Закон по водоснабжению и водоотведению

Новый закон “О водоснабжении и водоотведении”: что ждет бизнес?

Закон по водоснабжению и водоотведению

Лонгриды 19 июня 2018 Г. 08:57,

В январе 2019 года вступают в силу поправки в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении». Основная цель нового документа —  предотвратить загрязнение предприятиями водных объектов.

Для этого в закон будут добавлены нормативы состава сточных вод (НССВ), которым будут следовать все предприятия, в том числе и компании пищевой отрасли.

Пока документ еще только готовят, Milknews рассказывает, чем может обернуться новое регулирования для бизнеса.

Как регулируется водоотведение сейчас?

Основные отходы пищевых предприятий после технологических процессов – это органические вещества, например, азот, фосфор, биологическое и химическое потребление кислорода.

Такие загрязнения относятся к хозяйственно-бытовому стоку, на их очистку рассчитаны городские системы водоканалов, именно поэтому большая часть предприятий в городской черте исторически не располагает собственными очистными сооружениями или имеет их в базовом минимальном формате.

Много лет действующее законодательство, регулирующее водоотведение (Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ №644), не требовало от пищевых компаний наличия собственных очистных мощностей. Некоторые компании строили собственные станции, другие, и как предполагает Союзмолоко, таких большинство, сдавали отходы в централизованные городские службы и оплачивали дополнительную очистку стоков.

По закону предприятия могли заключать соглашение с водоканалами, которое предусматривало прием городскими службами сточных вод. Такой документ водоканал подписывал с компаниями по итогам технического обследования очистных сооружений.

Анализ подтверждал, что мощности можно дополнительно нагрузить без дальнейшего вреда окружающей среде. Исключение составляли особые вещества и материалы, которые запрещены к сбросу в канализационные сети.

Они были внесены в особый список и запрещены к передаче в городскую канализацию.

Постановление определяло предельно допустимую норму концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, которые передаются на очистку в городские водоканалы. Если стоки были загрязнены выше нормы, то компания компенсировала водоканалу расходы за дополнительное очищение. По нормам контракта с водоканалом предприятия оплачивали такие услуги по специальному тарифу.

И что теперь будет?

С нового года экологические нормы ужесточат. Если в документ будет заложен минимальный уровень загрязнения или единые значения для всех предприятий отрасли, то компании не смогут сдавать недостаточно очищенные сточные воды в водоканалы. По оценке Союзмолоко, таких предприятий в России большинство.

Российский бизнес будет вынужден спроектировать и построить собственные очистные станции при заводах.

По мнению участников ассоциации, такая мера потребует от предприятий пищевой отрасли, в том числе и от молокоперерабатывающих компаний, значительных капитальных вложений на этапе строительства и ежегодных расходов во время использования.

По оценке Союзмолоко, средняя стоимость локальных очистных сооружений полного цикла составляет 10 млн долларов. Окончательная сумма расходов зависит от размера и мощности предприятия.

Как отметили в Союзмолоко, сегодня многие предприятия пищевой индустрии уже строят или проектируют комплексы очистных сооружений, но существует риск, что в случае установления минимальных норм загрязнения без учета специфики отрасли проектные мощности не подойдут под норматив. Предприятиям придется строить очистные сооружения полного цикла, что с учетом объемов производства и эксплуатационных затрат автоматически сделает работу компании нерентабельной и лишит их развития в долгосрочной перспективе.

Сейчас нормы загрязнения и состав сточных вод, которые можно утилизировать через городской водоканал, определяют местные органы самоуправления. Новый порядок водоотведения уже разрабатывается в Минстрое.

В мае Минсельхоз уже собирал информацию о готовности перерабатывающих предприятий к обновленному требованию.

Для этого Деппищепром просил бизнес сообщить, работают ли на предприятиях собственные очистные сооружения, по информации Milknews, в министерстве еще не свели полученную статистику. Копия соответствующего запроса есть в распоряжении редакции.

Что думает бизнес?

В Союзмолоко выразили опасение, что обновленное регулирование в дополнение к административным барьерам, которые ждут переработчиков (например, маркировка продуктов питания и оплата отходов в соответствие с «классом опасности») может поставить работу некоторых предприятий под угрозу.

Там, где производственные мощности водоканала могут принять и переработать повышенные объемы стоков, «заставлять» завод строить свои собственные станции излишне, отмечают в союзе.

Владимир Лукин, старший менеджер группы корпоративного управления и устойчивого развития KPMG в России и СНГ, считает, что нововведение может вызвать рост цен в рознице. «Безусловно, данная мера может вызвать дополнительные издержки, которые производители будут пытаться компенсировать за счет потребителей», — уверен эксперт.

По мнению Лукина, уровень расходов, которые понесут предприятия, зависит от масштаба производства, а также от экологической политики, которой компания придерживается. Он предположил, что у крупных корпораций уже есть технические решения и системы эффективной очистки, поэтому существенного влияния на их цены такая мера не окажет.

Эксперты Высшей школы экономики в докладе «Регуляторная политика России» также негативно оценили инициативу.

По их мнению, предлагаемое регулирование не соответствует основной цели проекта – снизить негативное влияние на окружающую среду.

Разрабатываемые нормы не стимулируют бизнесменов уменьшить воздействие на экологию, а заставляют их построить дополнительные объекты для работы с этими отходами.

«Любые очистные сооружения – это дополнительные затраты, как минимум, энергии и материалов, не создающие дополнительного продукта», — отмечают исследователи ВШЭ.

По мнению экспертов, инвестиций в охрану окружающей среды в принципе не существует, только строительство новых современных мощностей, отказ от устаревшего оборудования, технологий и эффективный менеджмент на заводах могут оказать положительный эффект.

В Союзмолоко также указали, что новое законодательство может косвенно повлиять и на состояние городских водоканалов.

Если предприятия будут использовать собственные очистные станции, то у городских служб не останется мотивации модернизировать централизованные системы.

Кроме того, государство лишится дополнительного дохода: предприятия не смогут сдавать стоки в городские службы и, соответственно, не будут оплачивать услуги водоканалов.

Источник: https://milknews.ru/longridy/noviy-zakon-o-vodootvedenii.html

Вступил в силу новый Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

Закон по водоснабжению и водоотведению

1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который регулирует отношения, связанные с предоставлением и забором воды внутри искусственных систем водоснабжения и водоотведения.

Забор воды из водных объектов и сброс сточных вод в них в сферу его действия не входят.

Теперь на законодательном уровне будут решены вопросы, которые ранее регулировались только подзаконными актами: система договоров в сфере водоснабжения и водоотведения, правила подключения абонентов к централизованным сетям и др.

Закон определил, что органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны утверждать схемы водоснабжения и водоотведения. Они войдут в число документов, определяющих направление развития соответствующей территории.

Указанные схемы должны соответствовать документам территориального планирования, утвержденным по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденным Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В них будут устанавливаться целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также планироваться мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, на схемах надлежит представлять карту, иллюстрирующую предполагаемое развитие централизованных систем водоснабжения на территории населенного пункта.

Значение схемы водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, в том, что без этой схемы с 1 января 2014 г. нельзя будет утвердить инвестиционные программы снабжающих организаций.

Что касается инвестиционных программ, то утверждать их будет уже не орган местного самоуправления, а уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, хотя Закон допускает возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.

C 1 января 2013 г. в общем порядке утверждения инвестиционной программы органу местного самоуправления отведена иная роль — ему предстоит утверждать техническое задание на разработку инвестиционной программы и согласовывать ее, прежде чем она будет направлена в уполномоченный орган исполнительной власти на утверждение.

Закон вносит изменения в правила установления тарифов за водоснабжение и водоотведение.

Тарифы будут утверждаться органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Органы местного самоуправления не смогут устанавливать надбавки к тарифам на товары и услуги снабжающих организаций, как это происходит сейчас, подробности процедуры установления тарифов будут предусмотрены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утвердит Правительство РФ.

В Законе установлены общие методы установления тарифов, условия того, какие расходы организаций при этом учитываются, и требования к определению периода действия тарифов. Последний будет зависеть от того, по какому методу тарифы рассчитывались. Минимальный срок действия равен одному календарному году, а максимальный — пяти годам.

Расширяется перечень видов деятельности, плата за которые будет взиматься по утвержденным тарифам, теперь регулироваться со стороны государства будет плата за транспортировку воды и сточных вод.

В Законе перечислены договоры, которые может заключать снабжающая организация для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения. Их можно объединить в три группы.

1) Договоры, заключаемые с абонентами:

— договор горячего или холодного водоснабжения;

— договор водоотведения;

— единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Каждый из трех перечисленных договоров является публичным договором. В Законе для них установлены существенные условия, а также определены нормы ГКРФ, применимые к каждому из видов.

Так, к договору водоснабжения должны применяться нормы ГК РФ об энергоснабжении, к договору водоотведения — нормы о возмездном оказании услуг, к единому договору водоснабжения и водоотведения будут применяться в соответствующих частях и нормы об энергоснабжении, и нормы о возмездном оказании услуг.

2) С иными организациями, эксплуатирующими водопроводные сети могут заключаться следующие виды договоров:

— по транспортировке горячей или холодной воды;

— по транспортировке сточных вод.

Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, будет обязана оплачивать услуги по транспортировке воды и по поддержанию водопроводных сетей в надлежащем состоянии, а также поставлять в указанные сети установленные объемы воды определенного качества.

Плата по договорам будет осуществляться по тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Ранее плата по ним не регулировалась государственными органами, а устанавливалась по соглашению сторон.

3) Соглашение с органами исполнительной власти субъекта РФ об условиях осуществления регулируемой деятельности, будет документ, определяющий участие сторон в функционировании и развитии централизованных систем водоснабжения или водоотведения на период действия установленных тарифов.

Источник: http://vladprok.ru/node/406

416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Закон по водоснабжению и водоотведению

Водоснабжение — подача подземных и поверхностных вод в многоквартирные дома потребителей или иные нежилые объекты. Качество воды в водных объектах должно соответствовать санитарным нормам. Инженерные конструкции, которые предназначены для решения задач водоснабжения, именуются водопроводами или системами водоснабжения.

Чтобы урегулировать отношения между потребителями воды и организациями, которые ее поставляют, был принят Федеральный закон №416.

Описание закона

ФЗ-416 был принят 23 ноября 2011 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 29 ноября того же года. ФЗ-416 вступил в силу 7 декабря.

Краткое содержание закона включает в себя:

Глава 1 — описание общих положений закона.

Глава 2 — перечисление полномочий госструктур в отношении водоснабжения и водоотведения.

Глава 3 — регулирование порядка предоставления горячей и холодной воды, а также водоотведения.

Глава 4 — регламентируется порядок обеспечения населения питьевой и горячей водой.

Глава 5 — порядок обеспечения сохранности окружающей среды.

Глава 6 — контроль за тарифами на услуги.

Глава 7 — планирование, организация и развитие централизованных систем по предоставлению горячей и холодной воды, а также по водоотведению.

Глава 7.1 — регулирование прав владения поставками горячей и холодной воды. Особенности заключения и расторжения контрактов.

Глава 8 — заключительные положения ФЗ.

ФЗ-416 регулирует и контролирует отношения, которые возникают в процессе обеспечения населения водой и в сфере водоотведения. Законодательство РФ контролирует забор и сброс сточных вод в специальные для этого места.

Законодательство РФ устанавливает требования по качеству воды в санитарной области.

Основное в ФЗ-416 о водоснабжении и водоотведении

Цели госполитики:

  • охранять здоровье населения путем предоставления качественной воды;
  • повышать энергетическую эффективность (основы закона об энергоснабжении по ссылке: );
  • очищать сточные воды;
  • обеспечивать доступность водоснабжения и водоотведения;
  • создавать эффективные формы управления системами предоставления горячей и холодной воды.

Принципы политики государства:

  • Обеспечить население питьевой, горячей водой и услугами по водоотведению;
  • Создать условия, которые повлияют на привлечение инвестиционных денежных средств в область водоотведения и водоснабжения;
  • Обеспечить правильную работу централизованной системы горячего/холодного водоснабжения;
  • Достичь экономического баланса с организациями, которые обеспечивают многоквартирные дома и нежилые помещения холодным/горячим водоснабжением;
  • Обеспечить равными условиями доступ граждан к водоотведению и водоснабжению;
  • Иметь доступ к открытой деятельности организаций, которые обеспечивают горячее/холодное водоснабжение.

Скачать

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области водоотведения и водоснабжения. Законодательство регулирует процесс забора воды из водного источника и сброса используемой воды в водный объект.

Условия по безопасности и качеству воды представлены в законодательстве Российской Федерации. Правильные требования способствуют обеспечению санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан РФ.

Ознакомьтесь  Закон об органах судейского сообщества РФ

Скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками можно по ссылке.

Последние изменения закона о водоснабжении

Последние изменения настоящего Федерального закона «О водоснабжении» были внесены 19 декабря 2016 года.

Поправки коснулись следующих статей закона:

  • Часть 10 статьи 41.1;
  • Часть 19 статьи 41.1;
  • Часть 2 статьи 41.2;
  • Часть 5 статья 41.2.

Статья 41.1

Часть 19 была дополнена пунктом 3. В ней описываются расходы арендатора, которые должны быть возмещены государством. Список расходов арендатора определяется Правительством РФ.

Статья 41.2

В ч 2 был дополнен пункт 7 настоящего закона. В нем говорится, что расходы должны быть возмещены арендатором в соответствии с нормативно правовыми документами. Задолженность должна быть погашена не позднее последнего дня срока действия договора.

В ч 5 описываются сроки возмещения расходов арендатором. Задолженность должна быть погашена не позднее чем через 24 месяца с момента истечения срока действия договора.

Ниже рассмотрены следующие статьи:

Статья 18

ФЗ-416 ч 13 ст 18 описывается, как рассчитывается плата за подключение. Сумма расходов учитывается организацией, которая обеспечивает холодным/горячим водоснабжением. Если заявитель запрашивает объем водоснабжения, который превышает установленные законодательством нормы, то оплата за использованный объем воды рассчитывается индивидуально. Процесс подключения рассчитывается отдельно.

На стоимость влияют следующие факторы:

  • Расстояние до точки подключения;
  • Определение нагрузки на систему водоснабжения.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 20

В ст 20 описывается, что подлежит коммерческому учету. Сюда входит вода, которая:

  • Подается жителю многоквартирного дома за определенный период;
  • Транспортируется организацией по водопроводным сетям;
  • Проходит первичную подготовку для последующего потребления для бытовых нужд;
  • Сточные воды, которые прошли предварительную очистку в соответствии с договором.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 21

В ст 21 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» описываются ситуации, когда организация по предоставлению водоснабжения и водоотведения может временно прекратить свою работу или ограничить количество потребляемой воды.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 22

В ст 22 описываются случаи, когда организация имеет право вывести объект из работы для проведения последующего ремонта. При последней редакции закона изменения не вносились. 

Полный текст закона в последней редакции по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/416-fz-o-vodosnabzhenii-i-vodootvedenii/

����������� ����� �� 25.12.2018 � 480-�� �� �������� ��������� � ����������� ����� �� ������ ���� ����������� ��� � �������������� ���������������� …� � ������ 35 ������������ ������ �� ������������� � �������������

Закон по водоснабжению и водоотведению

25 ������� 2018 ����N 480-��

���������� ���������

����������� �����

� �������� ���������

� ����������� ����� «� ������ ���� ����������� ���

� �������������� ���������������� ��� �������������

���������������� �������� (�������) � ��������������

��������» � ������ 35 ������������ ������

«� ������������� � �������������»

������

��������������� �����

18 ������� 2018 ����

�������

������� ���������

21 ������� 2018 ����

������ 1

������ � ����������� ����� �� 26 ������� 2008 ���� N 294-�� «� ������ ���� ����������� ��� � �������������� ���������������� ��� ������������� ���������������� �������� (�������) � �������������� ��������» (�������� ���������������� ���������� ���������, 2008, N 52, ��. 6249; 2009, N 18, ��. 2140; N 48, ��.

5711; N 52, ��. 6441; 2010, N 31, ��. 4160; N 32, ��. 4298; 2011, N 1, ��. 20; N 27, ��. 3880; N 30, ��. 4590; 2012, N 26, ��. 3446; 2013, N 9, ��. 874; 2014, N 11, ��. 1098; N 26, ��. 3366; N 42, ��. 5615; 2015, N 29, ��. 4372; 2016, N 27, ��. 4210; 2017, N 45, ��. 6582; 2018, N 18, ��. 2564; N 32, ��.

5109) ��������� ���������:

1) ����� 1.1 ������ 9 �������� � ��������� ��������:

«1.1. � �������, ������������� ������������ �������� ��� ���������� � ���� ������������ ���������������� �������� (�������), ��������� ���� ���������������� �������� (�������) ����� �������������� ��� ���������� �������� ��������.»;

2) ��������� ������� 26.2 ���������� ����������:

«������ 26.2. ����������� ����������� � ���������� � 2019 — 2020 ����� �������� �������� ��� ������������� ���������������� �������� (�������) � �������������� �������� � ��������� ��������� ������ �������������������

1.

�������� �������� � ��������� ����������� ���, �������������� ����������������, ���������� � ������������ �� ������� 4 ������������ ������ �� 24 ���� 2007 ���� N 209-�� «� �������� ������ � �������� ������������������� � ���������� ���������» � ��������� ������ �������������������, �������� � ������� �������� � ������ ������ ��������� ������ � �������� �������������������, �� ���������� � 1 ������ 2019 ���� �� 31 ������� 2020 ����, �� �����������:

1) �������� ��������, ���������� � ������ ����� ���������������� �������� (�������), �� ������� ����������� ��������� �����, ������ (���������) ���������, � ����� �������� ��������� ������������ ����������� ���, �������������� ���������������� � (���) ������������ ��� ���������������� �������� � ������������ ��������� ����� ���� ������������� ������ (���������) ���������;

2) �������� �������� ����������� ���, �������������� ����������������, �������������� ���� ������������, �������� ������� ��������������� �������������� ���������� ��������� � ������������ � ������ 9 ������ 9 ���������� ������������ ������;

3) �������� �������� ����������� ���, �������������� ���������������� ��� ������� � ������ ���������������� �������� (�������), ������ �������������� �������� ���������� � ���, ��� � ��������� ��������� ��� ����� ���� �������� ���������� � �������� ���� ������������� � ���������� ����������������� ��������� �� ���������� ������� ���������, ������������� � ������������ � �������� ���������� ��������� �� ���������������� ���������������, ��� ����������������� ��������� � ���� ��������������� ��� ����������������� ��������������� ������������ ���� ������� ������� � ��������������� � (���) ������������� ��������, �������� � ������������ � ����������� ������� �� 4 ��� 2011 ���� N 99-�� «� �������������� ��������� ����� ������������», � � ���� ��������� ���������� ��������, �� ����������� ������� �������� ����� ������������� ���� ������� ����� �������, ������ ����� ���� ���. ��� ���� � ��������� ����� ���������� �������� �������� ������ ��������, ��������������� ������ 4 ������ 9 ���������� ������������ ������, ���������� ���������� �� ��������� ������������� ��� �������, ���� �� ���������� � �������� ���� � ���� ��������� ���������� ��������, �� ����������� ������� �������� ����� ������������� ���� ������� ����� �������;

4) �������� ��������, ���������� �� ������������� ����� ������������ � ��������� �������������� �� ����������� ���, �������������� ����������������;

5) �������� ��������, ���������� � ������:

�) ������������ ���������������� ������� � ������� ����������� ������������ ������������;

�) ������������ ���������������� �������� �� ������������ ������ ��������������� �����;

�) �������� �������� �������� ������ ����������� �����������, ������������ ����������� ������� �� 30 ������� 2008 ���� N 307-�� «�� ����������� ������������»;

�) ������������ ���������������� ������� � ������� ������������� ������� �������;

�) ������������ ���������������� ���������� �������.

2. ���������� �������� �������� � ���������� ���������� ��������� ������ �������� ������ ���������� ���������� ���������������� � ��������������� �������� (�������) � ������������� �������� � ������ ������������������ ����������� �������� � ������������ � ������ 1 ������ 20 ���������� ������������ ������.».

������ 2

������ � ������ 35 ������������ ������ �� 7 ������� 2011 ���� N 416-�� «� ������������� � �������������» (�������� ���������������� ���������� ���������, 2011, N 50, ��. 7358; 2014, N 42, ��. 5615) ��������� ���������:

1) ����� 4 �������� � ��������� ��������:

«4. ���������� ��� ��������� �������� �������� � ��������� ���� ���������� �������� �������� �������� ��������� ������ ���� � ����:

1) ��������������� ����������� ������������ ����, ����������� ������������, �������������� ������� �������������, �������� ������������� � (���) �������������, — ��� ������������� ������������� ���������������� �������� (�������);

2) ��������� ���������� ��������� �������� �������� �����������, �������������� ������� �������������, �������� ������������� � (���) �������������, ������ �������� ��������������, ��������������� ���������� ��� ���������� � ������� ���������������� ������������� �������, — ��� ������������� ������������� ���������������� �������� (�������);

3) ��������� ���������� ��������� �������� �������� ������ ������������� ������� — ��� ������������� ������������ ���������������� �������� (�������).»;

2) ��������� ������ 4.1 ���������� ����������:

«4.1. ��� ������������� ������������ ���������������� �������� (�������) � ������� ���������������� ������������� ������� � ����� ������������� � ������������� �������� �������� �����������, �������������� ������� �������������, �������� ������������� � (���) �������������, �� ����������.».

���������

���������� ���������

�.�����

������, ������

25 ������� 2018 ����

N 480-��

����� ��������/��������� ���������: 18 ������ 2019 13:36 / 18 ������ 2019 14:05

Источник: http://fssprus.ru/2581694/?print=1

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ

Закон по водоснабжению и водоотведению

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 10 декабря 2011 г. N 278с, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2011 г., в «Парламентской газете» от 16 декабря 2011 г. N 55-56, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7358

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2016 г.

Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 4 части 3 статьи 21, части 7 статьи 26, части 6 статьи 27, части 1 статьи 28 и части 2 статьи 29 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2019 года

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, внесённых абзацами первым — десятым, пятьдесят шестым, шестьдесят шестым — семьдесят девятым пункта 12 статьи 3 названного Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/70103066/

Водоснабжение и водоотведение: что нового?

Закон по водоснабжению и водоотведению

Водоснабжение и водоотведение: что нового?

А.Г. Дудникова

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г.

№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон) упорядочивает отношения, связанные с водоснабжением и водоотведением через централизованную систему, причём эти отношения ранее либо не были урегулированы правом вообще, либо были урегулированы правовыми актами разного уровня (постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления, локальными актами Водоканалов и им подобных организаций).

Закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением ст.

9 «Особенности распоряжения объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности», которая уже вступила в силу с 1 января 2012 г.

, и ч. 2 ст. 40, в которой сказано, что «утверждение инвестиционной программы без утверждённой схемы водоснабжения и водоотведения не допускается» (вступает в силу 1 января 2014 г.).

В настоящее время (до вступления в полную силу Закона) есть разграничение в регулировании сброса. Если сброс происходит в водный объект – это предмет ведения природоохранных органов, так как наносится вред окружающей среде.

Если сточные воды принимаются организацией, эксплуатирующей централизованные системы водоотведения (назовем её для удобства Водоканалом), то эти отношения являются гражданско-правовыми и регулируются договором между абонентом и Водоканалом.

Водоканал в конечном счёте тоже отводит стоки в водный объект и тогда становится объектом внимания органов государственного экологического надзора.

В задачу Водоканала входит очистить принятые стоки до состояния, пригодного для сброса в водный объект.

Для этого организация вправе устанавливать свои нормативы качества принимаемых от абонентов сточных вод исходя из своих возможностей по очистке стоков до природоохранных нормативов.

За приём стоков абонент платит Водоканалу в таком объёме, чтобы данные платежи покрывали расходы организации, включающие очистку стоков и платежи за сброс в водный объект.

Все проблемы (контроль, штрафы, повышенные платежи при превышении нормативов) у абонента возникают с организацией, а не с госорганом, который не имеет права вмешиваться во взаимоотношения между абонентом и Водоканалом. Но после вступления в силу комментируемого Закона госорган такое право иметь будет! И это главное, что привнёс комментируемый Закон в эколого-правовую сферу.

А вот вопросы регулирования сброса в водный объект Закон не затронул. Это следует из его первой статьи, очерчивающей предмет регулирования серией отсылочных норм: 

—  забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством; 

—  требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании; 

—  отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения),  регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды (которые регулируются в соответствии с предыдущим абзацем); 

—  к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения рассматриваемого закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами; 

—  особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах устанавливаются Правительством РФ.

Помимо данных отсылочных норм Закон содержит отсылочные нормы к ожидаемым постановлениям Правительства РФ.

В ст. 2 Закона приведён словарь из 29 терминов.

В ст. 3 гл. 1 и в гл. 2 изложены общие для всех законов положения, касающиеся целей и принципов государственной политики и полномочий государственных и муниципальных структур.

Глава 3 устанавливает порядок осуществления горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, т.е. излагает вопросы заключения договоров (в том числе существенные условия), эксплуатации систем (в том числе «бесхозяйных объектов централизованных систем»), содержания постановлений Правительства РФ, призванных устанавливать правила водоснабжения и водоотведения.

Данная (неэкологическая) глава содержит гражданско-правовую норму, отвечающую существующей ситуации с водоотведением стоков в Водоканал.

То есть в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством РФ. В гл. 5 («экологической») эти же положения будут раскрыты уже несколько более неприятно для абонента.

Глава 4 посвящена вопросам обеспечения качества питьевой воды, горячей воды.

Глава 5 «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения» требует более пристального внимания экологов. На ней остановимся подробнее. Итак, Закон вводит административный фактор в гражданско-правовые отношения между абонентом и организацией, осуществляющей эксплуатацию централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в экологоправовой сфере.

Ранее допустимое качество стоков определялось соглашением между Водоканалом и абонентом таким образом, чтобы при сбросе в водный объект достигались нормативы допустимых сбросов, установленные Водоканалу.

Этот подход сохранён Законом, однако на Правительство РФ возложена обязанность утвердить Порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы (далее – Порядок).

Данный Порядок утверждается «в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом».

Насколько изменит новый Порядок существующие отношения, будут ли нормативы (лимиты) устанавливаться Водоканалом самостоятельно «в порядке, утверждённом Правительством РФ» или с активным участием Росприроднадзора, что превратится в подобие разработки НДС для сброса в водный объект, – пока неизвестно.

Нормативы и лимиты будут устанавливаться для категорий абонентов, определённых Правительством РФ (возможно, категории будут указаны в Порядке). По формулировкам закона можно надеяться, что требования по нормированию стоков будут распространяться не на все категории абонентов.

Также Правительство РФ установит порядок контроля состава и свойств сточных вод. Абонент должен будет представлять в Водоканал декларацию о составе и свойствах передаваемых стоков.

Контроль будет осуществляться Водоканалом по программе, согласованной с органом государственного экологического надзора (пока это Росприроднадзор). Анализ взятых Водоканалом проб должен выполняться аккредитованной лабораторией.

Но пока норма сформулирована таким образом, что предполагает возможность взятия проб Водоканалом без участия аккредитованной лаборатории.

Данные анализов могут использоваться Росприроднадзором. У Водоканала также есть обязанность сообщать в Росприроднадзор о выявленных несоответствиях проб и декларации.

Если при анализе взятых проб будет выявлено превышение нормативов (лимитов), Водоканал обязан об этом сообщить в Росприроднадзор в течение 24 ч.

Данное сообщение будет являться основанием для внеплановой проверки абонента Росприроднадзором.

Вероятно, система платежей за сброс станет подобной ныне существующей на практике системе платежей за отходы, когда за сброс (размещение) будет платить не Водоканал (полигон), а лицо, образующее стоки (отходы).

При этом закон закладывает возможность оплаты из этих средств природоохранных мероприятий как Водоканалом, так и абонентами, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений.

Однако это будет возможно не раньше, чем Правительство РФ установит требуемый Законом Порядок (соответствующая норма – отсылочная).

Затратами на реализацию природоохранных мероприятий будут признаваться документально подтверждённые в отчётном периоде затраты на реализацию мероприятий, включённых в план снижения сбросов.

Ответственность за загрязнение водного объекта также возлагается на абонентов: если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов или лимитам, такой абонент обязан возместить вред, причинённый окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не возмещает указанного вреда, причинённого окружающей среде.

Последнее предложение создаёт ощущение субсидиарной ответственности Водоканала и виновного абонента – если абонент не компенсировал вред в полном объёме, некомпенсируемую часть должен внести Водоканал. Это согласовывается с принципами гражданскоправовой ответственности.

Таким образом, пока основное, что меняет положение абонента по сравнению с сегодняшним днём, – это возможность органа государственного экологического надзора проверять абонентов Водоканала.

Ранее отношения между абонентом и Водоканалом в этой части были исключительно в гражданско-правовой сфере без административного компонента, и ответственность за сброс в водный объект нёс исключительно Водоканал, который обладал правом регрессного иска к абоненту или правом отказа от приёма загрязнённых стоков.

Также следует отметить, что отдельным Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» внесены изменения в 21 федеральный закон. 

:

«Экология производства» № 4, апрель 2012 года. 

Источник: http://ecoteam.ru/ru/materials/89

ЗаконаНадзор
Добавить комментарий