимодействуют российский и индийский парламенты?

Действуют Российско-индийская межпарламентскаякомиссия, возглавляемая председателями нижних палат парламентов обеих стран(с 2004 года), а также депутатские группы по российско-индийскимсвязям в парламентах России и Индии соответственно.

В целом, индийский парламент поддерживает широкиемеждународные связи. Индия входит в Межпарламентский союз и Парламентскуюассоциацию стран Содружества.

Источник: http://duma.gov.ru/news/29096/

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий